ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1.ПАРАДОКС КАК ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ПОЭТИКИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 9
1.1. Понятие парадокса по данным языка и художественной литературы 9
1.2. Характерные черты парадокса 11
1.3. Феномен парадокса в человеческом мышлении 13
1.4. «Двойничество» и «подполье» как проявление принципа парадокса
на уровне художественной антропологии Ф.М Достоевского 15
Выводы 22
ГЛАВА 2. ПОЭТИКА РАССКАЗОВ «'ВЕЧНЫЙ МУЖ» И «КРОТКАЯ» В СВЕТЕ ПРИНЦИПА ПАРАДОКСА 24
2.1. История создания и жанровая проблема рассказа «Вечный муж» 24
2.2. Конфликт в рассказе «Вечный муж» 32
2.3. «Двойничество» в рассказе «Вечный муж» 36
2.4. Сюжет рассказа «Вечный муж» 42
2.5. Система женских образов в рассказе «Вечный муж» 48
2.6. История создания и жанровая проблема рассказа «Кроткая»....55
2.7. Конфликтв рассказе «Кроткая» 60
2.8. Сюжетрассказа «Кроткая» 66
2.9. Образ Кроткой: проблема интерпретации 71
Выводы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема связи художественной антропологии Ф.М. Достоевского и его поэтики остаётся до сих пор одним из самых сложных и недостаточно разработанных вопросов достоевсковедения. Исследование принципа парадокса позволяет наметить новый плодотворный подход к этой проблеме. В процессе этой разработки принцип парадокса раскрывается как яркое проявление диалектичности художественного мышления Ф.М. Достоевского. В этом и заключается момент научной новизны нашей работы.
Во многих трудах учёных рассматривается проблема парадокса: Л. Грузберг «Парадокс», Н.Н. Акулова «Проблема классификации речевых приемов, основанных на принципе противоречия», Т.В. Федосеева, Г.И. Ершова «К вопросу о литературном парадоксе», Е.А. Яшина «Типология парадоксов в художественном тексте», В. Маркович, В. Шмид «Заметки о парадоксе» и многие другие. Изучали парадокс в художественной литературе: М.М. Белякова, Н.В. Евтодиева.
Многие учёные проводили анализы рассказов «Вечный муж» и «Кроткая». Комплексный анализ рассказа «Вечный муж» провёл А.Б. Криницын, рассмотрел историю создания Г.М. Фридлендер, композицию проанализировал М.А. Петровский, характеристику героев дал С. Рублев.
Проанализировал образ жены в рассказе «Кроткая» В. Гильманов, методы читательского восприятия охарактеризовала Н.В. Шипицына, анализ образа героини провела А.В. Денисова, сравнила архетипический миф и рассказ «Кроткая» Г.М. Ибатуллина, мотив поединка проанализировала О.Ю. Юрьева, проанализировал образа героя Л. Суханёк.
В настоящей дипломной работе был предпринят анализ принципа парадокса в поэтике Ф.М. Достоевского (на материале рассказов «Вечный муж» и «Кроткая») как средства художественной образности.
Объектом исследования выступили рассказы Ф.М. Достоевского «Вечный муж» и «Кроткая».
Предмет исследования составили феномен парадокса как начало, реализующее связь антропологии и поэтики Ф.М. Достоевского.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы выявить определяющую связь поэтики и антропологии Ф.М. Достоевского через рассмотрение принципа парадокса и его проявлений на различных уровнях художественного построения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть общее содержание категории парадокса в различных сферах культурного сознания.
2. Раскрыть черты «двойничества» и «подполья» в характерологии рассказов «Вечный муж» и «Кроткая».
3. Проследить проявления принципа парадокса в сюжетно-композиционной структуре рассказов .
4. Раскрыть природу «фантастического» как проявление принципа парадокса в поэтике рассказов.
Методы исследования. В своём исследовании мы опираемся на достижении таких научных методов как: структурно-аналитический, структурно-типологический, сравнительно-сопоставительный, историко-сопоставительный, герменевтический, а также применяем такие методологические приёмы как: анализ и обобщение, классификация, систематизация
На защиту выносятся следующие положения:
1. Значение принципа парадокса в произведениях Ф.М. Достоевского обусловлено глубокой внутренней связью поэтики и антропологией писателя.
2. Феномены «двойничества» и «подполья», занимающие центральное место в антропологии писателя, являются ярким выражением принципа парадокса в его поэтике.
