Воспитание патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой отечественной войны (Московский педагогический государственный университет)
|
Проведен эмпирическое исследование.
База исследования: школьный музей Московской области, г. Подольск, МОУ СОШ № 20.
Выборка: 4 «А» класс в количестве 20 человек ( экспериментальный), 4 «Б» класс в количестве 22 человек (контрольный).
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретические основы воспитания патриотизма у младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея 6
1.1. Понятие патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности патриотического воспитания младших школьников 16
1.3. Воспитательный потенциал примера героев Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея для патриотического воспитания младших школьников 23
2. Экспериментальное исследование воспитания патриотизма у младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея 30
2.1. Диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников 30
2.2. Система работы по воспитанию патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой Отечественной войны (на материалах школьного музея) 40
2.3. Анализ результатов исследования и формулирование научно-обоснованных рекомендаций 44
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70
База исследования: школьный музей Московской области, г. Подольск, МОУ СОШ № 20.
Выборка: 4 «А» класс в количестве 20 человек ( экспериментальный), 4 «Б» класс в количестве 22 человек (контрольный).
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретические основы воспитания патриотизма у младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея 6
1.1. Понятие патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности патриотического воспитания младших школьников 16
1.3. Воспитательный потенциал примера героев Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея для патриотического воспитания младших школьников 23
2. Экспериментальное исследование воспитания патриотизма у младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея 30
2.1. Диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников 30
2.2. Система работы по воспитанию патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой Отечественной войны (на материалах школьного музея) 40
2.3. Анализ результатов исследования и формулирование научно-обоснованных рекомендаций 44
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70
Гражданско-патриотическое воспитание было важной частью советской системы образования на уровне практики, на уровне идей и на уровне поддерживающих институтов. Постсоветская школа отказалась от ряда базовых образовательных институтов, но означает ли это, что она полностью отказалась от гражданского воспитания?
Патриотические фестивали, военизированные соревнования и уроки обществознания в той или иной степени присутствуют во всех российских школах. Кроме того, в последние три года наблюдается новая волна общественного внимания к теме образования, связанная с активизацией государственной политики в этой области, наиболее ярким проявлением которой стало создание «Российского движения школьников» и возрождение на его основе «Юнармии».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения особенно остро встала перед нашей страной на рубеже XX и XXI веков. В последние годы наши экраны заполонили бездушные и ничем не примечательные телесериалы и программы. Общечеловеческие ценности, исторические и культурные традиции перестали быть основой воспитания. Именно поэтому принятый президентом В. Путиным указ от 20.10.2012 г. № 141 об активизации патриотического воспитания сразу же нашло горячий отклик в массах.
Педагоги, психологи, суицидологи и другие эксперты считают, что сейчас как никогда важно снизить рост противоправного поведения, отказаться от вредных привычек и зависимостей, и что крайне важно поощрять патриотические чувства в младших школьниках.
Патриотическое воспитание играет особенно важную роль в школьном возрасте. Оно позволит сформировать у подрастающего поколения представление о том, что Россия – это страна с героическим прошлым и настоящим, страна с множеством героев-патриотов, с которых на протяжении всей истории страны брали пример последующие поколения. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным сформулированы ориентиры воспитания: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [22].
Патриотическому воспитанию младших школьников способствует применением различных средств и методов. Согласно ФГОС НОО личностные результаты должны отражать формирование у обучающихся: основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности [44].
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника [44]:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно познающий мир.
Важную роль в совершенствовании системы патриотического воспитания играет пример детей Великой Отечественной войны в деятельности школьного музея. Истории обычных детей, их каждодневные будни, все тяготы, с которыми им пришлось столкнуться в то время, заслуживают отдельного рассмотрения. Их воспитательный потенциал может быть успешно реализован, если педагоги сумеют сформировать у младших школьников потребность в изучении примеров жизни детей Великой Отечественной войны, а также интерес к деятельности школьного музея.
Таким образом, в соответствии с актуальностью обозначенной проблемы, мы выбрали тему своей работы. Но, несмотря на большое количество работ по заявленной проблеме, вопрос патриотического воспитания младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея еще недостаточно освещен.
