Введение 9
1 Теоретические основы корпоративной этики и культуры предприятия 12
1.1 Корпоративная этика и культура: понятие и составные элементы 12
1.2 Типология корпоративных культур 29
1.3 Факторы, влияющие на корпоративную этику и культуру 36
2 Корпоративная этика в ООО «Метро кэш энд керри» 51
2.1 Общая характеристика ООО «Метро кэш энд керри» 51
2.2 Анализ системы управления персоналом 56
2.3 Анализ корпоративной этики и культуры 70
3 Мероприятия по совершенствованию корпоративной этики в ООО «Метро
кэш энд керри» 76
3.1 Проблемы корпоративной культуры 76
3.2 Предложения по развитию корпоративной этики и культуры 79
3.3 Эффективность предложений 93
Заключение 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Приложения
Человек развивается последовательно, проходя за свою жизнь несколько ступеней, каждую из которых сложно перескочить. Так же меняется и культура организации: ценности, актуальные для одной стадии ее развития, не умирают, а становятся «фоновыми» для последующих. Новые ценности начинают доминировать, насыщаются энергией и эмоциями людей.
Актуальность темы. Если персонал и структура организации не соответствуют рыночной ситуации, следует развивать сотрудников - через внедрение корпоративной этики и корпоративной культуры более высокого уровня. Замена людей, работающих в компании, при сохранении прежней структуры, эффекта не даст: она станет либо негибкой, с замедленной реакцией на изменения во внешней среде, либо слишком «дорогой» и не соответствующей потребностям рынка.
Для сотрудников корпоративная этика организации - это нить, которая связывает коллектив воедино, мотивируя на лояльное отношение к компании. Полная идентификация сотрудника с предприятием означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и полностью принимает корпоративные ценности. При таком единении культурные ценности компании становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Корпоративная этика должна способствовать развитию людей. Развиваются люди, а значит, развивается и бизнес.
Носителями корпоративной этики являются все сотрудники, а «локомотив» состоит из руководителей и собственников компании. Поскольку этика и культура играют очень важную роль в жизни организации, она должна являться предметом пристального внимания со стороны высшего руководства. Когда высшее руководство разрабатывает и утверждает определенную систему правил, оно должно также придерживаться их.
Конечно, даже самая грамотная и отлаженная корпоративная этика не может заменить хорошо отлаженных бизнес-процессов. Корпоративная этика в системе управления - очень «тонкий» инструмент управления, создание и применение которого требует большого опыта и знаний. На плечи HR- специалистов возложена огромная ответственность за поддержание и развитие внутреннего «моторчика» компании.
Как показывает наш опыт, самым сильным объединителем являются общие ценности. В коллективе, в котором все участники разделяют одинаковые ценности, более эффективно достигаются поставленные цели, больше успешных профессионалов.
Корпоративная этика, как явление, не может быть заимствована, она складывается с течением времени. Каждый коллектив уникален, и всегда стоит учитывать особенности его функционирования, специфику бизнеса, географические условия.
В современном бизнесе корпоративная этика - это важное условие успешной работы фирмы, фундамент ее динамичного роста, своего рода гарант стремления к повышению эффективности (в соответствии с требованиями стандартов менеджмента качества). Развитая корпоративная этика и корпоративная культура помогают организации побеждать в конкурентной борьбе, завоевывать новые рынки и успешно развиваться.
Данная тема достаточно разработана в работах таких авторов как: Шекшни С.В., Смирнова Б.М., Одегова Ю.Г., Лукичевой Л.И., Егоршина А.П. и других.
Цель работы - выявить влияние корпоративной этики в системе управления персоналом на примере предприятия «Метро кэш энд керри».
Задачи работы:
1. исследовать теоретические основы корпоративной этики и культуры предприятия: изучить понятие, состав, виды и факторы, оказывающие влияние на них;
2. провести анализ системы управления персоналом «Метро кэш энд керри»;
3. провести анализ корпоративной этики и культуры «Метро кэш энд керри»;
4. разработать проект совершенствования корпоративной этики и культуры «Метро кэш энд керри»;
5. провести оценку экономической эффективности разработанных мероприятий.
Предмет исследования - корпоративная этика.
Объект исследования - «Метро кэш энд керри».
При написании работы применялись такие методы как синтез, анализ, анкетирование, наблюдение и другие.
Информационной базой при написании работы послужили данные бухгалтерской и кадровой отчетности компании «Метро кэш энд керри», а также труды отечественных авторов.
