Введение 3
Глава 1. Законодательные основы защиты прав потребителей при обнаружении недостатков в товарах (работах, услугах)” 9
1.1. Значение развития института защиты прав потребителей при обнаружении недостатков в товарах (работах, услугах) 9
1.2. Права потребителей при обнаружении недостатков в товарах 20
1.3. Особенности права потребителей при обнаружении недостатков в работах и услугах 30
Глава 2. Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения 37
2.1. Формы, способы и порядок защиты прав потребителей 37
2.2. Защита прав потребителей в зарубежных странах 44
2.3. Анализ судебной практики основы защиты прав потребителей при обнаружении недостатков в товарах (работах, услугах)” 64
Заключение 83
Список использованных источников 85
Каждый гражданин Российской Федерации является потребителем. Защита потребителей от недобросовестной предпринимательской практики, включая вводящую в заблуждение рекламу, обеспечивается на законодательном уровне Законом РФ «О защите прав потребителей». Законодатель установил обязательную базовую нормативную базу с целью устранения препятствий для функционирования внутреннего рынка и с целью обеспечения высокого уровня защиты прав потребителей.
Учитывая вышеизложенное, каждое физическое лицо совершает различные сделки в качестве потребителя, в том числе и на финансовом рынке. Потребители являются более слабой стороной сделки, так как не являются профессиональными участниками экономического оборота. Характерной особенностью сделок, сторонами которых являются потребители, является асимметрия информации и рыночная власть. Предприниматели, которые являются второй стороной сделки, имеют рыночное преимущество, поскольку, будучи профессиональными субъектами, они обладают большими знаниями и опытом, а также информацией.
Защита прав потребителей – очень обширная тема, где каждая из рассматриваемых глав могла бы выступать как отдельная тема. Поэтому мы рассмотрим вопрос защиты прав потребителей как часть обширного законодательного и научного материала, посвященный данной проблеме, с наиболее важными элементами, вытекающими из действий потребителя на рынке. Работа рассматривается не только важность защиты прав потребителей как таковой, но и обсуждается историческая разработка данного вопроса, что создало правовую основу для потребительской политики.
Целью законодательного регулирования защиты прав потребителей является именно это различное рыночное положение потребителей и предпринимателей, вызванное рыночной асимметрией.
Режим защиты прав потребителей должен отвечать трем целям. Во-первых, потребители должны получать точную, простую и сопоставимую информацию об услугах или продуктах до и после их покупки. Во-вторых, потребители должны иметь доступ к оперативным, недорогим и эффективным механизмам разрешения споров с продавцами или поставщиками (изготовителями) услуг. В-третьих, потребители должны иметь возможность получать достоверную информацию о приобретаемом товаре (услуге), его качественных характеристиках, сроках годности и т.д. Общей проблемой является необходимость адекватной институциональной структуры для защиты прав потребителей. Однако, независимо от конкретных институциональных структур, потребители должны иметь представление, куда можно обратиться в случае нарушения их прав. В то же время предприниматели должны быть обязаны применять справедливые, непринудительные и разумные действия при продаже и рекламе своих продуктов и услуг потребителям.
Актуальность темы работы заключается, прежде всего, тем, что продажа товара продавцом ненадлежащего качества потребителю или оказания услуг ненадлежащего качества потребителю приводит к многочисленным конфликтам из-за отсутствия полного и четкого урегулирования законодательства в отношении привлечения к ответственности продавца.
Целью данной работы является специфики правового регулирования процедуры защиты прав потребителей в России, с учетом актуальной судебной практики и зарубежного опыта.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить законодательные основы защиты прав потребителей при обнаружении недостатков в товарах;
2. Рассмотреть значение института защиты прав потребителей для российского законодательства;
3. Проанализировать какие существуют права у потребителей при обнаружении недостатков в товаре;
4. Изучить права потребителей при обнаружении недостатках в работах (услугах);
5. Проанализировать формы, способы и порядок защиты прав потребителей;
6. Рассмотреть положения действующего законодательства по защите прав потребителей в зарубежных странах;
7. Провести анализ судебной практики по вопросу защиты прав потребителей при обнаружении недостатков в товарах (работах, услугах)
Объектом данного исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием прав потребителей.
