Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой отечественной войны (Московский педагогический государственный университет)

Работа №114021

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43651
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен эмпирическое исследование.
База исследования: школьный музей Московской области, г. Подольск, МОУ СОШ № 20.
Выборка: 4 «А» класс в количестве 20 человек ( экспериментальный), 4 «Б» класс в количестве 22 человек (контрольный).
Есть приложения.

Введение 3
1. Теоретические основы воспитания патриотизма у младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея 6
1.1. Понятие патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности патриотического воспитания младших школьников 16
1.3. Воспитательный потенциал примера героев Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея для патриотического воспитания младших школьников 23
2. Экспериментальное исследование воспитания патриотизма у младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея 30
2.1. Диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников 30
2.2. Система работы по воспитанию патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой Отечественной войны (на материалах школьного музея) 40
2.3. Анализ результатов исследования и формулирование научно-обоснованных рекомендаций 44
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70

Гражданско-патриотическое воспитание было важной частью советской системы образования на уровне практики, на уровне идей и на уровне поддерживающих институтов. Постсоветская школа отказалась от ряда базовых образовательных институтов, но означает ли это, что она полностью отказалась от гражданского воспитания?
Патриотические фестивали, военизированные соревнования и уроки обществознания в той или иной степени присутствуют во всех российских школах. Кроме того, в последние три года наблюдается новая волна общественного внимания к теме образования, связанная с активизацией государственной политики в этой области, наиболее ярким проявлением которой стало создание «Российского движения школьников» и возрождение на его основе «Юнармии».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения особенно остро встала перед нашей страной на рубеже XX и XXI веков. В последние годы наши экраны заполонили бездушные и ничем не примечательные телесериалы и программы. Общечеловеческие ценности, исторические и культурные традиции перестали быть основой воспитания. Именно поэтому принятый президентом В. Путиным указ от 20.10.2012 г. № 141 об активизации патриотического воспитания сразу же нашло горячий отклик в массах.
Педагоги, психологи, суицидологи и другие эксперты считают, что сейчас как никогда важно снизить рост противоправного поведения, отказаться от вредных привычек и зависимостей, и что крайне важно поощрять патриотические чувства в младших школьниках.
Патриотическое воспитание играет особенно важную роль в школьном возрасте. Оно позволит сформировать у подрастающего поколения представление о том, что Россия – это страна с героическим прошлым и настоящим, страна с множеством героев-патриотов, с которых на протяжении всей истории страны брали пример последующие поколения. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным сформулированы ориентиры воспитания: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [22].
Патриотическому воспитанию младших школьников способствует применением различных средств и методов. Согласно ФГОС НОО личностные результаты должны отражать формирование у обучающихся: основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности [44].
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника [44]:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно познающий мир.
Важную роль в совершенствовании системы патриотического воспитания играет пример детей Великой Отечественной войны в деятельности школьного музея. Истории обычных детей, их каждодневные будни, все тяготы, с которыми им пришлось столкнуться в то время, заслуживают отдельного рассмотрения. Их воспитательный потенциал может быть успешно реализован, если педагоги сумеют сформировать у младших школьников потребность в изучении примеров жизни детей Великой Отечественной войны, а также интерес к деятельности школьного музея.
Таким образом, в соответствии с актуальностью обозначенной проблемы, мы выбрали тему своей работы. Но, несмотря на большое количество работ по заявленной проблеме, вопрос патриотического воспитания младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея еще недостаточно освещен.
Все вышесказанное позволило мне сформулировать проблему исследования: влияет ли пример жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея на патриотическое воспитание младших школьников?
