Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования особенностей влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации
1.1Понятие профессионального стресса в современных
зарубежных и отечественных исследованиях
1.2Понятие психического здоровья персонала организации
1.3Профессиональный стресс и способы его преодолении
Глава 2 Организация исследования особенностей влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации
2.1Этапы и методики исследования
2.2Анализ результатов констатирующего этапа исследования
Глава 3 Экспериментальное изучение особенностей влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации
3.1Тренинговая программа по восстановлению психического
здоровья персонала организации
3.2Анализ эффективности тренинговой программы по восстановлению психического здоровья менеджеров по
продажам организации
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Итоги теста диагностики депрессии PHQ 9 на констатирующем этапе
Приложение Б Итоги теста диагностики депрессии PHQ 9 на контрольном этапе
Приложение В Результаты теста на стресс и депрессию
Ч. Д. Спилбергера на констатирующем этапе
Приложение Г Результаты теста на стресс и депрессию
Ч. Д. Спилбергера на контрольном этапе
Актуальность. Как показывают многочисленные исследования, в последнее время особое значение приобретает проблема качества физического, психического, психологического, социального здоровья как общества в целом, так и отдельной личности. Психологическое здоровье - конечный, итоговый результат, а также интегральный эффект многих составляющих психики. Первые классические попытки обоснования происхождения, содержания и структуры психологического здоровья относятся к З. Фрейду, Ш. Бюлер, В. Франклу, А. Маслоу, Ф. Перлзу.
Наиболее остро в современной науке возникает проблема исследования основных детерминант психологического здоровья личности и факторов, которые на него влияют, а сам феномен психологического здоровья требует глубокого научного анализа и исследования его ведущих характеристик, терминологического и компонентного уточнения, разработки диагностического инструментария.
Степень изученности проблемы. Проблемой стресса занимались такие ученые, как Г. Селье, Р. Лазарус, Ч.Д. Спилбергер, В.В. Бойко, Л.А. Китаев-Смык, В.Д. Небылицын, В. А. Петровский, Н.В. Самоукина и многие другие. Вопросы психического здоровья интересовали Б. Г. Ананьева, А.М. Прихожан, В.А. Пинчук, Н.А. Аминова, К.Е. Изарда, Н.Д. Левитова, Ю.Л. Ханина и др.
В ходе экспериментального исследования применялись следующие методы сбора эмпирической информации: наблюдение, беседа,
психологическое тестирование.
Объект исследования: профессиональный стресс.
Предмет исследования: влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации ООО «Энергия».
Цель исследования: определение особенностей профессионального стресса и его влияния на психическое здоровье личности, а также оценка эффективности тренинговой программы по восстановлению психического здоровья персонала организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профессиональный стресс имеет влияние на такие аспекты психического здоровья, как: тревожность, фрустрация, агрессивность, нейротизация, а использование специально разработанных психологических программ по профилактике психического здоровья персонала организации может способствовать снижению профессионального стресса.
Основные задачи исследования:
-проанализировать научные представления и основные исследовательские подходы по проблеме профессионального стресса и психического здоровья;
-подобрать психодиагностические методики, направленные на изучение влияния профессионального стресса на психическое здоровье;
-провести эмпирическое исследование для определения особенностей влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации;
-разработать тренинговую программу по восстановлению психического здоровья персонала организации ООО «Энергия»;
-апробировать тренинговую программу по восстановлению психического здоровья персонала организации ООО «Энергия»;
-определить эффективность реализованной тренинговой программы по восстановлению психического здоровья персонала организации ООО «Энергия»;
-сформулировать выводы.
Теоретико-методологическим основанием исследования являются работы В. А. Бодрова и Н. В. Самоукиной, посвященные проблемам профессионального стресса. А. М. Прихожан, О. С. Васильева,
И. В. Дубровина, О. И. Даниленко, Г. С. Никифоров, Л. В. Куликов, О. В. Хухлаева, Ф. Р. Филатов занимались разработкой критериев психического, психологического, социального здоровья.
