Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовые меры противодействия терроризму как угрозе национальной безопасности

Работа №114026

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное право

Объем работы57
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика терроризма как угрозы национальной безопасности 7
1.1 История возникновения терроризма как негативного явления 7
1.2 Международно-правовой аспект терроризма 12
1.3 Понятие, сущность, виды и формы современного терроризма 19
Глава 2 Уголовная ответственность за преступления террористической направленности по УК РФ 25
2.1 Понятие, система и виды преступлений террористической направленности 25
2.2 Преступления террористической направленности, посягающие на общественную безопасность (ст. ст. 205-206, 208, 211, 220, 221, 227 УК РФ) 27
2.3 Преступления террористической направленности, посягающие на безопасность государства (ст.ст. 277-279 УК РФ) 36
2.4 Преступления террористической направленности, посягающие на безопасность человечества (ст.ст. 360-361 УК РФ) 41
Заключение 49
Список используемой литературы и используемых источников 53

Актуальность исследования. За последние десятилетия мировая общественность испытала мощный поток стресса, исходящий от политических и военно-стратегических катаклизмов, связанных с террористическими актами, которые, к сожалению, приобретают всё больший охват. Конец ХХ и начало ХХI вв. характеризуются большим всплеском терроризма.
В разных частях света террористы подрывают вокзалы, морские порты, автовокзалы, воздушный и наземный транспорт, терроризируют и удерживают в страхе мирное население. Достаточно лишь напомнить о таких устрашающих актах терроризма, как подрыв посольств США в Кении и Танзании (1998 г.), теракт 11 сентября 2001 г. в США, захват школы в Беслане (2004 г.), взрыв автобуса в Тольятти (2007 г.), который по различным источникам признаётся террористическим актом, подрыв вокзала в Волгограде (2013 г.). Террористическими группами широко используются возможности глобальной информационной компьютерной сети «Интернет».
Противодействие любым проявлениям терроризма является для Российской Федерации и других стран мирового сообщества одним из основных направлений государственной политики.
Применение всевозможных взрывных устройств, средств массового поражения или угроза их применения на сегодняшний день является реальностью. За относительно короткое время число террористических актов и атак только возросло. Это обстоятельство даёт лишний раз понять, что терроризм не утрачивает своего статуса глобальной проблемы современности, потенциально затягивающий каждого жителя планеты.
Необходимо подчеркнуть, что проблема терроризма всегда имело место быть в рамках отдельных государств, так и на международном уровне. Террористические акты современности характеризуются резко возросшими технической оснащенностью, высокой степенью организации и финансовой обеспеченностью. Наряду с этим ощутимо возросло число террористических группировок.
Угроза, исходящая из самого факта существования терроризма, продолжает усиливаться. Международный терроризм в сжатые сроки может переправиться, благодаря этому можно отметить готовность совершить нападение в любой из стран современного мира.
Социальная почва терроризма подпитывается насущными проблемами современного общества - нищета, безработица, низкий уровень образования населения, отсутствие у подрастающего поколения стремлений и перспектив развития в социальной среде, слабая моральная и физическая подготовленность подрастающего поколения к различным видам трудовой деятельности. Наличие этих обстоятельств позволяет формироваться постоянным вооруженными столкновениям, болезненным обостренностям религиозных и национальных чувств, из-за которых стремительными темпами нарастает недовольство населения. Крайняя форма недовольства населения - ненависть к целым нациям и государствам - наиболее опасная и её следует уничтожать в зачатке. Идеология терроризма — это ответная реакция отдельных преступных сообществ и организаций на «несправедливость» этого мира.
Мир без проявления насилия в настоящем и будущем времени невозможен: базовой антитеррористической задачей всех современных государств является максимальное сокращение объёмов и условий терроризма.
Представляется, что основным путем такого сокращения должно стать предупреждение или урегулирование социальных проблем и конфликтов различными политическими, ненасильственными мерами.
Объектом исследования охватываются уголовно-правовые отношения, направленные на регламентацию уголовно-правовых аспектов терроризма.
Предмет исследования составляют научные, теоретические, нормативные и практические положения, касающиеся терроризма и уголовной ответственности за различные его проявления.
Цель исследования - изучение терроризма в целом как социально-правового явления, его международного, уголовно-правового и криминологического аспектов, а также преступлений террористической направленности.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• дать общую характеристику терроризма как негативного социально-правового явления;
• изучить историю возникновения терроризма;
• рассмотреть международно-правовой аспект терроризма;
• раскрыть понятие и сущность терроризма, его виды и формы;
• дать уголовно-правовую характеристику преступлений террористической направленности, раскрыть их понятие и систему, проанализировать отдельные составы по УК РФ;
• дать криминологическую характеристику терроризма
При написании бакалаврской работы были использованы следующие методы исследования: общенаучный метод диалектического материализма, формально-логический метод истолкования права, нормативно-юридический, сравнительно-правовой, метод обобщения и абстрагирования.
Нормативную базу исследования составили положения Конституции РФ, международных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов подзаконного нормотворчества.
