Введение. 4
Глава 1. Теоретико-правовой анализ административных правонарушений в области дорожного движения. 7
1.1 История становления и развития административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.. 7
1.2 Понятие и виды административных правонарушений в области дорожного движения . 15
1.3 Объективные и субъективные признаки составов административных правонарушений в области дорожного движения.. 23
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения . 39
2.1 Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. 39
2.2 Основные направления совершенствования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. 51
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников. 67
Аннотация. Введение.
Цель исследования - теоретико-правовой и практический анализ административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, выявление проблем и предложение основных направлений совершенствование норм действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части правонарушений в области дорожного движения.
Задачи исследования:
- рассмотрение историю становления и развития
административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
- исследовать понятие и виды административных правонарушений в области дорожного движения;
- выявить объективные и субъективные признаки составов административных правонарушения в области дорожного движения;
- провести анализ практики применения мер ответственности по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
- предложить основные направления совершенствования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Предмет исследования - нормы действующего административного законодательства, регулирующие правоотношения, возникающие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и привлечения виновных к ответственности, а также материалы юридической практики.
Изложенное в выпускной квалификационной работе, позволяет сделать следующие выводы.
Административным правонарушением в области дорожного движения является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, выразившееся в нарушении Правил дорожного движения РФ, за которое КоАП РФ или законами субъектов страны об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Законодателем установлен широкий перечень правил дорожного движения, который должен соблюдаться всеми его участниками; за нарушение этих правил предусмотрена административная ответственность, однако, некоторые нарушения как бы выпали из зоны внимания законодателя и являются ненаказуемыми. В результате возникает парадоксальная ситуация - наличие правила, которое обязаны соблюдать все участники дорожного движения при отсутствии условия привлечения за несоблюдение данной обязанности к ответственности. В связи с чем, установление указанных правил и запретов, не обеспеченных каким - либо действенным механизмом, является не более чем декларацией, которых не должно быть в нормативноправовых актах.
Отсутствие административной ответственности за огромное число нарушения правил дорожного движения, которые могут иметь достаточно серьезные последствия, является явным пробелом административного законодательства и требует своего решения. В КоАП РФ должна быть установлена ответственность за любое нарушение всех требований, содержащихся в ПДД РФ, поскольку их закрепление в тексте норматвного акта и обусловлено тем фактом, что несоблюдение таких требований может влечь за собой опасные последствия.
Объектом административного правонарушения в данном случае является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан.
Объективная сторона административного правонарушения в области дорожного движения заключается в нарушении правил и в невыполнении (несоблюдении) требования (обязанностей, условий). Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.
Факультативными признаками объективной стороны правонарушений данного вида могут являться место, предмет, обстановка, а также в редких случаях - способ совершения деяния.
Проведенный анализ норм КоАП РФ позволяет выделить три вида субъектов административных правонарушений в области дорожного движения. Ими являются:
- субъекты - участники дорожного движения;
- субъекты, для привлечения которых к административной ответственности не требуется их непосредственного участия в дорожном движении;
- собственник (владелец) транспортного средства, ответственность которого за административные правонарушения в области дорожного движения наступает при наличии одновременно ряда условий.
Норма ст. 2.3 КоАП РФ не учитывает п. 24.1 ПДД, в соответствии с которой к участию в дорожном движении допускаются лица, достигшие 14- ти лет, такие лица имеют право управления гужевой повозкой (санями), являться погонщиками животных. С нашей точки зрения, противоречие между положениями ПДД и КоАП РФ в части возрастного ценза должно быть устранено, в связи с чем, необходимо снизить возраст привлечения к административной ответственности до 14-ти лет.
Субъективная сторона административного правонарушения в большинстве норм КоАП РФ не указывается, в связи с чем, к данным составам должны применяться общие положения законодательства о вине и презумпции невиновности.
