Самооценка тренера как фактор эффективности руководства спортивным коллективом
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРА - ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 6
1.1. Понятие тренер - преподаватель 6
1.2. Функции, выполняемые тренером - преподавателем 7
1.3. Требования к профессиональной подготовленности
тренера - преподавателя 19
1.4. Личность тренера - преподавателя 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРА - ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 6
1.1. Понятие тренер - преподаватель 6
1.2. Функции, выполняемые тренером - преподавателем 7
1.3. Требования к профессиональной подготовленности
тренера - преподавателя 19
1.4. Личность тренера - преподавателя 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность исследования. Роль самооценки (шире - самопознания) руководителя как одно из условий эффективности руководства коллективом не раз обсуждалась специалистами [1,2,3,4], сколько-нибудь систематического изучения этого вопроса в литературе мы не нашли. В частности, применительно к сфере спортивной деятельности до сих пор не выяснено, как такой показатель самооценки руководителя (тренера), как ее адекватность, влияет на успешность руководства спортивным коллективом. Это обстоятельство обусловило проведение специального исследования, цель которого состояла в выявлении количественных характеристик связи между указанными переменными и психологической интерпретацией. Теоретический анализ вопроса [5] и отдельные литературные данные [1,2,8] позволили предположить, что адекватность самооценки тренера может служить одним из условий эффективности руководства спортивным коллективом.
Это обстоятельство обусловило проведение специального исследования.
Объектом исследования. Управление футбольной командой.
Предметом исследования выступает оценка и самооценка роли тренера в футбольной команде.
Цель исследования состояла в выявлении количественных характеристик связи между указанными переменными и психологической интерпретацией, т.е. показателями оценки и самооценки деятельности тренера.
Гипотеза. Теоретический анализ вопроса и отдельные литературные данные позволили предположить, что адекватность самооценки тренера может служить одним из условий эффективности руководства спортивным коллективом.
Задачи исследования.
1. Выявить лидерство и ролевые функции тренера в футбольной команде.
2. Изучить реакции спортсменов на деятельность тренера.
3. Разработать методику оценки уровня притязаний и потребности достижений в команде и проверить ее эффективность на практике.
Новизна. Исходя из понимания стиля руководства как стабильно проявляющихся особенностей взаимодействия руководителя с коллективом в целом и отдельными его членами, правомерно полагать, что высокая степень адекватности оценки тренером ряда важных психологических аспектов собственной управленческой деятельности тесно связана с результативностью спортивного коллектива.
Практическая значимость исследования. Наши исследования проводились с целью помочь тренерам при разработке специфической направленности тренировочного процесса для отдельных спортсменов, для более глубокого ознакомления с их личностью, при распределении между спортсменами тактических задач во время тренировочных и соревновательных действий.
Полученные результаты могут с успехом использоваться в практике спорта тренерами отдельных группы видов физических упражнений (спорта) для более объективной оценки их возможностей.
Это обстоятельство обусловило проведение специального исследования.
Объектом исследования. Управление футбольной командой.
Предметом исследования выступает оценка и самооценка роли тренера в футбольной команде.
Цель исследования состояла в выявлении количественных характеристик связи между указанными переменными и психологической интерпретацией, т.е. показателями оценки и самооценки деятельности тренера.
Гипотеза. Теоретический анализ вопроса и отдельные литературные данные позволили предположить, что адекватность самооценки тренера может служить одним из условий эффективности руководства спортивным коллективом.
Задачи исследования.
1. Выявить лидерство и ролевые функции тренера в футбольной команде.
2. Изучить реакции спортсменов на деятельность тренера.
3. Разработать методику оценки уровня притязаний и потребности достижений в команде и проверить ее эффективность на практике.
Новизна. Исходя из понимания стиля руководства как стабильно проявляющихся особенностей взаимодействия руководителя с коллективом в целом и отдельными его членами, правомерно полагать, что высокая степень адекватности оценки тренером ряда важных психологических аспектов собственной управленческой деятельности тесно связана с результативностью спортивного коллектива.
Практическая значимость исследования. Наши исследования проводились с целью помочь тренерам при разработке специфической направленности тренировочного процесса для отдельных спортсменов, для более глубокого ознакомления с их личностью, при распределении между спортсменами тактических задач во время тренировочных и соревновательных действий.
Полученные результаты могут с успехом использоваться в практике спорта тренерами отдельных группы видов физических упражнений (спорта) для более объективной оценки их возможностей.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать следующее заключение.
1. Анализ частоты использования спортсменами технических и тактико-технических действий, степени субъективного удобства для них разных условий деятельности показывает, что предпочтение спортсменами одних компонентов деятельности уже предполагает применение и других, но исключает использование третьих компонентов.
2. С помощью многомерных методов математической статистики установлено, что анализируемые компоненты техники-тактики спортивных упражнений более или менее устойчиво распределяются по разным стилям, причем каждый ИСД имеет как свой «положительный полюс» (наиболее часто предпочитаемые компоненты), так и «отрицательный полюс» (отвергаемые, субъективно неудобные или редко применяемые компоненты).
3. Изложенную нами методику можно применять для правильной оценки и решения схематических тактических ситуаций, а также в качестве одного из методов при отборе спортсменов с психологической точки зрения.
