Введение 8
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия 11
1.1 Понятие и сущность стратегии развития предприятия 11
1.2 Этапы разработки стратегических альтернатив 14
1.3 Виды стратегий развития предприятия 18
Глава 2. Анализ деятельности столовой «Дебют» 22
2.1 Общая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 25
2.3 Анализ конкурентной среды предприятия 30
2.4 Матрица БКГ 38
2.5 Матрица Ансоффа 41
Глава 3. Формирование стратегии развития столовой «Дебют» 48
3.1 Разработка общей и функциональных стратегий 48
3.2 Управление реализацией стратегии предприятия 51
Глава 4. Социальная ответственность столовой «Дебют» 58
4.1 Анализ факторов внутренней социальной ответственности 58
4.2 Анализ факторов внешней социальной ответственности 61
4.3 Оценка программ 66
Заключение 67
Список публикаций студента 70
Список использованных источников 73
Приложение А. Мероприятия требующие затрат на реализацию стратегий 75
Тема разработки стратегии развития предприятия общественного питания весьма актуальна в наше время. Значение разработки стратегии позволяющей организации выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Высокая степень неопределенности состояния и направлений изменения внешней среды и усиление влияния ее на результаты деятельности, возникновение новых запросов и изменении позиций потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, изменение роли малого предпринимательства, и другие причины привели к необходимости разработки предприятиями стратегии - целевых долгосрочных программ своего поведения в условиях рынка.
Понятие “стратегия” в отрасли управления предприятием как социальноэкономической системой подразумевает долговременный комплексный план действий управления соответствующим коллективом, направленный на достижение миссии организации. Стратегия компании считается основой стратегического планирования, с помощью которой на предприятии решается комплекс проблем, связанных с целенаправленной переориентацией выпуска продукции новейшей номенклатуры и ассортимента, использованием новейших технологий, развитием маркетинга, совершенствованием структуры управления, своевременной и высококачественной подготовкой и переподготовкой сотрудников.
В прошлом многие организации имели возможность удачно работать, обращая внимание в основном на каждодневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности применения ресурсов в текущей деятельности.
Сейчас же, хотя и не снимается задача оптимального применения потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает приспособление компании к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, следовательно и процесс разработки стратегии развития для каждой организации свой. Это зависит от многих факторов: от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики и культурной среды и т.д.
Деловая стратегия, которая разрабатывается на уровне бизнес-единицы компании либо его хозяйственного подразделения, работающего на конкретном товарном рынке, имеет еще наиболее определенный характер, нежели корпоративная стратегия, и может быть представлена в виде определенного плана либо программы ее реализации.
В последнее время интерес российских компаний к теме стратегического управления значительно увеличился. Возникает необходимость в стратегическом менеджменте. У большинства предприятий появились частные собственники, и на первый план выходит задача эффективного управления этими предприятиями. Более того, на части этих предприятий уже налажено оперативное управление, но собственники понимают, что предприятия могут работать более эффективно, а эту задачу практически невозможно решить на оперативном уровне. Без продуманной стратегии обойтись будет сложно.
Таким образом, благодаря учету всех особенности внешней и внутренней среды, определение четкого стратегического направления развития предприятия позволяет выжить в конкурентной борьбе.
Цель работы - Разработка стратегии развития предприятия общественного питания.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть методологию разработки стратегия предприятия;
• Провести анализ деятельности предприятия, выбрать стратегию;
• Предложить рекомендации и мероприятия по повышению эффективности
деятельности предприятия
Объектом исследования является предприятие общественного питания - столовая «Дебют»
Предметом исследования является стратегия развития предприятия.
В качестве информационной базы для выполнения аналитических работ использовались данные, полученные при сборе информации по конкретной организации. В процессе проделанной работы были применены следующие методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, опрос, наблюдение, экспертная оценка.