Предметом данного исследования выступают нормы российского законодательства, регулирующего права потребителей при некачественном оказании услуг (товаров, работ).
Степень научной разработанности темы исследования. При написании исследования были задействованы и использованы труды ученых – Акопджанова М. О., Кирилловых А. А., Брагинский М. И., Витрянский В. В., Райлян А. А., Шерстобитов А. Е., Абдурахманов Р.Р., Величко А.С., Шамаров В.М., Дудченко А.В., Колкарева И.Н., Овчинникова Е.А., Головина Д.В. Фишер С.И., Кротов К. С., посвященным проблемам правового регулирования прав потребителей.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, нормы российского законодательства, а также законодательство зарубежных стран.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования его результатов в научно-исследовательской работе при разработке способов решения правовых проблем, возникающих в сфере прав потребителей.
Практическая значимость работы заключается возможности дальнейшей разработки практических рекомендация для усовершенствования действующего законодательства на основе выявленных в ходе исследования проблем.
Методология исследования. При написании работы были использованы следующие методы научного исследования диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие частные научно-исследовательские методы.
Структура исследования. Структура и объем работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для защиты прав потребителей должна работать функциональная система, которая заключается в следующем: в данной системе должны действовать согласованно потребитель, правительство, предприниматель. Эффективная политика правительства должна работать иначе, а именно законы и правила для гарантии защиты потребителей от обмана предпринимателей. Одновременно должно работать взаимодействие и соглашение между соответствующими учреждениями, отвечающими за исполнение защиты прав потребителей. Стоит выделить, что компании в тот же период должны не нарушать права потребителей, потому что любое мошенническое действие со стороны компании негативно сказывается на потребителе.
Учитывая вышеизложенное, потребителю необходимо знать свои права на рынке и уметь их отстаивать.
2. К сожалению, в жизни потребитель может нарваться на некачественные услуги или работ, которые могут навредить его здоровью и безопасности. Роль, которую играет закон в контроле за такими работами или предоставлением услуг, вредных для организма, остается формальным, поскольку, многие аспекты предоставляемых потребителям услуг просто не урегулированы нормативно.
3. Правовое регулирование отношений в звене защиты прав потребителей в каждой стране носит уникальный характер, но методы урегулирования конфликта между продавцом и покупателем отличаются.
Проведенный анализ судебной практики позволяет выявить существенны пробелы законодательства и судебной системы, к примеру, если в отношении предпринимателя введены штрафные санкции в виде административной ответственности, то это может повлиять на приостановление деятельности на определенный судом срок. Можно сделать вывод, что для того, чтобы со стороны компаний и предпринимателей не было нарушений необходимо усугубить и расширить список штрафов в сфере прав потребителей.
4. В магистерской диссертации хотелось отметить то, что взыскивание судом штрафных санкций в области гражданско-правовой ответственности является не правом суда, а обязанностью соблюдения норм законодательства. Но стоит помнить, что при рассмотрении судебных разбирательств между истцом и ответчиком, где идет речь об уплате штрафов, неустоек, и компенсации морального вреда, суды в данной ситуации будут действовать по принципам соразмерности, разумности, справедливости. Допустим, если штрафные санкции превышают убытки потребителя в несколько раз, то суд имеет право снизить размер штрафа, неустойки, компенсации морального вреда, которые вытекают из судебного разбирательства.
5. В области прав потребителей уголовная ответственность направлена на соблюдение безопасности жизни и здоровья потребителя при приобретении товаров (услуг, работ).
6. Так же не мало важно уделить внимание той ситуации, когда потребитель показывает свое сугубое отношение к правам, которые соблюдены Законом о защите прав потребителей и из-за своих необоснованных претензий могут навредить продавцу или производителю, что называется потребительским экстремизмом. Проблема «потребительского экстремизма» является достаточно важной в наше время. «Потребительский экстремизм» представляет собой злоупотребление своими правами в целях неправомерного обогащения недобросовестных потребителей с целью взыскания штрафов и пеней с продавцов и производителей с употребления товара, работ, услуг. Но законодательство работает в таких случаях следующим образом: злоупотребление правами в отношении потребителя фиксируются нарушения актом экспертиз.
