Введение 3
Глава 1 Производственная травма: понятие, причины, классификация, статистика, меры предупреждения 7
1.1 Понятие, признаки и классификация производственного травматизма 7
1.2 Система статистического учета производственного травматизма
и основные причины получения травм на производстве 11
1.3 Меры профилактики производственного травматизма 21
Глава 2 Тенденция производственного травматизма, его анализ и расследование несчастных случаев в МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты 27
2.1 Характеристика учреждения МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты.27
2.2 Анализ принципов и методов обеспечения безопасного труда в
организации 31
2.3 Порядок и принципы организации расследования несчастных
случаев в МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты 42
Глава 3 Разработка мероприятий по снижению производственного травматизма в отрасли образования на основе анализа результатов контрольно-надзорной деятельности в сфере труда 47
3.1 Совершенствование системы управления охраны труда в организациях образовательной отрасли и предупреждение несчастных случаев 47
3.2 Разработка мероприятий по анализу и учету микротравм в организации образовательной отрасли 57
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Современные образовательные организации - сложная система, имеющая многоструктурную модель, главными компонентами которой являются люди (ученики, педагоги, технический персонал, родители), денежные средства, а также специальное оборудование (компьютеры и периферийные устройства, спортивный инвентарь, технологическое оборудование пищеблока и многое другое). Все, что находится в окружении человеческой жизни, требует определенного внимания и заблаговременно предпринятых шагов по обеспечению безопасности жизни учащихся и охраны труда персонала учреждения.
Школа - единый механизм, где каждый работник обязан признавать и нести ответственность как за свою жизнь и здоровье, так и за безопасность обучающихся на протяжении всего периода обучения. Все вышесказанное напрямую зависит от руководителя образовательной организации. Главная его задача - обеспечить здоровые, комфортные, а главное безопасные условия труда и образовательного процесса. По этой причине руководителю необходимо соблюдать политику государства в области охраны труда и техники безопасности. Ведь несоблюдение установленных законодательных норм по охране труда влечет большие финансовые, а также человеческие потери. Исходя из этого, приоритетная задача в борьбе с травматизмом в отрасли образования - своевременная профилактика и предотвращение травматизма, сохранение жизни и здоровья персонала учреждения.
Актуальность и научная значимость настоящего исследования заключается в том, что здоровье является одним из ключевых факторов успеха, активной трудоспособности и психоэмоционального состояния работника любого предприятия. Работодатель напрямую заинтересован в хорошем самочувствии своих подчиненных, в частности, когда эти подчиненные являются работниками образовательной отрасли. Профессиональное здоровье педагога - залог его хорошего настроения, позитивных мыслей, развития творческого потенциала. Для того, чтобы максимально обезопасить и оградить работников образовательных организаций от травм и увечий, необходимо соблюдать правила охраны труда и следовать четкому регламенту работы. Данная работа нацелена проанализировать причины производственного травматизма в образовательных учреждениях и предложить пути решения вытекающей проблемы.
Объект исследования - элементы интегрированной системы управления охраной труда в образовательном учреждении.
Предмет исследования - мероприятия по обеспечению безопасности труда и снижению уровня производственного травматизма.
Цель исследования - разработка мероприятий по профилактике и предотвращению производственного травматизма в образовательных учреждениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие производственного травматизма, а именно: его причины, классификацию и меры предупреждения несчастных случаев;
- идентифицировать и оценить потенциальную опасность, существующую в отрасли образования;
- проанализировать тенденцию производственного травматизма и методы безопасного труда в МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты;
- разработать и внедрить мероприятия по предотвращению воздействия указанных опасностей и рисков, устранению причин их возникновения;
- предложить пути совершенствования системы управления охраной труда в отрасли образования.
Гипотеза исследования состоит в том, что для снижения рисков возникновения несчастных случаев на рабочих местах, а также для повышения качества образования необходимо разработать и внедрить в действие элементы интегрированной системы управления охраной труда и профилактики производственного травматизма.