В диспозициях ряда норм содержится указание на заведомость, в других - на неосторожность по отношению к последствиям, в - третьих - на умышленную форму вины.
По нашему мнению, целесообразно было бы в диспозиции каждой статьи главы 12 КоАП РФ указать форму вины лица при совершении административного правонарушения.
Представляется несправедливым нераспространение презумпции невиновности на собственников транспортных средств, в тех случаях, когда факт нарушения дорожного движения зафиксирован с помощью технических средств. Полагаем, что собственник транспортного средства не должен доказывать тот факт, что не он управлял транспортным средством в момент фиксации правонарушения. В связи с этим, представляется возможным привлекать в указанных случаях лицо за совершение административного правонарушения в случаях, если:
- лицо предоставило письменное согласие с фактом совершения данного правонарушения;
- лицо отрицает факт управления им транспортным средством, но качество изображения со средства видеофиксации позволяет точно идентифицировать лицо, управляющее транспортным средством.
В иных случаях лицо должно освобождаться от административной ответственности в силу презумпции невиновности.
Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя такие элементы, как: стадии; задачи; процессуальные сроки; участники; виды и условия использования доказательств; процессуальные результаты производства.
Основным направлением совершенствования законодательства об административной ответственности в области дорожного движения видится установление административной ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения.
По мнению автора, бальная система оценки «аварийности» водителей могла бы иметь существенное положительное влияние в сфере профилактики дорожно-транспортных происшествий, что подтверждается практикой использования такой системы в других странах. При этом количество баллов, необходимых для решения вопроса о лишении права управления транспортным средством, можно установить любое, главным, на наш взгляд, должна являться разная «стоимость» правонарушения в баллах в зависимости от его общественной опасности.
В то же время, такой подход не означает, что в ином случае, при отсутствии у лица определенного количества баллов за нарушение правил дорожного движения, оно не может быть лишено права управления транспортным средством, за грубые нарушения ПДД РФ должна быть сохранена та же ответственность, что и сейчас, начисление за них баллов должно быть возможно только в том случае, когда судом за совершение правонарушения лицо не лишено права управления транспортным средством, а ему назначено наказание в виде штрафа.
Представляется, что не за все нарушения Правил дорожного движения должны начисляться предложенные нами баллы, в связи с чем, полагаем необходимым в статье КоАП РФ, которая будет посвящена рассматриваемому вопросу, в диспозиции перечислить список нарушений, которые будут влечь за собой нарушение баллов, а также предусмотреть, какое количество баллов должно начисляться за каждое конкретное правонарушение.
Представляется, что необходимо установить также период, за который начисленные штрафные баллы должны суммироваться, на наш взгляд, целесообразно установить период сроком в 3 года, если лицо не набирает за указанный период количество баллов, по достижении которого он лишается права управления транспортным средством, то данные баллы должны аннулироваться.
В качестве позитивного момента в реформировании административного законодательства в сфере установления ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения представляется необходимым обратить внимание на тот факт, что в настоящее время имеется возможность уплаты штрафа, назначенного за нарушение правил дорожного движения, в ограниченный срок, при этом сумма штрафа, подлежащая оплате, снижается в два раза. Безусловно, законодатель таким образом стремился повысить желание лиц, допустивших нарушение правил дорожного движения, оплачивать штрафы в кратчайшие сроки, тем самым пополняя государственный бюджет, однако, по нашему мнению, данное нововведение вряд ли возможно рассматривать в качестве эффективного средства противодействия нарушениям в рассматриваемой сфере.
Недостатком действующего административного законодательства, с нашей точки зрения, выступает тот факт, что отсутствует административная ответственность за опасную езду.
На данный пробел законодательства уже неоднократно указывалось как исследователями, так и практическими работниками, даже имелась инициатива подготовки проекта изменений в КоАП РФ, сутью которых являлось обоснование необходимости предусмотреть административную ответственность за опасное вождение, в виде санкции предлагался штраф. Но данный законопроект не получил претворения в жизнь.