3. Сюжетно-композиционная структура рассказов реализует конфликт, обусловленный глубокими противоречиями человеческой природы:, и потому необходимо включает в себя парадокс как принцип сюжетного построения.
4. «Фантастичность» как принцип поэтики Ф.М. Достоевского соответствует «фантастичности» предмета изображения - человека в его противоречивой, антиномичной природе.
Методологической базой исследования послужили идеи и концепции, изложенные в работах учёных: А.Б. Криницин, В.Н. Захаров, Н.Д. Тамарченко, Ж.Т. Тощенко, Т.В. Федосеева, Г.И. Ершов, В. Маркович, В. Шмид, Л. Грузберг, Т.В. Ковырзенкова, О.Ю. Юрьева, Л. Суханёк, Т. Касаткина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при изучении творчества Ф.М. Достоевского в школе и вузе.
Материалы исследования апробированы в виде докладов, сделанных для научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» и для выступления на международной научно-технической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения».
Структура дипломной (бакалаврской) работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Применительно к поэтике Ф.М. Достоевского возможно расширительное понимание понятия парадокс. Это не только явление языка и мышления, но это и принцип художественной антропологии. В этом качестве он проявляется у Ф.М. Достоевского в художественных феноменах «двойничество» и «подполье».
Парадоксальность человеческой природы в этих феноменах раскрывается как необходимость утвердить одновременно и свою личностную единственность, уникальность, а также свою связь и единство с другими людьми, с обществом, миром. Герой Ф.М. Достоевского чувствует на себе воздействие какой-то нивелирующей, обезличивающей силы и в противостоянии этой силе часто приходит к идеям и совершает поступки, которые, с общепринятой точки зрения, выглядят парадоксальными.
Единой классификации парадокса не существует, так как каждый учёный по-своему рассматривает источники происхождения парадокса.
Такие феномены как «двойничество» и «подполье» при изучении принципа парадокса в творчестве Ф.М. Достоевского позволяют раскрыть явление парадокс намного шире. «Двойничество» представляется в двух аспектах: во-первых, это художественный прием, основанный на создании системы двойников в произведении с целью раскрытия образа главного героя; во-вторых, это характеристика личности, отражающая её двойственность или парадоксальность в поступках, мыслях, характере.
«Двойничество» связано с «подпольем». В комплекс подполье входит «не только постоянная готовность «расплеваться со всеми», забиться в свой идейный «угол», но и вечная зависимость от взглядов, суждений, реакции другого. Это последовательная смена страданий от зависти, от неудачных попыток обратить на себя внимание, от сознания своего морального падения, от бесплодных раскаяний и угрызений совести [Власкин 1997: 106].
Использование парадокса в рассказах «Вечный муж» и «Кроткая» помогает Фёдору Михайловичу показать всю сложность и глубину человеческой природы.
Алексей Иванович Вельчанинов и Павел Павлович Трусоцкий в рассказе «Вечный муж» являются двойниками.
Трусоцкий играет Вельчаниновым, зная его мысли и реакции, как истинный двойник. Вельчанинов начинает понимать Трусоцкого только в самом конце. Несмотря на разительные отличия, эти герои оказываются неизбежно соединены (через Наталью Васильевну и Лизу).
Оба героя являются представителями «подпольного» типа. Они отгораживаются от общества, чувствуют неприязнь, но в то же время зависят друг от друга. Оба имеют знакомое благополучное семейство с детьми.
Одним из компонентов счастливого будущего обоих героев являются дети. Вельчанинов хочет любить и заботится о Лизе, однако девочка умирает. И вместе с ней умирает надежда Алексея Ивановича на лучшую жизнь и искупление.
Трусоцкий мечтает жениться на девочке, ещё не исполнившейся и шестнадцати лет. Однако он терпит здесь поражение. Вельчанинов «отбивает» Надю у жениха, а после Трусоцкий уезжает из города.
Парадоксальность психологических мотивировок поведения Вельчанинова в рассказе «Вечный муж» вызвано тем, что, с одной стороны, он чувствует свою вину перед Трусоцким и вместе с этим бессознательную ненависть к нему, а с другой стороны, ожидает, что в общении с ним ему откроется какая-то возможность искупления этой вины и исправления своей неправильной жизни, привнесения в неё смысла.
