Административный процесс и административное производство
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты административного процесса как самостоятельного вида
правоприменительного процесса 7
1.1 История развития административного процесса в РФ 7
1.2 Соотношение понятий «административный процесс» и «административное
производство» 16
2 Характеристика функционирования административных производств как
структурных элементов административного процесса 32
2.1 Особенности функционирования регулятивного производства
административного процесса 32
2.2 Особенности функционирования наблюдательного производства
административного процесса 44
2.3 Особенности функционирования принудительного производства
административного процесса 57
2.4 Особенности функционирования защитного производства административного
процесса 65
3. Проблемы функционирования административного производства в РФ и пути его реформирования 70
3.1 Спорные вопросы функционирования административного контрольно-надзорного производства 70
3.2 Пути реформирования административного контрольно-надзорного
производства 81
Заключение 92
Список использованных источников 98
Приложение А Нормативно-правовое регулирование функций муниципального контроля на территории г.о. Тольятти 107
Приложение Б Предмет регулирования, изложенного в концепции проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)»
1 Теоретические аспекты административного процесса как самостоятельного вида
правоприменительного процесса 7
1.1 История развития административного процесса в РФ 7
1.2 Соотношение понятий «административный процесс» и «административное
производство» 16
2 Характеристика функционирования административных производств как
структурных элементов административного процесса 32
2.1 Особенности функционирования регулятивного производства
административного процесса 32
2.2 Особенности функционирования наблюдательного производства
административного процесса 44
2.3 Особенности функционирования принудительного производства
административного процесса 57
2.4 Особенности функционирования защитного производства административного
процесса 65
3. Проблемы функционирования административного производства в РФ и пути его реформирования 70
3.1 Спорные вопросы функционирования административного контрольно-надзорного производства 70
3.2 Пути реформирования административного контрольно-надзорного
производства 81
Заключение 92
Список использованных источников 98
Приложение А Нормативно-правовое регулирование функций муниципального контроля на территории г.о. Тольятти 107
Приложение Б Предмет регулирования, изложенного в концепции проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)»
Актуальность темы исследования магистерской диссертации определяется тем, что задача совершенствования деятельности органов исполнительной власти является одной из ведущих задач, которые необходимо решать российскому государству на современном этапе.
Проблемы процессуального регулирования оснований, условий и порядка реализации федеральных и региональных законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств РФ, других законодательных актов и содержащихся в них административных норм, которые регламентируют взаимоотношения органов исполнительной власти российского государства с различными юридическими и физическими лицами получают сегодня особенную важность
Законодательное регулирование деятельности всех органов исполнительной власти обязательно для их эффективного функционирования; она способствует ограничению принятия ими неправовых решений, кроме того, обеспечивает всем юридическим и физическим лицам проведение в жизнь их прав и их интересов.
Важность изучения проблем функционирования административного процесса и административного производства в РФ вызвана потребностью осуществления насущных научно-теоретических разработок в сфере административного права для закрепления правовых основ демократического государства, одним из проявлений которого является эффективная работа органов исполнительной власти на благо всего общества.
В науке административного права существуют спорные вопросы, относительно которых ведутся дискуссии многие годы. К таким дискуссионным проблемам относятся, например, вопросы «широкого» понимания определения «административный процесс» и «узкого» понимания определения «административный процесс», а также вопросы понятия и структуры административного производства. Различные мнения по этим проблемам обосновывались в теоретических трудах российских правоведов. Но, с не давних пор, дискуссия по вопросам административного процесса и административного производства перешла и практическую плоскость, в область правоприменительной практики. Это произошло в условиях оптимизации административного законодательства, совершенствования деятельности органов государственной исполнительной власти. Появилась потребность понять суть возникших противоречий и разработать новые закономерные механизмы, которые бы откликались на современные тенденции развития российской науки административного права.
Возрастание полномочий судебных органов, проявляющихся в сфере публичных правоотношений, на современном этапе чаще всего идет механическим путем и это показывает целостный и научно доказанный процесс. Кроме того, принятие судебных решений по делам об административной ответственности происходит как в гражданском суде, так и в арбитражном суде в соответствии с правовыми нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации .
