Объект исследования - ООО «Ильданстрой» (г. Казань).
Основной вид деятельности – торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием.
Проведен анализ финансового состояния за 2020-2021 годы.
Введение 3
1.Теоретические аспекты стратегии роста организации 5
1.1 Понятие и сущность стратегии роста организации 5
1.2 Этапы разработки стратегии роста организации 9
1.3 Виды стратегий роста предприятия 13
2. Анализ стратегии роста и развития предприятия на примере ООО «Ильданстрой» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Оценка действующей стратегии организации 27
2.3 Предложения по совершенствованию стратегии роста и развитию организации 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Разработка стратегии имеет значимость для предприятий любого размера и различной специфики деятельности. Однако наиболее важной разработка является именно для предприятий малого бизнеса, поскольку в таких предприятиях меньше финансовых ресурсов и численность персонала. Поэтому предприятию необходимо грамотное распределение и использование этих ресурсов, поскольку от этого зависит дальнейшее существование и развитие.
Правильная постановка целей и задач, объективность анализа внешней и внутренней среды – все это позволит повысить эффективность функционирования предприятия в условиях рынка. Этим обосновывается актуальность темы исследования.
Стратегическое управление предполагает разработку и реализацию основных целей и инициатив, осуществляемых руководством компании по поручению её владельцев на основании изучения ресурсов и оценки внутренних и внешних условий работы организации.
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности от поставленной цели. Таким образом, проблема правильного формирования стратегии развития для предприятия малого бизнеса, недостаточность путей решения этой проблемы и изменения в российской экономике определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является ООО «Ильданстрой».
Предметом исследования выступают стратегии роста предприятия.
Целью исследования является рассмотрение теоретических и практических основ формирования стратегии роста предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность стратегии роста организации;
2.Рассмотреть этапы разработки стратегии роста организации;
3.Исследовать маркетинговые особенности стратегии роста предприятия;
4. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
5. Провести оценку действующей стратегии организации;
6. Разработать предложения по совершенствованию стратегии роста и развитию организации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в сфере стратегического управления и менеджмента организации.
При изучении теоретических основ исследования организационной культуры использовались труды и работы И. Ансоффа, О.С. Виханского, Л.Г. Зайцева, Г.И. Олехновича, М. Портера, А.А. Томпсона, В.И. Шилкова и других.
Методы научного исследования: классификация, метод аналогии, синтез, системный анализ, метод наблюдения, измерение, описание, эксперимент, конкурентный анализ, SWOT-анализ, PEST-анализ.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения стратегии для любого предприятия, схожего с деятельностью рассматриваемого, реализация которой позволит добиться экономического эффекта для компании и ее дальнейшего развития в целом.
Структура курсовой работы определяется поставленной целью, и состоит из введения, основной части, разделенной в соответствии с поставленными задачами на две главы, заключения и списка использованных источников.
Основная цель данного исследования состояла в изучении теоретических аспектов маркетинговой стратегии, анализе деятельности ООО «Ильданстрой» и в формировании маркетинговой стратегии для данного предприятия.
Маркетинговая стратегия представляет из себя элемент стратегии деятельности предприятия, который направлен на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Она определяет, на каких рынках работать компании, с какими сегментами, потребителями, какую продукцию необходимо производить, какие ценности заложить в бренд, какой тип ценообразования выбрать, какие каналы сбыта и каналы товародвижения лучше использовать, как организовать коммуникации и продвижение. С целью выбрать оптимальную стратегию, нужны соответствующие критерии. Здесь принимаются в расчет такие факторы:
− рост предприятия. Компании необходимо сделать выбор в пользу стратегии концентрации с целью предотвращения пустой растраты личных средств и сконцентрировать силы на тех рынках, где деловой успех можно достигнуть относительно быстро;
− стабильность рынка. В данном случае, возможно, рекомендовать стратегию последовательного освоения рынков нескольких областей с целью оптимизации уровня риска;
− однородность рынка. Здесь компании дана возможность для стандартной политике сбыта и для извлечения прибыли;
− интенсивность конкуренции. Существенное давление на стоимость услуг требует от компании систематического ограничения затрат, что можно достигнуть с помощью концентрации на ключевых рынках.
В работе проведен анализ стратегии и маркетинговой активности ООО «Ильданстрой». Анализ основной деятельности показал, что в настоящее время предприятие не задействует в полном объеме все мощности, а производственный процесс не обладает оперативностью и гибкостью реагирования на изменения. На сегодняшний день компания ООО «Ильданстрой» активно применяет стратегию горизонтальной диверсификации.
В целом предприятие ООО «Ильданстрой» имеет большой опыт диверсификации. Создание производства на базе торгового предприятия само по себе является диверсификационным проектом, так как основной вид деятельности предприятия – торговля, а не производство. Внутри производства основной стратегией развития является моноотрослевая горизонтальная диверсификация. Анализ основной деятельности показал, что в настоящее время предприятие не задействует в полном объеме все мощности, а производственный процесс не обладает оперативностью и гибкостью реагирования на изменения.
Главными угрозами со стороны факторов внешней среды являются: высокая суммарная нагрузка на предприятие и возможность ее усиления, опасность экономической нестабильности, рост цен на сырье, отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России. Среди возможностей отмечаются такие факторы как: доступ к технологиям, лицензирование, патенты, стабильный и постоянно растущий круг потребителей, ухудшение позиций конкурентов.
ООО «Ильданстрой» необходимо придерживаться стратегии дифференциации. Она предполагает обособление продукции и услуг ООО «Ильданстрой» на рынке за счет их качественных характеристик. Предприятие должно стремиться иметь самые низкие в отрасли издержки реализации продукции.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
II. Специальная литература
2. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования / Под ред. В.И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2019. – 264 с.
3. Андреева Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация / Н. Н. Андреева // Маркетинговые коммуникации. -2018. -№ 4. – С. 236-247.
4. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2019.
5. Баркалов С. А. Формирование оптимального плана закупок. В 2 т. Т. 2 / С. А. Баркалов, П. Н. Курочка, И. М. Смирнов, А. В. Щепкин // Современные сложные системы управления: материалы междунар. науч.-практ. конф./Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. -Воронеж, 2018. – С. 435-437.
6. Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии. СМАЛЬТА. 2018. № 6. – С. 18-20.
7. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/Т. А.Беркутова. -Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 254 с.
8. Галлямова Л. М. Функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия / Л. М. Галлямова // Молодой ученый. – 2019. – №9. – С. 563-567.
9. Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. - Тамбов: Юком, 2018. – С. 42-43.
10. Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации//Перспективы развития науки и образования. - Тамбов: БизнесНаука-Общество, 2019. – С. 42-43.
11. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 312 с.
12. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во «АльфаПресс», 2020. – С. 122.
13. Жариков А.В., Горячев Р.А. Прогнозирование спроса и объема продаж: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 39 с.
14. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие/П. С. Завьялов. - М.:ИНФРА-М, 2018. – 496 с.
15. Задоя А.А. Совокупный спрос как фактор и результат экономического роста / Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2019. № 1.
16. Зильберштейн О.Б. Особенности российского бизнеса в новых экономических условиях. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса «МИРБИС» (Институт); [под ред. О. Б. Зильберштейна]. Москва, 2019.
17. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: учеб. пособие. М.: Изд-во МАИ, 2018. – С. 34.
18. Пономарева А. М. Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка эффективности. - М.: Финансы и статистика, 2019. –192 с.
19. Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2018. – 560 с.
III. Интернет-ресурсы
20. Официальный сайт ООО «Ильданстрой». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stroysmesi16.ru (дата обращения 24.04.2022)