Введение 6
Глава 1 Портретный очерк как основа мультимедийного проекта 11
1.1 Портретный очерк как жанр художественной публицистики 11
1.2 Специфика мультимедийного портретного очерка
Глава 2 Создание мультимедийного портретного очерка «Арон Наумович
Резников: проекция на настоящее»
2.1 Концепция мультимедийного портретного очерка «Арон Наумович
Резников: проекция на настоящее»
2.2 Описание этапов создания мультимедийного портретного очерка «Арон Наумович Резников: проекция на настоящее»
2.3 Текст мультимедийного портретного очерка «Арон Наумович Резников:
проекция на настоящее» 31
Заключение 48
Список используемой литературы 49
Приложение 53
Высшее образование играет важную роль в жизни любого государства и в России в том числе. 26 апреля 2018 года Владимир Путин посетил Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого, где принял участие в пленарном заседании XI съезда Российского союза ректоров. На нём президент отметил, что «Вузы, университеты призваны стать центрами развития технологий и кадров, настоящими интеллектуальными локомотивами для отраслей экономики и наших регионов...образование - один из важнейших приоритетов государства на ближайшее время. И нам нельзя сегментировать. На административном уровне, конечно, это школа, вуз, это наука - и академическая, и вузовская, но в целом в жизни, на практике, это должен быть симбиоз всех этих направлений. Школа должна вырастать в вуз, вуз должен готовить специалистов, причём и аспирантов, и кандидатов, докторов, связанных с реальной жизнью и с реальным сектором производства. И всё это должно работать вместе как единый организм. И тогда точно нас ждёт успех».
В 2017 году Тольяттинский государственный университет получил почётное звание опорного вуза региона. Перед ним стоит серьёзные задачи: удержать в регионах талантливых абитуриентов и создать благоприятные условия для социально-экономического развития регионов, обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.
Сегодня для любого университета особое значение приобретает формирование имиджа современного вуза и то, как университет выглядит в глазах потенциальных партнёров и инвесторов. Поддержание преемственности, сохранение связи нынешнего поколения с поколением, которое стояло у истоков развития высшего образования нашего города, одна из важнейших задач, стоящих перед корпоративными СМИ университета. Важно чтить память об ушедших людях, которые сыграли колоссальную роль в развитии университета и города в целом, создавать легенды об их славном труде и мифологизировать, в хорошем смысле, историю родного края.
Тольяттинский политехнический институт (в последствие ТГУ) был организован в 1966 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Предусматривалось преобразование Тольяттинского филиала Куйбышевского политехнического института в самостоятельный Тольяттинский политехнический институт с дневной и вечерней формами обучения. Основными направлениями деятельности вуза были подготовка инженерных кадров для Волжского автомобильного завода и проведение научно-технических исследований.
В июле 1967 г. ректором ТПИ был назначен д.т.н., профессор Арон Наумович Резников - известный ученый, основатель научной школы теплофизики технологических процессов и высокопроизводительной обработки материалов. Он заложил основы научной деятельности в университете, открыл новые лаборатории. Трудно переоценить роль этого человека в истории создания первого и главного вуза города. Беззаветная преданность своему делу, науке и педагогике и стала той основой, проекцией, на которой стоится настоящее Тольяттинского государственного университета.
Данная работа имеет практическую значимость. Она будет представлена в виде мультимедийного проекта в жанре портретного очерка «Арон Наумович Резников: проекция на настоящее». Проект был представлен на публичной защите авторских проектов для молодежного медиахолдинга «ЕстьТЛЬК!» в 2017 году. Утвержден и принят к запуску в производство телевизионной редакцией «ТОЛК ТВ». Производится по заказу медиахолдинга «Есть TALK!» ТГУ.
Во время работы автор систематизирует современные знания о портретном очерке и реализует их в создании собственного журналистского материала в жанре портретного очерка в мультимедийном формате. Студент изучит литературу о Резникове, ознакомится с его книгами мемуаров, а также возьмёт интервью у людей, которые знали его лично: у его сына Льва Ароновича Резникова, студентов, у которых он вёл лекции, его аспирантов. Это поможет охватить как можно больше этапов жизни героя.
Портретный очерк в мультимедийном формате позволит визуализировать материал и повысит его интерес со стороны аудитории, которая на сегодняшний день больше смотрит, чем читает. Важную роль при подготовке портретного очерка играет интервью как метод и жанр работы журналиста.