Структурно работа состоит из введения, теоретической главы, аналитической главы, проектной главы, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе исследованы теоретические основы корпоративной этики и культуры предприятия, дано понятие корпоративной этики и культуры, рассмотрены составные элементы, факторы, оказывающие на них влияние, рассмотрены классификация корпоративных культур, а также основные этапы формирования корпоративной культуры.
Во второй главе проведен анализ системы управления персоналом компании «Метро кэш энд керри» и ее корпоративной этики и культуры, выявлены недостатки.
В третьей главе был разработан проект формирования корпоративной этики и культуры компании «Метро кэш энд керри», произведена оценка экономической эффективности предложенных мероприятий, сделаны выводы
Корпоративная культура организации - это совокупность поддерживаемых в ней основополагающих моральных ценностей, этических норм, убеждений и стандартов поведения, разделяемых большинством ее сотрудников. Корпоративная культура - негласные правила и ориентиры деятельности компании, определяющие согласованность действий всех ее уровней: управленческого звена, подразделений и отдельных сотрудников.
Корпоративная этика компании - это устойчивая система коллективных ценностей, традиций, убеждений, норм поведения сотрудников. Выражаются правила корпоративной этики в символическом, духовном и материальном окружении людей, работающих в конкретной организации.
Основы корпоративной этики включают в себя следующие атрибуты:
1. Общие ценности, которые сотрудники ценят в своей жизни, работе - свои должности, возможности продвижения в карьере, саму работу.
2. Вера в руководство, успех, свои силы, взаимопомощь и справедливость.
3. Коммуникационная система в коллективе, язык общения, использование устной, письменной, невербальной коммуникации, жестикуляции и прочее.
4. Осознание времени, отношение к нему, его правильное использование, соблюдение распорядка рабочего дня, графика работы.
5. Взаимоотношения между людьми, которые различаются в зависимости от возраста, статуса, должности, уровня знаний. Сюда же можно отнести пути и методы решения конфликтных ситуаций.
6. Процесс развития работников, проведение обучающих процедур, тренингов, обучение новых сотрудников, процесс передачи опыта, навыков и знаний.
7. Трудовая этика, методы стимулирования к достижениям. Распределение обязанностей, оценка работы, вознаграждение, пути продвижения по служебной лестнице.
8. Внешний вид сотрудников, деловой стиль одежды, поведения.
Все эти характеристики, в совокупности - это формирование корпоративной этики. Процесс этот взаимный - люди, работающие в организации, формируют корпоративную этику организации, и одновременно культура влияет на их поведение.
Эффективность корпоративной культуры определяют три базовые характеристики:
• соответствие бизнес-стратегии компании;
• сила (сколько элементов культуры и в какой степени осознаются сотрудниками и проявляются в их поведении);
• ясность приоритетов (понимание всеми членами коллектива наиболее важных в текущий момент задач и связанных с ними стандартов поведения).
Корпоративная культура изменяется в зависимости от стадии развития компании, ее бизнес-целей, позиционирования на рынке, внешних условий и внутренних преобразований.
Однозначно оптимального и эффективного типа культуры не существует. Эффективность корпоративной культуры определяется тем, подходит ли она конкретной организации с определенным видением учредителей, стилем управления и др.
МЕТРО Кэш энд Керри - крупнейшая управляющая компания международного бизнес-формата cash & carry (мелкооптовая торговля) торгового холдинга МЕТРО ГРУП.
Холдинг МЕТРО ГРУП был основан в 1996 в результате слияния METRO Cash & Carry, Kaufhof Holding AG и Asko Deutsche Kaufhaus AG. Акции МЕТРО ГРУП котируются на бирже Франкфурта-на-Майне.
На сегодняшний день компания МЕТРО Кэш энд Керри представлена более 750 торговыми центрами в 25 странах мира. Объем продаж за 2014/2015 финансовый год составил 223,5 миллиарда рублей.
В последующие годы компания МЕТРО/Макро Кэш энд Керри динамично развивалась и стала лидером международного рынка в секторе мелкооптовой торговли.
На сегодняшний день российское подразделение компании МЕТРО Кэш энд Керри открыло 88 торговых центров в 49 регионах страны (среди них также учтен гипермаркет «Реал» в г. Котельники).
В компании МЕТРО Кэш энд Керри используется линейнофункциональная структура управления. Она представляет собой принцип построения управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, продажи, финансы, персонал и пр.).
