Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование общекультурных компетенций у бакалавров направления подготовки «Экономика»

Работа №113973

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Глава Теоретические основы развития общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика» 13
1.1 Основные научные подходы к понятию «компетенция» 13
1.2 Основные научные подходы к понятию «общекультурная компетенция» 23
1.3 Формирование общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика» с помощью технологий активного обучения 30
Выводы по 1 главе 37
2 Глава Опытно-экспериментальная работа по формированию общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика» 40
2.1 Диагностика уровня сформированности общекультурных компетенций у бакалавров направления подготовки «Экономика» 40
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика» с помощью технологий активного обучения в вузе 57
2.3 Анализ эффективности применения технологий активного обучения для формирования общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика» 81
Выводы по 2 главе 84
Заключение 87
Список используемой литературы 90
Приложения 98

Актуальность исследования. Экономист является основной ключевой фигурой в условиях рыночной экономики. Среди явных характерных элементов профессионала-экономиста выделяются следующие: работа с абстрактной информацией, целенаправленная деятельность на достижение нужных результатов.
Повышение качества и усовершенствование содержания образования, применение новейших способов и технологий организации этого процесса, ориентация на новые цели и результаты направлены на то, чтобы решить проблемы компетентности. На данной основе формируется компетентностный подход к образованию. Соответственно компетенции становятся итогом деятельности образовательного учреждения. Компетенции отображают результаты обучения, систему ценностей, те побудительные силы к различным видам деятельности, общению, поведению. А также морально-нравственные нормы, социально-культурные обретения и взаимодействие с окружающей средой [31].
Последние десять лет колоссально изменили рынок труда. В частности от экономистов ждут большую активность, умение генерировать идеи и решать проблемы, а также выполнение большего количества заданий в более сжатые сроки [17].
Специалист на современном производстве должен быть и профессионалом, и высокообразованным человеком, способным к активному участию в интеллектуальных инновационных процессах. Он должен проявлять способность прогнозирования и предвидения результатов своей деятельности и успешной адаптироваться к условиям изменяющегося рынка труда.
Получающий высшее образование специалист, в том числе будущий экономист, должен соответствовать требованиям, главные из которых: наличие положительных личностных качеств, умение работать в команде, умение осуществлять процесс обучения и владеть общей и определенной предметной культурой [39].
Все вышеперечисленное соответствует наполнению такого понятия как общекультурные компетенции. Поэтому, освоение не только профессиональных, но и общекультурных компетенций, является залогом успешного функционирования экономиста в реалиях рынка труда и поиску его ниши в профессии.
Особое значение в подготовке современного экономиста приобретает использование активных технологий обучения. Это технологии специальной организации познавательной деятельности. С их помощью возможны повышение эффективности образовательного процесса и достижение высоких образовательных результатов. При обучении с помощью данных технологий у обучающихся возрастает и приумножается познавательная мотивация к обучению, а также формируются и развиваются общекультурные компетенции бакалавров экономики.
Проблемой формирования общекультурных компетенций у будущих экономистов и не только занимались такие ученые, как: теорию компетентностного подхода разрабатывали В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.; компетенции экономистов рассмотрены в трудах Л.И. Донец, О.В. Смирновой, О.А. Зарубиной, Т.Н. Магера, Б. Гейтса и др.; общекультурные компетенции экономистов исследованы в трудах Е.А. Снигиревой, О.В. Жиронкиной, С.В. Гейбука, Ю.Н. Ковшова, А.В. Оноприенко, Л.Е. Зиминой, Т.А. Кофанова и др.
Казалось бы, проблеме формирования общекультурных компетенций бакалавров экономики посвящено достаточное количество научной литературы. Однако этот вопрос является малоизученной областью теории практики обучения бакалавров в вузе.
Для обеспечения высокого уровня профессионализма выпускника- экономиста необходимо культурное основание его будущей профессиональной деятельности. Бакалавр экономического направления подготовки сегодня должен обладать высоким уровнем знаний, умений, навыков, а также способностями и опытом; высоким уровнем культуры.