В поведении Павла Павловича Трусоцкого принцип парадокса проявляется в виде совмещения двух противоположных психологических линий. С одной стороны, отомстить Вельчанинову за оскорбление, и тем самым отстоять своё личностное достоинство, с другой стороны, потребность простить его и восстановить прежние дружеские отношения.
Проявление принципа парадокса в характерологии и психологии героя «Кроткой» заключается в том, что он одновременно хочет утвердить себя в своей независимости от общества и от жены и в то же время жаждет признания и любви и со стороны общества, и со стороны жены.
В характере и поведении героини «Кроткой» принцип парадокса у Ф.М. Достоевского достигает высшей степени заострения. На уровне сюжета это проявляется в её самоубийстве с иконой. Парадоксальность поведения героини настолько глубока, что не исчерпывается никакими интерпретациями. Её корни уходят в неисповедимые глубины человеческой свободы, что является у Ф.М. Достоевского последним истоком всех и всяких проявлений парадоксальности в существе человека.
Принцип парадокс раскрывается также через введение "фантастического" элемента. Оба рассказа являются «фантастическими». «Вечный муж» приобретает фантастический колорит за счёт сюжета. В рассказе присутствуют «ночной» и «дневной» сюжеты. В «дневных» эпизодах главную роль играет Вельчанинов, а Павел Павлович превращается в «вечного мужа», играя комедийную роль. В «ночных» сценах Трусоцкий превращается в призрака, предвестника смерти и судью. Именно ночью происходят основные диалоги между героями, и именно тогда Трусоцкий представляет собой опасного и коварного мстителя.
В «Кроткой» «фантастическим элементом» является форма рассказа: невидимый стенограф, записавший все мысли Закладчика. Сам Закладчик в своих мыслях нередко обращается к невидимым слушателям, оправдываясь перед ними.
Исследование принципа парадокса как начала, связующего уровни художественной антропологии и поэтики Ф.М. Достоевского, обладает богатыми методологическими возможностями. Этот подход позволяет приблизиться к более глубокому пониманию мироощущения писателя и закономерностей художественного построения его произведений .
1. Абрамовская, И. С. Вариации на тему «жена, муж и любовник» в прозе Достоевского и Поля де Кока [Текст] / И. С. Абрамовская // Достоевский и современность. - Великий Новгород : 2006. - С. 3-11.
2. Аврамец, И. Поэтика новеллы достоевского [Текст] / И. Аврамец
[Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://dspace.ut.ee/bitstream/handle/10062/43430/avramets_poeetika_2001.p df Загл. с экрана. (дата обращения: 16.11.2016).
3. Акулова, Н. Н. Проблема классификации речевых приемов,
основанных на принципе противоречия [Текст] / Н. Н. Акулова [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.gramota.net/materials/2/2013/5-2/3.htmlЗагл. с экрана. (дата обращения: 15.10.2016).
4. Ахманов, М. Литературный талант. Как написать бестселлер [Текст] / М. Ахманов [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //bookz.ru/authors/ahmanov-mihail/literatu_239/1-literatu_239.html Загл. с экрана. (дата обращения: 17.09.2016).
5. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин. - Киев: NEXT, 1994. - 509 с.
6. Белякова, М. М. Парадокс душевной болезни в рассказе А. П. Чехова «Черный монах» [Текст] / М. М. Белякова // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы II междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 42-50.
7. Большая Советская Энциклопедия [Текст] / [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article086820.htmlЗагл. с экрана. (дата обращения: 05.11.2016).
8. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрона (П) [Текст] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 1384 с.
9. Ваганова, О. К. «Вечный муж» Ф.М. Достоевского: «предвечный» конфликт или «извечная» коллизия? [Текст] / О. К. Ваганова [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vechnyy-muzh-f-m-dostoevskogo- predvechnyy-konflikt-ili-izvechnaya-kolliziyaЗагл. с экрана. (дата обращения: 05.10.2016).
10. Верч, И. «Вечный муж» Ф.М. Достоевского и некоторые вопросы о жанре произведения [Текст] / И. Верч [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://sites.utoronto.ca/tsq/DS/04/069.shtmlЗагл. с экрана. (дата обращения: 04.11.2016).
11. Власкин, А. П. Подполье [Текст] / А. П. Власкин // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. - Ч. : «Металл», 1997. - С. 106-107.
12. Гаричева, Е. А. Диалог в «Кроткой» Ф.М. Достоевского [Текст] / Е. А.