Таким образом, компания МЕТРО Кэш энд Керри является лидером на рынке, но для развития предприятию не хватает финансовых средств, компания МЕТРО Кэш энд Керри несет высокие издержки, в деятельности присутствуют денежные разрывы из-за непостоянства денежных потоков. Компании МЕТРО Кэш энд Керри следует разработать стратегию по снижению издержек, устранению денежных разрывов и повышению рентабельности деятельности.
Анализ стиля руководства трудовым коллективом на предприятии был проведен с помощью опроса. Стиль руководства трудовым коллективом можно охарактеризовать следующим образом: “Ориентация руководителя на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных”.
В компании за малейшее нарушение трудовой дисциплины руководители лишают подчиненных премии, панибратство между ними
Проведенный анализ качества трудовой жизни персонала позволил выявить ряд негативных моментов, которые влияют на качество трудовой жизни персонала. Среди них можно выделить:
- присутствие стрессов на работе (5 баллов);
- неэффективная применяемая тарифная система оплаты труда (5 баллов);
- отсутствие служебного транспорта, а также специализированной автостоянки для сотрудников (5 баллов);
- отсутствие доверия к руководителям (5 баллов);
- отсутствие уважения подчиненных (5 баллов);
- отсутствие позитивной мотивации сотрудников к труду (3 баллов);
- отсутствие справедливости в оплате труда (3 баллов);
- отсутствие стабильной кадровой политики (3 балла);
- отсутствие объективной аттестации кадров (3 балла);
- не выдается фирменная одежда и обувь (3 балла);
- низкий уровень заработной платы (2 баллов);
- территориальная удаленность от дома (2 балла);
- не выплачиваются пособия в случае увольнения или по сокращению штатов (2 балла);
- нет ощущения социальной защищенности (2 балла);
- не компенсируются транспортные расходы (2 балла);
- нет ощущения социального благополучия (2 балла);
- отсутствие содействия карьере со стороны руководства (1 балл);
- низкая возможность роста (отсутствие апатии и застоя) (1 балл);
- предоставление отпуска осуществляется не по графику (1 балл).
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно
сделать вывод, что основные проблемы качества трудовой жизни персонала
лежат в области заработной платы, социального обеспечения, возможности карьерного роста, взаимоотношений с руководителем.
Оценка важности для персонала отдельных групп мотивов выявил следующее:
- физиологические потребности - 87 %;
- потребность в безопасности - 62 %;
- потребность в принадлежности к социальной группе - 55 %;
- потребность в уважении (самоуважении, успехе, статусе) - 79 %;
- потребность в самовыражении - 50 %.
Подсознательно понимая такую ситуацию, руководством организации в основу системы стимулирования трудовой деятельности сотрудников были положены ценовые стимулы, т.е. заработная плата.
У большинства сотрудников заработная плата рассчитывается на основе повременной системы оплаты труда. В связи с этим можно утверждать, что среди сотрудников организации отсутствует мотивационная система.
Таким образом, действующая система мотивации персонала неэффективна на данном предприятии, применяемые методы управления персоналом недостаточно разработаны и требуют внедрения ряда мероприятий по устранению выявленных недостатков.
В 2015 году компанией был проведен опрос сотрудников по исследованию вовлеченности персонала в деятельность компании.
Руководство компании МЕТРО Кэш энд Керри хотело понять, достаточно ли вовлечены сотрудники в жизнь и дела компании, а значит, есть ли резервы по повышению прибыльности компании путем увеличения вовлеченности сотрудников.
Таким образом, в 2015 году отделом персонала был проведен опрос по исследованию корпоративной этики и культуры в компании и вовлеченности сотрудников в деятельность.
Уровень вовлеченности составил 60%, это удовлетворительный результат. Но он плох тем, что, по сути, является пограничным показателем.
Руководителю рекомендуется устранить препятствия, мешающие подчиненным работать и полностью себя реализовать. Необходимо проявить лояльность, чаще обсуждать с ними темы, не связанные с работой. Рекомендуется чаще проводить совещания, чтобы больше решений принималось коллегиально, и сотрудники ощущали свою причастность к общему делу, осознавали свой вклад в результаты работы.
Таким образом, для снижения текучести персонала необходимо пересматривать работу по выделенным направлениям: развивать условия для профессионального и служебного роста, пересмотреть работу с персоналом на период адаптации (внедрить наставничество), повышать корпоративную культуру и развивать внутренние коммуникации.
