Объект исследования - ООО «Ин-Ритейл» (г. Санкт- Петербург).
Основной вид деятельности компании - торговля розничная домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Понятие маркетинга. Концепции управления маркетингом 5
1.2 Маркетинговая деятельность и способы ее совершенствования 15
1.3 Показатели эффективности маркетинговой деятельности 22
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ИН-РИТЕЙЛ» 30
2.1 Организационная характеристика предприятия 30
2.2 Анализ внутренней и внешней среды компании 34
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности 44
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном быстро меняющемся мире, когда конкуренция на внутреннем и глобальном рынках становится все более ожесточенной, а потребности и запросы заказчиков и покупателей в значительной степени индивидуализируются, маркетинг играет важную роль в жизни общества. Он помогает людям удовлетворять свои потребности, а компаниям определять, что необходимо производить и какие услуги организовывать.
Это, прежде всего, постоянное совершенствование организации управления компанией, совершенствование дизайна и качества товаров и услуг, эффективная ценовая политика, формирование спроса, стимулирование сбыта посредством рекламы, организация технического обслуживания, расширение спектра услуг, предоставляемых при послепродажном обслуживании.
Актуальность темы, выбранной для исследования, обусловлена тем, что одной из причин убыточной деятельности компаний является недостаточное внимание к маркетинговым исследованиям. В результате компании работают в условиях ограниченной информации о рынке и его отдельных сегментах.
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности компании и оценка эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования в работе является маркетинговая деятельность ООО «Ин-Ритейл» на рынке оказания услуг по обслуживанию.
В задачи работы входит:
1. Рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности
2. Представить организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Ин-Ритейл».
3. Провести анализ внутренней и внешней маркетинговой среды компании.
4. Выявить проблемы в сфере маркетинга данного предприятия.
5. Предложить мероприятия, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности.
6. Обозначить возможную эффективность совершенствования.
При написании выпускной квалификационной работы использовались методы анализа источников литературы, сравнения, обобщения, изучения динамики и взаимосвязи.
Теоретическую значимость дипломной работы составили труды таких авторов, как: М.В. Виноградова, С.С. Скобкин, И.М. Асанова, Ю.СЮ Сергеева, Ю.В. Шанаурина.
Во введении выделена актуальность темы исследования, выбран объект, сформированы цель и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы маркетинговой деятельности: понятие, сущность; способы совершенствования маркетинговой деятельности; концепции управления маркетингом.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика предприятия; выявлены основные проблемы в деятельности ООО «Ин-Ритейл»; предложены пути совершенствования маркетинговой деятельности.
В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности; конкретизированы организационные мероприятия по их внедрению; обозначена возможная экономическая эффективность совершенствования.
В заключении сформированы выводы и даны предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Ин-Ритейл».
Маркетинг — это сложная система организации производства и реализации продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе маркетинговых исследований и прогнозирования, разработки стратегий и тактик поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Маркетинг можно представить как двухэтапный процесс: первый – выяснить, в чем нуждаются и чего хотят потенциальные потребители; второй - предложить продукт, который отвечает этим потребностям и желаниям. Таким образом, маркетинг является необходимой фундаментальной функцией управления в любой компании. Но соотношение количества сотрудников, ответственных за маркетинг и продажи в компании, варьируется в зависимости от отрасли.
Система мониторинга результатов маркетинговой деятельности должна включать в себя следующие подсистемы:
1) планирование;
2) организация и проведение процессов измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга;
3) оценка эффективности управления мероприятиями для достижения тактических и стратегических целей маркетинга.
При этом, экономический и финансовый анализ маркетинговой деятельности является необходимым, но недостаточным критерием для обоснования маркетинговых программ. Требуется тщательный анализ других переменных, чтобы точнее оценить маркетинговые результаты. Однако полученные экономические эффекты и экономическая эффективность, все же, являются базой для окончательной оценки эффективности маркетинговой деятельности компании.