Методы исследования:
а) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
б) эмпирические методы:
1)факторный личностный опросник «Тест на стресс и депрессию» (Ч. Д. Спилбергер, в адаптации О. Радюка);
2)тест на диагностику депрессии PHQ-9;
3)опросник дифференциальной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) А. Леоновой, С. Величковской.
в) методы математико-статистической обработки данных:
1)анализ первичных данных;
2)сравнительный анализ данных.
Экспериментальная база исследования и выборка. Выборку составили 30 человек организации ООО «Энергия»: 20 мужчин и 10 женщин. В исследовании принимали участие руководители (2 чел.) - начальники самостоятельных подразделений - отделов, имеющих в подчинении штат сотрудников. 28 человек - представители разных структурных подразделений, не выполняющие управленческие функции. Возраст испытуемых от 30 до 45 лет. Стаж работы руководителей 4 года. Стаж работы работников от 2 до 10 лет.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования были учтены нами при составлении тренинговой программы во время ее подготовки и нашли практическое отражение в различных формах работы. Предложенная нами тренинговая программа является современной интерактивной технологией в осуществлении информационнопросветительской деятельности. Ее внедрение в практику деятельности учреждения способствовало формированию положительного социальнопсихологического климата в коллективе и восстановлению психического здоровья.
Также, полученные данные могут быть использованы при проведении диагностических и реабилитационных мероприятий по профилактике психических расстройств, среди сотрудников других организаций, а, также, при разработке учебных курсов «Психология труда», «Психология саморегуляции», «Психология экстремальных ситуаций».
Достоверность выводов предполагается обеспечить следующими условиями: методологической обоснованностью научных позиций,
соответствием методов и методик поставленным целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, качественным и количественным анализом эмпирических данных.
Личное участие. Автор лично проводил исследование с помощью факторного личностного опросника «Тест на стресс и депрессию» (Ч. Д. Спилбергер, в адаптации О. Радюка), теста на диагностику депрессии PHQ-9, опросника дифференциальной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) А. Леоновой, С. Величковской. Также автором была проведена математико-статистическая обработка данных.
Автор разработал, апробировал и определил эффективность реализованной психологической тренинговой программы по восстановлению психического здоровья персонала организации ООО «Энергия», сформулировал выводы.
Апробация результатов работы.
Материалы диссертации были представлены и докладывались в рамках следующих конференций и были опубликованы в сборниках:
1)Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество», 2019;
2)Научный журнал «Студенческий» № 37 (123), 2020.
На защиту выносятся следующие положения:
-психическое здоровье имеет связь с определенными личностными
характеристиками такими, как: тревожность, фрустрация,
агрессивность, нейротизация;
-профессиональный стресс влияет на психическое здоровье
персонала организации;
-повысить стрессоустойчивость и уровень психического здоровья можно за счет реализации тренинговой программы;
-тренинговая программа может снизить уровень стресса, и соответственно, улучшить показатели психического здоровья.
Структура магистерской диссертации построена в соответствии с логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, список литературы из 55 источников, приложения. Объем основного текста составляет 91 страница.
Теоретический анализ литературы по заявленной теме показал, что именно ежедневные неприятности, прямо не связанные с работой, обусловливают устойчивое снижение работоспособности, эффективности выполняемой работы и приводят к развитию синдрома выгорания у работников. В современной зарубежной психологии актуальными являются исследования профессионального стресса как элемента личностного роста, когда травматический стрессовый опыт становится важным источником развития, открывает новые возможности и ресурсы для самореализации личности.
Последними исследованиями в области психологии организационного стресса доказано существование семи основных стрессофакторов, связанных с работой: ролевая неоднозначность, ролевой конфликт, ролевая
перегруженность, опасность работы, конфликт работы и личной жизни, внешняя неопределенность и ситуативные стрессоры. При этом, именно ситуативные стрессоры (повседневные проблемы) и ролевая неопределенность влияют на производительность деятельности значительно сильнее, чем все другие стресс-факторы.