4. Наши исследования проводились с целью помочь тренерам при разработке специфической направленности тренировочного процесса для отдельных спортсменов, для более глубокого ознакомления с их личностью, при распределении между спортсменами тактических задач во время тренировочных и соревновательных действий.
5. Умение быстро и технически правильно осуществлять множество различных действий операций при соревновательных в условиях высоких умственных, физических и эмоциональных нагрузок требует от спортсмена сообразительности и находчивости, высокой оперативности действий, основанных на глубоких теоретических и практических знаниях, и связано в значительной степени с личностными особенностями.
6. В результате проведенных исследований выявлено, что личностные особенности спортсмена позволяют прогнозировать специализацию в его
занятиях видами спортивных упражнений и целенаправленнее совершенствовать ведущую сторону подготовленности
7. Выявлена тесная взаимосвязь между уровнем развития интеллектуальных функций спортсмена и его индивидуальной манерой ведения состязания (соперничеста). Эта закономерность позволяет тренеру регулировать и выбирать индивидуальную линию тактической подготовки определенного спортсмена в соответствии с его интеллектуальной предрасположенностью к той или иной манере ведения состязания.
8. Использование метода адекватности самооценки в том виде, в каком мы его провели, и, прежде всего в области физической культуры и спорта, имеет свое полное обоснование.
9. Полученные результаты могут с успехом использоваться в практике спорта тренерами отдельных группы видов физических упражнений (спорта) для более объективной оценки их возможностей.
10. Таким образом, есть основание думать, что степень адекватности самооценки тренера не прямо сказывается на эффективности руководства командой, а влияет на нее через соответствующую коррекцию тренером определенных сторон своей активности. Именно подобным, «отсроченным», характером связи между обсуждаемыми переменными мы склонны объяснять тот факт, что далеко не все полученные в исследовании корреляции превысили критический уровень 10 %.
11. Исходя из понимания стиля руководства как стабильно проявляющихся особенностей взаимодействия руководителя с коллективом в целом и отдельными его членами, правомерно полагать, что высокая степень адекватности оценки тренером ряда важных психологических аспектов собственной управленческой деятельности тесно связана с результативностью спортивного коллектива.
1. Анализ частоты использования спортсменами технических и тактико-технических действий, степени субъективного удобства для них разных условий деятельности показывает, что предпочтение спортсменами одних компонентов деятельности уже предполагает применение и других, но исключает использование третьих компонентов.
2. С помощью многомерных методов математической статистики установлено, что анализируемые компоненты техники-тактики спортивных упражнений более или менее устойчиво распределяются по разным стилям, причем каждый ИСД имеет как свой «положительный полюс» (наиболее часто предпочитаемые компоненты), так и «отрицательный полюс» (отвергаемые, субъективно неудобные или редко применяемые компоненты).
3. Изложенную нами методику можно применять для правильной оценки и решения схематических тактических ситуаций, а также в качестве одного из методов при отборе спортсменов с психологической точки зрения.
4. Наши исследования проводились с целью помочь тренерам при разработке специфической направленности тренировочного процесса для отдельных спортсменов, для более глубокого ознакомления с их личностью, при распределении между спортсменами тактических задач во время тренировочных и соревновательных действий.
5. Умение быстро и технически правильно осуществлять множество различных действий операций при соревновательных в условиях высоких умственных, физических и эмоциональных нагрузок требует от спортсмена сообразительности и находчивости, высокой оперативности действий, основанных на глубоких теоретических и практических знаниях, и связано в значительной степени с личностными особенностями.
6. В результате проведенных исследований выявлено, что личностные особенности спортсмена позволяют прогнозировать специализацию в его
занятиях видами спортивных упражнений и целенаправленнее совершенствовать ведущую сторону подготовленности
7. Выявлена тесная взаимосвязь между уровнем развития интеллектуальных функций спортсмена и его индивидуальной манерой ведения состязания (соперничеста). Эта закономерность позволяет тренеру регулировать и выбирать индивидуальную линию тактической подготовки определенного спортсмена в соответствии с его интеллектуальной предрасположенностью к той или иной манере ведения состязания.
8. Использование метода адекватности самооценки в том виде, в каком мы его провели, и, прежде всего в области физической культуры и спорта, имеет свое полное обоснование.
9. Полученные результаты могут с успехом использоваться в практике спорта тренерами отдельных группы видов физических упражнений (спорта) для более объективной оценки их возможностей.
10. Таким образом, есть основание думать, что степень адекватности самооценки тренера не прямо сказывается на эффективности руководства командой, а влияет на нее через соответствующую коррекцию тренером определенных сторон своей активности. Именно подобным, «отсроченным», характером связи между обсуждаемыми переменными мы склонны объяснять тот факт, что далеко не все полученные в исследовании корреляции превысили критический уровень 10 %.
11. Исходя из понимания стиля руководства как стабильно проявляющихся особенностей взаимодействия руководителя с коллективом в целом и отдельными его членами, правомерно полагать, что высокая степень адекватности оценки тренером ряда важных психологических аспектов собственной управленческой деятельности тесно связана с результативностью спортивного коллектива.
Подобные работы
- Социально-психологические факторы управленческой идентичности руководителя
(19.00.05.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016