Данное многообразие правоприменения административных норм в судах неотвратимо создает сложности и разногласия, снятие которых является важнейшей целью науки и практики административного права, установленного способа привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности.
В Российской Федерации органы государственной исполнительной власти имеют достаточно объемные средства, как материальные, так и человеческие. Кроме того, органы исполнительной власть обеспечены полномочиями, начиная с федерального уровня, и заканчивая муниципальным уровнем. Это позволяет им вплотную контактировать с юридическими и физическими лицами, урегулировать возникшие проблемы. Поэтому очень важно утроить деятельность органов исполнительной власти так, чтобы она эффективно функционировала. По нормам Конституции Российской Федерации органы исполнительной власти являются отдельным звеном государственной власти, но, в то же время, являются ее структурных элементом. Конституция Российской Федерации регламентирует правила образования органов государственного управления, направления и объем их властных полномочий. Изучение нормативной регламентации работы органов государственного управления является важнейшей задачей, решение которой даст возможность выявить направления по ее совершенствованию.
Таким образом, сегодня в рамках теории административного права существует необходимость изучать проблемы функционирования административного процесса и административного производства в Российской Федерации и разработать направления реформирования деятельности органов государственного управления.
Цель магистерской диссертации заключается в исследовании проблемы соотношения административного процесса и административного производства в административном праве Российской Федерации.
Исходя из цели, поставленной в магистерской диссертации, определены основные задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты административного процесса как самостоятельного вида правоприменительного процесса;
- дать характеристику функционирования административных производств как структурных элементов административного процесса
- рассмотреть проблемы функционирования административного производства в РФ и пути его реформирования.
Научную основу магистерского исследования положены труды таких правоведов, как Александров А.Г., Алексеев И., Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Бикситова Ж., Братановский С.Н., Головко В.В., Грачев Н.И., Демин А.А., Есенова В.П., Каплунов А.И., Кононов П.И., Мартынов А.В., Масленников М.Я., Николаева Л.А., Попов Л.Л., Родионова Е.В., Россинский Б.В., Сорокин В.Д., Старостин С.А., Стахов А.И., Филиппова И.А. и ряд других.
Методологическую основу исследования составили современные методы познания, включая метод структурно-функционального анализа, сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический методы, метод системного и комплексного решения задач.
Нормативной базой магистерского исследования являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ , Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ и другие материалы.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирического материала магистерской диссертации использовались постановления Конституционного Суда РФ, постановления Верховного Суда РФ, материалы опубликованной судебной практики и другие.
Научная новизна. Научная новизна магистерского исследования определяется целью и задачами работы, а также авторским подходом к раскрытию поставленных вопросов. Магистерская диссертация является комплексным исследованием проблем функционирования административного производства в РФ. Выработаны предложения и пути его реформирования на современном этапе.
Практическая значимость магистерского исследования определяется тем, что предложенные пути реформирования административного производства могут применяться для дальнейшего совершенствования проблем административного права, в процессе совершенствования административно-процессуального законодательства. Материалы работы могут быть использованы в учебно-познавательской деятельности в процессе преподавания административного права.
Структура работы. Магистерское исследование состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения по работе, списка использованных источников и трех приложений.
Проблемы процессуального регулирования оснований, условий и порядка реализации федеральных и региональных законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств РФ, других законодательных актов и содержащихся в них административных норм, которые регламентируют взаимоотношения органов исполнительной власти российского государства с различными юридическими и физическими лицами получают сегодня особенную важность
Законодательное регулирование деятельности всех органов исполнительной власти обязательно для их эффективного функционирования; она способствует ограничению принятия ими неправовых решений, кроме того, обеспечивает всем юридическим и физическим лицам проведение в жизнь их прав и их интересов.
Важность изучения проблем функционирования административного процесса и административного производства в РФ вызвана потребностью осуществления насущных научно-теоретических разработок в сфере административного права для закрепления правовых основ демократического государства, одним из проявлений которого является эффективная работа органов исполнительной власти на благо всего общества.