В связи с этим, можно выделить следующие основные параметры исследования:
Объект исследования - портретный очерк в мультимедийном формате.
Предмет исследования - портретный очерк «Арон Наумович Резников: проекция на будущее»
Итак, цель дипломной работы: создание портретного очерка в мультимедийном формате.
Задачи
1. Систематизировать теоретические знания о жанре портретного очерка и его создания в мультимедийном формате
2. Разработать концепцию будущего портретного очерка
3. Собрать материал для создания портретного очерка
4. Создать портретного очерка в мультимедийном формате
Эмпирическую базу дипломной работы составят материалы, собранные при подготовке портретного очерка «Арон Наумович Резников: проекция на будущее» - интервью, съёмочные материалы, фото, видеоархив.
В качестве теоретической базы будут использованы научные труды А. В. Колесниченко, А.А.Тертычного, М. Н. Кима и др.
Также при подготовке очерка об Ароне Наумовиче Резникове, будут использованы биографическая литература об этом человеке. В частности, его мемуары: «Эскизы прошлого в проекции на настоящее», а также книга «Первый ректор».
В работе будут использованы следующие научные методы: метод критического изучения источников, в связи с изучением жанра портретного очерка; факторный анализ - в связи с выявлением факторов, влияющих на восприятие портретного очерка в мультимедийном формате; теоретико-типологический метод - для определения основных типологических признаков портретного очерка и принципов его создания; метод системного подхода к анализу явлений будет использован при формировании замысла портретного очерка; метод проектирования для создания проекта портретный очерк в мультимедийном формате «Арон Наумович Резников: проекция на будущее».
Бакалаврская работа, исходя из целей и задач, представляет собой следующую структуру: введение, две главы, заключение и список использованной литературы. В теоретической части, будут систематизированы знания о портретном очерке и его создание в мультимедийном формате, основные этапы создания портретного очерка в мультимедийном формате. Во вторую главу войдут замысел и концепция портретного очерка «Арон Наумович Резников: проекция на будущее» и сам портретный очерк.
Цели и задачи исследования определили структуру работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении определяется актуальность, объект, предмет, цели, задачи, методологическая и методическая базы и практическая значимость исследования. В первой главе раскрывается понятие портретного очерка, определяется его специфика, виды и особенности портретного очерка в мультимедийном формате.
Во второй главе нами раскрывается замысел портретного очерка в мультимедийном формате «Арон Наумович Резников: проекция на будущее», описывается ход работы над проектом. В заключение будут сделаны выводы по теме нашего проекта.
В бакалаврской работе мы рассмотрели современное понимание жанра портретного очерка и его специфику в мультимедийном формате. На основе полученных знаний мы реализовали собственный мультимедийный проект «Арон Наумович Резников: проекция на настоящее», посвящённой жизни первого ректора Тольяттинского политехнического института А. Н. Резникова. Проект был реализован на базе молодёжного медиахолдинга «ЕстьТЛЬК!» ТГУ.
Этим проектом мы попытались сформировать имидж современного вуза, в котором важными категориями являются: поддержание преемственности, сохранение связи нынешнего поколения с поколением, которое стояло у истоков развития высшего образования нашего города. Мы показали, как важно чтить память об ушедших людях, которые сыграли колоссальную роль в развитии университета и города в целом, создавать легенды об их славном труде и мифологизировать, в хорошем смысле, историю родного края.
Жизнь А. Н. Резникова, основателя научной школы в Тольятти, будет служить для нас примером работоспособности, доброжелательного отношения к людям и стремления каждый день быть полезным обществу.
1. Gifreu A. The interactive multimedia documentary. A proposed model
of analysis. ArnauGifro [Электронный ресурс]. - Режим
gocTyna:http://www.agifreu.com/web_dmi/articles/Interactive_multimedia_docum entary_PrePHD_Index_Amau_Gifreu.pdf.
2. StevensJ. Whatisamultimediastory? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/TZkBdF.
3. Вебинар Ольги Каплиной «Как создать лонгрид» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-event.kz/event/vebinar-olgi-kaplinoj- kak-sozdat-longrid.
4. Воробьева Д. К. Жанрово-композиционные особенности лонгрида[Электронный ресурс] / Д. К. Воробьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 11.- С.361-365. -Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86647.htm.
5. Выровцева Е. В. Мультимедийная история: технологии & творчество[Электронный ресурс] / Е. В. Выровцева // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - №5 (22). - С. 52-64. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynaya-istoriya-tehnologii-tvorchestvo.
