Введение 3
1. Правовое регулирование земельного налога в Российской Федерации и
зарубежных странах 10
1.1. Развитие налогообложения имущества физических лиц в Российской
Федерации и порядок исчисления налогов 10
1.2. Правовая основа и механизмы налогообложения земельных участков на
основе кадастровой стоимости 22
1.3. Зарубежный опыт налогообложения земли 29
2. Кадастровая стоимость земельных участков как основа определения
налоговой базы земельного налога 39
2.1. Анализ текущего законодательства и выявление проблем, возникающих при применении законодательства о налогообложении земельных участков ... 39
2.2. Правовой анализ изменений в регулировании отношений по
налогообложению земельных участков в 2018 году 42
2.3. Эффективность определения кадастровой стоимости земельных участков
как основа исчисления земельного налога 49
3. Направления совершенствования российского законодательства о
земельном налоге 62
3.1. Ключевые проблемы налогообложения земли в Российской Федерации ... 62
3.2. Систематизация подходов к реформированию налогообложения земли .... 66
Заключение 75
Список используемой литературы 80
Приложение 1 Система налогообложения недвижимости в странах ОЭСР и
РФ 88
Приложение 2 Шкала ставки налога на землю в Австралии 89
Приложение 3 Система нормативно-правового регулирования земельного налога
Недвижимость - это важный элемент жизнеобеспечения человечества, а также атрибут хозяйственной деятельности, что определяет ее высокую социальную и экономическую значимость. Однако на сегодняшний день в условиях инфляции рынок недвижимости находится не в лучшем состоянии. В такой ситуации недвижимое имущество, являясь объектом собственности, управления и рыночного оборота, тем самым участвуя в огромном количестве отношений, требует особого регулирования.
Российская практика налогообложения недвижимости во многом отличается от зарубежной. В РФ система налогообложения недвижимости включает в себя налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налоги с недвижимости не имеют ключевой роли в формировании местных и региональных бюджетов, чего не скажешь о зарубежном опыте. Практика за рубежом в большей степени характеризуется унификацией налогообложения имущества различных категорий налогоплательщиков (юридических и физических лиц) посредством взимания налога на недвижимость, который во многих странах признается основным бюджето-образующим налогом.
В большинстве стран налоговые системы формировались в течение значительных промежутков времени, и на них оказывали влияние различные экономические, политические и социальные факторы. Именно поэтому налоговые системы в разных странах могут отличаться не только по видам, структуре налогов, ставкам, способам взимания, но и по фискальным полномочиям органов власти и предоставляемым льготам. При таком раскладе очевидна ценность выполнения сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено наличие местного самоуправления, которое обеспечивает самостоятельное решение различных вопросов местного значения. Так в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления независимо распоряжаются собственностью, разрабатывают и исполняют местный бюджет. При этом пополнение бюджета за счёт налоговых поступлений так же находится в компетенции местного уровня, посредством установления местных налогов и сборов.
В настоящее время, где основным положением является создание правового государства и гражданского общества, особое отношение отдается местному самоуправлению, как форме установления народом своей власти. Но для плодотворной деятельности, любому муниципальному образованию необходимо иметь свои собственные финансовые ресурсы. Ведущим ресурсом доходов местных бюджетов являются местные налоги.
Тема земельного налога является важной темой в налогообложении на уровне муниципального образования. Налоговая система является экономическим регулятором, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики страны. Налог присущ всем государственным системам, как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования.
Муниципальное образование может функционировать, лишь располагая бюджетом, который формируется благодаря уплате налогов. Но органы муниципального образования весьма ограничены в выборе источников налоговых поступлений для своего бюджета, в отличие от региональных и федеральных органов власти. Поэтому, несмотря на то, что земельный налог занимает небольшую долю в общем объеме поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, для местного бюджета этот налог - важный источник финансирования.
Не все налоги имеют такие же преимущества, как относительную предсказуемость и стабильность у земельного налога. Уходить от уплаты налогов на недвижимость довольно трудно, а на само имущество может быть обращено взыскание для гарантии взимания налога. Кроме того, по земельному налогу достаточно не трудно выявить налогоплательщика, исходя из того, что объектом является недвижимость. Поэтому данный налоговый доход является весомым источником пополнения бюджета муниципального образования.