Все вышесказанное позволило мне сформулировать проблему исследования: влияет ли пример жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея на патриотическое воспитание младших школьников?
Объект исследования подразумевает развитие патриотического воспитания младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия использования примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея в патриотическом воспитании младших школьников.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что процесс патриотического воспитания младших школьников посредством примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея будет эффективнее, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- обеспечение методического сопровождения патриотического воспитания младших школьников;
- погружение младших школьников в социально-коммуникативную деятельность с детьми и взрослыми.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать важность использования примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея как средства патриотического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить понятие патриотического воспитания;
2) рассмотреть особенности патриотического воспитания младших школьников;
3) проанализировать воспитательный потенциал примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея;
4) провести диагностику уровня патриотического воспитания младших школьников;
5) составить программу патриотического воспитания младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея;
6) проанализировать результаты исследования.
Методологической основой исследования являются труды педагогов (Я.А Коменский, Д.К. Ушинский, С.Т. Шацкий, Е.А. Ямбург), ученых, (В.А. Сластёнин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый) и методистов (И.Г. Рябова, М.Я. Ситниченко, Суворов Н.М и Вяземский Е.Е.).
К методам исследования относится изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, тесты, наблюдение, качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №20 города Подольска.
Новизна исследования лежит в обосновании необходимости включения примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея в качестве средства патриотического воспитания младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного цикла занятий в педагогической деятельности учителей начальной школы.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Патриотические фестивали, военизированные соревнования и уроки обществознания в той или иной степени присутствуют во всех российских школах. Кроме того, в последние три года наблюдается новая волна общественного внимания к теме образования, связанная с активизацией государственной политики в этой области, наиболее ярким проявлением которой стало создание «Российского движения школьников» и возрождение на его основе «Юнармии».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения особенно остро встала перед нашей страной на рубеже XX и XXI веков. В последние годы наши экраны заполонили бездушные и ничем не примечательные телесериалы и программы. Общечеловеческие ценности, исторические и культурные традиции перестали быть основой воспитания. Именно поэтому принятый президентом В. Путиным указ от 20.10.2012 г. № 141 об активизации патриотического воспитания сразу же нашло горячий отклик в массах.
Педагоги, психологи, суицидологи и другие эксперты считают, что сейчас как никогда важно снизить рост противоправного поведения, отказаться от вредных привычек и зависимостей, и что крайне важно поощрять патриотические чувства в младших школьниках.
Патриотическое воспитание играет особенно важную роль в школьном возрасте. Оно позволит сформировать у подрастающего поколения представление о том, что Россия – это страна с героическим прошлым и настоящим, страна с множеством героев-патриотов, с которых на протяжении всей истории страны брали пример последующие поколения. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным сформулированы ориентиры воспитания: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [22].
Патриотическому воспитанию младших школьников способствует применением различных средств и методов. Согласно ФГОС НОО личностные результаты должны отражать формирование у обучающихся: основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности [44].
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника [44]:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно познающий мир.
Важную роль в совершенствовании системы патриотического воспитания играет пример детей Великой Отечественной войны в деятельности школьного музея. Истории обычных детей, их каждодневные будни, все тяготы, с которыми им пришлось столкнуться в то время, заслуживают отдельного рассмотрения. Их воспитательный потенциал может быть успешно реализован, если педагоги сумеют сформировать у младших школьников потребность в изучении примеров жизни детей Великой Отечественной войны, а также интерес к деятельности школьного музея.
Таким образом, в соответствии с актуальностью обозначенной проблемы, мы выбрали тему своей работы. Но, несмотря на большое количество работ по заявленной проблеме, вопрос патриотического воспитания младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея еще недостаточно освещен.
Все вышесказанное позволило мне сформулировать проблему исследования: влияет ли пример жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея на патриотическое воспитание младших школьников?