Теория и методика профессионального образования отводит небольшое количество научных изысканий, посвященных разработке показателей развития общекультурных компетенций бакалавров экономики, обучающихся по профилю «Финансы и кредит» в условиях применения технологий активного обучения в вузе.
Нормативной базой по определению состава общекультурных компетенций бакалавров экономики является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Этот документ фиксирует общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза - бакалавр- экономист. Среди них нами выделены такие общекультурные компетенции как: «ОК-3 - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности»; «ОК-5 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия»; «ОК-7 - способность к самоорганизации и самообразованию». Они позволят будущему экономисту лучше ориентироваться в мировом экономическом процессе, владеть навыками применения экономических знаний не только в профессиональной деятельности, стать организованным, конкурентоспособным, активным специалистом.
На данный момент недостаточно полно определена сущность этих компетенций, также недостаточно разработано технологическое и дидактическое обеспечение формирования данных компетенций в среде вуза.
Все вышесказанное позволяет нам говорить о наличии противоречий между:
• потребностью государства и общества в бакалаврах-экономистах, обладающих высоким уровнем общекультурных компетенций, проявляющихся в способности и готовности использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности, с одной стороны, и недостаточным уровнем их сформированности у выпускников-экономистов - с другой;
• потребностью работодателей в сотрудниках, способных толерантно и бесконфликтно работать в коллективе, брать на себя ответственность за принимаемые решения, находить нестандартные выходы из сложных ситуаций и студентами, обучающимися в преимущественно традиционной (репродуктивной и объяснительно-иллюстративной) системе обучения;
• потребностью рынка труда в мобильных, способных постоянно обучаться и переобучаться, владеющих большими объемами информации кандидатов на различные должности и будущими экономистами, имеющими низкую мотивацию даже к получению данного высшего образования.
С учетом содержания этих противоречий нами была сформулирована проблема исследования: возможно ли сформировать общекультурные компетенции бакалавров направления подготовки «Экономика» с помощью технологий активного обучения?
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы магистерской диссертации: «Формирование общекультурных компетенций у бакалавров направления подготовки «Экономика»».
Объект исследования: процесс обучения бакалавров экономического направления подготовки по профилю «Финансы и кредит».
Предмет исследования: формирование общекультурных компетенций ОК-3, ОК-5 и ОК-7 с помощью технологий активного обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность формирования общекультурных компетенций ОК-3, ОК-5 и ОК-7 бакалавров экономического направления подготовки с помощью технологий активного обучения.
Гипотеза исследования. Процесс формирования общекультурных компетенций у бакалавров экономического направления подготовки будет эффективным, если:
• общекультурные компетенции бакалавров направления подготовки «Экономика» подвергать рассмотрению в качестве универсальных надпредметных компетенций, определяющих личностное и профессиональное развитие будущего экономиста, а также его мировоззрение, систему ценностей и положительную мотивацию к профессиональному росту и совершенствованию;
• уровни формирования общекультурных компетенций бакалавров экономического направления подготовки в процессе применения технологий активного обучения при освоении учебных дисциплин будут характеризоваться критериями: ценностно-мотивационным, когнитивным, деятельностным, оценочно-рефлексивным;
• путем сочетания различных технологий активного обучения привить бакалаврам экономики необходимость самообучения, самоанализа и творческого саморазвития, умение использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности, а также умение работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
На основе проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме формирования общекультурных компетенций у бакалавров экономического направления подготовки;
2) рассмотреть технологии активного обучения с точки зрения инструмента для формирования общекультурных компетенций у бакалавров экономического направления подготовки;
3) выявить критерии, показатели и уровни формирования общекультурных компетенций бакалавров экономического направления подготовки по профилю «Финансы и кредит»;
4) разработать рекомендации проведения практических занятий по профильным дисциплинам экономистов на основе использования технологий активного обучения;
5) экспериментально проверить эффективность разработанных рекомендаций формирования общекультурных компетенций ОК-3, ОК-5 и ОК-7 бакалавров экономики.