Значимым фактором для местных органов власти является наличие права оказывать воздействие на размер налоговых ставок, порядок и сроки уплаты земельного налога. Что позволяет регулировать объем налоговых поступлений.
От проведения грамотного налогообложения муниципальными образованиями зависит количество поступлений в этот бюджет.
Актуальность выбранной темы связана с ценностью земельного налога при образовании доходов муниципальных образований ввиду того, что налог на землю обязательно уплачивается на территории всех муниципальных образований и субъектов РФ. Мировой опыт показывает, что земельный налог играет важную роль в применении его для обустройства страны, улучшения градостроительной политики, для роста местных бюджетов.
Целью работы являлось предложение направления совершенствования налогообложения земли в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить Развитие налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации и порядок исчисления налогов;
2. Проанализировать правовую основу и механизмы налогообложения земельных участков на основе кадастровой стоимости;
3. Рассмотреть зарубежный опыт налогообложения земли;
4. Проанализировать текущее законодательство и выявить проблемы, возникающих при применении законодательства о налогообложении земельных участков;
5. Произвести правовой анализ изменений в регулировании отношений по налогообложению земельных участков в 2018 году;
6. Охарактеризовать эффективность определения кадастровой стоимости земельных участков как основа исчисления земельного налога;
7. Обозначить ключевые проблемы налогообложения земли в Российской Федерации;
8. Систематизировать подходы к реформированию налогообложения земли.
Объектом исследования является налогообложение земли в Российской Федерации.
Предметом исследования - подходы к реформированию налогообложения земли в Российской Федерации.
Разрешение проблем с земельным налогом требует, как с точки зрения теории, так и практики, нового методологического и методического пути к урегулированию земельного налогообложения.
Наличие земельного налога вполне отвечает интересу муниципальных образований, но необходимо также, чтобы центральные органы на федеральном уровне создавали и поддерживали стимулирующие условия, позволяющие местным правительствам брать на себя больший объем прав.
Правильное понимание природы и сущности земельного налога позволяет оптимизировать налоговую политику на уровне муниципального образования и совершенствовать налоговое законодательство. Поэтому это проблема имеет актуальность, масштабность, социальную и экономическую значимость для всех стран.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные документы по теме исследования, в том числе Налоговый кодекс РФ, монографии, учебные пособия, труды отечественных и зарубежных экономистов по данной теме, тематические публикации в периодической печати и интернет-источников таких авторов, как С. В. Богачев, Е. В. Иванкина, Ю. Ю. Косенкова, И. В. Лукашова, А. В. 6 Осенняя, И. В. Будагов, Б. А. Хакук, Е. С. Бондаренко, Е. П. Поспелова, С. А. Липски, В. Б. Токарев и т.д.
Эмпирическую базу составляют: это судебная практика, публикации в средствах массовой информации, Сайт Федеральной Налоговой Службы и т.д.
Нормативно-правовой основой явилось: Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс РФ, ранее действовавший Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц», Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другие нормативные акты.
Эмпирическую основу исследования составляют практика Конституционного суда Российской Федерации по вопросам взимания налога на имущество физических лиц, а также различные статистические и социологические данные, подтверждающие необходимость введения и дальнейшего применения земельного налога.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором рассмотрены особенности и порядок взимания земельного налога в период активного реформирования отечественного налогового законодательства. Кроме того, проанализированы особенности освобождения от уплаты рассматриваемой группы налогов. Проведено комплексное исследование рассматриваемого института права, что позволило выявить проблемы, как нормативного правового регулирования, так и правоприменительного. Данные обстоятельства позволили внести предложения по совершенствованию действующего законодательства в части взимания земельного налога, а также разработать методику ее исполнения компетентными органами, направленные на повышение эффективности данного института права.
Научная новизна нашла свое отражение в положениях, выносимых на защиту:
1. Социально-экономическая и политическая обусловленность земельного налогообложения видится через теоретическое исследование функций налога в принципе. С учетом мнения ученых, автором выделены и рассмотрены четыре основных функции налога.