Теоретико-методологическую основа исследования: автор исследования обращался к конструктивным идеям, предложениям и рекомендациям, представленным в материалах дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе и периодической печати в последние годы.
Методы исследования: теоретические методы (изучение нормативно- технической документации, законодательных актов, сравнительный анализ, структурирование).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Апатиты «Гимназия № 1».
Научная новизна исследования заключается в разработке новых методов управления безопасностью и охраной туда, основанных на рекомендациях автора, что позволит охватить одновременно области качества выполнения работ работников образовательной отрасли и безопасности выполнения работ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, мероприятия и рекомендации по снижению производственного травматизма возможно будет использовать в дальнейшем для организаций образовательной отрасли.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования лицами, ответственными за охрану труда в образовательных организациях с целью предотвращения несчастных случаев и профилактики производственного травматизма.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались приложением необходимых актов и результатов исследований высшему руководству образовательной организации. Помимо этого, была проведена презентация итогов исследования рабочему коллективу учреждения.
Личное участие автора определено приказом МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты в организации и проведении исследования по разработке и внедрению системы профилактики несчастных случаев в качестве специалиста по ОТ.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- ежеквартальные рабочие встречи с представителями управления образования г. Апатиты;
- ежемесячные рабочие собрания с персоналом МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты.
На защиту выносятся: описание методов и возможностей совершенствования системы управления охраной труда в МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты, разработанной в условиях практических мероприятий и принципов безопасного труда.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит восемь рисунков, семь таблиц, список использованной литературы (39 источников). Основной текст работы изложен на 61 странице.
В результате выполнения магистерской диссертации на тему «Анализ причин и разработка рекомендаций по снижению производственного травматизма в отрасли образования (на примере МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты) мною были изучены основные причины несчастных случаев в образовательных учреждениях и предложены рекомендацию по снижению производственного травматизма в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Апатиты «Гимназия № 1», что позволит уполномоченным лицам своевременно реагировать на потенциальную опасность, устранять предпосылки к наступлению несчастного случая, а значит и уменьшит вероятность получения увечья в учреждении.
В первой части выпускной квалификационной работы с подробным пояснением описаны виды существующего травматизма. Приведена статистика несчастных случаев по основным причинами и возрастным группам. Глава включает в себя такие вопросы, как: понятие, причины и признаки производственного травматизма. Рассмотрены ключевые меры профилактики несчастных случаев на производстве.
Глава представляет собой информацию по системе статистического учета производственного травматизма. Описан процесс сложной системы «человек - техника», рассмотрены ключевые вопросы при проведении оценки и анализа причин травм на производстве.
Во второй части дана характеристика исследуемой образовательной организации. Рассмотрены вопросы тенденции несчастных случаев в МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты, их анализа и расследования. Выделены современные виды средств защиты, рассмотрены принципы обеспечения безопасного труда. Изучен вопрос о создании и функционировании комиссии по расследованию несчастных случаев в гимназии № 1. Представлен алгоритм действий уполномоченных лиц при наступлении производственных увечий с работниками и обучающимися учреждения.
В третьей главе предложены пути совершенствования системы управления охраной труда в образовательной организации. Даны рекомендации по улучшению системы ОТ и снижению производственного травматизма. Описаны мероприятия, позволяющие придать престиж профессии специалиста по охране труда путем поощрения работников и проведения конкурсов на городском и региональном уровне по охране труда в образовательных организациях. Выдвинута идея проведения ежеквартальных совещаний персонала по вопросам безопасного труда. Рекомендовано приобретение наиболее качественных СИЗ и агитационных материалов по безопасности рабочего процесса. Глава содержит материал по разработке мероприятий по анализу и учету микротравм в организации. Ведь часто работодатели не уделяют должного внимания вышеупомянутым событиям, которые часто сигнализируют о существующей проблеме в учреждении. Микротравмы в организации - не менее серьезная проблема, так как являются предвестниками более серьезных травм.