Из магистерской диссертации можно выделить следующие проблемы, которые выявлены в ходе разбора судебной практики Российской Федерации в отношении Закона о защите прав потребителей такие, как: отсутствие интереса потребителей в отношении защиты своих прав, которые напрямую соприкасаются с защитой их безопасности; мало внимания уделено у государства в развитии специалистов в этой области; недостаток комиссий в большинстве муниципальных образований по защите прав потребителей; невнимательность продавцов в отношении подробного и четкого информирования граждан о качестве товара, работ и услуг.
Можно сказать, что анализируя вышеуказанные проблемы напрашивается вывод о том, что эти проблемы возникли по большей степени из-за отсутствия интереса населения в сфере защиты своих прав по приобретению товара, работ и услуг, а так же злоупотребление своими правами во взаимоотношении с продавцом.
Во избежание таких серьезных конфликтов, из-за которых наши суды перегружены, необходимо государству разработать четкую и продуктивную систему, которая сможет из “неграмотного потребителя” сформировать грамотного потребителя, а также на первом этапе разрешать такие конфликты между потребителем и продавцом, не доходя для подачи и рассмотрения иска.
Закон о защите прав потребителей является значительным шагом по направлению к верховенству закона. Особые трудности, с которыми сталкиваются российские потребители, чаще всего связаны с отсутствием подробного и четкого информирования о товаре, работ и услуг. Однако, преодоление их может быть затруднено институциональными и культурным наследием предыдущей эпохи. Высококонцентрированные отрасли с доминирующим положением на рынке сохранятся в обозримом будущем; огромная бюрократия, привыкшая управлять плановой экономикой на протяжении большей части этого века, может сопротивляться тому, чтобы отпустить господство и рискуя неизбежными злоупотреблениями и несправедливостью, характерными для капиталистической свободы; и граждане, которым мешает относительно небольшой опыт со свободным рынком и верховенством права как силой, регулирующей рынок, может создать трудности в эффективном отстаивании своих прав в судах, когда права потребителей нарушаются
Тем не менее, в то же время, развивающийся класс предпринимателей должен быть уверен, что если потребители возьмут за правило воспользоваться щедрыми правовыми положениями закона таким образом, чтобы увеличивать затраты, не компенсируя выгоды, интересы торговцев будут только снижаться. Они также должны быть убеждены в том, что прошлые практики регулирования качества продукции и услуг коренным образом измениться, и что механизмы регулирования рынка, такие как законы о маркировке и рекламе будут направлены на то, чтобы приносить пользу потребителям, помогая рынкам работать более эффективно.
Таким образом, законодатель должен обеспечить серьезное отношение к правам потребителей, но, не принося экономическое развитие в жертву на алтарь защиты потребителей. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы установить надлежащий баланс между расширением прав и возможностей российского потребителя и поощрение столь необходимой предпринимательской инициативы. Только время покажет, как правительство учитывает эти конкурирующие интересы, и будет ли закон о защите прав потребителей основой для действительно расширения прав и возможностей российских потребителей.
В настоящее время Россия достигла стадии, когда законодательство о защите прав потребителей превратилось в свод правил и практик, в высокой степени ориентированных на потребителя, наряду с существенной вспомогательной судебной практикой и законодательными рекомендациями. Растет число случаев ответственности за качество продукции в результате повышения осведомленности потребителей о своих правах. Кроме того, законодатели представили некоторые рекомендации по действующему законодательству, детализировав права и обязанности и увеличивая ответственность в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9.04.85 г. № 39/248 // http://www.hro.org/docs/ilex/un/consumer.php (дата обращения: 08.11.2020).
