СПИСОК ТЕРМИНОВ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.2. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
Общее недоразвитие речи – это специфическая речевая аномалия, характеризующаяся наличием нарушений или отставания темпов формирования основных компонентов речи по сравнению с нормой – таких компонентов, как лексический, грамматический и фонетический компоненты [Жукова, Мастюкова, Филичева, с. 34].
При общем недоразвитии речи в результате механизма у детей с общим недоразвитием речи нарушается пространственное представление.
Пространственные представления – это представления о пространственных свойствах и отношениях – величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга [Иванов, с. 1245].
В настоящее время существует Федеральный государственный образовательных стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ), который утвержден Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847). Данный стандарт задает требования к образовательным программам, в том числе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) [Федеральный государственный образовательный стандарт..., с.5].
На основе данного стандарта в 2022 г. была разработана новая примерная адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ТНР. Цель данной программы – формирование у детей с ТНР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью, преодоление недостатков речевой деятельности [Примерная адаптированная основная образовательная программа..., с.14].
Термин ОНР (общее недоразвитие речи) был введен в научный оборот в СССР Р.Е. Левиной и коллективом ее научных сотрудников НИИ дефектологии [Левина, с. 3].
Нужно заметить, что проблеме изучения и развития пространственных представлений, а также их особенностей у детей с ОНР посвящены труды многих ученых: Б.Г. Ананьева (разработал общенаучные принципы изучения представления как психического феномена), Р.И. Лалаевой (предложила конкретные методики диагностики психических процессов при ОНР), Т.Б. Филичевой (разрабатывала программы коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми при ОНР) [Ананьев, с. 19; Лалаева, Серебрякова, с. 26; Леушина, с. 12; Филичева, с. 16 и др.].
И в связи с вышеизложенным проблема особенностей пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи является актуальной и значимой.
Проблема: каковы особенности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: изучить особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: пространственные представления у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по изучению пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
2. Описать онтогенез развития пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Изучить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования:
- деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
- общепсихологические представления о сознании, самосознании и представлениях (В.В. Столин, Р. Фрейджер);
- отечественная традиция изучения общего недоразвития речи у детей (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева).
Методы исследования: теоретические (методы анализа, сравнения, обобщения и описания).
Этапы исследования:
1. Проанализирована отечественная и зарубежная литература о пространственных представлениях у детей с общим недоразвитием речи.
2. Описан онтогенез развития пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи
3. Изучены психолого-педагогические особенности дошкольников
с общим недоразвитием речи.
Структура курсовой работы: работа включает список терминов, введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список (41 источник, в том числе 11 источников последних 5-ти лет), количество страниц – 50.
В рамках курсовой работы на теоретическом уровне была изучена проблема особенностей пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Изучение проблемы было вызвано ее актуальностью, поскольку с каждым годом мы становимся свидетелями увеличения в нашей стране количества детей с общим недоразвитием речи.
В процессе изучения проблемы решались определенные задачи исследования.
Для решения первой задачи был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы о пространственных представлениях у детей с общим недоразвитием речи.
Было выявлено, что общее недоразвитие речи представляет собой системное нарушение усвоения всех языковых уровней, которое требует длительной и систематической логопедической работы. Дети с общим недоразвитием речи характеризуются низкой способностью к восприятию различий физических характеристик элементов языка, а также различий в значениях, которые представлены лексико-грамматическими единицами языка, что ограничивает у детей возможности построения полноценного речевого высказывания. Дети с общим недоразвитием речи характеризуются патологической формой речевого развития, отличающейся наличием следующих ключевых признаков – речевое развитие у ребенка начинается поздно, имеет замедленный темп, словарный запас ребенка ограничен и неадекватен его возрасту, присутствуют грамматические нарушения, а также расстройства в звукопроизношении и фонематическом восприятии. Дети при общем недоразвитии речи не всегда обладают умением связного и последовательного изложения своих мыслей. У таких детей, как правило, имеется лишь некий набор слов и готовые синтаксические конструкции в их ограниченном количестве и малом объеме.
В свою очередь, пространственные представления – это представления о пространственных свойствах и отношениях – величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга.
Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка. Развитие пространственной ориентации в расположении предметов на себе, от себя, от другого объекта и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета (на себе) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета (на других объектах).
Для решения второй задачи был описан онтогенез развития пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи.