В ходе разработки проблем будем опираться на зарубежные и российские труды, таких авторов и исследователей, И. Ансоффа, М. Портера, и других.
Практическая значимость проделанной работы состоит в том, что разработанная стратегия развития позволит столовой «Дебют» повысить эффективность своей деятельности и укрепить свою конкурентную позицию на рынке.
Изложенная информация и ее анализ позволяют в полной мере представить, что правильно выбранная и успешно реализованная стратегия развития предприятия - залог его плодотворного функционирования в условиях рыночной экономики.
Разумеется, хорошая стратегия в паре с удачным выполнением не гарантирует что предприятию удастся полностью избежать периодов спада и неустойчивости. Иногда требуется время чтобы усилия сотрудников привели к позитивным результатам, также немало важно наличие благоприятных внешних факторов.
В процессе изучения теоретических основ стратегического управления было выяснено, что у предприятия должна быть четкая определенность и направленность к чему оно стремится и чего хочет добиться в своей деятельности, чтоб успешно выживать в конкурентной среде. Предприятие должно быть адаптировано к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Задача руководства на уровне предприятия заключается в обеспечении общего эффективного управления с ориентацией на рыночные связи. Для организации одинаково важны как разработка нацеленной на успех стратегии, так и её конкретная материализация, выражающаяся в определённых оперативных и тактических действиях. Эти два аспекта должны быть тесно увязаны между собой.
Данная работа является результатом применения теории стратегического менеджмента на практике. В ходе работы была разработана стратегия развития предприятия общественного питания - столовой «Дебют», предложены мероприятия для её реализации, также, был определен примерный перечень затрат до конца текущего года и на 2017 г. Кроме того, были определены мероприятия, которые не требуют материальных затрат, такие мероприятия реализуются как правило, в первую очередь.
При анализе организационной структуры было определено, что на предприятии - линейная структура управления, данный тип структуры наиболее эффективен при организации труда в столовой «Дебют».
Анализ внешней среды показал насколько рассматриваемая отрасль привлекательна.
Анализ внутренней среды показал сильные и слабые стороны столовой «Дебют»
В результате проведения анализа деятельности столовой «Дебют» инструментами стратегического планирования: SWOT-анализа, анализа пяти сил Портера, матрицы-БКГ, а также при помощи матрицы Ансоффа была выбрана не только основная стратегия предприятия, но и также функциональные, обеспечивающие реализацию основной стратегии. Основной стратегия является дифференциации. К функциональным стратегиям столовой «Дебют» относятся увеличение объема реализации продукции и услуг и обеспечение материально-техническими ресурсами.
Анализ конкурентной среды показал, что наибольшую угрозу для деятельности столовой «Дебют» представляет внутриотраслевая конкуренция, для минимизации данной грозы предприятию следует делать акцент на своих конкурентных преимуществах, выходить на лидирующие позиции на рынке.
Матрица-БКГ столовой определила стратегические позиции, а также, распределила стратегические ресурсы на ближайшую перспективу. Анализ матрицы-БКГ показал, что портфель предприятия сбалансирован и товар который был бы не перспективен для реализации, предприятие не имеет.
Также, была сделана матрица Ансоффа, при помощи которой, определились возможные стратегии роста столовой «Дебют» на рынке. Анализ матрицы показал, что предприятию следует использовать стратегию «Проникновение на рынок», которая предполагает развитие старого товара на старом рынке, и частично использовать стратегию «Развитие товара», которая предполагает развитие нового товара на старом рынке. Возможностей выхода на новые рынки предприятие общественного питания на данный момент не имеет, из-за отсутствия дополнительного капитала для развития.
В работе была проведена экономическая эффективность реализации стратегии предприятия общественного питания столовой «Дебют». По результатам можно отметить, что предполагается:
• Увеличение чистой прибыли на 5 % до конца 2016 г. К концу 2017 г. увеличение чистой прибыли еще на 7 %;
• Проходимость увеличится на 80 чел/день.