2. Установлено место земельного налога, подробно исследованы элементы имущественного налогообложения, кроме того учтены условия взимания налога. Автор обращает внимание, что с введением в действие главы 32 НК РФ, 28 субъектов перешли на исчисление налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
3. Рассмотрена практика взимания земельного налога в зарубежных странах. Кроме того, выделены самые развитые страны в отношении земельного налога, а также отмечены и те страны, в которых налог на вообще не применяется. Автором сделан акцент, на фактор, что опыт зарубежных стран использовался для создания нового налогового законодательства в Российской Федерации.
4. Исследован порядок исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. Также приведены спорные ситуации по взиманию налога.
5. Раскрыты основания применения льгот на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Затронуты основания рассрочки и отсрочки уплаты земельного налога.
6. Рассмотрены особенности исчисления земельного налога в отношении наследуемого имущества, имущества производственного кооператива, а также объектов незавершенного строительства.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автор проанализировал представленные в юридической литературе подходы к пониманию сущности земельного налогообложения, его пределов и средств, в результате чего были уточнены существующие научные взгляды и обоснованы доктринальные положения, касающиеся темы исследования.
Полученные теоретические результаты исследования имеют достаточное научное значение и могут быть реализованы в ходе проведения последующих исследований земельного налогообложения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности его использовании:
- в процессе совершенствования действующего законодательства, а также ведомственных и межведомственных нормативных правовых актах;
- в деятельности налоговых органов, судов, прокуратуры и правоохранительных органов в процессе рассмотрения конкретных дел, а также принятия решений по ним;
- в деятельности образовательных учреждений юридических специальностей при подготовке обучающихся.
Структура работы определена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, которые объединяют в себе семь параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений
Исследование земельного налога приобретает особую актуальность на фоне кардинальных реформ налогообложения недвижимости, так как последствия проводимых реформ оказывают существенное влияние, как на экономику муниципального образования, так и на экономику всей страны. Поэтому перед государством стоит сложная задача обеспечить эффективное использование земли и оптимальное исчисление земельного налога, с целью повысить его собираемость, учитывая при этом интересы налогоплательщиков-землепользователей.
Таким образом, актуальность темы исследования очевидна, так как земельный налог занимает особое место в налоговой системе как Российской Федерации и Самарской области, в целом, так и г. Тольятти, в частности, выступая одним из основных источников формирования доходной части местного бюджета.
В работе были подробно рассмотрены и проанализированы как имеющиеся правовые институты, так и законодательные новеллы налогообложения земельных участков; выявлены правовые коллизии, законодательные пробелы и проблемы в правоприменении действующего законодательства; определено место, сущность и значение земельного налога как в целом для страны, так и для регионов и муниципалитетов. При этом акцент был сделан на изучение института кадастровой стоимости как системообразующего элемента в определении земельного налога, поскольку налоговая база при исчислении земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка.
1. Местный бюджет - один из важнейших инструментов координации экономической жизни муниципального образования. Бюджет размещает ресурсы таким образом, чтобы это распределение соответствовало представлениям о рациональности и эффективности, проводимой экономической политики. Все больше местные бюджеты становятся финансируемыми, что делает их зависимыми от решений региональных органов власти. Отсюда вытекает вопрос о вспомогательных источниках пополнения бюджетов муниципалитета. Поэтому земельный налог, как собственный источник дохода для муниципального образования, должен быть реформирован в целях увеличения поступлений. Это дало бы возможность муниципальному образованию продуктивнее распоряжаться местными финансами.
2. Так же рассмотрели способы оценки и ставки не только в России, но и в зарубежных странах. Международный опыт показал, что земельный налог вполне может стать главным источником формирования доходов местных бюджетов, независимо, будет ли этот налог самостоятельным, или войдет в состав налога на недвижимость.
3. Анализ поступлений от земельного налога в РФ показал, что он не является существенным источником дохода: доля к объему поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ составляет лишь 2,3%. Поступления по Сибирскому Федеральному округу от земельного налога составляют лишь 9,9% от всех поступлений земельного налога в целом по России, а для Томской области от всех администрируемых доходов местного бюджета земельный налог составляет долю около 2,7%.
4. Кроме того, выявили основные проблемы в земельном налогообложении, которые тормозят увеличение поступлений для муниципальных образований. Основными, среди которых остаются: проблема устаревших данных по земельному участку, нецелевое использование земельных участков и значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над рыночной.
