Правовое обеспечение противодействия организованной
преступности в экономической сфере (на примере Управления МВД России
по г. Тольятти Самарской области)
Введение
1. Теоретические основы правового обеспечения противодействия
организованной преступности в экономической сфере
1.1. Понятие и основные принципы противодействия организованной
преступности
1.2. Характеристика организованной преступности в экономической сфере
1.3. Обзор нормативно-правовой базы противодействия организованной
преступности в экономической сфере
2. Организация деятельности Управления МВД России по г. Тольятти
Самарской области по противодействию организованной преступности в
экономической сфере
2.1. Характеристика деятельности Управления МВД России по г. Тольятти
Самарской области
2.2. Полномочия и организация деятельности Управления МВД России по
г. Тольятти Самарской области по противодействию организованной
преступности в экономической сфере
Управление МВД по г. Тольятти в процессе своей деятельности реализует
следующие полномочия:
2.3. Анализ работы Управления МВД России по г. Тольятти Самарской
области по борьбе с организованной преступной деятельностью
3. Совершенствование правового обеспечения противодействия
организованной преступности в экономической сфере
3.1. Основные проблемы правового обеспечения противодействия
организованной преступности в экономической сфере
3.2. Разработка специальных мер противодействия организованной
преступности в экономической сфере
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Состояние преступности в России
Приложение Б Структура зарегистрированных преступлений по категориям
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. В
последние десятилетия организованная преступность ставит перед собой все
больше экономические цели. В настоящее время появляется множество
различных преступных схем совершения экономических преступлений. В
этой связи, возрастают финансовые риски, вызванные организованной
преступностью, которые могут распространяться не только среди субъектов
рынка, но и нести угрозы экономической безопасности государства в целом.
Влияние организованной преступности в экономической сфере нельзя
недооценивать, поскольку она в общем итоге тормозит развитие бизнессреды, провоцирует не получение отчислений налогов в бюджет из-за
распространения теневого предпринимательства. Как показывает статистика,
в настоящее время наблюдается медленный рост организованной
преступности. Такая тенденция негативно влияет на экономическую сферу и
требует тщательного пересмотра правового обеспечения, направленного на
борьбу с организованными экономическими преступлениями. В этой связи
необходимо постоянно совершенствовать инструменты и механизмы
правового обеспечения противодействию организованной преступности в
экономической сфере, что подтверждает актуальность темы исследования.
Объектом исследования является система противодействия
организованной преступности в экономической сфере.
Предмет исследования - система правового обеспечения
противодействия организованной преступности в экономической сфере.
Цель работы состоит в исследовании теоретических и
организационных вопросов для разработки практических рекомендаций,
направленных на совершенствование правового обеспечения
противодействия организованной преступности в экономической сфере.
Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование системы
правового обеспечения противодействия организованной преступности в
экономической сфере способно оказать положительное влияние на
показатели эффективности работы органов внутренних дел в
соответствующей сфере правоохранительной деятельности.
Для достижения вышеуказанной цели в работе выделены следующие
задачи:
изучить теоретические основы правового обеспечения
противодействия организованной преступности в экономической
сфере;
рассмотреть организацию деятельности Управления МВД России
по г. Тольятти по Самарской области по противодействию
организованной преступности в экономической сфере;
разработать направления по совершенствованию правового
обеспечения противодействия организованной преступности в
экономической сфере.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды
ученых в области правового обеспечения противодействия организованной
преступности в экономической сфере, государственного муниципального
управления, материалы научных конференций, нормативные акты. Большой
вклад в изучение вопросов государственного муниципального управления,
правового обеспечения по противодействию организованной преступности в
экономической сфере внесли ученые такие как: М.В. Бавсун, Н.С.
Большаков, А.Г. Барабашев, Я.И. Гилинский, Ю.В. Гимазова, И.А. Кисилев,
В.П. Уманская и др. Несмотря на разработанность темы исследования,
современные условия требуют совершенствования механизмов и
инструментов правового обеспечения противодействия организованной
преступности в экономической сфере.
Базовыми для настоящего исследования являются также нормативнозаконодательные документы Российской Федерации, публичная отчетность
исследуемых организаций.
К методам исследования относятся: аналитический метод, индукция,
дедукция, комплексный подход, метод сравнения, сопоставления,
позволяющие сформулировать обоснованные рекомендации.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступило
Управление МВД г. Тольятти Самарской области.
Научная новизна исследования состоит выделении ключевых проблем
и разработке комплекса специальных мер противодействия организованной
преступности в экономической сфере, направленных на обеспечение
эффективности работы органов внутренних дел в соответствующей сфере
правоохранительной деятельности.