2. Директива Европейского парламента и Совета 2006/123/ЕС от 12 декабря 2006 г. об услугах на внутреннем рынке. (OJ. 2006. L 376/36). – URL: https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/dokumenty-o-pravah-cheloveka-i-grazhdanina/normativnye-akty-o-svobode-peredvizheniya-tovarov-lits-i-uslug/direktiva-2006-123-ec-ot-12-dekabrya-2006-goda-ob-uslugah-na-vnutrennem-rynke/ (дата обращения 13.11.2022)
3. Directive 2005/29/EC of the European Parliament and of the Council of 11 May 2005 concerning unfair business-to-consumer commercial practices in the internal market and amending Council Directive 84/450/EEC, Directives 97/7/EC, 98/27/EC and 2002/65/EC of the European Parliament and of the Council and Regulation (EC) No 2006/2004 of the European Parliament and of the Council (‘Unfair Commercial Practices Directive’) (Text with EEA relevance) – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32005L0029 (дата обращения 12.11.2022)
4. РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 593/2008 о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I») – URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/040001 (дата обращения 13.11.2022)
5. FCC Order In the Matter of Protecting the Privacy of Customers of Broadband and Other Telecommunications Services, No. 16-106 of 26 October 2016. https://www.fcc.gov/document/fcc-releases-rules-protect-broadbandconsumer-privacy (дата обращения: 09.09.2018).
Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
6. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.11.2020).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от. 31.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СПС «КонсультантПлюс»
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СПС «КонсультантПлюс»
10. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001) // СПС «КонсультантПлюс»
11. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»// СПС «КонсультантПлюс»
12. Закон СССР от 22.05.1991 № 2184-1 «О защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс»
13. Закон Великобритании «О правах потребителей» от 26.03.2015 г. // http://www.worldbiz.ru/base/25346.php (дата обращения: 08.11.2022).
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // СПС КонсультантПлюс
Монографии, учебная литература:
15. Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). М.: Проспект, 2017. – С. 178.
16. Баранов С.Ю. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей. М.: Статут, 2014. – С. 261
17. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М. : Статут, 2005. – 840 с.
18. Валеев Д. Х., Васькевич В. П., Челышев М. Ю. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / под общ. ред. М. Ю. Челышева. М. : Юрайт-М, 2003. – 255 с.
19. Гафарова Г. Р. Защита прав потребителей : учеб. пособие / под ред. З. М. Фаткудинова. М. : Юстицинформ, 2018. – 437 с.
20. Зенин И. А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2016. – 194 с.
21. Кирилловых А. А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2012. – 304 с.
22. Ломакина И. Г. Защита прав потребителей : учеб. пособие / И. Г. Ломакина, С. В. Матиящук ; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. – 180 с.
23. Маслова А.В. Предприниматель и потребитель: две стороны одной медали. – М., 2015. – 144 с.
24. Райлян А. А. Потребительское право России: Основные положения. СПб. : Юридический центр Пресс, 2005. – 451 с.
25. Халилова Р. М. Защита прав потребителей : учеб. пособие. Махачкала : ДГУНХ, 2019. – 186 с.
26. Чикалов, А.Д. Защита прав потребителей / А.Д. Чикалов. - М.: Лаборатория книги, 2011. – 95 с.
Статьи из сборников научных конференций, журналов:
№3 (14) июль-сентябрь. – URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2018/3/00604.pdf (дата обращения 13.11.2022)
27. Абдурахманов Р.Р. Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества // NovaUm.Ru. – 2017. – № 6. – С. 202-204.
28. Акопджанова М. О. Уголовно-правовая защита прав потребителей // Российская юстиция. – 2019. – № 9. – С. 22–24.
29. Бандурин Р.А. Защита прав потребителей: правовой и товароведческий аспекты / Экономика. Социология. Право. – 2017. – № 4 (8). – С. 9-14.
30. Белов В. А. Потребительские правоотношения: место потребительского обязательства в системе права // Нотариус. – 2017. – № 7. С. 7–15.
31. Богдан В.В., Черных Е.В., Халин Р.В. Последствия Брексита для потребителей и законодательства о защите прав потребителей Великобритании. Известия Юго-Западного государственного университета. – 2018 – № 22(1) – С. 204-210.