Гаричева [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://pandia.ru/text/80/055/15131.phpЗагл. с экрана. (дата обращения: 18.03.2017).
13. Гильманов, В. Тайна жены в повести Ф.М. Достоевского "Кроткая" (К проблеме жанра и тайны онтологии) [Текст] / В. Гильманов // Балтийский филологический курьер. - 2011. - № 8. - С. 163-189.
14. Григорьев, А. Граф Л. Толстой и его сочинения Статья вторая
Литературная деятельность графа Л. Толстого [Текст] / А. Григорьев [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http:ZZaz.lib.ru/gZgrigorxew_a_a/text_0440-2.shtml Загл. с экрана. (дата обращения: 22.09.2016).
15. Грузберг, Л. Парадокс [Текст] / Л. Грузберг [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_3_62Загл. с экрана. (дата обращения: 19.12.2016).
16. Денисова, А. В. «Страдание тут очевидное...» («Кроткая» Ф. М. Достоевского в контексте «Дневника писателя» за 1876 год) [Текст] / А. В. Денисова // Журнал Российский гуманитарный журнал. - 2014. - № 5. - С. 388-394.
17. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 томах. Т. 16. Подросток. Рукописные редакции [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1976. - 440 с.
18. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 томах. Т. 21. Дневник писателя 1873. Статьи и заметки 1873-1878 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1980. - 552 с.
19. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 томах. Т. 24. Дневник писателя за 1876 год. Ноябрь-декабрь [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1982. - 520 с.
20. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 томах. Т. 30. кн.1 Письма 1878-1881 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1988.
- 556 с.
21. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 томах. Т. 9. Идиот. Вечный муж. Наброски 1867-1870 [Текст] / Ф. М. Достоевский.
- Л. : Наука, 1974. - 528 с.
22. Евтодиева, Н. В. Роль парадокса в притче [Текст] / Н. В. Евтодиева //
Вестник Московского государственного лингвистического
университета. - 2014. - № 4. - С. 63-72.
23. Ермакова, М.Я. Двойничество в «Бесах» [Текст] / М. Я. Ермакова // Достоевский. Материалы и исследования. - Ленинград : Наука, 1976. - С. 113-118.
24. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : в 2 т. Т 1. А-О [Текст] / Т. Ф. Ефремова. -
М. : Рус. яз., 2000. - 1213 с.
25. Живолупова, Н. В. Парадокс [Текст] / Н. В. Живолупова //
Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. - Ч. :
«Металл», 1997. - С. 185-186.
26. Жолковский, А. К. Время, деньги и секреты авторства в «Кроткой» Достоевского [Текст] / А. К. Жолковский [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www-bcf.usc.edu/~alik/rus/ess/krotk.htmЗагл. с экрана. (дата обращения: 15.02.2017).
27. Загидуллина, М. В. Двойничество [Текст] / М. В. Загидуллина //
Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. - Ч. :
«Металл», 1997. - С. 150-151.
28. Захаров, В. Н. Двойничество [Текст] / В. Н. Захаров // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. - Ч. : «Металл», 1997. - С. 151.
29. Захаров, В. Н. Парадокс [Текст] / В. Н. Захаров // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. - Ч. : «Металл», 1997. - С. 186.
30. Захаров, В. Н. Система жанров Достоевского типология и поэтика [Текст] / В. Н. Захаров [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/460737/Загл. с экрана. (дата обращения: 06.12.2016).
31. Зимина, Н. Ю. Образ падшей женщины в повести Ф. М. Достоевского «Вечный муж» [Текст] / Н. Ю. Зимина // Молодой учёный. - 2015. - № 6. - С. 809-811.
32. Ибатуллина, Г. М. Миф архаический и миф христианский в повести Ф.М. Достоевского «Кроткая» [Текст] / Г. М. Ибатуллина // Вестник Удмуртского университета. - 2014. - № 2. - С. 154-166
33. Касаткина, Т. Художественные тексты в составе «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского: контекстный анализ [Текст] / Т. Касаткина //Вопросы литературы. - 2011. - № 5. - С. 285-317.
34. Китова, А. В. Повесть «Вечный муж» в контексте творчества
Достоевского [Текст] / А. В. Китова [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/05/29/povest- vechnyy-muzh-v-kontekste-tvorchestva-fm-dostoevskogo (дата обращения: 29.09.2016).