1. Бевзюк, Е. А. Регламентация и нормирование труда: учебное
пособие для бакалавров / Е. А. Бевзюк, С. В. Попов. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2020. - 211 c. [Электронный ресурс] URL: http://bsatu.by/sites/default/files/field/file/493659.pdf (дата обращения:
06.05.2021)
2. Бузуев, И. И. Организация работы службы охраны труда и промышленной безопасности на предприятии: учебное пособие / И. И. Бузуев, Н. Г. Яговкин. - 2-е изд. - Самара: Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. - 74 с. [Электронный ресурс] URL:
http://bjd. samgtu. ru/sites/bjd. samgtu.ru/files/uchebnoe_posobie_sluzhba_ohrany_tr uda.pdf (дата обращения: 06.05.2021)
3. ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система
стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст) [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205144/ (дата обращения: 06.05.2021)
4. ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205145/ (дата обращения: 18.04.2021)
5. ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования (введен в действие Приказом Росстандарта от
09.06.2016 N 603-ст) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205146/ (дата обращения: 20.01.2021)
6. ГОСТ 12.0.230.3-2016. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности (введен в действие Приказом Госстандарта от 31.05.2017 N 471-ст) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205144/ (дата обращения: 27.04.2021)
7. ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст). (ред. от 31.10.2013) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200052851(дата обращения: 18.04.2021)
8. ГОСТ 12.4.011-89. Межгосударственный стандарт. Система
стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.10.1989 № 3222) из информационного банка «Строительство» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=STR;n=124#0881832168071174 (дата обращения: 27.04.2021)
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
[Электронный ресурс] : от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.06.2020). URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=300822&fl 68d= 134&dst= 1000000001,0&rnd=0.6791151162949822#07795994526308301 (дата обращения: 27.04.2021)
10. Графкина М.В., Свиридова Е.Ю., Королев В.И. Информационные технологии в анализе и прогнозировании производственного травматизма // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 2. - С. 913-922. [Электронный ресурс].
URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/informatsionnye-tehnologii-v-analize-i-
prognozirovanii-proizvodstvennogo-travmatizma (дата обращения: 06.05.2021)
11. Доклады об осуществлении и эффективности федерального
государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. [Электронный ресурс]. URL: https://
www.rostrud.ru/press_center/doklady/doklady-ob-osushchestvlenii-i-effektivnosti- federalnogo-gosudarstvennogo-nadzora-za-soblyudeniem-tru/(дата обращения: 20.04.2021)
12. Жуковская, К.В. Охрана труда: Сборник документов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2018. - 158 с.
13. Заенчик, В. М. Охрана труда в образовательных учреждениях: Лабораторный практикум для студентов пед. специальностей / В. М. Заенчик, М. Б. Сулла, М. С. Петрова, С. Н. Вольхин. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. - 61 с.
14. Зиновьева, О. М. Экспертиза безопасности: охрана труда: практикум / О. М. Зиновьева, А. М. Меркулова, Н. А. Смирнова. - Москва: Издательский Дом МИСиС, 2018. - 84 c.
15. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.). URL: http:ZZwww.consultant.ru/documentZcons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27.04.2021)
16. Кривошеин, Д. А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Д. А. Кривошеин, В. П. Дмитренко, Н. В. Горькова. - Санкт- Петербург: Лань, 2019. - 340 с.
17. Крылов, Н. Ф. Несчастные случаи на производстве / Н. Ф. Крылов. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2018. - № 33 (219). - с. 103-105.
18. Михайлов, Ю. М. Охрана труда в образовательных учреждениях. Практическое пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2019.- 184 с.
