Введение 10
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием малого бизнеса 13
1.1 Понятие малого предприятия 13
1.2 Менеджмент на малом предприятии 17
1.3 Организационная структура малого предприятия 20
1.4 Управление персоналом малого предприятия 22
Глава 2. Совершенствование деятельности компании в целях повышения ее эффективности на примере ООО «ГРАСС-Томск» 29
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ГРАСС-Томск» 29
2.2 Конкурентная среда и анализ конкурентных преимуществ ООО «ГРАСС-
Томск» 35
2.3. Предложения по совершенствованию деятельности торгового предприятия ООО «ГРАСС-Томск» 54
Глава 3. Корпоративная социальная ответственность 61
3.1 Определение целей и задач программы КСО компании 61
3.2 Определение элементов программы КСО 65
3.3 Затраты на программы КСО предприятия 67
3.4 Ожидаемая эффективность программ КСО для предприятия 68
Заключение 70
Список публикаций 73
Совершенствование деятельности компании в целях повышения ее эффективности, напрямую связанно с конкурентоспособностью предприятия и наличием у него конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества должны обеспечивать уникальность торговой марки и удовлетворять специфические потребности клиента, умение правильно позиционировать конкурентные преимущества делает фирму сильной в борьбе за долю рынка.
Изучение конкурентных преимуществ компании играет очень важную роль в эффективности ее работы, необходимо правильно расставлять акценты и направления деятельности на том или ином рынке, чтобы быть конкурентоспособной компанией и занимать лидирующие позиции на рынке.
Следовательно, тема моей выпускной квалификационной работы является актуальной и важной. Так как завоевание и сохранение конкурентных преимуществ являются, как известно, ключевой функцией управления предприятием. Особенно важно добиться преимуществ на насыщенных рынках, где спрос удовлетворяется многими поставщиками.
При написании исследования применялись материалы из сети Интернет. Например, статьи о малом бизнесе, конкурентных преимущества компаний.
Для исследования теоретических аспектов конкурентных преимуществ применялись труды таких авторов, как Портер М.Э. «Конкуренция», Синяева М.А. «Основы менеджмента», Максименко С.В. Т.Г «Конкурентные преимущества компаний».
В работе использовались статьи из профильных периодических изданий по экономике, рекламе, маркетингу и менеджменту. Для написания практической части применялись делопроизводственные документы, устав организации, а также труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных конкурентным преимущества предприятия и особенностям.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию деятельности компании ООО «ГРАСС-Т омск»
Задачи выпускной квалификационной работы:
• Исследовать теоретические основы управления предприятия малого
бизнеса;
• Исследовать конкурентную среду предприятия ООО «ГРАСС-Томск»
• Оценить конкурентные преимущества предприятия ООО «ГРАСС-
Томск»;
Объектом исследования является предприятие ООО «ГРАСС-Томск» магазин мебельной фурнитуры.
Работа представлена тремя главами. В первой главе работы на теоретическом уровне рассмотрены теоретические основы управления малым предприятием.
Во второй главе рассмотрена деятельность компании - ООО «ГРАСС- Томск». А также на основе проведенного анализа представлены рекомендации по совершенствованию деятельности компании.
В третьей главе работы рассмотрена КСО (концепция социальной ответственности) ООО «ГРАСС-Томск».
Научная и практическая новизна работы заключается в комплексном исследовании вопросов, касающихся управления малым предприятием и существующих инструментов для анализа деятельности компании, с возможностью их усовершенствования и внедрения в организацию.
Предметом выпускной квалификационной работы является конкурентные преимущества деятельности компании ООО «ГРАСС-Томск».
Исследование в выпускной квалификационной работе основывается на общенаучных методах познания: обобщение и систематизация теоретических данных; сравнение, анализ, изучение и обработка статистических данных; моделирование выводов исследования, их классификация.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы управления малого бизнеса.
Исследуя предприятие малого бизнеса рассматривая детально его особенности, можно сказать, что управлять малым бизнесом не просто.
У малого бизнеса, как и у больших компаний существуют свои законы существования, за рамки которые компании не могут выйти.
Стоит заметить, что конкуренция малого бизнеса более ужесточенная, чем у крупных компаний, так как создание небольшой компании, не является барьером для предпринимателей, это подтверждает, тот факт что ежедневно на рынке появляются тысячи новых компаний готовых бороться за свою долю рынка.
В качестве практического исследования был проведен анализ деятельности компании мебельной фурнитуры ООО «ГРАСС-Томск»
В ходе анализа была дана краткая характеристика предприятия, и выявлены ее основные конкуренты:
1. Томлит
2. Европейская фурнитура
3. Mf.tom
Был проведен анализ сильных и слабых сторон каждого из конкурентов.
И после проанализированы сильные и слабые стороны компании ООО «ГРАСС-Томск», а так же рассмотрены возможности и угрозы.
И представлены в SWOT-анализе компании ООО «ГРАСС-Томск».
Так же были предложены следующие меры
1. Изучить и провести анализ рынков мебельной фурнитуры в г. Томске и
Томской области;
2. Вести дневник заказов, как крупных оптовых клиентов, так и розничных
покупателей;
3. Организовать полноценный отдел маркетинга.
После проведения SWOT- анализа, была произведена оценка вероятностей осуществления возможностей и угроз компании. Методом ABC- анализа.
По результатам анализа матрицы угроз и матрицы возможностей разработаем возможные действия по повышению конкурентных преимуществ:
• Внедрить новые методы управления;
• Более тщательное исследовать рынок;
• Расширить сферы деятельности;
• Разработать и внедрить новые способы продвижения товаров.