Практическая часть работы выполнена на примере одной из компаний, – ООО «Ин-Ритейл». По результатам рассмотрения деятельности компании за 2018 – 2021 гг. можно сделать следующие выводы:
1) в течение рассматриваемого периода компанией проделана значительная работа по развитию, что дало свои результаты в виде прироста количества клиентов и росте выручки от реализации предлагаемых компанией товаров и услуг;
2) в настоящее время усредненный портрет потребителя – физического лица – это мужчина / женщина в возрасте либо 20 – 25 лет, либо 25 – 50 лет со средним доходом до 30 тыс. руб. ежемесячно, либо 30 – 50 тыс. руб. ежемесячно. При этом имеется тенденция к тому, что:
– все большее число потребителей – это женщины;
– потребитель товаров и услуг компании постепенно молодеет;
– одновременно снижается его среднемесячный доход;
3) растет число клиентов компании – юридических лиц (ранее в значительной степени преобладали физические лица);
4) средний чек по оказываемым услугам и товарам ежегодно увеличивается;
5) в настоящее время оцениваемая доля рынка компании составляет 5-7 %, и в перспективе компания может занять до 10 и даже 15 % рынка, но:
– не ведется маркетинговая деятельность, что усложняет видение перспектив и направления движения в развитии компании;
имеющиеся инструменты маркетинга используются неграмотно (несмотря на наличие собственного сайта, а также имеющихся у компании данных опросов потребителей, где указано, что о компании они узнали именно через Интернет:
1) компания свой сайт не продвигает;
2) сайт является неудобным для использования потребителями;
3) вместо нужной потребителю информации, на сайте очень много лишней информации);
– у компании нет человека, ответственного за ведение маркетинговой деятельности. Руководство компании объясняет это тем, что:
1) компания относится к микропредприятиям;
2) придется взять в штат еще одного сотрудника, что увеличит расходы.
В результате часть маркетинговых функций выполняет сам директор, часть возложена на заместителя директора, часть – не выполняется вовсе.
Из изложенного видно, что:
1) в перспективе такая ситуация не позволит компании имеющуюся положительную динамику роста и развития бизнеса;
2) приведет к потери части конкурентных преимуществ;
3) может привести к выходу из бизнеса.
В связи с этим руководству компании были предложены следующие мероприятия, направленные на совершенствование применяемых компанией маркетинговых мероприятий:
1) разработка и применение программы маркетинга, основанной на стратегии развития компании;
2) активизация имеющихся ресурсов в сфере маркетинговой деятельности;
3) принятие в штат специалиста-маркетолога.
По результатам внесенных предложений был проведен расчет затрат на их реализацию и расчет экономических эффектов от их применения. Расчеты показали, что предложенные мероприятия являются эффективными, поскольку их реализация:
1) закрывает для компании ряд негативных моментов, имеющихся в настоящее время, и связанных с неиспользованием целостной системы маркетинга;
2) систематизируют не только маркетинг, но и часть других функций управления компанией – например, планирование и контроль;
3) приносят компании высокий экономический эффект, который выражается в:
– росте числа клиентов и покупателей;
– укреплении конкурентных позиций;
– увеличении таких показателей, как выручка и чистая прибыль.
Также необходимо отметить, что несмотря на то, что каждое из предложенных мероприятий может применяться и в отдельности, наибольший экономический эффект достигается при комплексном применении всех предложенных мероприятий.
1) Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», иные нормативные правовые акты, а также устав общества с ограниченной ответственностью и внутренние нормативные документы общества.
Основная литература:
1) Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Сервис" / М. В. Виноградова, З. И. Панина. - 8-е изд. - Москва : Дашков и К, 2014. - 445 с. - Библиогр.: с. 439-441.
- ISBN 978-5-394-02351-4 : 123-00.
2) Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме : учеб. пособие / С. С. Скобкин.- Москва : Магистр : Инфра-М, 2014. - 447 с.
3) Организация производства и управление предприятием : учебник для студ. вузов, обучающихся по направлению подгот. 38.03.02 (080200) "Менеджмент" : соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения / О. Г. Туровец [и др.] ; под ред. О. Г. Туровца. - 3-е изд. - Москва : Инфра-М, 2015. - 504 с. : табл. - (Высшее образование - бакалавриат). - На тит. л. и обл.: Электронная библиотечная система znanium.com. - Библиогр.: с. 497-499 (43 назв.). - ISBN 978-5-16-00431- 9 (print) : 499-95.
4) Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлениям "Туризм" и "Гостиничное дело" / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 192 с. - (Высшее образование. Туризм) (Бакалавриат). - Библиогр.: с.190. - ISBN 978-5-4468- 1428-2 : 552-81.
5) Сергеева, Ю.С. Гостиничный бизнес : учебное пособие / Ю.С. Сергеева. - Москва : Приор-издат, 2009. - 143 с. - (Конспект лекций. В помощь студенту). - ISBN 978-5-9512-0896-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72787.
6) Шанаурина, Ю.В. Нормативно-правовое регулирование в гостиничном сервисе : учебное пособие : [16+] / Ю.В. Шанаурина ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2011. – 274 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573897 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-400-00525-1. – Текст : электронный.
Дополнительная литература:
1) Фролов, М.В. Применение интеграционных маркетинговых коммуникаций в туристическом бизнесе / М.В. Фролов. – Москва : Лаборатория книги, 2010. – 89 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88497 – Текст : электронный.
2) Артеменко, О.Н. Теоретические аспекты брендинга в индустрии туризма и гостеприимства : монография / О.Н. Артеменко, К.С. Глобов ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань : Познание, 2011. – 80 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257760 – Библиогр.: с. 58-60. – ISBN 978-5-903486-05-2. – Текст : электронный.