5. Для ликвидации проблем с земельным налогом потребуется откорректировать действующий механизм налогообложения, причем с целью облегчения поставленной задачи, необходимо при разработке, принятии того или иного законодательного акта учитывать не только интересы государства, но и своих граждан.
Необходимость разрешения этих проблем связана с потребностью повышения поступлений в местный бюджет. Ведь задача государства заключатся в том, чтобы посредством налогов обеспечить потребности бюджета. Поэтому необходимо разрешать проблему низкой собираемости объема доходов от земельного налога, для увеличения поступлений в бюджеты муниципального образования.
Проведенное исследование в рамках магистерской диссертации позволяет предложить соответствующие изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах, а именно:
1. внести изменения в ст.119 Налогового Кодекса РФ и увеличить размер штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налоговой декларации по земельному налогу, в целях усиления действенности мер за нарушение законодательства о налогах и сборах, и повышения уровня правосознания, дисциплины и ответственности налогоплательщиков-землепользователей в целях своевременного пополнения доходной части местных бюджетов;
2. разработать для владельцев личных кабинетов специальное поле или графу: «свежие/актуальные новости» и там предупреждать (делать рассылку) налогоплательщиков о грядущих законодательных изменениях с целью их заблаговременного информирования; а также развивать способы информирования через Интернет и телевидение, с помощью размещения актуальной информации на официальных сайтах органов местного самоуправления, органов государственной власти, используя при этом и другие способы (листовки, стенды, баннеры);
3. разработать «Положение о порядке рассмотрения отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков Комиссией по оспариванию кадастровой стоимости на предмет соответствия их формы и содержания действующему законодательству», в котором содержался бы закрытый перечень оснований для отклонения отчетов и соответственно вынесение отрицательного решения Комиссией. Данное предложение
помогло бы исключить формальный подход к рассмотрению заявлений налогоплательщиков-землепользователей, а также исключить коррупционный фактор в работе самой Комиссии;
4. рекомендовать органам и структурам, в компетенции которых есть положение о выработке социально-экономической политики в сфере налогообложения земельных участков, оперативно реагировать на изменения в законодательстве и оказывать должную квалифицированную правовую поддержку правоприменителям в виде принятия приказов, разъяснений и информационных писем в сфере налогообложения земли;
5. разработать и внедрить общедоступную региональную базу данных земельных участков с актуальной информацией по состоянию на день запроса, содержащую максимально подробные характеристики и описание земельных участков, располагаемых на территории конкретного субъекта РФ. На ее основе разработать и распространить мобильное приложение с доступом к базе данных в режиме онлайн и офлайн для более оперативного и мгновенного доступа к информации о состоянии земельных участков;
6. обеспечить регулярное повышение квалификации работников
государственного аппарата при помощи проведений обучений, семинаров, собраний, совещаний, форумов в том числе и с использованием конференцсвязи, с подключением всех субъектов федерации для обмена опытом, а также проведение регулярных проверок: по вопросам территориального планирования, по вопросам достоверности сведений мониторинга земель и др.
Таким образом, для совершенствования механизмов уплаты земельного налога в первую очередь нужно обратить внимание на правовые основы и механизмы налогообложения земельных участков, выстроить четкую систему нормативно - правовых актов, регулирующие данные вопросы, устранить законодательные противоречия и пробелы, отработать механизмы взаимодействия соответствующих органов, а также наладить процесс доступа информации для налогоплательщиков - землепользователей. поддержку правоприменителям в виде принятия приказов, разъяснений информационных писем в сфере налогообложения земли;
Полагаем, что предлагаемые изменения, дополнения и разработки в сфере налогообложения земли заполнят правовые пробелы в текущем законодательстве, разрешат правовые коллизии на практике, упростят взаимодействия органов аппарата государства между собой и с налогоплательщиками-землепользователями, и в целом поспособствуют реформированию, модернизации и развитию отношений в сфере налогообложения земли, а также найдут свое отражения в работе оценочных организаций, и окажутся полезными и актуальными исследованиями в практической деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - г. Тольятти.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -04.08.2014. -№31 . -Ст . 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: федеральный
закон Российской Федерации от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 29.10.2019 г.). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/(дата обращения
25.10.2019) .