Эмпирическую базу составили официальные статистические данные и обнародованная судебная практика по делам о преступлениях террористической направленности.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании вышеизложенного, констатируем следующее.
«Терроризм» не является новеллой современного этапа развития, она означает идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Терроризм - это форма организационного насилия (т.е. угроза причинения физического ущерба группе лиц). Субъекты терроризма - террористы - это специально подготовленные и обученные люди (группа людей), перед которым стоят политические и иные цели.
Терроризм - это своеобразная форма политического насилия.
Терроризм при использовании низкого уровня участия масс с удельно высоким уровнем политической мотивации и эмоциональной изменчивости. В ходе осуществления теракта, безусловно, принимают участие группа людей. Тут имеется ввиду группа асоциальных лиц. В рамках террористических акций, которые осуществляются против населения, террористы видят в каждом человеке виновного. Для них не существует понятия «невиновность». Виновность всех и независимо от национальности, религии и других индивидуализирующих признаков личности.
Террористическая акция ориентирована на достижение определенного негативного эффекта. В фундаменте этого лежит угроза жизни и здоровью широкому кругу лиц. Возникновение волнений и паник в обществе - это то, чего хотят террористы. При совершении террористической акции существует разрыв. Определен разрыв между жертвой насилия, которая является объектом воздействия. Необходимо дать конкретику, что жертвами в подавляющем числе таких случаев являются случайные люди, поскольку террористам важен произведенный ими эффект в виде незамедлительной реакции властей, которой, согласно их позиции, должно стать решение, удовлетворяющее их требования. В террористической акции принимают участие три стороны конфликта:
• непосредственно террористы;
• жертвы акции;
• лица, на кого направлена акция с целью устрашения и принятия соответствующего решения.
Сегодня в общей системе преступлений определилась группа преступлений, именуемых преступлениями террористической направленности, однако ни понятия, ни четкого их перечня в законодательстве нет. Пленум Верховного Суда РФ также огранивается лишь перечнем составов преступлений, относящихся к данной группе, не определяя никаких критериев.
Под преступлениями террористической направленности следует понимать преступные деяния, посягающие, прежде всего, на общественную безопасность, а также безопасность личности и государства и международную безопасность и сопряженные с террористической деятельностью.
Преступления террористической направленности - это группа преступлений, где действия злоумышленников основаны на идеологии насилия и практике воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
В УК РФ предусмотрена система преступлений террористической направленности, включающая:
• преступления, посягающие на общественную опасность (ст.ст. 205, 206, 208, 211, 220, 221, 227 УК РФ);
• преступления, посягающие на безопасность государства (ст.ст. 277­279 УК РФ);
• преступления, посягающие на безопасность человечества (ст.ст. 360, 361 УК РФ).
Сейчас в названных группах преступлений наблюдаются определенные противоречия и законодательные недостатки. В связи с этим необходима целенаправленная деятельность национального законодателя по совершенствованию отмеченных в рамках настоящей главы проблем с целью повышения качества борьбы с преступлениями террористической направленности.
Анализ вышеизложенного материала позволят констатировать следующие предложения развития уголовного законодательства о преступлениях террористической направленности:
• в связи с развитием ЭВМ стало возможно осуществление нападения на находящиеся под международной защитой учреждения путём кибератак и случаи кибератак на консульства и дипмиссии только учащаются. В связи с этим было бы возможным обновить ст. 360 УК РФ частью 3, добавив в список предметов посягательства ЭВМ, которые пользуются международной защитой. Более того, защита технического потенциала необходимо и в силу пребывания современного мира в состоянии кибервойны;
• в диспозиции ст. 277 УК РФ не предусматривается дифференциация ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Таким способом законодатель формально поставил знак равенства между данными лицами. Предлагается разделить данную норму на две части, закрепив в первой части ответственность за посягательство на государственного деятеля, попутно дав понятие данному лицу, а во второй части - ответственность за посягательство на общественного деятеля, также дав понятие данному лицу;
• ст. 279 УК РФ многими своими качествами аналогична ст. 208 УК РФ, т.к. в большинстве случаев осуществлению вооруженного мятежа предшествует организация незаконного вооруженного формирования. Указывая на такую тесную взаимосвязь, можно прийти к выводу об неуместности ст. 279 УК РФ и необходимости объединения ст. ст. 208 и 279 УК РФ в рамках одной, единой статьи, размещенной в гл. 29 УК РФ;
• представляется, что убийство в рамках ст. 361 УК РФ должно подвергаться самостоятельной правовой оценке и квалификации по ст. 105 УК РФ. С целью решения данной проблемы выдвигается предложение по корректировке ч. 3 ст. 361 УК РФ путём изложения его следующим образом: «Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности причинение смерти человеку». В противном случае необходимо пользоваться правилом о совокупности преступлений.
При организации работы, нацеленной на предупреждение террористических акций, следует особое внимание уделить структурам, состоящим преимущественно из молодежи. Независимо от идейно-политических платформ таких террористических групп или организаций, возрастные особенности их участников играют роль катализатора изначально содержащихся в этих структурах и без того потенциально общественно опасных угроз.