Объект исследования подразумевает развитие патриотического воспитания младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия использования примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея в патриотическом воспитании младших школьников.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что процесс патриотического воспитания младших школьников посредством примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея будет эффективнее, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- обеспечение методического сопровождения патриотического воспитания младших школьников;
- погружение младших школьников в социально-коммуникативную деятельность с детьми и взрослыми.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать важность использования примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея как средства патриотического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить понятие патриотического воспитания;
2) рассмотреть особенности патриотического воспитания младших школьников;
3) проанализировать воспитательный потенциал примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея;
4) провести диагностику уровня патриотического воспитания младших школьников;
5) составить программу патриотического воспитания младших школьников на примере жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея;
6) проанализировать результаты исследования.
Методологической основой исследования являются труды педагогов (Я.А Коменский, Д.К. Ушинский, С.Т. Шацкий, Е.А. Ямбург), ученых, (В.А. Сластёнин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый) и методистов (И.Г. Рябова, М.Я. Ситниченко, Суворов Н.М и Вяземский Е.Е.).
К методам исследования относится изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, тесты, наблюдение, качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №20 города Подольска.
Новизна исследования лежит в обосновании необходимости включения примера жизни детей Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея в качестве средства патриотического воспитания младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного цикла занятий в педагогической деятельности учителей начальной школы.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе были рассмотрены теоретические основы воспитания патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой Отечественной войны (на материалах школьного музея).
Проанализировав различные подходы к трактовке сущности патриотизма, мы сформулировали собственное универсальное определение патриотизма, которое в определенной степени устраняет ограниченность и однобокость каждого из вышеперечисленных определений патриотизма. Прежде всего, следует исходить из необходимости понимания сущности патриотизма. Изучив основные подходы к пониманию природы патриотизма, мы сможем внести свой вклад в понимание этого социального явления.
На наш взгляд, патриотизм является высшим проявлением человеческих эмоций и важнейшей мотивацией социально значимой деятельности индивидов или социальных групп. Поощрение патриотизма и социальной гражданственности у младших школьников является важнейшим нравственным условием формирования мировоззрения.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения – одна из главных задач современной школы. Учителям необходимо осознать национальные истоки патриотизма и искать новые пути формирования патриотизма у учащихся. Школьный музей позиционируется как центральный институт социально-патриотического воспитания.
Школьные музеи могут стать частью эффективной воспитательной деятельности в общеобразовательных школах, активной и интересной как для учителей, так и для детей. Важной частью деятельности школьного музея в патриотическом воспитании младших школьников является пример жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Дети внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Они терпели голод и холод, теряли близких, и все же не сломались, а продолжали жить и работать для своей страны. Дети войны были маленькими героями, которые каждый день совершали большие и маленькие подвиги не только на поле боя, но и дома.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование воспитания патриотизма у младших школьников на примере героев Великой Отечественной Войны в деятельности школьного музея.
По результатам констатирующего исследования можно отметить, что в основном у школьников преобладает низкий уровень сформированности показателей патриотического воспитания. Низкие показатели сформированности патриотической культуры у школьников обусловлены такими проблемами, как отсутствие сформированной системы знаний о проявлении патриотических чувств и гражданской позиции, непонимание основополагающих патриотических понятий «Отечество», «малая родина», «патриот», а также недостаточным применением различных методов и приемов для усвоения патриотических знаний и чувств.
Результаты проведенных методик показали, что у учащихся есть знания о родной стране, но они мало знают о символах страны, достопримечательностях и истории своего города. Результаты показали необходимость воспитания патриотизма у учеников 4 класса.
С учетом результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был подготовлен цикл занятий, цель которых – воспитание патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой Отечественной войны (на материалах школьного музея). В рамках данного проекта, работа над материалами для экспозиции музея, систематизация и их представление в доступной форме, дают ученикам 4х классов реальную возможность столкнуться с героической историей своего народа, своего Отечества.
При сопоставлении результатов констатирующего и контрольного экспериментов по формированию патриотических представлений и чувств у учащихся можно наблюдать положительную динамику полученных знаний. Так, мы видим, что количество человек, имеющих высокий уровень патриотической культуры, повысилось с 13% до 20%.