35. Книгин, И. А. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / И. А. Книгин. - Саратов : Лицей, 2006. - 270 с.
36. Ковалев, О. А. Рассказ «Вечный муж» в творческой эволюции Ф.М.
Достоевского [Текст] / О. А. Ковалев [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2010/2-1/phll/TheNewsOfASU-2010-2-1-
phll-02.pdf Загл. с экрана. (дата обращения: 10.12.2016).
37. Ковырзенкова, Т. В. Трагедия «подпольной» свободы в повести Ф.М.
Достоевского «Записки из подполья» [Текст] / Т. В. Ковырзенкова [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/tragediya-podpolnoy-svobody-v-povesti-f-m- dostoevskogo-zapiski-iz-podpolyaЗагл. с экрана. (дата обращения: 30.11.2016).
38. Костяхина, А. К. Типология образов в повести Ф.М. Достоевского «Вечный муж» [Текст] / А. К. Костяхина [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://sibac.info/studconf/hum/xxxi/41641Загл. с экрана. (дата обращения: 15.11.2016).
39. Криницын, А. Б. «Сюжетно-мотивная структура повести «Ф.М. Достоевского «Вечный муж» [Текст] / А. Б. Криницын // Достоевский и мировая культура. - 2012. - № 28. - С. 114-160.
40. Криницын, А. Б. Психологическое время и структура подпольного характера На примере рассказа Ф.М. Достоевского «Вечный муж» [Текст] / А. Б. Криницын// Достоевский и современность: материалы XXIII Международных Старорусских чтений 2008 года : [в 2 ч.]. - Ч. 1. - Великий Новгород : 2009. - С. 124-139.
41. Кушникова, М. М. Черный человек сочинителя Достоевского (загадки
и толкования) [Текст] / М. М. Кушникова [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.kuzbasshistory.narod.ru/dostoevsky/Cher_Chel/CC_01.htm Загл. с экрана. (дата обращения: 26.09.2016).
42. Лепахин, В. В. Икона в русской литературе XIX века [Текст] / В. В. Лепахин // Слово.ру: Балтийский акцент. - 2011. - № 1-2. - С.147-174.
43. Маркович, В. Парадоксы русской литературы [Текст] / В. Маркович, В.
Шмид [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://ec-
dejavu.ru/p/Paradox.html Загл. с экрана. (дата обращения: 13.10.2016).
44. Мартьянова, А. А. Философские взгляды Ф.М. Достоевского в рассказе «Кроткая» [Текст] / А. А. Мартьянова [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/literature/3c0b65635a3ac78a5c43a88521206d27 _0.html Загл. с экрана. (дата обращения: 07.03.2017).
45. Михновец, Н. Г. Кроткая [Текст] / Н. Г. Михновец // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. - СПб. : «Пушкинский Дом», 2008. - С. 116-121.
46. Назиров, Р. Г. Творческие принципы Достоевского [Текст] / Р. Г.
Назиров [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://nevmenandr.net/scientia/nazirov-book.phpЗагл. с экрана. (дата обращения: 23.10.2016).
47. Наседкин, Н. Н. Самоубийство Достоевского. Тема суицида в жизни и творчестве [Текст] / Н. Н. Наседкин [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.fanread.net/book/2978610/? Загл. с экрана. (дата обращения: 10.11.2016).
48. Наседкин, Н. Н. Энциклопедия «Достоевский» [Текст] / Н. Н. Наседкин
[Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.niknas.hop.ru/4dost/1dost_enz/dost_enz1-02.htmЗагл. с экрана. (дата обращения : 17.09. 2016).
49. Никольский, С. А. Достоевский и явление "подпольного" человека [Текст] / С. А. Никольский // Вопросы философии. - 2011. - № 12. - С. 77-87.
50. Николюкин, А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А. Н. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 с.
51. Орлова, Е. И. Образ автора в литературном произведении [Текст] / Е. И. Орлова. Учебное пособие. М., 2008. - 44 с.
52. Петровский, М. А. Композиция "Вечного мужа" [Текст] / М. А. Петровский // Достоевский - М. : ГАХН, 1928 - С. 115-161.
53. Рублев, С. Персонажи произведений [Текст] / С. Рублев [Электронный
ресурс]. - режим доступа:
http://www.fedordostoevsky.ru/works/characters/Загл. с экрана. (дата обращения: 11.11.2016).