На сегодняшний день эффективность функционирования и развития предприятия обеспечивается за счет оптимизации использования всех ресурсов: материальных, финансовых и главное - человеческих. Если предприятие действительно беспокоится о людях, его общая философия, климат и настроение обязательно отражаются на результатах хозяйственной деятельности и в целом на конкурентоспособности предприятия.
Эмпирическое исследование выявления влияния профессионального стресса на психическое здоровье менеджеров по продажам организации показало, что показатель любознательности падает при наличии стрессирующих факторов, поэтому можно предположить, что чем они сильнее, тем меньше человек проявляет себя в познавательной деятельности. Интенсивность агрессии имеет прямую связь с интенсивностью тревожности, интенсивностью депрессии, с частотой тревожности, но не имеет связи с психическим здоровьем персонала организации. Здесь нельзя однозначно сказать, что является первопричиной, но можно утверждать, что чем выше один показатель, тем выше другой. Интенсивность тревоги по тесту на стресс и депрессию имеет прямую связь с интенсивностью депрессии, что вполне логично, так, как-то и другое имеет общее психическое проявление. Интенсивность депрессии имеет прямую связь с частотой любознательности, частотой тревожности.
Проведенным эмпирическим исследованием, мы подтвердили гипотезу о том, что профессиональный стресс сильнее всего влияет на такие аспекты психологического здоровья, как: тревожность, фрустрацию, агрессивность, нейротизацию.
Также, сравнивая данные на контрольном и констатирующем этапе исследования по выраженности средних значений шкал теста на стресс и депрессию и выраженности оценки психического здоровья менеджеров по продажам, мы видим, что у большинства менеджеров по продажам, на констатирующем этапе, стрессирующие факторы отсутствуют. Этот вывод подтверждает часть гипотезы о том, что психологическая тренинговая программа по профилактике и восстановлению психического здоровья персонала может приводить к повышению устойчивости к
профессиональному стрессу.
1.Андреева Э. Эффективность социального пакета // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2015. №1. С. 31.
2.Аширов Д. А. Управление персоналом. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. 432 с.
3.Аллин О. Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. М. :Генезис, 2018. 248 с.
4.Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1995. № 1. С. 54.
5.Бассин Ф. В. Проблема бессознательных в несознательных форм высшей нервной деятельности. М. : Медицина, 1968. 468 с.
6.Бердников А. Система стимулирования труда менеджеров
коммерческих организаций: диагностика состояния и пути
совершенствования // Кадровик. 2015. № 9. С. 56.
7.Балашов Ю. К., Коваль А. Г. Методики построения
мотивационного профиля персонала и разработки Положения о стимулировании персонала // Кадры предприятия. 2015. № 8. С. 46.
8.Барская М., Лобанова О., Погодина Г. Библиотека персонал технологий // Методическое пособие «Нематериальная мотивация персонала». Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». 2015. 95 с.
9.Блинов А. О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом. Учебник. М. : ГЕЛАН, 2016. 411 с.
10.Бусовикова О. П., Мартышова Т. Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. 410 с.
11.Вайллант Д. Адаптированность к жизни. М. : Медицина, 1977.
396 с.
12.Верещагина Л. А., Карелина И. М. Психология потребностей и мотивация персонала. М. : Гуманитарный центр, 2016. 156 с.
13.Варенов А. В., Исаев С. Д. Мотивация персонала: игра или
работа. Учебник. СПб. : Речь, 2016. 158 с.
14.Вардаян И. Предложение по совершенствованию системы
нематериального стимулирования сотрудников // Кадровик. 2016. № 10. С. 5.
15.Веснин В. Р. Основы менеджмента. Учебник. М. : Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 2017. 480 с...