А так же сделан общий вывод: данное предприятие имеет потенциал и возможности для своего развития. Прежде всего, необходимо оценить ресурсы, необходимые для реализации данных стратегий и возможности их привлечения. Крайне необходимо регулярно проводить анализ рынка мебельной фурнитуры в городе Томске и оценивать возможные конкурентные преимущества конкурентов для применения их в своей деятельности.
На следующем этапе работы был проведен анализ по модели пяти сил Майкла Портера.
Проанализировав влияние всех пяти сил на компанию, был определённой, что наибольшей силой обладают поставщики и покупатели. Так как компания работает по курсу евро и доллара, то рост цен мебельной фурнитуры у поставщиков, непосредственно отразиться на росте цен компании.
А это значит, что потребитель может найти взаимозаменяемый товар по выгодной цене.
Следующим шагом, был проведет портфельный анализ ассортимента компании ООО «ГРАСС-Томск» методом БКГ.
И в заключении работы, были даны рекомендации по совершенствованию деятельности компании, а именно:
1. Создать сайт;
2. Разработать мероприятия по стимулированию сбыта;
3. Усовершенствовать рекламную компанию.
Данные рекомендации, были сформулированы опираясь на проделанное исследования компании.
В результате проведённого исследования, поставленная автором в начале работы цель разработать рекомендаций по совершенствованию деятельности компании ООО «ГРАСС-Томск» была достигнута.
1. Азоев Г.Л. Конкуренция, анализ, стратегия и практика. - М.: E&M, 2014. - 156 с.
2. Анищенко, Александр Владимирович. Управление малым бизнесом / А. В. Анищенко. — Москва: Вершина, 2006. — 200 с.:
3. Ансофф И. Стратегическое планирование / Пер. с англ. - М.:Экономика, 2006.
4. Анчишкин А.И. Прогнозирование роста экономики. М.:Экономика, 2011. - 98 с.
5. Бирнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего объекта: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2013. - 240 с.
6. Веснин В.П. Менеджмент: Учебик. - М.: Проспект, 2013. - 504 с.
7. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Инфра - М, 2012. - 347 с.
8. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2012. - 257 с.
9. Вишневская О.В. Направленность стратегии развития предприятия: модель контроль и управление. // Менеджмент в России и за рубежом №5 2014
10. Волгин, Владислав Васильевич. Индивидуальный предприниматель: практическое пособие / В. В. Волгин. - 9-е изд., перераб, и доп. -Москва: Дашков и К, 2007. -544 с.
11. Гербер, Майкл Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства: пер. с англ. / М. Э. Г ербер. - Москва: Олимп- Бизнес, 2005. - 240 с.
12. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: учебник: пер. с англ. / Р. Дафт. - 10-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 655 с.
13. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. - М.: Финпресс, 2015. - 21 с.
14. Кантор, Евгений Лазаревич. Экономическая эффективность капитальных вложений в условиях полного хозрасчета и самофинансирования: текст лекций / Е. Л. Кантор, Д. К. Маргорин, Е. П. Худяков; Северо-Западный заочный политехнический институт (СЗПИ). - СПб: СЗПИ, 2010. - 50 с.
15. Кондраков, Николай Петрович. Основы малого и среднего
предпринимательства: практическое пособие / Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков. - Москва: Инфра-М, 2013. - 445 с.
16. Клокова, А. О. Малый бизнес в России: становление, развитие, проблемы / А. О. Клокова // Т. 1. - 2009. - С. 32-33.
17. Кузнецова, И. А. Большой справочник для малого бизнеса: практическое пособие / И. А. Кузнецова, Е. А. Петрухина, И. Ю. Руденко. -Москва: Дашков и К, 2009. - 368 с.
18. Логинова, Е. Ю. Искусство управления в малом бизнесе: учебнопрактическое пособие / Е. Ю. Логинова, О. Д. Прянина. - Москва: Дашков и Ко, 2009. - 295 с.
19. Маслов, Дмитрий Владимирович. Малый бизнес. Стратегии
совершенствования на основе управления качеством / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. — Москва: ДМК Пресс, 2008. — 190 с.
20. Маринко, Геннадий Иванович. Управленческий консалтинг: учебное пособие для вузов / Г. И. Маринко; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), Факультет государственного управления. — Москва: Инфра-М, 2009. — 381 с.
21. Медведев, Артем Павлович. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим / А. П. Медведев. - СПб.: Питер, 2010. - 224 с.
22. Михалкин, Владимир Анатольевич. Организация и формы международного бизнеса : учебное пособие / В. А. Михалкин. — Москва: Магистр Инфра-М, 2015. — 448 с.
23. Носова, Светлана Сергеевна. Экономическая теория: учебник / С. С. Носова. - 4-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 792 с.
24. Портер М. Конкуренция. - М.: ИД «Вильямс», 2005. - 495 с.
25. Синяева, Инга Михайловна. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев; под ред. Л. П. Дашкова. -2-е изд. -Москва: Дашков и Ко, 2010. - 267 с.
26. Смагина, Ирина Анатольевна. Предпринимательское право: учебное пособие / И. А. Смагина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Омега-Л, 2009.
— 288 с.
27. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика стратегия управление. - М: ИНФРА-М 2000.
28. Федорова, Наталья Николаевна. Организационная структура управления предприятием: учебное пособие / Н. Н. Федорова. - Москва: КноРус, 2003.
- 256 с.
29. Федько В.П. Основы маркетинга, «Феникс» Ростов- на-Дону, 2014. - 349 с.
30. Широков, Борис Михайлович. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства: учебно-методическое пособие / Б. М. Широков. - Москва: Финансы и статистика, 2006. - 496 с.
31. Шуман, Майкл. Революция малого бизнеса: пер. с англ. / М. Шуман. - Москва: Вершина, 2007. - 336 с.