Представляется возможным предложить следующие изменения в действующее законодательство:
- проблемным является вопрос о признании потерпевшим лица, которому в результате дорожно - транспортного происшествия причинен вред, в то время как виновным было нарушено правило дорожного движения, за которое не предусмотрена административная ответственность. Разрешение данной проблемы видится в необходимости введения в КоАП РФ нормы, устанавливающей ответственность за причинение материального вреда в результате дорожно - транспортного происшествия, причиной которого стало нарушение правил дорожного движения. Это возможно сделать, например, путем дополнения КоАП РФ ст. 12.24.1 «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение имущественного вреда»;
- также видится необходимым закрепление в КоАП РФ термина «аварийная ситуация» и приведение его определения. При этом за те нарушения правил, которые создают аварийную ситуацию, ответственность должна быть гораздо выше, чем за иные нарушения. Для этого следует дополнить КоАП РФ ст. 1.8.1. «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе», где и закрепить указанное понятие;
- предлагается внести изменения в ст. 28.8 КоАП РФ, предоставив возможность суду проводить судебное разбирательство заочно, в отсутствие правонарушителя, уведомленного о заседании надлежащим образом, но не явившегося в суд. С этой целью целесообразно дополнить данную норму ч. 5: «Суд вправе провести судебное разбирательство в отсутствие лица, в отношении которого составлен протокол, если оно было уведомлено о месте, дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, но в суд не явилось»;
- необходимо увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за неуплату административных штрафов за нарушение ПДД от 3 месяцев до года, внеся соответствующие изменения в ст. 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, административное законодательство в сфере регулирования ответственности за нарушения правил дорожного движения нуждается в кардинальных изменениях.
1. Административная ответственность: Учебно-практическое пособие / под ред. Э. Г. Липатов, А. В. Филатова, С. Е. Чаннов. М.: 2018. - 280 с.
2. Азарова Н.В. Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения: моногр. Калуга: Полиграф Информ, 2012. – 156 с.
3. Акулкина О.А. О понятии и содержании административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения // Современное право. 2007. - № 12-1. – С. 94-98.
4. Антонов С.Н., Россинский Б.В. Правонарушения в области дорожного движения: практический комментарий. М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2014. Вып. 17. – 240 с.
5. Апелляционное определение Омского областного суда от 22.08.2018 г. по делу № 33-5602/2018 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
6. Батяев А.А. Вы попали в ДТП: Все, что нужно знать водителю. М.: Изд-во «Омега-Л», 2011. – 270 с.
7. Владимиров А.И. Как решать проблемы на дороге: «подставы», люди в форме, ДТП. М.: Бераторпаблишинг, 2015. - С. 75-76.
8. Войтенков Е. А. Основные направления государственно правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения в дореволюционной России // История государства и права. 2012. - № 19. - С. 42-48.
9. Войтенков Е.А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. 2010. - № 3. – С. 17–29.
10. Волгин В.В. После ДТП. М.: Ось-89, 2014. – 260 с. 68
11. Галич С.В., Стародубец Р.А., Смирнова Е.С. Некоторые тенденции развития законодательства об административной ответственности // Закон и право. - 2015. - № 11. – С. 172–174.
12. Гвоздева Е.В., Ларичев В.Д., Ситковский А.Л. Предупреждение уголовно наказуемых Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (по материалам Приволжского федерального округа): учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2015. – С. 131-134.
13. Головко В.В. О повышении эффективности применения КоАП РФ в области дорожного движения // Вопросы правовой теории и практики: межвузовский сборник научных трудов. Омск: Омская академия МВД России, 2015. – С. 130-134.
14. Грачев А.Н. Административные проступки в дорожном движении и их профилактика органами внутренних дел: дисс. … канд. юрид. наук. М., 1977. – 224 с.
15. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 23.06.1921 г. «О порядке наложения административных взысканий» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
...