Было выявлено, что у старших дошкольников с нарушениями речи особенность усвоения ими речевых норм обозначения пространственных отношений заключается в том, что ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяют детям самостоятельно овладеть более сложными предлогами. Наибольшие трудности у дошкольников с ОНР имеются при употреблении ими предложно-падежных конструкций, отражающих пространственные отношения. При этом у детей с ОНР выявляются существенные нарушения на семантическом и формально-языковом уровнях. Трудности актуализации предложно-падежных конструкций проявлялись в пропуске, замене предлогов, опускании предлогов, замене окончаний. Неправильное употребление падежей с предлогами наблюдается у дошкольников с ОНР гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предлогом. У дошкольников с ОНР выявляется несовершенство самых нижних уровней пространственных представлений, а именно, соматогнозиса, восприятия пространства, существующего в пределах их собственного тела и взаимодействия с внешним пространством «от тела».
Для решения третьей задачи были изучены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Было выявлено, что общее недоразвитие речи вносит определенную специфику в психическое развитие детей дошкольного возраста. Детям с общим недоразвитием речи свойственен низкий уровень развития основных свойств внимания, когда у ряда детей имеет место недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. При этом речевые нарушения оказывают негативное влияние и на память ребенка. При достаточном развитии смысловой и логической памяти, такие дети обнаруживают низкий уровень вербальной памяти и продуктивности запоминания по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
Таким образом, в результате проведенного исследования его поставленная цель была достигнута, а сформулированные задачи были решены.
1. Аблитарова А. Р., Кондрашова Н.В. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 55 – 59.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2012. 312 с.
3. Алексеева М. М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 2009. 56 с.
4. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф., Шемякин Ф. П. /Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. 2010. №4. С. 18 – 28.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2020.
282 с.
6. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / НИИ дефектологии АН СССР. М.: Педагогика, 1990.
204 с.
7. Выготский Л. С.. Мышление и речь. М.: Издательство «Лабиринт», 2018. 352 с.
8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. Екатеринбург: АРДЛТД, 2008. 239 с.
9. Иванов М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 1245 – 1248.
10. Китаева Н. Н., Емельянова С. О. Состояние пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2014. №X. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-prostranstvennyh-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 21.12.2022).
11. Кобякова Г. Н. К истории изучения проблемы недоразвития речи детей // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-izucheniya-problemy-nedorazvitiya-rechi-detey (дата обращения: 22.01.2023).
12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: «Питер», 2019. 992 с.
13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2010. 464 с.
14. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2012. 234 с.
15. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов н/Дону: Феникс, СПб: Союз, 2014. 224 с.
16. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей// Специальная школа, 1967, № 2 (122). С. 1 – 12.
17. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2018.
368 с.
18. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2018. 76 с.
19. Логопедия: Учебник для студентов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. 680 с.
20. Майнагашева Г. Т., Жуйкова Т. П. Освоение пространственных представлений детьми с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. 2016. №15. С. 469 – 471.
21. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2019. 592 с.
22. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. К вопросу о коррекции и развитии пространственных представлений у дошкольников с ОНР // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. №3. С. 89 – 92.
23. Менчинская Н. А. Психическое развитие ребёнка от рождения до 10 лет. М.: МПА, 2013. 290 c.
24. Мухина В. С. Детская психология. М.: Академия, 2018. 315 с.
25. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 1. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 2004. 340 с.
26. Нарушение речи у дошкольников Под ред. Р.А. Белова-Давыдова. М.: ВЛАДОС, 2011. 236 с.
27. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2013. 131 с.
28. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: «Роспедагенство»,
2012. 296 c.
29. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / https://fgosreestr.ru/uploads/files/48b09abf078915c11f4bb6af8a9470a3.pdf
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018.
713 с.
31. Самсонова С. Н. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Столыпинский вестник. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-slovarya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr (дата обращения: 10.01.2023).
32. Селиверстов В. И. История логопедии. Медико-педагогические основы, Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. 384 с.
33. Сергеева О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 682 – 684.
34. Столин В. В. Самосознание личности: монография. М.: МГУ, 2011. 292 с.
35. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. М.: Мир книги, 2013. 248 с.
36. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2009. 112 с.
37. Фрейджер Р. Психология сознания. СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.
123 с.
38. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2010. 240 с.
39. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МПСИ, 2014. 414 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. 404 с.
41. Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Нижегор. гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2003. 19 с.