К основным научным результатам исследования относятся следующие:
уточнены ключевые элементы системы противодействия
организованной преступности;
выявлены ключевые проблемы в правовом обеспечении
противодействия организованной преступности в экономической
сфере;
разработан комплекс специальных мер противодействия
организованной преступности в экономической сфере.
Теоретическая значимость исследования характеризуется
теоретическим обобщением ключевых положений, формировании
методических подходов к совершенствованию правового обеспечения
противодействия организованной преступности в экономической сфере.
Практическая значимость исследования заключается в использовании
базовых результатов в практике исследуемой организации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования связана с
установлением целей, задач, предмета и объектов исследования,
обоснованием проблем определения инструментов правового обеспечения
противодействия организованной преступности в экономической сфере.
Личное участие автора в организации и проведении исследования
состоит в разработке плана исследования, изучении нормативных актов,
научных работ по теме выпускной квалификационной работы, выполнении
магистерского исследования, в написании научной публикации по теме
исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течении всего
исследования. Основные положения диссертационного исследования
отражены в 1 работе, общим объемом – 0,3 п.л.
На защиту выносятся:
уточненные ключевые элементы системы противодействия
организованной преступности;
выявленные ключевые проблемы в правовом обеспечении
противодействия организованной преступности в экономической
сфере;
разработанный комплекс специальных мер противодействия
организованной преступности в экономической сфере.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3
разделов, заключения, содержит рисунки, список использованной
литературы
В первом разделе изучены теоретические основы правового
обеспечения противодействия организованной преступности в
экономической сфере. Ключевое внимание отведено исследованию понятия и
основных принципов противодействию организованной преступности. В
данном разделе представлена характеристика организованной преступности в
экономической сфере. Отдельная работа проведена по обзору нормативноправовой базы противодействия организованной преступности в
экономической сфере.
Экономическая преступность характеризуется комплексом
противоправных посягательств, причиняющих ущерб экономическим
интересам общественности и собственности, законодательно охраняемых в
следствии совершения преступлений.
Основными принципами противодействия ОП являются:
принцип законности;
принцип справедливости;
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
принцип приоритета мер предупреждения проявлений ОП;
принцип партнерства субъектов формирования и реализации мер
противодействия ОП;
принцип признания высокой общественной опасности ОП.
Современная правотворческая деятельность государства в
экономической сфере сильно развивается. Но не смотря на
совершенствование действующего законодательства, существую
определенные направления, требующие дополнительной проработки.
Истоки формирования понятий о преступлениях в сфере экономики, в
условиях рынка положены в 40-е гг. Основные критерии заложены
американским криминологом Эдвином Сатерлендом, внешним в оборот
термин «беловоротничковой преступности».
В современных условиях такие преступления приобретают
существенную опасность для общественности, так как экономика
подвержена шквалу атак представителями криминальных структур.
Экономическая преступность характеризуется совокупностью опасных
для общества посягательств, которые причиняют существенный ущерб в
сфере хозяйственной собственности, порядка управления процессами,
экономических прав и интересов физических и юридических лиц, а также
государства.
В современных условиях криминальным воздействия подвержена
конъюнктура рынка. Это качается незаконного предпринимательства,
фальсификации продукции, обмана потребителей, незаконного роста цен.
К основным способам по предупреждению преступлений в экономике
является исключение пробелов в нормативных документах, пресечение
коррупции в обществе; повышение ответственности.
Устранить экономическую преступность можно путем
совершенствования макроэкономического и общегосударственного
правового поля. Не внедряя усовершенствованные подходы, механизмы и
методы невозможно осуществлять борьбу с экономической преступностью.
В современных условиях в Российской Федерации устоялась
определенная система по правовому обеспечению предотвращения,
выявления и пресечения преступлений в экономической сфере. К основным
нормативным документам, регулирующим данные процессы можно отнести
Конституцию РФ, ГК РФ, НК РФ.
В свою очередь, в Кодексе Российской Федерации об
административных правонарушениях и УК РФ определена ответственность
относительно правонарушений и преступлений в экономической сфере.
Несмотря на сложившуюся нормативную базу, имеются и недостатки в
законодательстве, требующие совершенствования инструментов и
механизмов борьбы с организованной преступностью в сфере экономики.
В настоящее время актуальны вопросы по правовому обеспечению
противодействия организованной преступности в экономической сфере.
Во втором разделе представлена организация деятельности Управления
МВД по г. Тольятти Самарской области по противодействию организованной
преступности в экономической сфере. В данном разделе раскрыта
деятельность Управления МВД по г. Тольятти Самарской области.
Существенное внимание уделено ее структуре, направлениям деятельности
по борьбе с экономическими преступлениями. Кроме этого, во втором
разделе характеризуются основные полномочия деятельности Управления
МВД по г. Тольятти Самарской области по противодействию организованной
преступности в сфере экономики. Ключевое внимание отводится анализу
работы Управления МВД по г. Тольятти Самарской области по борьбе с
организованной преступной деятельностью.