• Средний чек также возрастет до 140 руб.
Будущее любого предприятия, независимо от сферы деятельности, прямо и непосредственно зависит от того, реагирует ли предприятия на возможности и угрозы внешней среды и насколько адекватно это происходит, т.е. отвечает ли выбранная стратегия потребностям потребителей на рынке в целом.
Результаты проделанной работы свидетельствуют об эффективности предлагаемых мероприятий.
1. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
2. Санитарные правила для предприятий общественного питания. САНПИН 42-123-5777-91.
3. ТСН 31-320-2000 Предприятия общественного питания.
4. Азоев Г.Л. Конкуренция, анализ, стратегия и практика. - М.: E&M, 2014. - 156 с.
5. Анисова Н.А. Стратегия развития предприятия. Основы методологии, опыт, практические расчеты. Средне- Уральское книжное издательство, 2010. - 107 с.
6. Ансофф И. Стратегическое планирование / Пер. с англ. - М.:Экономика, 2006.
7. Анчишкин А.И. Прогнозирование роста экономики. М.:Экономика, 2011. - 98 с.
8. Бирнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего объекта: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2013. - 240 с.
9. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2003. - 456 с.
10. Веснин В.П. Менеджмент: Учебик. - М.: Проспект, 2013. - 504 с.
11. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Инфра - М, 2012. - 347 с.
12. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2012. - 257 с.
13. Вишневская О.В. Направленность стратегии развития предприятия: модель контроль и управление. // Менеджмент в России и за рубежом №5 2014
14. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. - М.: Финпресс, 2015. - 21 с.
15. Кантор, Евгений Лазаревич. Экономическая эффективность капитальных вложений в условиях полного хозрасчета и самофинансирования: текст лекций / Е. Л. Кантор, Д. К. Маргорин, Е. П. Худяков; Северо-Западный заочный политехнический институт (СЗПИ). - СПб: СЗПИ, 2010. - 50 с.
16. Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации. // Управление компанией. - 2012. - № 2. - 37 с.
17. Кондрашева Н.Н., Курашова С.А. Инновационный подход к управлению системой продвижения продукции // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 4 (83). - С. 85-87.
18. Кэмпбел, Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент / Пер. с англ. - М.: Проспект, 2014. - 336 с.
19. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школа стратегии / Пер. с англ. Под ред. Каптуревского Ю.Н. - СПб.: Питер, 2011. - 336 с.
20. Новосельцева, О. В. Методика комплексной оценки конкурентоспособности и разработки стратегий развития фирмы / О. В. Новосельцева //Ч. 2. - 2012. - 130 с.
21. Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». - М.: Инфра-М, 2010. - 304 с.
22. Портер М. Конкуренция. - М.: ИД «Вильямс», 2005. - 495 с.
23. Семенов А.К. Стратегический менеджмент. Практикум. - М.: Экономика,
2013. - 157 с.
24. Семь нот менеджмента. 5-е изд. - М.: Эксперт, 2015. - 656 с.
25. Смирнов Н.Н. краткий курс Стратегический менеджмент, «Питер» Санкт- Петербург 2012. - 102 с.
26. Современная экономика: Лекционный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2012. - 544 с.
27. Соловьев В.С. Стратегический менеджмент. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2013. - 448 с.
28. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика стратегия управление. - М: ИНФРА-М 2000.
29. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. Градова А.П. - СПб., 2008.
30. Федорова, Наталья Николаевна. Организационная структура управления предприятием: учебное пособие / Н. Н. Федорова. - Москва: КноРус, 2003. - 256 с.
31. Федько В.П. Основы маркетинга, «Феникс» Ростов- на-Дону, 2014. - 349 с.
32. URL: http: //studme. org/39674/menedzhment/vneshnyaya_sotsialnaya_politika - Внешняя социальная ответственность.
33. URL: http://www.okvad.ru/ - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.