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2000 г.- N 32.- Ст. 3340.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/(дата обращения:
25.10.2019)
5. О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового
кодекса Российской Федерации: федеральный закон № 154 от 09.07.1999 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17328/ (дата
обращения: 25.10.2019).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
7. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
8. Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)»: Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508 (ред. от 22.06.2015)
9. Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке: Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358 (ред. от 12.05.2017)
10. Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ: Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877 (ред. от 12.05.2017)
11. О государственном кадастре недвижимости: федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018)//Собрание законодательства Российской Федерации.-2007.-№31.- Ст. 4017.
12. О государственной кадастровой оценке: федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. —
2016. — № 27 (часть I). — Ст. 4170.
13. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
14. О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ// Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 30. — Ст. 3998.
15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03.07.2016 №360-ФЗ (ред от 30.11.2016)// Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (часть II). — Ст. 4293.
16. О применении ставок земельного налога в случае изменения категории земель или разрешенного использования земельного участка: Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.
17. Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696: приказ ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347 (ред. от 02.03.2018)//Официальный интернет- портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //www.pravo .gov .ru
18. О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по земельному налогу: письмо ФНС России от 13.07.2017 N БС-4-21/13656//)//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.
19. О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»: постановление Правительства Самарской области от 28.02.2018 № 106
20. Положение о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденное постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79
21. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. 10.08.2017) //Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3813.
22. По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР». Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11П "URL: http: //www.pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=201059033&backlink=1&nd=201122 556&collectiondoc&collection=1 (дата обращения: 25.10.2019)
23. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского
автономного округа. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 № 2-П URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58946/(дата обращения:
25.10.2019)
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»
25. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2011 г. N 5934/11
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23820/(дата обращения:
25.10.2019)
27. Аксенова Е.Г. Экономический механизм управления земельными ресурсами в административно-территориальных образованиях // Научное обозрение. 2014. № 10-3. С. 754-756.
28. Артемьев, А.А. Обсуждение проблем и перспектив введения в России налога на недвижимость / А.А. Артемьев, Л.И. Гончаренко // Ваш налоговый адвокат. - 2007. - № 4. - С. 12.
29. Барсукова Г.Н. Теория земельной ренты, как методологическая основа институционального регулирования земельных отношений: современный подход// научный журнал КубГАУ.- 2017.- №126. - С.1-18.
30. Башоров. В.А. Теоретические основы формирования ренты// Земля и право. - 2010. - №4. - С.20-22.
31. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. М.: Институт публично-правовых исследований. 2014.
32. Гагаринова Н.В., Филобок Е.С., Катылевская А.В. Земельный налог как форма платы за землю // Теория и практика современной науки.
2017. № 6. С. 93-196.
33. Галкин В. Ю. Некоторые вопросы теории налога // Финансы. 1993. № 1.
34. Гладких С. Р. Налог на имущество физических лиц: комментарий к главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный). М., 2015. 248 с.
35. Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины // Государство и право. 2005. №4. С. 54.
36. Динарова И.Д. Проблемы земельного налогообложения в
Российской Федерации: причины и пути решения//Инновационные
технологии управления и права. - 2015. - № 2. - С.60-64.
37. Зырянова Т.В. Отечественный и зарубежный опыт порядка исчисления земельного налога//Международный бухгалтерский учет.- 2011.- №16. - С. 59.
38. Изменить оценку кадастровой стоимости [Электронный ресурс] //
Московский Комсомолец - Электрон дан. - URL:
http://www.mk.ru/economics/2018/03/01/putinporuchil-izmenit-ocenku- kadastrovoy-stoimosti-rossiyan-razvedut-inache.html (дата обращения
26.10.2019) .
39. Кадастровая оценка: подробно о новом бюджетном учреждении [Электронный ресурс] // Российское общество оценщиков - Электрон. дан. - URL: http://sroroo.ru/ roffices/news/371/1790495/ (дата обращения 26.10.2019).
40. Кадастровая стоимость — это не конкретная величина, а диапазон цен [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ» - Электрон. дан. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/3318186(дата обращения
28.10.2019) .
41. Камынина Н.Р. Информационная система кадастра в Испании// Инновационное развитие. - 2016. - №4. - С.20-24.
42. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. для магистров/ Л.Н. Лыкова.- М: Издательство Юрайт, 2013 . - 428с.
43. Маршавина Л. Я., Чайковской, Л. А. Налоги и налогообложение. М., 2014. 503 с.
44. Осенняя, А. В. Налогообложение объектов недвижимости: опыт зарубежных стран / А. В. Осенняя, И. В. Будагов, Б. А. Хахук, Е. С. Бондаренко // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2017. - №2 (200). - С. 153- 162.
45. Пантюшов, О.В. Проблемы определения кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения.// Адвокат. — 2014. — № 2. — С. 48.
46. Пинская М.Р. Поземельное налогообложение и резервы роста налоговых доходов местных бюджетов//Налоги и Финансы. - 2014. - №2.- С. 26-31.
47. Попова, Л. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л. В. Попова, Б. Г. Маслов, И. А. Дрожжина - М.: Дело и сервис, 2017. - 480 с.
48. Романченко, О.В. Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации / О.В. Романченко, И.В. Зозуля // Транспортное дело России. - 2015. - № 2. - С. 64-67.
49. Седаев П.В. Роль земельного налога доходной части бюджетов муниципалитетов и пути повышения его эффективности//Современные тенденциив экономике и управлении. - 2014.- №24. - С.202-207. 39.
50. Система кадастровой оценки нуждается в тонкой настройке
[Электронный ресурс] // Собеседник - Электрон. дан. - URL: https://sobesednik.ru/nedvizhimost/20180515- sistema-kadastrovoj -ocenki-
nuzhdaetsya-v-tonkoj-nastrojke (дата обращения 26.10.2019).
51. Солодовникова У.Н. Проблемы и перспективы формирования налоговых доходов местных бюджетов//Евразийский союз ученых. - 2015. - №8. - С.78-80.
52. Финансовое право. Учебник для бакалавров / под ред. И. А. Цинделиани. - М.: Проспект, 2017. - 532 с.
53. Газета «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3318186(дата обращения 28.10.2019).
54. Официальный сайт государственной налоговой службы Армении
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.petekamutner.am/Content.aspx7itnHsTLPropertyT ax (дата
обращения 22.10.2019).
55. Официальный сайт министерства по налогам и сборам
республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL:
http://nalog.gov.by/ru/stavki-zemelnogo-naloga/(дата обращения 22.10.2019).
56. Официальный сайт государственной налоговой службы Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.sti.gov.kg/(дата обращения 24.10.2019).
57. Официальный сайт налогового комитета при Правительстве
Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. URL:
http://www.andoz.tj/ru/nalogovyy-kodeks.html(дата обращения 23.10.2019).
58. Официальные сетевые ресурсы президента России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957(дата обращения
28.10.2019) .
59. Российское общество оценщиков [Электронный ресурс]. URL: http://sroroo.ru/ roffices/news/371/1790495/ (дата обращения 18.10.2019).
60. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog. ru/rn70/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения 29.10.2019)
61. Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: https://rosreestr.ru/site/. (дата обращения 29.10.2019).
62. Almy R. Valuation and Assessment of Immovable Property // OECD Working Papers on Fiscal Federalism. - 2014. - №. 19. - Р. 27.
63. The Department of Finance Government of Western Australia) / What
is Land Tax? [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента финансов Правительства Западной Австралии - Электрон. дан. - URL: https: //www.finance.wa.gov.au/ cms/State_Revenue/Land_T ax
/What_is_Land_Tax_.aspx (дата обращения 24.10.2019).
64. Cole G. M. Land tenure, boundary surveys, and cadastral systems / G. M. Cole, D. A. Wilson. Boca Raton: Taylor & Francis, 2016. - 207 p.
65. Janouskova J. Immovable property tax in the Czech Republic as an instrument of fiscal decentralization / J. Janouskova, S. Sobotovicova // Technological and economic development of economy. - 2016. - Vol. 22, № 6. - P. 767-782
66. Zrobek S. Some aspects of local real estate taxes as an instrument of land use management / S. Zrobek, S. Manzhynsk, E. Zysk, Y. Rassokha // Real estate management and valuation. - 2016. - Vol. 24, № 3. - Р. 93- 105.