Действующая корпоративная этика и культура компании неэффективна, персонал не доволен оплатой труда, но так как уровень заработной платы персонала находится на уровне чуть выше среднерыночного, проводится ежегодная индексация заработной платы, основной упор решено было сделать на развитие нематериальной мотивации, системы обучения и развития персонала, и таким образом повышения лояльности персонала.
Несмотря на то, что в компании разработана миссия, цели и корпоративные ценности, а также регламентирующий документ “Кодекс корпоративной этики”, уровень вовлеченности сотрудников в деятельность компании невысокая. Необходимо разработать мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры, корпоративных ценностей, а также вовлеченности персонала в деятельность и процессы компании.
Меры для совершенствования корпоративной этики и культуры компании МЕТРО Кэш энд Керри:
Метод 1. Создание атмосферы неудовлетворенности текущим состоянием
Метод 2. Создание общего видения решения той или иной задачи
Метод 3. Создание условий проявления инициативы Метод 4. Совпадение интересов компании и персонала Метод 5. Вдохновляющее лидерство
Метод 6. Социальная значимость и осмысленная деятельность Метод 7. Обращение сотрудников в пользователей услуг и товаров своей компании.
Метод 8. Принадлежность к трудовому коллективу Метод 9. Признание заслуг
Метод 10. Обучение как процесс непрерывного совершенствования Метод 11. Смена обстановки и смена деятельности Метод 12. Забота о здоровье персонала
Для того, чтобы повысить лояльность персонала можно оперативно предпринять следующие меры:
Ввести такой бенефит, который покажет сотрудникам: компания о них заботится.
Выделить ценных сотрудников и неформальных лидеров, организуйте для них тимбилдинг
Ввести систему премирования и давайте ссуды под низкий процент Организовать встречу сотрудников с генеральным директором. Пусть он расскажет о планах компании
Объявить о том, что будете обучать и развивать сотрудников Разрешить сотрудникам приобретать продукцию компании либо пользоваться ее услугами на льготных условиях
Обрисовать сотрудникам карьерные перспективы Улучшить условия труда
Покончить с событийной пустотой - организовать в компании выступления авторитетных людей
Обсудить с сотрудниками проблемы компании и выработать для них решения
Поощрять сотрудников, которые приводят в компанию своих знакомых
Нами был разработан проект по совершенствованию корпоративной этики и культуры компании. Проект может быть внедрен в течение года. Это время потребуется на разработку локальных нормативных актов; на создание у работников положительного образа и позитивных ожиданий от внедрения мероприятий корпоративной культуры; создание программы мероприятий по повышению лояльности персонала.
Общая сумма затрат на реализацию проекта составляет 960 000 рублей.
Необходимо разработать локальные нормативные акты - Положение о корпоративной культуре и Правила внутренних коммуникаций компании.
Также было принято решение о ежемесячных конференциях персонала с директором компании, длительностью 30 минут. Директор рассказывал об итогах работы за месяц, ставил новые задачи и цели, давал ответы на вопросы, которые персонал мог задать.
Помимо этого, было решено организовать корпоративную доставку персонала на работу и с работы. Для этого заключен договор с транспортной организацией, стоимость услуг компании - 50 000 рублей в месяц.
Учитывая пропаганду здорового образа жизни, в компании внедряется проект “День здоровья”, один раз в месяц сотрудникам предлагаются фрукты, проходит 4 перерыва по 15 минут, во время которых фитнесс-инструктор предлагает легкие необременительные упражнения для офисных сотрудников. Также сотрудники отказываются в эти дни от курения, у кого есть данная привычка.
Помимо этого, внедряется система корпоративного обучения. Разработано Положение об обучении и развитии персонала.
Общая сумма экономии от внедрения проекта составит 510,5 тыс. рублей/год. Помимо этого, должен улучшиться моральный и психологический климат в коллективе, что также будет отражаться на результатах деятельности работников.
1. Акменчук О.Б. Управление профессиональной карьерой // Кадровый менеджмент, 2012, № 2. - С. 27-32.
2. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И. Управление персоналом: Модели управления - М.: ЭКСМО, 2011. - 296 с.
3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М.: ЮНИТИ,
2012. - 580 с.
4. Батаршева А. Психология управления персоналом // Менеджмент в России и за рубежом, 2009, № 5. - С.14-18
5. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. - М.: Экономика, 2012. - 152 с.
6. Виханский О.С. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2008 - 98 с.