Управление МВД России по г. Тольятти Самарской области
сформировано 20.03.1972 г. В течении его работы неоднократно менялся
состав сотрудников, происходили сложные процессы в становлении
российского государства.
В настоящее время сотрудники Управление МВД России по г.
Тольятти Самарской области осуществляют активную работу по борьбе с
преступлениями во всех направлениях общественной деятельности, несут
службу в «горячих точках», охраняют труд и покой мирного населения.
Первым руководителем Управления МВД России по г. Тольятти
Самарской области был полковник милиции Соколов Борис Васильевич. Он
возглавлял Управление МВД России по г. Тольятти Самарской области с
63
1972-1984 гг. В дальнейшем данным Управлением руководили многие другие
руководители. А с октября 2015 г. данное Управление возглавил полковник
полиции Ахмедханов Хейрулла Мирзоевич.
В штатную структуру управления входят разные службы. Одной из
ведущих отделов является уголовный розыск.
ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями)
осуществляет работу по ликвидации из экономической сферы преступлений.
Возглавляли данную службу в разные периоды Новиков А.А., Малыгин
Ю.Г., Боярский Ю.С.
Огромное значение в деятельности по борьбе с преступлениями имеет
отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Данная служба
сформирована 06.12.1991 г.
Отдел следствия и дознания ведет существенную работу в системе
Управления МВД России по г. Тольятти Самарской области.
Следует отметить, что сотрудники, осуществляющие предварительное
расследование несут огромную ответственность при выполнении своих
обязанностей, поскольку полицейский, который производит предварительное
расследование и фиксирует доказательства не имеет права на ошибки. В
своей работе к каждому расследованию они подходят с должной
тщательностью и ответственностью.
Отдел обеспечения общественной безопасности непосредственно
контактирует с гражданами. Данная служба является многочисленной и
организационно сложной. У истоков ее формирования стоят Островский
Р.Н., Баранов Г.Г., Софрин А.В.
Штаб Управления МВД России по г. Тольятти Самарской области
отвечает за координацию действий всех правоохранительных структур
города, включает проведение анализа, обработки информации, ведет работу с
локальными компьютерными сетями.
Дежурная часть представляет сердце Управления МВД России по г.
Тольятти Самарской области. Здесь принимаются сообщения по телефону
«02» от граждан города.
В настоящее время в полиции г. Тольятти работают добросовестные,
ответственные, грамотные профессиональные сотрудники, которые несут
службу о охране общественного порядка как в городе, так и за его пределами.
Развитие рыночной среды спровоцировало множество новых
хозяйствующих субъектов, таких как производственные кооперативы,
потребительские общества, автосервисы, магазины, что повлекло
возникновение разного рода преступлений.
На протяжении всей своей деятельности Управления МВД России по г.
Тольятти Самарской области прикладывало много усилий для
предотвращения разного рода преступлений.
Управление МВД по г. Тольятти в процессе своей деятельности
реализует различные полномочия. В отчетном периоде было расследовано
475 фактов мошенничества, в том числе организованной преступности. При
этом, выявлено 336 преступлений экономической направленности, 122 –
коррупционной.
Анализируя вопросы организованной преступности в целом по России
представим динамику ключевых показателей.
Следует отметить, что количество экономических преступлений
сократилось в два раза с 2011-2014 гг. Анализ показал, что существенное
снижение экономических преступлений наблюдается в 2019 г. Наибольшее
количество преступлений приходится на 2011 г. Следует отметить, что в 2020
г. по сравнению с 2019 г. произошел рост экономических преступлений на
0,53%.
Проблемы коррупционных преступлений остаются особо острыми,
требующими разработки эффективных механизмов их предупреждения. В
2019 г. по сравнению с 2018 г. рост коррупционных преступлений вырос на
10,07%.
По результатам проведенного анализа видно, что наименьшее
количество организованных преступлений приходится на 2016 г. В 2020 г. по
сравнению с 2019 г. количество организованных преступлений выросло на
5,02%.
Исследование показало, что в России наблюдается медленный рост
организованной преступности.
Третий раздел посвящен совершенствованию правового обеспечения
противодействия организованной преступности в экономической сфере. В
данном разделе выделены основные проблемы правового обеспечения
противодействия организованной преступности в сфере экономики. На
основании проведенного исследования разработаны специальные меры
противодействия организованной преступности в экономической сфере.
На основании проведенного исследования в работе уточнены ключевые
элементы системы противодействия организованной преступности.
В современных условиях в правовом поле нет четкой стратегии по
борьбе с организованной преступностью. Не сформирована едина система
противодействия организованной преступности.