Объект исследования подразумевает развитие патриотического воспитания младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия использования примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея в патриотическом воспитании младших школьников.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что процесс патриотического воспитания младших школьников посредством примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея будет эффективнее, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- обеспечение методического сопровождения патриотического воспитания младших школьников;
- погружение младших школьников в социально-коммуникативную деятельность с детьми и взрослыми.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать важность использования примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея как средства патриотического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить понятие патриотического воспитания;
2) рассмотреть особенности патриотического воспитания младших школьников;
3) проанализировать воспитательный потенциал примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея;
4) провести диагностику уровня патриотического воспитания младших школьников;
5) составить программу патриотического воспитания младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея;
6) проанализировать результаты исследования.
Методологической основой исследования являются труды педагогов (Я.А Коменский, Д.К. Ушинский, С.Т. Шацкий, Е.А. Ямбург), ученых, (В.А. Сластёнин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый) и методистов (И.Г. Рябова, М.Я. Ситниченко, Суворов Н.М и Вяземский Е.Е.).
К методам исследования относится изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, тесты, наблюдение, качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №20 города Подольска.
Новизна исследования лежит в обосновании необходимости включения примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея в качестве средства патриотического воспитания младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного цикла занятий в педагогической деятельности учителей начальной школы.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы воспитания патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой Отечественной войны (на материалах школьного музея).
Проанализировав различные подходы к трактовке сущности патриотизма, мы сформулировали собственное универсальное определение патриотизма, которое в определенной степени устраняет ограниченность и однобокость каждого из вышеперечисленных определений патриотизма. Прежде всего, следует исходить из необходимости понимания сущности патриотизма. Изучив основные подходы к пониманию природы патриотизма, мы сможем внести свой вклад в понимание этого социального явления.
На наш взгляд, патриотизм является высшим проявлением человеческих эмоций и важнейшей мотивацией социально значимой деятельности индивидов или социальных групп. Поощрение патриотизма и социальной гражданственности у младших школьников является важнейшим нравственным условием формирования мировоззрения.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения – одна из главных задач современной школы. Учителям необходимо осознать национальные истоки патриотизма и искать новые пути формирования патриотизма у учащихся. Школьный музей позиционируется как центральный институт социально-патриотического воспитания.
Школьные музеи могут стать частью эффективной воспитательной деятельности в общеобразовательных школах, активной и интересной как для учителей, так и для детей. Важной частью деятельности школьного музея в патриотическом воспитании младших школьников является пример жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Дети внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Они терпели голод и холод, теряли близких, и все же не сломались, а продолжали жить и работать для своей страны. Дети войны были маленькими героями, которые каждый день совершали большие и маленькие подвиги не только на поле боя, но и дома.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование воспитания патриотизма у младших школьников на примере героев Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея.
По результатам констатирующего исследования можно отметить, что в основном у школьников преобладает низкий уровень сформированности показателей патриотического воспитания. Низкие показатели сформированности патриотической культуры у школьников обусловлены такими проблемами, как отсутствие сформированной системы знаний о проявлении патриотических чувств и гражданской позиции, непонимание основополагающих патриотических понятий «Отечество», «малая родина», «патриот», а также недостаточным применением различных методов и приемов для усвоения патриотических знаний и чувств.
Результаты проведенных методик показали, что у учащихся есть знания о родной стране, но они мало знают о символах страны, достопримечательностях и истории своего города. Результаты показали необходимость воспитания патриотизма у учеников 4 класса.
С учетом результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был подготовлен цикл занятий, цель которых – воспитание патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой Отечественной войны (на материалах школьного музея). В рамках данного проекта, работа над материалами для экспозиции музея, систематизация и их представление в доступной форме, дают ученикам 4х классов реальную возможность столкнуться с героической историей своего народа, своего Отечества.
При сопоставлении результатов констатирующего и контрольного экспериментов по формированию патриотических представлений и чувств у учащихся можно наблюдать положительную динамику полученных знаний. Так, мы видим, что количество человек, имеющих высокий уровень патриотической культуры, повысилось с 13% до 20%.
Анализ качественных результатов показал, что учащиеся с данным уровнем развития патриотической культуры более свободно владеют основными патриотическими понятиями, могут назвать любимые города, понимают значение слова патриот. Данные дети показывают чувства гордости и любви по отношению к родной стране и народу, осознают важность ее обеспечения и защиты. Также дети с высоким уровнем развития патриотической культуры стремятся активно участвовать в жизни страны и школы, хотят совершить свой вклад в дальнейшее развитие родины.