6. Галустян А. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики. Как новые медиа изменили журналистику[Текст] / А. Галустян // Екатеринбург: Гуманитарный университет. - 2016. - 304 с.
7. Давлетшина С.Р. «Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров[Электронный ресурс] / С. Р. Давлетшина // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - 2017.- №2 (25).- С. 86-91. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZnovye-media-i- tendentsii-razvitiya-multimediynyh-zhanrov.
8. Золотухин А. А.Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые Вершины журнализма?[Текст] / А. А. Золотухин // Вестн. ВГУ. Серия: филология. Журналистика. - 2015. - №2.-C. 110-120.
9. Казакова О. А. Жанр портретного очерка современном медиадискурсе: к постановке проблемы[Текст] / О. А. Казакова// Молодой учёный. - 2010. - Т. 1 №11. - С. 89-96.
10. Качкаева А. Г. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов[Текст] / А. Г. Качкаева //Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Издательский дом Высшей школы экономики. - 2017. - 413с.
11. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов[Текст] / М. Н. Ким // Санкт-Петербург : Питер. - 2011. - 400 с.
12. Ким М. Н. Портретные очерки о государственных деятелях:
технология создания[Электронный ресурс] / М. Н. Ким // Управленческое консультирование. -2012. - №4 (48). -С. 23-32. -Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/portretnye-ocherki-o-gosudarstvennyh-deyatelyah- tehnologiya-sozdaniya.
13. Ким М.Н. Технология создания журналистского
произведения[Текст] / М.Н. Ким // Санкт- Петербург: Издательство Михайлова В.А. - 2001. - 320 с.
14. Климко А. Ю. Портретный очерк в формате
лонгрида[Электронный ресурс] / А. Ю. Климко // Медиасреда. -2017. -№12. - С. 12-17. -Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/portretnyy-ocherk- v-formate-longrida.
15. Колесниченко А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Электронный ресурс] / А. В. Колесниченко// Медиаскоп. Электронный научный журнал Факультета Журналистики Московского государственного университета имени Ломоносова - 2015. - № 1.-Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1691.
16. Колесниченко А.В. Практическая журналистика:учебное
пособие[Текст] / А. В. Колесниченко // Москва: Издательство Московского университета. - 2008. -245 с.
форма[Электронный ресурс] / Г. В. Краснов // Вестник ЧГУ. - 2006. - №6. - С. 23-32. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-malaya- povestvovatelnaya-forma.
18. Лукина М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика:
учебное пособие для студентов вузов[Текст] / М. М. Лукина // Москва. - 2010.- 350 с.
19. Прасолова Е.В. Мультимедийная история: особенности
восприятия массовой аудиторией[Электронный ресурс] / Е. В. Прасолова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика.- 2016. - №1. - С. 45-54. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZmultimediynaya-
istoriya-osobennosti-vospriyatiya-massovoy-auditoriey.
20. Пуля В.Ю. Как создать мультимедийный лонгрид [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/longread.
21. Резников А. Н. Эскизы прошлого в проекции на настоящее[Текст]/ А. Н. Резников // Самара : Корпорация «Федоров». - 1998.- 440 с.
22. Резников А. Н. Очерки из времен неясных контуров[Текст] / А. Н. Резников // Самара : Корпорация «Федоров». - 1999. - 128 с.
23. РуженцеваН. Б. Изображение человека в портретном очерке (к
сочинению в жанре очерка)[Электронный ресурс]/ Н. Б. Руженцева//
Филологический класс. - 2004. - №11. - С. 23-32. -Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazhenie-cheloveka-v-portretnom-ocherke-k- sochineniyu-v-zhanre-ocherka.
24. Симакова С.И. Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов-журналистов[Электронный ресурс] / С. И. Симакова // Вестник ВУиТ. - 2017. -№3. -С. 23-32. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynyy-longrid-v-samostoyatelnoy-rabote- studentov-zhurnalistov.
25. Стенографический отчёт о пленарном заседании съезда Российского союза ректоров[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.kremlin.ru/events/president/news/57367.
26. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учебное
пособие. [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm.
27. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в Интернет- СМИ[Текст] / А. А. Тертычный // Научные ведомости Московского государственного университета им. Ломоносова. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №6 (149). Вып.17. - С.172-179.
28. Туманов Д.В. Жанры периодической печати: учебное пособие и хрестоматия[Текст] / Д. В. Туманов // Казань: Издательство КГУ. - 2002. - 216 с.