Теоретическая (методологическая) основа исследования. В нашем исследовании мы опирались на следующие исследования: связанные с идеями применения компетентностного подхода в высшем образовании (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя), связанные с развивающим потенциалом активного обучения в профессиональном развитии и становлении компетенций специалистов, бакалавров, магистров (А.А. Вербицкий, В.Н. Кругликов); связанные с теоретическими положениями компетентностного подхода в профессиональной подготовке студентов высшей школы (И.А. Зимняя, С.Л. Троянская, А.В. Хуторской); связанные с изучением значимости формирования общекультурных компетенций в процессе становления современного профессионала (Е.А. Конопацкая, О.Е. Лебедева, Д.А. Хорват, А.В. Хуторской); связанные с содержанием и технологиями применения активных методов обучения в образовании (А.А. Вербицкий, Ю.Н. Емельянов, М.А. Петренко).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов:
• теоретические: анализ философской, экономической, психолого - педагогической литературы, диссертационных исследований, учебных программ, анализ понятийно-терминологической системы;
• эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа.
Этапы исследования.
На первом этапе (2016-2017 гг.) нами был проведен анализ психолого-педагогической и экономической литературы по теме исследования, а также определены противоречия между существующим запросом общества на культурного специалиста и сложившимся образовательным процессом. На основе этих противоречий мы сформулировали гипотезу, задачи и уточнили ведущие понятия исследования.
На втором этапе (2017 г.) нами был проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика». Также мы провели экспертизу программ подготовки бакалавров вышеуказанного направления подготовки и определили те дисциплины учебного плана, в содержание которых, по-нашему мнению, необходимо внести дополнения, что должно повысить эффективность формирования общекультурных компетенций студентов. Была проведена исследовательская деятельность.
На третьем этапе (2018 г.) нами была проведена систематизация и анализ итогов исследовательской работы для составления рекомендаций; была определена логика изложения материала, сформулированы практические и теоретические заключения и выводы по диссертационному исследованию, был оформлен текст работы .
База исследования. Работа осуществлялась на базе ФГБОУ ВО ТГУ со студентами экономического направления подготовки, профиль «Финансы и кредит», квалификация бакалавр.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• были определены критерии и уровни развития общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика»: ценностно-мотивационный; когнитивный; деятельностный и оценочно-рефлексивный;
• осуществлена разработка рекомендаций проведения практических занятий для формирования общекультурных компетенций ОК- 3, ОК-5, ОК-7 студентов направления подготовки «Экономика» с помощью технологий активного обучения, представленных содержанием, адекватным содержанию учебных дисциплин; индивидуальными, групповыми, учебными и внеаудиторными формами работы, функциями преподавателя, такими как обучение, воспитание, развитие, управление, прогнозирование, коррекция, а также функциями студентов (самовоспитание, саморазвитие, самореализация) и итоговыми результатами.
Теоретическая значимость исследования. Представленная работа является дополнением к существующим теориям и методикам профессионального образования в аспекте формирования общекультурных компетенций студентов в вузе технологиями активного обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена с помощью: наличия общего методологического подхода к теоретической линии исследования; использования системы проверенных методов, которые соответствуют предмету и задачам исследования; опытно-экспериментальной работы, проводимой с определенной целью; выявления позитивной динамики уровня сформированности общекультурных компетенций студентов направления подготовки «Экономика».
Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют скоординировать образовательную деятельность со студентами, а разработанные рекомендации по проведению практических занятий способствуют повышению уровня сформированности общекультурных компетенций ОК-3, ОК-5, ОК-7 студентов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика» происходит в течение всего периода получения высшего образования. Общекультурные компетенции бакалавров- экономистов необходимо рассматривать как универсальные надпредметные компетенции, определяющие личностное и профессиональное развитие будущего экономиста, его мировоззрение, систему ценностей и положительную мотивацию к профессиональному общению и самосовершенствованию.