7. Володина Н. Путеводитель по кадровому менеджменту. Выпуск 4. Адаптация персонала. - М.: Изд. Head Hunter, 2008. - 117 с.
8. Горбунова М.В. Основные теории управления - СПб.: Наука, 2011.
- 356 с.
9. Деслер Г. Управление персоналом. - М.: Бином, 2011. - 234 с.
10. Дятлов В.А. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 2012. - 480 с.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Нижний Новгород: НИМБ, 2009. - 248 с.
12. Забродин Ю.М. Психология личности и управления человеческими ресурсами - М.: Дело, 2012. - 299 с.
13. Ивановская Л.В., Свистунова В.М. Обеспечение системы управления персонала на предприятии. - М.: ГАУ, 2012. - 264 с.
14. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА М, 2008. - 456 с.
15. Комаров Е. Управление карьерой // Управление персоналом, 2012, № 4. - С. 22-27
16. Контролинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 300 с.
17. Лаврина Т.В. Системный подход в обучении / Т.В. Лаврина.- М.: Справочник по управлению персоналом, 2016. - 128 с.
18. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учеб. пособие / В.
В. Лукашевич. - М.: КНОРУС, 2011. - 284 с.
19. Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: МИЭТ, 2011. - 444 с.
20. Маковская Н. Анализ человеческих ресурсов в системе управления персоналом // Управление персоналом. - 2012. - № 3. - С. 82-86.
21. Максимцова М.М. Менеджмент. - М: ЮНИТИ, 2011. - 290 с.
22. Малышев А. Постановка системы оценки персонала // Управление персоналом, 2009, № 2. - С.33-35
23. Манаев С.В., Горковенко Ю.Д. Оценка управление процессом обучения.//Управление персоналом. - № 11, 2012. - с. 25-28.
24. Марра Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. - М.: МГУ, 2010. - 256 с.
25. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА- М, 2010. - с. 464 с.
26. Маусов Н.К. Управление карьерой персонала в условиях производства. - М.: РЭА, 2012. - 404 с.
27. Мильнер Б.З. Теория организации/ Мильнер Б.З. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 480 с.
28. Модели и методы управления персоналом / под ред. Е.Б. Моргунова. - М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2011. - 464 с.
29. Носырева И.Г. Современные формы и методы обучения персонала / И.Г. Носырева. - М.: 2012. - 98 с.
30. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. - М.: Экзамен, 2012. - 230 с.
31. Плешин И.Ю. Управление персоналом. - М.: Прогресс, 2010. - 485 с.
32. Поршнев А.Г. Управление организацией. - М.: ИНФРА-М, 2012. -
264 с.
33. Потапова М.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и
умений выпускников / М.В. Потапова. - М.: 2011. - 386 с.
34. Пригожин А.И. Методы развития организаций / А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2013. - 102 с.
35. Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 279 с.
36. Раковский С.М. Обучение и развитие персонала в компании: методическое пособие: проект журнала Справочник по управлению персоналом / С.М. Раковский. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2012. - С. 48-56.
37. Ращапов М.Н. Современные технологии управления персоналом. // Управление персоналом - 2012. - № 6. - С. 12-17.
38. Рогожин М.Ю. Управление персоналом. - М.: Альфа - Пресс, 2012. - 168 с.
39. Савченко В.А. Управление развитием персонала / В.А. Савченко. - М.: КНЕУ, 2012. - 286 с.
40. Самыгин С.И. Управление персоналом - Роств н/Д: Феникс, 2009. -
324 с.
41. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. - М: ГАУ; Варяг, 2013. - 196 с.
42. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 2012. - 48 с.
43. Сотникова С.И. Управление карьерой / С.И. Сотникова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 156 с.
44. Тащиян А.П. Эффективность профессионального обучения как ключевого элемента системы развития человеческих ресурсов организации / А.П. Тащиян. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 148 с.
45. Терещук Н.И. Как сделать процесс обучения эффективным/ Н.И. Терещук. - М.: Справочник по управлению персоналом, 2013. - 460 с.
46. Форсиф П.А. Развитие и обучение персонала / П.А. Форсиф.-М.: СПб, ИД Нева, 2012. - 278 с.
47. Хрящева Н.А. Развитие персонала - ключевой фактор успеха бизнеса/ Н.А. Хрящева. - М.: Управление персоналом, 2011. - 360 с.
48. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр / Е.А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 2013. - 166 с.
49. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Интел-Синтез, 2010. - 344 с.
50. http://www.hr-director.ru