В науке административного права существуют спорные вопросы, относительно которых ведутся дискуссии многие годы. К таким дискуссионным проблемам относятся, например, вопросы «широкого» понимания определения «административный процесс» и «узкого» понимания определения «административный процесс», а также вопросы понятия и структуры административного производства. Различные мнения по этим проблемам обосновывались в теоретических трудах российских правоведов. Но, с не давних пор, дискуссия по вопросам административного процесса и административного производства перешла и практическую плоскость, в область правоприменительной практики. Это произошло в условиях оптимизации административного законодательства, совершенствования деятельности органов государственной исполнительной власти. Появилась потребность понять суть возникших противоречий и разработать новые закономерные механизмы, которые бы откликались на современные тенденции развития российской науки административного права.
Возрастание полномочий судебных органов, проявляющихся в сфере публичных правоотношений, на современном этапе чаще всего идет механическим путем и это показывает целостный и научно доказанный процесс. Кроме того, принятие судебных решений по делам об административной ответственности происходит как в гражданском суде, так и в арбитражном суде в соответствии с правовыми нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации .
Данное многообразие правоприменения административных норм в судах неотвратимо создает сложности и разногласия, снятие которых является важнейшей целью науки и практики административного права, установленного способа привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности.
В Российской Федерации органы государственной исполнительной власти имеют достаточно объемные средства, как материальные, так и человеческие. Кроме того, органы исполнительной власть обеспечены полномочиями, начиная с федерального уровня, и заканчивая муниципальным уровнем. Это позволяет им вплотную контактировать с юридическими и физическими лицами, урегулировать возникшие проблемы. Поэтому очень важно утроить деятельность органов исполнительной власти так, чтобы она эффективно функционировала. По нормам Конституции Российской Федерации органы исполнительной власти являются отдельным звеном государственной власти, но, в то же время, являются ее структурных элементом. Конституция Российской Федерации регламентирует правила образования органов государственного управления, направления и объем их властных полномочий. Изучение нормативной регламентации работы органов государственного управления является важнейшей задачей, решение которой даст возможность выявить направления по ее совершенствованию.
Таким образом, сегодня в рамках теории административного права существует необходимость изучать проблемы функционирования административного процесса и административного производства в Российской Федерации и разработать направления реформирования деятельности органов государственного управления.
Цель магистерской диссертации заключается в исследовании проблемы соотношения административного процесса и административного производства в административном праве Российской Федерации.
Исходя из цели, поставленной в магистерской диссертации, определены основные задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты административного процесса как самостоятельного вида правоприменительного процесса;
- дать характеристику функционирования административных производств как структурных элементов административного процесса
- рассмотреть проблемы функционирования административного производства в РФ и пути его реформирования.
Научную основу магистерского исследования положены труды таких правоведов, как Александров А.Г., Алексеев И., Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Бикситова Ж., Братановский С.Н., Головко В.В., Грачев Н.И., Демин А.А., Есенова В.П., Каплунов А.И., Кононов П.И., Мартынов А.В., Масленников М.Я., Николаева Л.А., Попов Л.Л., Родионова Е.В., Россинский Б.В., Сорокин В.Д., Старостин С.А., Стахов А.И., Филиппова И.А. и ряд других.
Методологическую основу исследования составили современные методы познания, включая метод структурно-функционального анализа, сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический методы, метод системного и комплексного решения задач.
Нормативной базой магистерского исследования являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ , Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ и другие материалы.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирического материала магистерской диссертации использовались постановления Конституционного Суда РФ, постановления Верховного Суда РФ, материалы опубликованной судебной практики и другие.
Научная новизна. Научная новизна магистерского исследования определяется целью и задачами работы, а также авторским подходом к раскрытию поставленных вопросов. Магистерская диссертация является комплексным исследованием проблем функционирования административного производства в РФ. Выработаны предложения и пути его реформирования на современном этапе.
Практическая значимость магистерского исследования определяется тем, что предложенные пути реформирования административного производства могут применяться для дальнейшего совершенствования проблем административного права, в процессе совершенствования административно-процессуального законодательства. Материалы работы могут быть использованы в учебно-познавательской деятельности в процессе преподавания административного права.