2. Уровни развития общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика» в процессе применения технологий активного обучения для освоения учебных дисциплин характеризуются следующими критериями: ценностно-мотивационным, когнитивным, деятельностным, оценочно-рефлексивным.
3. Сочетание активных технологий обучения может привить бакалаврам экономики необходимость самообучения, самоанализа и творческого саморазвития, умение использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности, а также умение работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Апробация и внедрение результатов исследования: по результатам исследования автором были опубликованы статьи:
• Курилова А.А., Осадчикова А.А. О направлениях инвестиционной деятельности Самарской области // Материалы круглого стола «Финансы России в условиях глобализации» - 2016. - С. 109-114;
• Курилова А.А., Осадчикова А.А. Инновации в образовании Самарской области // е-Журнал Экономика и социум. - 2016. - №10(29);
• Гуткова С.А., Осадчикова Е.В. Сравнительный анализ концепций подготовки конкурентоспособного специалиста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - №2 (19). - С. 38-41;
• Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Влияние профессионального стандарта на процесс обучения бакалавров экономического направления // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - №2 (19). - С. 205-207;
• Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения // Карельский научный журнал: педагогические науки. 2018. №2 (23).
Было принято участие в Международном форуме «Магистратура - этап профессионального развития педагога» (23-24 марта 2017 года) и в Деловой программе международного образовательного форума DiGIT в целях совершенствования профессиональных компетенций и профессионального развития кадров.
Личный вклад автора: участие во всех этапах проводимой исследовательской работы; изучение состояния проблемы; создание рекомендаций для формирования общекультурных компетенций ОК-3, ОК-5, ОК-7 студентов; участие в международном форуме; подготовка научных публикаций и тезисов по исследуемой проблеме.
Структура и объём магистерской диссертации.
Магистерская диссертация состоит из следующих элементов:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• первая глава;
• вторая глава;
• заключение;
• список используемой литературы (включающий 82 наименования);
• приложения.
Содержит 23 таблицы, 6 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ научной литературы позволил уточнить понимание сущности понятий «компетенция» и «общекультурная компетенция», что позволило разрешить первую задачу нашего исследования. Опытно-экспериментальную работу решено было проводить лишь по некоторым общекультурным компетенциям экономистов - ОК-3, ОК-5, ОК-7.
Общекультурные компетенции бакалавров направления подготовки «Экономика» можно охарактеризовать как экономическую грамотность, экономическое мышление, экономическую рациональность, систему представлений о закономерностях и механизмах функционирования рыночной экономики, а также умение анализировать экономическую информацию, черты характера, обеспечивающие грамотные «экономические поступки», а также способность к самоорганизации и самообразованию.
В отечественной системе вузовской подготовки студентов экономического направления подготовки не определены факторы, влияющие на процесс формирования общекультурных компетенций ОК-3, ОК-5, ОК-7 технологиями активного обучения; не разработаны показатели сформированности общекультурных компетенций с учетом специфики профессии экономиста. Также недостаточно используются возможности технологий активного обучения, учитывая высокий уровень оснащенности института в целом. Однако опыт научно-теоретических исследований и практическая работа подтверждают необходимость систематического формирования общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Экономика», поскольку качество данного процесса определяет успешное саморазвитие и самообразование личности в экономической среде и в жизни в целом.
Успешным средством формирования общекультурных компетенций бакалавров экономики являются технологии активного обучения как система форм, методов, средств педагогического взаимодействия, основывающаяся на активизации субъектного опыта будущего экономиста и активного его включения в познавательную и коммуникативную деятельность для решения учебных и профессиональных задач.