Таким образом, можно сказать, что разработанный нами цикл занятий, направленный на формирование патриотизма у младших школьников, показал свою результативность. Результаты опытно-экспериментальной работы целиком доказали актуальность выбранной темы, точность выдвинутой нами гипотезы. Разработанный комплекс уроков можно применять в системе начального общего образования.
Проанализировав различные подходы к трактовке сущности патриотизма, мы сформулировали собственное универсальное определение патриотизма, которое в определенной степени устраняет ограниченность и однобокость каждого из вышеперечисленных определений патриотизма. Прежде всего, следует исходить из необходимости понимания сущности патриотизма. Изучив основные подходы к пониманию природы патриотизма, мы сможем внести свой вклад в понимание этого социального явления.
На наш взгляд, патриотизм является высшим проявлением человеческих эмоций и важнейшей мотивацией социально значимой деятельности индивидов или социальных групп. Поощрение патриотизма и социальной гражданственности у младших школьников является важнейшим нравственным условием формирования мировоззрения.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения – одна из главных задач современной школы. Учителям необходимо осознать национальные истоки патриотизма и искать новые пути формирования патриотизма у учащихся. Школьный музей позиционируется как центральный институт социально-патриотического воспитания.
Школьные музеи могут стать частью эффективной воспитательной деятельности в общеобразовательных школах, активной и интересной как для учителей, так и для детей. Важной частью деятельности школьного музея в патриотическом воспитании младших школьников является пример жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Дети внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Они терпели голод и холод, теряли близких, и все же не сломались, а продолжали жить и работать для своей страны. Дети войны были маленькими героями, которые каждый день совершали большие и маленькие подвиги не только на поле боя, но и дома.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование воспитания патриотизма у младших школьников на примере героев Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея.
По результатам констатирующего исследования можно отметить, что в основном у школьников преобладает низкий уровень сформированности показателей патриотического воспитания. Низкие показатели сформированности патриотической культуры у школьников обусловлены такими проблемами, как отсутствие сформированной системы знаний о проявлении патриотических чувств и гражданской позиции, непонимание основополагающих патриотических понятий «Отечество», «малая родина», «патриот», а также недостаточным применением различных методов и приемов для усвоения патриотических знаний и чувств.
Результаты проведенных методик показали, что у учащихся есть знания о родной стране, но они мало знают о символах страны, достопримечательностях и истории своего города. Результаты показали необходимость воспитания патриотизма у учеников 4 класса.
С учетом результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был подготовлен цикл занятий, цель которых – воспитание патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой Отечественной войны (на материалах школьного музея). В рамках данного проекта, работа над материалами для экспозиции музея, систематизация и их представление в доступной форме, дают ученикам 4х классов реальную возможность столкнуться с героической историей своего народа, своего Отечества.
При сопоставлении результатов констатирующего и контрольного экспериментов по формированию патриотических представлений и чувств у учащихся можно наблюдать положительную динамику полученных знаний. Так, мы видим, что количество человек, имеющих высокий уровень патриотической культуры, повысилось с 13% до 20%.
Анализ качественных результатов показал, что учащиеся с данным уровнем развития патриотической культуры более свободно владеют основными патриотическими понятиями, могут назвать любимые города, понимают значение слова патриот. Данные дети показывают чувства гордости и любви по отношению к родной стране и народу, осознают важность ее обеспечения и защиты. Также дети с высоким уровнем развития патриотической культуры стремятся активно участвовать в жизни страны и школы, хотят совершить свой вклад в дальнейшее развитие родины.
Таким образом, можно сказать, что разработанный нами цикл занятий, направленный на формирование патриотизма у младших школьников, показал свою результативность. Результаты опытно-экспериментальной работы целиком доказали актуальность выбранной темы, точность выдвинутой нами гипотезы. Разработанный комплекс уроков можно применять в системе начального общего образования.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства (Московский Государственный Областной Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Внеклассные формы и методы обучения истории в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ШЕБЕКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019