19. Несмертельные профессиональные травмы на 100 000
работников по видам экономической деятельности. База данных Международной организации труда. [Электронный ресурс]:
URL: https://www.ilo.Org/ilostat/faces/oracle/webcenter/portalapp/pagehierarchy/P age27.jspx?indicator=INJ_NFTL_ECO_RT&subject=OSH&datasetCode=A&coll ectionCode=YI (дата обращения:20.04.2021)
20. О специальной оценке условий труда [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ (с изм. от 27.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/ (дата обращения: 16.03.2021)
21. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изм. от 24.04.2020 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата
обращения: 25.01.2021)
22. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (с изм. от 01.04.2020 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559/ (дата
обращения: 27.04.2021)
23. Охрана труда в цифрах и фактах. Направления
совершенствования глобальной культуры охраны труда [Электронный ресурс]. URL: https://ohranatruda.ru/28april/safetyinnumbersrus.pdf(дата
обращения: 09.01.2021)
24. Петрова, М. С. Технологические дисциплины. Охрана труда. Учебное пособие. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. - 230 с.
25. Плужникова П.Е. Анализ причин и разработка рекомендаций по снижению производственного травматизма в отрасли образования. Научный электронный журнал Меридиан. - 2020 - № 18 (52), с. 9-11. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44281461(дата обращения: 12.04.2021)
26. Попова, Т.В. Охрана труда: учебное пособие / Т.В. Попова. - РнД:
Феникс, 2018. - 318 c. [Электронный ресурс]. URL: https://static.my-
shop.ru/product/H6/285/2843840.pdf (дата обращения: 12.04.2021)
27. Симакова, Н. Н. Организация охраны труда: практикум / Н. Н.
Симакова. - Новосибирск: Сибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики, 2017. - 165 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/78158.html(дата обращения: 07.05.2021)
28. Солопова, В. А. Охрана труда: учебное пособие для СПО / В. А. Солопова. - Саратов: Профобразование, 2019. - 125 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/86204.html(дата обращения: 06.05.2021)
29. Состояние условий труда работников организаций по отдельным видам экономической деятельности по РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/working_conditions(дата обращения: 08.04.2021)
30. СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных
организаций. Правила проектирования» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 августа 2016 г. N 572/пр) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200139445(дата обращения: 08.04.2021)
31. СП 456.1311500.2020 Многофункциональные здания. Требования
пожарной безопасности [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.cntd.ru/document/564602177(дата обращения: 17.01.2021)
32. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ (с изм. от 27.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/(дата обращения: 27.04.2021)
33. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :
от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. от 30.04.2021 г.). URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=3215 26&fld= 134&dst=967,0&rnd=0.5625530019541851#07778849117487072 (дата обращения: 21.05.2021)
34. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. от 05.04.2021 г.). URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 23.05.2021)
35. Flin R., Mearns K., O’Connor P., Bryden R. Measuring Safety
Climate: Identifying the Common Features. Safety Science, 2016, no. 34, pp. 177-192. [Electronic resource]. URL:
https://abdn.pure.elsevier.com/en/publications/measuring-safety-climate- identifying-the-common-features (date of the application: 04.05.2021)
36. OHS in schools A practical guide for school leaders [Electronic resource]. URL: https://content.api.worksafe.vic.gov.au/sites/default/files/2018- 06/ISBN-OHS-in-schools-2017-06.pdf (date of the application: 28.04.2021)
37. Recommendation concerning the Status of Teachers [Electronic
resource]. URL: https: //www.ilo. org/wcmsp5/groups/public/—ed_dialogue/--
sector/documents/normativeinstrument/wcms_162034.pdf (date of the application: 20.02.2021)
38. Storeth F. Affective Job Insecurity and Risk Taking at Work.
International Journal of Risk Assessment and Management, 2017, no. 7, pp. 189-204. [Electronic resource].
URL: https://www.researchgate.net/publication/240295478_Affective_j ob_insecuri ty_and_risk_taking_at_work (date of the application: 04.05.2021)
39. Why Teachers Are Important in Society- Why Teachers Matter [Electronic resource]. URL: https://www.uopeople.edu/blog/the-importance-of- teachers/ (date of the application: 28.04.2021)