Наиболее существенное влияние технологии активного обучения оказывают на формирование общекультурных компетенций путем развития ценностно-мотивационного (усвоение системы базовых культурных ценностей экономики, развитие ценностного сознания, стремление к самоорганизации и самообразованию), когнитивного (развитие культуры мышления, аналитических способностей, способностей к синтезу, формирование оценки общекультурной информации, постановка цели и выбор путей ее достижения; самостоятельное приобретение знаний и повышение своего образовательного уровня), деятельностного (нацеленность на нормы и образцы общечеловеческой и педагогической культуры при осуществлении выбора методов и средств профессиональной деятельности; работа в коллективе) и оценочно-рефлексивного (самоанализ и самодиагностика) критериев данных компетенций по различным уровням (высокий, средний, низкий).
Согласно гипотезе нашего исследования констатирующий этап педагогического эксперимента был посвящен выявлению уровня сформированности критериев общекультурных компетенции. Результаты были таковы, что нами был сделан вывод о необходимости повышения уровня формирования общекультурных компетенций у бакалавров экономики с помощью технологий активного обучения. В процессе формирующего этапа эксперимента была проведена опытно-экспериментальная работа по применению технологий активного обучения для формирования общекультурных компетенций. В рамках применения технологий активного обучения были использованы следующие технологии: дискуссия, мозговой штурм, круглый стол, перевернутый класс, научные доклады, презентации, веб-квесты, кейсы и т.д. Контрольный этап эксперимента был реализован для анализа результатов формирования общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика». Сравнительный анализ эмпирических данных до и после проведения формирующего эксперимента, позволяют нам сделать следующий вывод: количество бакалавров направления подготовки «Экономика» с низким уровнем развития общекультурных компетенций в экспериментальной группе значительно сократилось, а с высокими показателями соответственно возросли. Такая яркая положительная динамика согласуется с теоретическими выводами нашего исследовании и подтверждает эффективность применения нами технологий активного обучения для формирования общекультурных компетенций студентов ОК-3, ОК-5, ОК-7, а также эффективность проведённой опытно-экспериментальной работы, разработанных рекомендаций и достоверность выдвинутой гипотезы исследования. Цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


1. Агрба Л.М. Образовательный веб-квест. Безопасность в сети интернет // Информатика в школе. 2015. №1. С. 6-16.
2. Акрамова Л.Ю. Отличительные особенности модели “Перевернутый класс” (Flipped classroom) // Современная педагогика. 2017. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/04/7078 (дата обращения: 04.04.2018).
3. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. М.: Интеллект-Центр, 2004. 152 с.
4. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Лекция в слайдах. Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 7 с.
5. Байденко В.И., Джерри Ван Зантворт Модернизация профессионального образования: современный этап. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 674 с.
6. Баринова О.В. Формирование ключевых компетенций (общекультурные и профессиональные) // NovaInfo: педагогические науки. 2014. №19-1. С. 154-157.
7. Бианкина А.О., Орехов В.И., Орехова Т.Р., Карагодина О.В. Методические рекомендации по оценке профессиональных компетенций по направлению подготовки 38.03.01 "Экономика. М. : ИСН, 2015. 26 с.
8. Бирюкова Н.А. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения // Теория и практика общественного развития. 2014. №9. URL: http://teoria-practica.m/rus/files/arhiv_zhumala/2014/9/pedagogika/ biryukova-kondratenko.pdf. (дата обращения: 04.04.2018).
9. Бояцис Р. . Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М. : ГИППО, 2008. 352 с.
10. Всемирная Декларация о высшем образовании для ХХ1 века: подходы и практические меры. Париж : Документ ЮНЕСКО, 1998. 136 с.
11. Гаджиев Э.Э. Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов // Молодой ученый. 2014. №20. С. 563-568.
12. Гвоздюк Н.В. (главный специалист отдела методического сопровождения профессионального образования ОГАУ «ИРО») Презентация «Круглый стол как форма организации внеучебной деятельности студентов» // ppt-online. URL: https://ppt-online.org/307327 (дата обращения: 04.04.2018). .
13. Гуревич А.М. . Ассессмент: принципы подготовки и проведения. СПб. : Речь, 2005. 235 с.
14. Гущина С.С. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.15. С. 2246-2250.
15. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. М. : UNESCO, 1996. 31 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