Введение 5
Глава 1 Методические принципы обучения и контроля аудирования в начальной школе. Олимпиада, её цели и задачи 7
1.1 Предметная олимпиада и её роль в развитии познавательной активности младших школьников 7
1.2 Понятие термина аудирование, его цели и задачи 12
1.3 Контроль уровня сформированности навыка аудирования в начальной школе 18
Глава 2 Разработка олимпиадных заданий по аудированию для учеников 2-4 классов 24
2.1 Анализ УМК и методических рекомендаций по разработке заданий для олимпиады школьников по английскому языку 24
2.2 Анализ аудитивной составляющей олимпиад для учеников 2-4 классов. 28
2.3 Разработка типовых олимпиадных заданий по аудированию. 32
Заключение. 36
Список используемой литературы 38
Приложения. 44
Аннотация. Введение.
Объект исследования - процесс контроля аудирования учеников начальной школы.
Предмет исследования - особенности олимпиадных заданий для контроля аудирования учеников начальной школы.
Цель работы: повышение качества контроля аудирования в ходе предметных олимпиад по английскому языку для учеников 2-4 классов.
Задачи:
- рассмотреть термин «предметная олимпиада», а также роль предметной олимпиады в развитии младших школьников;
- изучить психологическое и физическое восприятие речи школьниками начальных классов и проанализировать УМК использующиеся при обучении школьников 2-4 классов;
- проанализировать аудитивную составляющую олимпиад по английскому языку для школьников 2-4 классов;
- на основе изученной литературы разработать собственные олимпиадные задания по аудированию для учеников 2-4 классов.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Прежде всего, мы рассмотрели термин «предметная олимпиада», и выяснили, что под ним понимается форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Олимпиады играют важную роль в развитии младших школьников, поскольку они позволяют ученикам развить в себе познавательный интерес, расширить кругозор, помогают активировать у учащихся мыслительные процессы, а также получить поощрение в виде диплома или сертификата, для пополнения своего портфолио.
Далее мы изучили психологическое и физическое восприятие речи школьниками начальных классов, обратившись к работам известных методистов. К числу наиболее значимых трудностей в обучении аудированию в школе на начальном этапе обучения можно отнести отсутствие внимания, неумение качественно воспринимать информацию, а также осмысление высказывания. Мы выяснили, что различие в уровнях владения языком детей требует особого подбора упражнений и методики их выполнения. Мы пришли к выводу, что преодолению данных трудностей также могут способствовать грамотно построенные обучающие и контролирующие упражнения.
Исследуя варианты контроля аудирования на начальном этапе обучения, мы выяснили, что они имеют различные виды и формы и должны обладать особыми качествами, такими как адекватность, естественность, экономичность, а также должны соответствовать коммуникативной направленности курса. Вариативность проверки понимания иноязычной речи может быть представлена как в устной, так и в письменной форме. Среди основных форм контроля мы можем выделить тест, задания на заполнение пропусков, задания на соотнесение.
Мы проанализировали аудитивную составляющую олимпиад по английскому языку для школьников 2-4 классов, выяснили их плюсы и минусы, рассмотрели различные варианты заданий и форматов аудиотекстов. Мы пришли к выводу, что в подавляющем большинстве олимпиад, в качестве формы заданий используются тесты, поскольку этот вариант контроля доказал свою эффективность в начальной школе. В аудиозаписях используется речь носителя языка, либо приближенная к ней в плане фонетики.
Исходя из анализа форм контроля аудирования, мы разработали несколько вариантов олимпиадных заданий по аудированию для учащихся на начальном этапе обучения. Мы распределили задания на 2 группы по уровню сложности. В первую группу включены упражнения, которые могут использоваться для контроля во 2 классах, во вторую группу - в 3-4 классах. Также были разработаны электронные аудио-приложения.
Таким образом, мы решили все стоявшие перед нами задачи, а значит можно сказать, что цель исследования, а именно повышение качества контроля аудирования в ходе предметных олимпиад по английскому языку для учеников 2-4 классов достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении разработки полноценной авторской олимпиады для учеников 2 -4 классов средней школы.