Следует подчеркнуть, что разработка такой системы должна быть
важной задачей государства. Поскольку непродуманная, слабая
законодательная база, правовая политика, а также наличие противоречий в
правовых актах способствует затруднению комплексного подхода
противодействия организованной преступности.
Кроме этого, рост организованных преступлений несет риски
нарушения экономической безопасности страны.
Борьба с организованной преступностью должна быть
систематической. При этом ключевую роль в системе мер борьбы с
организованной преступностью необходимо отводить программно-целевым
компонентам, отражающим политическую волю, научно-обоснованную,
ресурсно-обеспечивающую государственную политику.
На основании проведенного исследования выделены основные
проблемы в правовом обеспечении противодействия организованной
преступности в экономической сфере. Вышеизложенное показывает
недостаточную уголовно-правовую базу противодействия организованной
преступности в России.
Противодействие организованной преступности должно
представляться системой мер политического, социально-экономического,
правового, организационного и правоохранительного характера.
К основным направлениям системы специальных мер по борьбе с
организованной преступностью в экономической сфере следует отнести:
установление и перекрытие каналов проникновения
организованной преступности в общество;
обеспечение законности и безопасности предпринимательской
деятельности;
реализация специальной правоохранительной деятельности.
По нашему мнению, в системе специальных мер противодействия
организованной преступности в экономической сфере необходимо
использовать эффективные направления профилактической деятельности:
мера 1. Социальная профилактика;
мера 2. Организационно-правовые и технические меры;
мера 3. Меры законодательного характера.
В настоящее время сложившаяся система правоохранительных
структур, которые выполняю задачи по устранению деятельности
преступных группировок, не является в достаточной мере эффективной.
Считаем, что к одному из направлений пропаганды законопослушного
образа жизни следует относить образовательную и просветительскую
деятельность, осуществляемую путем освещения в СМИ судебных процессов
в по отношению к организаторам, руководителям, участникам криминальных
формирований, акцентируя внимание на применяемых к ним наказаний.
На наш взгляд, органы государственной статистики должны быть
оснащены программой по сбору и обобщению информации по групповым
преступлениям, полученной из различных ведомств, учреждений и
организаций с дифференциацией посягательств по признаку совершения их
криминальными формированиями. Это поможет установить точное
количество преступлений, совершенных участниками различных
криминальных формирований, и в первую очередь, членами преступных
организаций.
Считаем, что нормативное регулирование борьбы с организованной
преступностью в Российской Федерации на государственном уровне может
быть обеспечено путем создания единого комплексного акта, включающего в
себя нормы уголовного, административного и оперативно-розыскного
законодательства. Это позволит не только усилить борьбу с указанным
негативным явлением, но и законодательно закрепить понятие
организованной преступности, отсутствующее ныне как юридическое
определение в российском законодательстве
Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы :
учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство
Юрайт, 2021. – 174 с.
2. Аргунов Р.Ю. Субъективная сторона уклонения от уплаты
налогов / Р.Ю. Аргунов // Аллея науки. — 2019. — Т. 2. — № 11 (38). — С.
684-688.
3. Бавсун М. В. Квалификация преступлений по признакам
субъективной стороны : учеб, пособие для бакалавриата и магистратуры / М.
В. Бавсун, С. В. Векленко. — 2-с изд., испр. и доп., 2017.
4. Багян Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного
управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern
Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
5. Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление.
Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов /
А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. –
194 с.
6. Большаков С. Н. Организационные структуры муниципального
управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И.
Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
7. Боровиков, В. Б. Уголовное право. Общая часть : учебник для
прикладного бакалавриата / В. Б. Боровиков, А. А. Смердов ; под ред. В. Б.
Боровикова. — 3-е изд., перераб. и доп., 2017.
69
8. Борщевский Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник
и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
9. Борщевский Г. А. Институт государственной службы в
политической системе российского общества : монография /
Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
10. Брик К.И. О практике применения судами законодательства об
ответственности за налоговые преступления / К.И. Брик // Тенденции
развития науки и образования. — 2020. — № 60-5. — С. 34-41.
11. Васильева В. М. Государственная политика и управление :
учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева,
И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
12. Винокуров В.Н. Объект преступления и неоконченное
преступление: конструирование норм Особенной части Уголовного кодекса
РФ и квалификация деяний / В.Н. Винокуров // Современное право. 2016. №
3. С. 90-103.
13. Волкова С.И. Налоговые преступления / С.И. Волкова// Форум
молодых ученых. — 2019. — № 6 (39). — С. 124-128.
14. Восколович Н. А. Экономика, организация и управление
общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович,
Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е
изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
15. Габдинуров А.И. Проблемы квалификации преступных действий
по уклонению от уплаты платежей в бюджет России / А.И. Габдинуров //
Юридическая мысль. — 2020. — № 1 (117). — С. 154-161...