Структура работы. Магистерское исследование состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения по работе, списка использованных источников и трех приложений.
В России институт административной юстиции начал функционировать, начиная с XVI века. Именно в этот период в стране были учреждены Челобитные приказы. Институт административной юстиции был тесно связан с органами государственного управления. В дореволюционной России неоднократно были предприняты попытки реформирования института административной юстиции. В частности в ходе реформы государственного управления П.А. Столыпин пытался передать контрольные функции за деятельностью органов исполнительной власти органам судебной власти. Но подобные начинания так и не были осуществлены.
В советское время институт административной юстиции отличался двойственностью. В 30-40-е годы ХХ века советское государство не считало возможным официально признавать существование административной юстиции в стране. Но, одновременно, в СССР функционировали отдельные комитеты, которые разбирали жалобы юридических лиц на действия чиновников. Изменения начали происходить с эпоху, когда Н.С. Хрущев стал Первым секретарем ЦК КПСС. В это время советские граждане получили право обжаловать в суде решения органов исполнительной власти. Данные нововведения регламентировались нормами Конституции 1977 г., Гражданского процессуального кодекса и других законодательных актов.
Важные перемены в развитии института административной юстиции случились после распада СССР и в период образования Российской Федерации. Были приняты такие новые источники права, как Конституция РФ 1993 г., Закон РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы: граждан», в которых появился принцип «всеобщности обжалования».
В данное время в Российской Федерации существуют такие же элементы административной юстиции, как и в эпоху советской власти. Например, жалобы на действия должностных лиц органов исполнительной власти могут быть рассмотрены и ходе административного производства, и в ходе судебного производства; споры разрешаются судами общей юрисдикции; порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РФ, КоАП РФ и КАС РФ.
Отечественные административисты, начиная еще с 60-х годов ХХ века, ведут полемику о понятии, сущности и структуре административного процесса. Все существующие мнения на эту тему можно к трем подходам.
Во-первых, административный процесс - это функционирование органов власти по решение подведомственных им всех категорий индивидуальных юридических дел, как связанных, так и не связанных с разрешением споров и конфликтов. Данная точка зрения поддерживает широкое понимание административного процесса. Это так называемая управленческая концепция
Во-вторых, административный процесс - это работа органов публичной власти и судебных органов по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических дел, возникающих из административно-правовых споров и административных правонарушений. Это так называемое узкое, юрисдикционное понимание административного процесса.
В-третьих, административный процесс - это функционирование только судебных органов по разрешению дел, возникающих из административных правоотношений. Ученый-правовед, считает, что административный процесс относится только к административному судопроизводству (юстиционное, судебное понимание административного процесса).
Мы считаем, что верным является первый, широкий подход к пониманию административного процесса.
Итак. Административный процесс - это отдельное направление правовой деятельности органов исполнительной власти, в рамках которой должностные лица выполняют возложенные на них должностные обязанности по разрешению административных дел.
Административное судопроизводство - это порядок разрешения административных дел судебными органами РФ на основе нормативных правовых актов и состоящих из нескольких следующих друг за другом стадий, которые соединены между собой процессуальными действиями.
Но, даже учитывая существующие отличия между этими двумя юридическими процессам, нельзя противопоставлять их друг другу. Административный процесс и административное судопроизводство взаимодополняются и этим повышают вероятность строго соблюдения правовых норм в деятельности должностных лиц и государственных учреждений.
В практике российского административного права в состав административного процесса входят отдельные административные производства. Деятельность в рамках отдельного административного производства направлена на решение самостоятельного административного дела.
Признаком выделение определенных групп административных производств в административном процессе является категория административных дел. Это группа однородных по содержанию самостоятельных юридических дел, которые разрешаются компетентными органами исполнительной власти в соответствии с возложенными на них обязанностями.
В состав административного процесса входят четыре группы административных производств: во-первых, группа регулятивного производства административного процесса, во-вторых, группа наблюдательного производства административного процесса, в-третьих, группа принудительного производства административного процесса, в-четвертых, группа защитного производства административного процесса.