3) Родигин, Л.А. Интернет-технологии в туризме и гостеприимстве: лекции / Л.А. Родигин, Е.Л. Родигин. – Москва : Советский спорт, 2014. – 208 с. : табл., схем., ил. – (Профессиональное туристское образование). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438479 – Библиогр.: с. 182-183. – ISBN 5-9718-0743-8. – Текст : электронный.
4) Дашкова, Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе : учебное пособие / Т.Л. Дашкова. – Москва : Дашков и К°, 2014. – 72 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452823 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02000-1. – Текст : электронный.
5) Колочева, В.В. Стандартизация и сертификация в туризме и гостиничном хозяйстве : учебное пособие : [16+] / В.В. Колочева ; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2017. – 78 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574778 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7782-3310-2. – Текст : электронный.
6) Буковских А.А. Практический маркетинг / А.А. Буковских. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 282 с.
7) Вельмезева М.В. Оценка эффективности маркетинговой деятельности компании с помощью системы ключевых бизнес-показателей/М.В. Вельмезева // Молодой ученый. 2015. № 3. – С. 389–393.
8) Вельяминова Е.Н. Составляем бюджет маркетинга. – М.: Статус Кво 97, 2017. – 95 с.
9) Годин С. Фиолетовая корова / С. Годин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 299 с.
10) Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс / Е.П. Голубков. – М.: Юрайт, 2016. – 420 с.
11) Грунич О.Ю. Маркетинг / О.Ю. Грунич. – С.Пб.: Лань-Трейд, 2016. – 338 с.
12) Грушняк Е.Т. Оценка эффективности маркетинговых инструментов / О.Ю. Грушняк // Консультант. 2017. № 12. – С. 67–68.
13) Егоршин А.П. Маркетинг организации / А.П. Егоршин. – С.Пб.: Питер, 2016. – 390 с.
14) Жижикин А.Л. Поведение потребителей / А.Л. Жижикин. – М.: Кнорус, 2017. – 319 с.
15) Иванов Л. Маркетинговый конвейер / Л. Иванов. – М.: Иванов и партнеры, 2014. – 305 с.
16) Инструменты маркетинга: как выбрать самый эффективный // Электронный ресурс. URL: https://www.gd.ru/article/article/print?id=9638 (дата обращения 16.11.2022)
17) Качалов И.В. Стратегический маркетинг / И.В. Качалов. – М.: Дело, 2015. – 394 с.
18) Корнеев А.Н. Основные составляющие маркетинга / А.Н. Корнеев // Консультант директора. 2017. № 6. – С. 21–27.
19) Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2015. –
496 с.
20) Лукич Р. Управление продажами / Р. Лукич. – М.: Альпина Бук,
2017. – 256 с.
21) Манн И. Маркетинг на 100 % Ремикс / И. Манн. – М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2014. – 405 с.
22) Манич А.А. Проверьте свой маркетинг / А.А. Манич // Вопросы теории и практики управления. 2017. № 6. С. 81–83.
23) Мусиенко Д.О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях / Д.О. Мусиенко // Молодой ученый. 2014. № 6. – С. 383–386.
24) Наумов В.Н. Стратегический маркетинг / В.Н. Наумов. – М.: Филин, 2017. – 277 с.
25) Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы / Н.Н. Павлова. – М.: Норма, 2015. – 375 с.
26) Панков А.И. Целевая аудитория: как сегментировать и расширить / А.И. Панков // Генеральный директор // Электронный ресурс. URL: https://www.gd.ru/articles/3643-tselevaya-auditoriya (дата обращения 22.11.2022)
27) Хапенков В.Н., Иванов Г.Г., Федюнин Д.В. Рекламная деятельность / В.Н. Хапенков, Г.Г. Иванов, Д.В. Федюнин. – М.: Высшее образование, 2017. – 372 с.
28) Янч Дж. Маркетинг без диплома / Дж. Янч. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 366 с.
29) Тюрин Д.В. Маркетинговая деятельность компании / Д.В. Тюрин.
– М.: Кнорус, 2017. – 497 с.
30) Уфимцев А.К. Маркетинг и управление / А.К. Уфимцев. – Ростов на Дону, Феникс, 2017. – 291 с.
31) Факторы маркетинга // Электронный ресурс. URL: https://elhow.ru/rabota/biznes/faktory-marketinga (дата обращения 28.11.2022)
32) Филиппова Н.Д. Такой простой / сложный маркетинг / Н.Д. Филиппова // Консультант. 2017. № 6. – С. 74–75.
33) Фэйла Д. 10 уроков на салфетках / Д. Фэйла. – М.: Фаир, 2018. –
136 с.
34) 15 Hospitality Trends for 2022/2023: Future Forecasts According To Experts// Content uploaded by Sabiroh Md Sabri. March 2019. S 1323.