1. Агапов П.В. Вооруженный мятеж: некоторые аспекты уголовно-правовой характеристики и совершенствования законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 66-70
2. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221.
3. Венская конвенция о консульских сношениях и факультативные договоры от 24.04.1963 г. (Вена) // Сборник международных договоров СССР. 1991. Вып. XLV. Ст. 124.
4. Григорьев Н.Ю., Родюков Э.Б. Социальные последствия современного религиозного терроризма // Вестник ГУУ. 2016. № 9. С. 253-259.
5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. Ст. 3301.
6. Глотова С. В. Универсальная юрисдикция за преступления международного терроризма: понятие, практика государств и предложения по совершенствованию Уголовного кодекса РФ // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5. С. 76-79.
7. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принята Резолюцией Генассамблеи ООН 49/60 от 09.12.1994 г. // Действующее международное право: в 3 т. - М. : МНИМП, 1996. Т. 3. С. 90­94.
8. Иногамова-Хегай Л.В. Международный терроризм как международное преступление против человечности в международном уголовном праве // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 1. С. 19-23.
9. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
10. Климова С.А. О типологической классификации институциональных субъектах экстремистской деятельности в современной России используемых ими политико-правовых стратегий и методов // Юристъ Правоведъ. 2013. № 6(61). С. 78-79.
11. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 4 июля.
12. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16.05.2005 г. (Варшава) // Бюллетень международных договоров. 2009. № 9.
13. Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах, принята Резолюцией Генассамблеи ООН 22 A от 13.02.1946 г. (Нью-Йорк) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключ. СССР. Вып. XV. М., 1957. С. 32-40.
14. Конвенция ООН о специальных миссия, принята Резолюцией Генассамблеи ООН 2530 (XXIV) от 08.12.1969 г. // Действующее международное право. В 3-х тт. М. : МНИМП, 1996. Т. 1. С. 209-221.
15. Конвенция ООН о безопасности персонала, принята Резолюцией Генассамблеи 49/59 от 09.12.1994 г. // Бюллетень международных договоров. 2011. № 11.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