Группа регулятивного производства административного процесса - это работа органов исполнительной власти по решению административно-регулятивных дел, которые входят в их компетенцию. Процедура решения административно-регулятивных дел регламентируется нормативными актами РФ. В группу регулятивного производства административного процесса входят такие производства, как правопредоставительное, регистрационное, лицензионно-разрешительное, правоудостоверительное, экзаменационное, конкурсное, поощрительно, призывное.
Группа наблюдательного производства административного процесса - это работа органов исполнительной власти по решению административно-наблюдательных дел, которые входят в их компетенцию. Процедура решения административно-наблюдательных дел регламентируется нормативными актами РФ. В группу наблюдательного производства административного процесса входят производства по налоговому контролю, таможенному контролю, лицензионному контролю, пожарному надзору, санитарному надзору, архитектурно-строительному надзору и другие.
Группа принудительного производства административного процесса - это работа органов исполнительной власти по решению административно-принудительных дел, которые входят в их компетенцию. Процедура решения административно-принудительных дел регламентируется нормативными актами РФ. В группу принудительного производства административного процесса входят производства по применению мер административного пресечения; по применению мер административного обеспечения исполнения публичных обязанностей; по делам об административных правонарушениях; по применению мер административной ответственности, предусмотренных отдельными федеральными законами.
Группа защитного производства административного процесса - это работа органов исполнительной власти по решению административно-защитных дел, которые входят в их компетенцию. Процедура решения административно-защитных дел регламентируется нормативными актами РФ. В группу защитного производства административного процесса входят производства по разрешению административных жалоб; по разрешению споров и разногласий.
Данные группы производств входят в структуру отечественного административного процесса.
Совершенствование контрольно-надзорной деятельности компетентных администрация является одним из значительных направлений реформирования системы государственного управления. Во второй главе исследования были изучены правовые основы функционирования группы наблюдательного производства административного процесса. Были выявлены проблемы в разрешении административно-наблюдательных дел и высказана необходимость в разработке и принятии Федерального закона «Об административном наблюдении (надзоре, контроле)».
Министерством экономического развития РФ в 2015 году были разработаны концепция проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)» и проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации».
Тщательный анализ положений Концепции и Законопроекта приводит к выводу, что данные нормативные акты носят довольно поверхностный характер и нуждаются в серьезной доработке.
На наш взгляд, необходимо не только разграничить понятия контроля и надзора, но и предусмотреть в законе различные процедуры проведения соответствующих мероприятий. Необходимо доработать определение разрешительной деятельности и соответствующую процедуру. Остается недостаточно проработанным вопрос внедрения системы управления рисками. Должны быть разработаны положения о формате, модели, сроках и условиях перехода на риск-ориентированную модель.
Спорным представляется установление закрытого перечня видов государственного и муниципального контроля (надзора). На наш взгляд, целесообразность установления закрытого перечня видов контроля и надзора в федеральном законе довольно сомнительна, поскольку закрепление исчерпывающих перечней играет позитивную роль лишь на первоначальном этапе, а по истечении определенного времени приобретает сдерживающий характер.
Еще один вопрос, который был упущен в Концепции и остался без должного решения в Законопроекте, - это оценка эффективности и результативности деятельности органов государственного и муниципального контроля (надзора). По нашему мнению, необходимо четко сформулировать иные критерии, например реальное состояние дел в соответствующей области - абсолютные и относительные показатели, в частности, число подконтрольных объектов, динамику изменения их количества, результаты проверок (не только выявленные правонарушения) и т.п.
Кроме того, одной из ключевых проблем Законопроекта является противоречивое правовое регулирование контроля и надзора в отношении индивидуальных предпринимателей. Такое правовое регулирование дефектно и требует соответствующих изменений.
Отдельная глава Законопроекта посвящена принципам организации и осуществления государственного и муниципального контроля и надзора, при этом ряд норм сформулированы таким образом, что содержат повторы формулировок, содержание отдельных принципов вызывает сомнения. Лучше было бы ограничиться перечислением принципов и раскрытием самых основных.