54. Сараскина, Л. И. - Достоевский [Текст] / Л. И. Сараскина [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://unotices.com/page- books.php?id=136164Загл. с экрана. (дата обращения: 17.11.2016).
55. Свительский, В. А. Композиция как одно из средств выражения авторской оценки в произведениях Достоевского [Текст] / В. А. Свительский // Достоевский. Материалы и исследования. - 1976. - № 2. - С.11-18.
56. Серман, И. З. "Провинциалка" Тургенева и "Вечный муж" Достоевского [Текст] / И. З. Серман // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собр. соч. и писем И.С. Тургенева. - Т.2. - М. : Наука, 1966. - С. 109-111.
57. Созина Е. К. Двойничество [Текст] / Е. К. Созина // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. - Ч. : «Металл», 1997. - С. 149-150.
58. Страхов, Н. Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV [Текст] / Н. Н. Страхов [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://dugward.ru/library/tolstoy/strahov_voyna_1-4.htmlЗагл. с экрана. (дата обращения: 24.09.2016).
59. Сузи, В. Икона в повести Достоевского «Кроткая»: о доминантной и служебной детали [Текст] / В. Сузи [Электронный ресурс]. - режим
доступа: http://parus.ruspole.info/node/7766 Загл. с экрана. (дата
обращения: 22.02.2017).
60. Суханёк, Л. Молча говорить - повесть Ф. М. Достоевского «Кроткая»
[Текст] / Л. Суханёк [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://sites.utoronto.ca/tsq/DS/06/125.shtml Загл. с экрана. (дата
обращения: 04.01.2017).
61. Тамарченко, Н. Д. Теория литературных жанров: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н. Д. Тамарченко, М. Н. Дарвин, Д. М. Магомедова, В. И. Тюпа. - М. : Академия, 2011. - 256 с.
62. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : Учеб. пособие [Текст] / Б. В. Томашевский. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
63. Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек: феномен общественного
сознания и социальной практики [Текст] / Ж. Т. Тощенко
[Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://toschenko.ru/publication/19/Загл. с экрана. (дата обращения:
29.09.2016).
64. Туниманов, В. А. Комментарии: Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1876. Ноябрь. Глава первая. Кроткая. Фантастический рассказ. От автора [Текст] / В. А. Туниманов, В. Д. Рак [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://rvb.ru/dostoevski/02comm/212.htmЗагл. с экрана. (дата обращения: 08.02.2017).
65. Федосеева, Т. В. «К вопросу о литературном парадоксе» [Текст] / Т. В. Федосеева, Г.И. Ершова [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://vestnik.rsu.edu.ru/pdf/9_(38).pdfЗагл. с экрана. (дата обращения : 03.11.2016).
66. Фридлендер, Г. М. Человек в мире Достоевского! [Текст] / Г. М. Фридлендер // Материалы и исследования. - 2007. - № 18. - С. 422-433.
67. ФЭБ. Литературная энциклопедия: В 11 т. [Текст] / - М., 1929—1939 [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://feb-
web.ru/feb/litenc/encyclop/Загл. с экрана. (дата обращения: 19.10.2016).
68. Чеснокова, О. С. Конфиденциальный дискурс в рассказе Ф.М.
Достоевского «Вечный муж» [Текст] / О. С. Чеснокова [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/konfidentsialnyy-diskurs-v-rasskaze-f-m- dostoevskogo-vechnyy-muzhЗагл. с экрана. (дата обращения: 05.10.2016).
69. Шилин, В. В. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / В. В Шилин. - Москва : Тровант, 2009. - 408 с.
70. Шипицына, Н. В. Приемы формирования читательского восприятия в повести Ф.М. Достоевского «Кроткая» [Текст] / Н. В. Шипицына // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 10. - С. 103-106.
71. Юрьева, О. Ю. Мотив поединка в рассказе Ф.М. Достоевского «Кроткая» [Текст] / О. Ю. Юрьева // Достоевский и современность: Материалы 19 международных Старорусских чтений. - Великий Новгород : Музей-заповедник, 2005.- С. 296-313.
72. Яшина, Е. А. Типология парадоксов в художественном тексте [Текст] / Е. А. Яшина [Электронный ресурс]. - режим доступа: http:ZZpsibook.com/literatura/tipologiya-paradoksov-v-hudozhestvennom- tekste.html Загл. с экрана. (дата обращения: 14.09.2016).