32. Болтуев, У.С. К вопросу об истории становления института защиты прав потребителей / У.С. Болтуев // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. – 2011. – № 4. – С. 23.
33. Величко А.С., Шамаров В.М. Защита прав потребителей: некоторые проблемы теории и практики // Вестник Екатерининского института. – 2017. – № 1 (37). – С. 108-112.
34. Гаджиалиева Н.Ш., Османов Т.Р. К вопросу о формах защиты прав потребителей в России // Вестник Дагестанского государственного университета. Общественные науки. – 2019. – Том 34. Вып. 2. – С. 61-68.
35. Головина, Л. А. Защита прав потребителей в Германии, Великобритании и США / Л. А. Головина // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 169-170. – URL: https://moluch.ru/archive/357/79789/ (дата обращения: 13.11.2022).
36. Данилишев Р. А. Актуальные вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) // Арбитражный и гражданский процесс. – 2016. – № 5. – С. 27–29.
37. Драганчук А.С., Бальтанова Г.Ж. Защита прав потребителей в мире // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2018. –
38. Дудченко А.В., Колкарева И.Н. Проблемные вопросы применения закона РФ «О защите прав потребителей» // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 14. – С. 546-550.
39. Жусупбекова М. К. Права потребителей на получение необходимой и достоверной информации / М. К. Жусупбекова // Вестник института законодательства Республики Казахстан. — 2019. — № 1 (55). — С. 128–134.
40. Иванова Т. М. История становления и развития института защиты прав потребителей за рубежом. – URL: file:///C:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD/Downloads/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-instituta-zaschity-prav-potrebiteley-za-rubezhom.pdf (дата обращения 13.11.2022)
41. Казакова Е. Б. Структура и особенности законодательства о защите прав потребителей на современном этапе развития рыночных отношений // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». – 2021. – Т. 9, № 4. – С. 27–36.
42. Казиева А.М., Джиоева Л.Г. Актуальные проблемы защиты прав потребителей // Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – № 10. – С. 20-25.
43. Кархалев Д. Н. Способы защиты прав потребителей // Мировой судья. – 2016. – № 3. – С. 35–39.
44. Конах С.А. Гражданско-правовая защита прав потребителей в обязательствах розничной купли – продажи // In Situ. – 2017. – № 3. – С. 17.
45. Кондратенко Н.А. Спорная судебная практика применения норм закона «О защите прав потребителей» / Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 7 (21). – С. 12-18.
46. Краулин К. К. Пределы гражданско-правовой ответственности владельцев маркетплейсов перед потребителями в РФ и США. // Цифровое право, 2022. – № 3(3). – С. 20–42.
47. Кротов К. С. Административная ответственность в сфере защиты прав потребителей как частная разновидность административной ответственности в сфере защиты конкуренции / К. С. Кротов // Актуальные вопросы теории и практики реализации публичной власти: сб. науч. тр. по материалам IV Ежегодных Саратовских административно-правовых чтений. — Саратов : ИП Коваль Юлия Владимировна, 2018. — С. 133–135.
48. Курилова Е. С. Договор розничной купли-продажи: сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Великобритании // Труды Современной гуманитарной академии. Август, 2015. – № 8. – С. 28–34.
49. Левошин С.В. Проблемы защиты прав потребителей / С.В. Левошин // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – №23. – С. 255.
50. Маслова Э.М. Законодательство о защите прав потребителей в США и Германии: ответственность за его нарушение / Э.М. Маслова // ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ. Воронежский государственный университет, 2013. – № 3 (26) – С. 127-131.
51. Нехорошева Е. В. Защита прав потребителей в административном праве / Е. В. Нехорошева, В. А. Захарова // Актуальные проблемы административного и финансового права: сб. науч. ст. магистрантов, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция». – Москва : Московский финансово-юридический университет МФЮА. – 2018. – С. 165-170.