Таким образом, Законопроект «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» нуждается в серьезной доработке. Возможно, стоит отказаться от разработки нового Закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в РФ», а разработать единый Кодекс об основах осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) на территории РФ.
В советское время институт административной юстиции отличался двойственностью. В 30-40-е годы ХХ века советское государство не считало возможным официально признавать существование административной юстиции в стране. Но, одновременно, в СССР функционировали отдельные комитеты, которые разбирали жалобы юридических лиц на действия чиновников. Изменения начали происходить с эпоху, когда Н.С. Хрущев стал Первым секретарем ЦК КПСС. В это время советские граждане получили право обжаловать в суде решения органов исполнительной власти. Данные нововведения регламентировались нормами Конституции 1977 г., Гражданского процессуального кодекса и других законодательных актов.
Важные перемены в развитии института административной юстиции случились после распада СССР и в период образования Российской Федерации. Были приняты такие новые источники права, как Конституция РФ 1993 г., Закон РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы: граждан», в которых появился принцип «всеобщности обжалования».
В данное время в Российской Федерации существуют такие же элементы административной юстиции, как и в эпоху советской власти. Например, жалобы на действия должностных лиц органов исполнительной власти могут быть рассмотрены и ходе административного производства, и в ходе судебного производства; споры разрешаются судами общей юрисдикции; порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РФ, КоАП РФ и КАС РФ.
Отечественные административисты, начиная еще с 60-х годов ХХ века, ведут полемику о понятии, сущности и структуре административного процесса. Все существующие мнения на эту тему можно к трем подходам.
Во-первых, административный процесс - это функционирование органов власти по решение подведомственных им всех категорий индивидуальных юридических дел, как связанных, так и не связанных с разрешением споров и конфликтов. Данная точка зрения поддерживает широкое понимание административного процесса. Это так называемая управленческая концепция
Во-вторых, административный процесс - это работа органов публичной власти и судебных органов по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических дел, возникающих из административно-правовых споров и административных правонарушений. Это так называемое узкое, юрисдикционное понимание административного процесса.
В-третьих, административный процесс - это функционирование только судебных органов по разрешению дел, возникающих из административных правоотношений. Ученый-правовед, считает, что административный процесс относится только к административному судопроизводству (юстиционное, судебное понимание административного процесса).
Мы считаем, что верным является первый, широкий подход к пониманию административного процесса.
Итак. Административный процесс - это отдельное направление правовой деятельности органов исполнительной власти, в рамках которой должностные лица выполняют возложенные на них должностные обязанности по разрешению административных дел.
Административное судопроизводство - это порядок разрешения административных дел судебными органами РФ на основе нормативных правовых актов и состоящих из нескольких следующих друг за другом стадий, которые соединены между собой процессуальными действиями.
Но, даже учитывая существующие отличия между этими двумя юридическими процессам, нельзя противопоставлять их друг другу. Административный процесс и административное судопроизводство взаимодополняются и этим повышают вероятность строго соблюдения правовых норм в деятельности должностных лиц и государственных учреждений.
В практике российского административного права в состав административного процесса входят отдельные административные производства. Деятельность в рамках отдельного административного производства направлена на решение самостоятельного административного дела.
Признаком выделение определенных групп административных производств в административном процессе является категория административных дел. Это группа однородных по содержанию самостоятельных юридических дел, которые разрешаются компетентными органами исполнительной власти в соответствии с возложенными на них обязанностями.
В состав административного процесса входят четыре группы административных производств: во-первых, группа регулятивного производства административного процесса, во-вторых, группа наблюдательного производства административного процесса, в-третьих, группа принудительного производства административного процесса, в-четвертых, группа защитного производства административного процесса.
Группа регулятивного производства административного процесса - это работа органов исполнительной власти по решению административно-регулятивных дел, которые входят в их компетенцию. Процедура решения административно-регулятивных дел регламентируется нормативными актами РФ. В группу регулятивного производства административного процесса входят такие производства, как правопредоставительное, регистрационное, лицензионно-разрешительное, правоудостоверительное, экзаменационное, конкурсное, поощрительно, призывное.