Анализ качественных результатов показал, что учащиеся с данным уровнем развития патриотической культуры более свободно владеют основными патриотическими понятиями, могут назвать любимые города, понимают значение слова патриот. Данные дети показывают чувства гордости и любви по отношению к родной стране и народу, осознают важность ее обеспечения и защиты. Также дети с высоким уровнем развития патриотической культуры стремятся активно участвовать в жизни страны и школы, хотят совершить свой вклад в дальнейшее развитие родины.
Таким образом, можно сказать, что разработанный нами цикл занятий, направленный на формирование патриотизма у младших школьников, показал свою результативность. Результаты опытно-экспериментальной работы целиком доказали актуальность выбранной темы, точность выдвинутой нами гипотезы. Разработанный комплекс уроков можно применять в системе начального общего образования.



1. Беляева, Н. В. Идеи патриотического и нравственного воспитания средствами литературы в педагогической концепции В. Я. Стоюнина: [к 190- летнему юбилею В. Я. Стоюнина] / Н. В. Беляева//Отечеств и зарубеж педагогика. 2017. Т. 1, № 1 (35). С. 34-41.
2. Бобылева, Т. Н. Общешкольный классный час «Урок России» / Т. Н. Бобылева. – Текст: непосредственный // Классный руководитель. – 2020. – № 3. – С. 95-98.
3. Виноградова, М. Н. Классный час «Память, память за собою позови…» / М. Н. Виноградова. // Классный руководитель. – 2019. – № 5. – С. 60-68.
4. Волов, В. Т. Воспитание и теоретико-методологическое осмысление проблемы национальной идеи / В. Т. Волов. // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 49-56.
5. Ворожейкина, Н. И. Мемориальные сооружения как память о Великой Отечественной войне / Н. И. Ворожейкина. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 4. – С. 13-16
6. Вырщиков, А. Н. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе: монография / А. Н. Вырщиков, И. А. Соловцова, Л. И. Столярчук. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2018. – 168 c.
7. Вяземский, Е. Е. Календарь образовательных событий как педагогический инструмент формирования исторической памяти российских школьников / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 5. – С. 44-54.
8. Вяземский, Е. Е. Тематические уроки по календарю образовательных событий: педагогические основы подготовки и проведения / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. // Школьные технологии. – 2020. – № 1. – С. 41-47.
9. Гилязетдинова З.З. Роль школьного историко-краеведческого музея в воспитании учащихся // Всероссийский фестиваль «История малой родины – история Отечества» –№1 - 2020 – С.17-22.
10. Голованов, В. П. Гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей в современной России / В. П. Голованов. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2019. – № 3. – С. 9-15.
11. Горская, С. В. Тема Великой Отечественной войны в содержании внеурочной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2020. – № 11. – С. 22-26
12. Григорьев, Д. Патриотизм великодушия // Народное образование. – 2020. – № 4. – С. 171-176.
13. Гусакова, В. О выборе пути защитника Отечества, духовной стойкости перед вызовами времени и соблазнами общества потребления, готовности к воинской службе // Воспитание школьников. – 2020. – № 6. – С. 51-56.
14. Дахин, А. Н. Патриотическое воспитание: технология и не только… // Школьные технологии. – 2020. – № 1. – С. 32-40.
15. Дахин, А. Н. Педагогическая технология в контексте патриотического воспитания // Школьные технологии. – 2019. – № 6. – С. 35-45.
16. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне / главный редактор Л. П. Кураков. – Чебоксары: ЧГИКИ, 2020. – 376 с.
17. Емельянов, В. Г. «Великая тайна Победы». Методическая разработка классного часа, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на тему: «Сохраняя традиции, создаем будущее» // Классный руководитель. – 2020. – № 3. – С. 74-84.
18. Звягинцева, С. В. Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования // Начальная школа. – 2020. – № 6. – С. 26-30.
19. Иващенко, О. Вспоминая Володю Дубинина // Воспитание школьников. – 2020. – № 6. – С. 64-69
20. Клепцова, Е. Ю. Феномен патриотизма как категория деятельности // Воспитание школьников. – 2020. – № 1. – С. 34-39.
21. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 07.11.2022).
22. Ларионов, А. Э. Межпредметные связи в изучении истории Великой Отечественной войны / // Преподавание истории в школе. – 2021. – № 2. – С. 45-50
23. Матвеева, Е. Ф. «Никто не забыт и ничто не забыто»: (квиз для учащихся начальной школы) // Воспитание школьников. – 2020. – № 1. – С. 76-79.
24. Матвеева, О. В. Школьный музей – центр формирования воспитательного пространства образовательного учреждения // Классный руководитель. – 2019. – № 6. – С. 126-128.
25. Науменко, Н. М. Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие / О. С. Шаврыгина, Н. М. Науменко. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Оренбург: ОренПечать, 2019. – 88 с.
26. Недосейкина, Л. А. Как воспитать гражданина и патриота // Начальная школа. – 2020. – № 11. – С. 68-69.
27. Некрасова, И. В. Тема Великой Отечественной войны во внеклассной работе // Начальная школа. – 2020. – № 6. – С. 21-26.
28. Николаева, С. В. Проект «Посланники памяти» (приурочен к годовщине Великой Победы) // Классный руководитель. – 2019. – № 5. – С. 52-59
29. Патриотизм как феномен современной общественной жизни: сборник статей / Сарат. Нац. Исслед. Гос. Ун-т им. Н. Г. Чернышевского; составитель Д. А. Усанов; предисловие А. Н. Чумаченко. – 2-е издание, дополненное. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2018. – 88,
30. Патриотическое воспитание [Электронный ресурс]. - URL: http://dspace.bsu.edu.ru (дата обращения: 21.11.2022).
31. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]: дис. … д‐ра пед. Наук. – Якутск, 2016. –346 с
32. Прокопова, Д. И. Музейная педагогика: патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. – 2020. – № 6. – С. 18-20.
33. Рябова И.Г. Воспитание патриотизма у младших школьников в поликультурном социуме // Научные исследования XXI века. –2020. – № 3 (5). – С. 246-251.
34. Сиволобова, Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации: монография / Н. А. Сиволобова. – Ставрополь: СГПИ, 2017. – 136 с.
35. Ситниченко М. Я. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Школа будущего, 2019. – №2. – С.76-85.
36. Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2019. – № 7. – С. 9 – 15
37. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1013603 (дата обращения: 25.09.2022)
38. Суворов Н. М. Как научить младших школьников любить Родину: о некоторых методических новациях // Начальная школа. – 2020. – № 5. – С.
39. Судьина, Л. В. Патриотизм – составляющая гражданской идентичности личности // Классный руководитель. – 2020. – № 6. – С. 49-60.
40. Талецкая, Э. В. О Великой Отечественной войне с почитанием, вниманием, интересом // Литература в школе. – 2019. – № 5. – С. 28-29
41. Толмачева, Т. В. Патриотическое воспитание подростков в условиях общеобразовательной школы // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 27. – С. 1488-1498.
42. Трепалюк, С. Б. Наш вклад в сохранение памяти о Великой Отечественной войне // Начальная школа. – 2020. – № 5. – С. 3-9.
43. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 г. № 1416 // Президент России: сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36194 (дата обращения: 16.01.2023)
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
45. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 09.09.2022).
46. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986.
47. Численский, А. Уроки ОБЖ и истории в школьном музее // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 6. – С. 36-38
48. Шаронов А.А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности [Текст]: автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Пед. Наук (13.00.01) / Андрей Андреевич Шаронов. – Воронеж, 2019. – 24 с.
49. Шестакова О.Е. Формирование у молодежи патриотического сознания, исторической памяти через изучение истории Великой Отечественной войны. Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 8 (298). – С. 252–254.
50. Юров, И. А. Формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций у молодежи: монография / И. А. Юров. – Москва: Русайнс, 2020. – 132 с.
51. Шпарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шпарь. Ростов н/д.- М.: Феникс,2009. -816с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