52. Образцова В. И. Гражданско-правовые проблемы самозащиты как формы защиты прав потребителей. – URL: file:///C:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD/Downloads/grazhdansko-pravovye-problemy-samozaschity-kak-formy-zaschity-prav-potrebiteley.pdf
53. Овезов Г.Т. Общая характеристика форм и способов защиты прав потребителей // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 7 (8). – С. 74-75.
54. Овчинникова Е.А., Головина Д.В. Право потребителя. Закон «О защите прав потребителей» // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8 (16). – С. 398-402.
55. Пехтерева Е.А. Феномен Брексита: что изменилось для экономики Великобритании // Социальные новации и социальные науки. – 2022. – № 2. – С. 83–108.
56. Плахова Е. С. Защита прав потребителей в России: административно-правовой аспект // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство», 2020. – Т. 8, № 3 (31). – URL: http://esj.pnzgu.ru
57. Савченко Е.Я. Право потребителя на информацию в свете закона РФ «О защите прав потребителей» / Е.Я. Савченко// Правопорядок: история, теория, практика. – 2013. – №1(1). – С.57.
58. Садовников Д. В. Rule Britannia: Brexit и реформа данных в Великобритании. – URL: https://zakon.ru/blog/2021/09/24/rule_britannia_brexit_i_reforma_dannyh_v_velikobritanii (дата обращения 13.11.2022)
59. Синцов Г. В. К вопросу о законодательстве о защите прав потребителей / Г. В. Синцов, Е. Б. Казакова // Актуальные проблемы российского права на современном этапе : сб. ст. XVI Междунар. науч.- практ. конф. под ред. В. В. Гошуляка, Г. В. Синцова. — Пенза : Приволжский Дом знаний, 2017. — С. 3–10.
60. Солдатова В. И. Законодательство о защите прав потребителей: проблемы совершенствования // Право и экономика. – 2015. – № 1 (323). – С. 3–10.
61. Сурков А.Н., Мельник С.В., Черных Е.В. Закон «О Правах Потребителей» Великобритании: Права, Обязанности, Ответственность. Известия Юго-Западного государственного университета. – 2018. – № 22(3). – С. 137-144.
62. Фишер С.И. Защита прав потребителей в суде // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. – 2017. – № 1 (5). – С. 134-141.
63. Чурочкина О. С. Эволюция развития института защиты прав потребителей (исторический и нормативно-правовой аспекты) // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 22–26.
64. Шерстобитов А. Е. Гражданское законодательство Российской Федерации и законодательство о защите прав потребителей: соотношение и проблемы применения// В сборнике: Основные проблемы частного права: сборник статей к юбилею д. ю. н., проф. А. Л. Маковского. М.: Статут, 2010. – С. 373–379.
65. Шульга А. К. Источники правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации: общая характеристика // Общество и право. – 2018. – № 2. – С. 148–154.
Авторефераты, диссертации:
66. Богдан В.В. История становления законодательства о защите прав потребителей: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Курск, 2006. – 30 с. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15897213 (дата обращения: 08.11.2022).
67. Никифорова А.Е. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей банковских услуг по законодательству Российской Федерации: автор, дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.03 / Никифорова Анастасия Евгеньева. - М., 2012. – 26 с.
68. Райлян А. А. Теоретические основы потребительского права России цивилистическое исследование: диcс. . . . докт. юрид. наук. Казань: КГУ, 2007. – 540 с.
Иностранные источники:
69. Broacher R. Legislative History of the Uniform Commercial Code // Litowitz D. Perspectives on the Uniform Commercial Code. Durham, 2001. P. 40-48.
70. Burdge R. L. United States Consumer Law. Attorney Fee Survey Report. 2010–2011. Dayton, 2011. P. 67.
71. Spencer Weber Waller, Jillian G. Brady, R.J. Acosta. Consumer Protection in the United States: An Overview. - Loyola University Chicago School of Law, 2017, P. 30.
72. Uniform Commercial Code (Official Text with Comments) // Chomsky C. L., Kunz Ch. L., Rusch L. J., Schiltz E. R. Selected Commercial Statutes For Sales And Contracts Courses, 2006. 210 p.