Группа наблюдательного производства административного процесса - это работа органов исполнительной власти по решению административно-наблюдательных дел, которые входят в их компетенцию. Процедура решения административно-наблюдательных дел регламентируется нормативными актами РФ. В группу наблюдательного производства административного процесса входят производства по налоговому контролю, таможенному контролю, лицензионному контролю, пожарному надзору, санитарному надзору, архитектурно-строительному надзору и другие.
Группа принудительного производства административного процесса - это работа органов исполнительной власти по решению административно-принудительных дел, которые входят в их компетенцию. Процедура решения административно-принудительных дел регламентируется нормативными актами РФ. В группу принудительного производства административного процесса входят производства по применению мер административного пресечения; по применению мер административного обеспечения исполнения публичных обязанностей; по делам об административных правонарушениях; по применению мер административной ответственности, предусмотренных отдельными федеральными законами.
Группа защитного производства административного процесса - это работа органов исполнительной власти по решению административно-защитных дел, которые входят в их компетенцию. Процедура решения административно-защитных дел регламентируется нормативными актами РФ. В группу защитного производства административного процесса входят производства по разрешению административных жалоб; по разрешению споров и разногласий.
Данные группы производств входят в структуру отечественного административного процесса.
Совершенствование контрольно-надзорной деятельности компетентных администрация является одним из значительных направлений реформирования системы государственного управления. Во второй главе исследования были изучены правовые основы функционирования группы наблюдательного производства административного процесса. Были выявлены проблемы в разрешении административно-наблюдательных дел и высказана необходимость в разработке и принятии Федерального закона «Об административном наблюдении (надзоре, контроле)».
Министерством экономического развития РФ в 2015 году были разработаны концепция проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)» и проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации».
Тщательный анализ положений Концепции и Законопроекта приводит к выводу, что данные нормативные акты носят довольно поверхностный характер и нуждаются в серьезной доработке.
На наш взгляд, необходимо не только разграничить понятия контроля и надзора, но и предусмотреть в законе различные процедуры проведения соответствующих мероприятий. Необходимо доработать определение разрешительной деятельности и соответствующую процедуру. Остается недостаточно проработанным вопрос внедрения системы управления рисками. Должны быть разработаны положения о формате, модели, сроках и условиях перехода на риск-ориентированную модель.
Спорным представляется установление закрытого перечня видов государственного и муниципального контроля (надзора). На наш взгляд, целесообразность установления закрытого перечня видов контроля и надзора в федеральном законе довольно сомнительна, поскольку закрепление исчерпывающих перечней играет позитивную роль лишь на первоначальном этапе, а по истечении определенного времени приобретает сдерживающий характер.
Еще один вопрос, который был упущен в Концепции и остался без должного решения в Законопроекте, - это оценка эффективности и результативности деятельности органов государственного и муниципального контроля (надзора). По нашему мнению, необходимо четко сформулировать иные критерии, например реальное состояние дел в соответствующей области - абсолютные и относительные показатели, в частности, число подконтрольных объектов, динамику изменения их количества, результаты проверок (не только выявленные правонарушения) и т.п.
Кроме того, одной из ключевых проблем Законопроекта является противоречивое правовое регулирование контроля и надзора в отношении индивидуальных предпринимателей. Такое правовое регулирование дефектно и требует соответствующих изменений.
Отдельная глава Законопроекта посвящена принципам организации и осуществления государственного и муниципального контроля и надзора, при этом ряд норм сформулированы таким образом, что содержат повторы формулировок, содержание отдельных принципов вызывает сомнения. Лучше было бы ограничиться перечислением принципов и раскрытием самых основных.
Таким образом, Законопроект «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» нуждается в серьезной доработке. Возможно, стоит отказаться от разработки нового Закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в РФ», а разработать единый Кодекс об основах осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) на территории РФ.
Подобные работы
- АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Административный процесс в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Административный процесс и административное производство
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Административный процесс в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Административная ответственность юридических лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Правоприменительная деятельность суда (Административный процесс, Московский государственный юридический университет)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2019



