Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Работа №113957

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретическое основы развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 7
1.1. Развитие воображения у младших школьников как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 15
Вывод по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 22
2.1. Выявление уровня развития воображения у младших школьников 22
2.2. Содержание работы по повышению уровня развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 34
2.3. Динамика развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 40
Вывод по второй главе 47
Заключение 48
Список используемой литературы 49
Приложение А. Протоколы диагностики на констатирующем этапе экспериментальная группа 52
Приложение Б. Протоколы диагностики на констатирующем этапе контрольная группа 53
Приложение В. Примеры выполнения диагностики учащимися 54
Приложение Г. Протоколы диагностики на контрольном этапе экспериментальная группа 61
Приложение Д. Протоколы диагностики на контрольном этапе контрольная группа 62

Актуальность рассматриваемой темы работы заключается в том, что проблема исследования воображения у детей младших классов привлекает к себе пристальное внимание специалистов в области педагогики и психологии. Прогрессивные веяния в становлении образовательной практики и психологической науки провоцируют новейшие задачи в ее исследовании. Одина из подобных задач - это положение об специфических особенностях процесса развития воображения, ведь именно данный процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности младшего школьника, а также его поведения в целом.
Специфические особенности процесса воображения интенсивно проявляются и развиваются в младшем школьном возрасте. Если учителя и родители не будут обращать серьезного внимания на развитие воображения детей, то в последующем у ребенка будет наступать быстрое снижение активности этой функции, а в дальнейшем у человека обедняется личность, снижается возможность творческих способностей, теряется интерес к науке и искусству.
Исследования (Е.И. Игнатьев, О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др.) указывали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения младшими школьниками новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность образовательного процесса начальной школе. В данном контексте проблема изучения развития воображения младших школьников является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности детей, его креативного развития и нестандартных форм поведения.
Однако с точки зрения особенностей процесса развития воображения у детей младших классов на уроках изобразительного искусства на современном этапе исследовалась мало и фрагментарно, обобщающих актуальных публикаций практически нет. Анализ изучения проблемы показал, что на современном этапе пока не существует педагогической системы исследования особенностей процесса развития воображения у детей младших классов на уроках изобразительного искусства. В педагогической литературе не определена структура характеристик воображения, не разработаны методика и педагогические условия их целенаправленного развития на уроках изобразительного искусства с учетом психофизиологических возможностей младших школьников.
Все указанные недостатки обусловлены малой степенью изучения проблемы. Это и стало причиной выбора темы исследования. Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между важностью исследования воображения детей младших классов на уроках изобразительного искусства и недостаточностью исследований в данном направлении.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: каковы особенности развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства?
Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально проверить педагогические условия для развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования: является процесс у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предметом исследования являются уроки изобразительного искусства как средство развития воображения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность развития воображения у младших школьников;
2. изучить направления, формы и особенности педагогической работы развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства;
3. выявить уровень развития воображения у младших школьников;
4. определить и экспериментально проверить систему работы по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующие, формирующие и контрольные эксперименты, статистическая обработка полученных результатов.
База исследования - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти школа №84 имени Александра Невского в количестве 50 учащихся 3 «Б» и 3«В».
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в сфере развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во все времена люди с развитым воображением были двигателем прогресса. Несомненно, и сейчас они будут наиболее востребованными, ведь смогут найти новые подходы к решению сложных, а порой и необычных задач, соответствовать современному ритму жизни и добиваться больших успехов, как в искусстве, так и в других сферах деятельности. К сожалению, не так много людей способных открыть в себе этот потенциал, поэтому многие лишь плывут по течению жизни, не проявляя к ней особенного интереса и не стремясь к лучшему.
Сегодня миру требуются люди, мыслящие креативно и способные решать нестандартные задачи.
Безусловно, развивать воображение важно. Прогресс не стоит на месте благодаря людям с развитым воображением и креативным мышлением. Именно они создают все то к чему мы привыкли. Именно они открывают новое и расширяют границы для нас.
Важно знать, что дети именно младшего школьного возраста более восприимчивы к информации, открыты и активны. В этом возрасте им легче получать и усваивать знания. Поэтому очень важно именно в этот период помочь развивать воображение ребенку.
По этой причине одной из важных педагогических задач является творческое развитие ребенка и грамотное подведение его интересов к источнику самосовершенствования.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения младших школьников позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ понятий «воображения» позволили привести сравнительный анализ различных подходов к трактовке данных понятий. С учетом современных подходов рассматривалось развитие воображения младших школьников.
Анализ исследований психологов и педагогов (Я.А Каменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Лилов, В.Н. Шацкая, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Сакулина, В.А. Сухомлинский, Т.С. Комарова, Т.Г. Козакова и др.) позволяет выделить показатели и критерии (оригинальность воображения; гибкость воображения; скорость воображения; глубину и проработанность; вариативность воображения) развития воображения младших школьников, на основании которых проводился педагогический эксперимент.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня воображения младших школьников обусловлены следующими особенностями педагогической практики: отсутствуют педагогические условия развития воображения младших школьников; недостаточная методическая подготовленность по проведению уроков изобразительной деятельности. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что младшие школьники имеют трудности и им необходима педагогическая помощь.
На основе результатов констатирующего эксперимента, а также исследований в области становления и развития воображения младших школьников, нами были разработаны уроки изобразительной деятельности по росписи дымковской игрушки. Реализация уроков ИЗО позволила достичь положительных изменений в развитии воображения младших школьников (устойчивый интерес к творческой деятельности; оригинальность и новизна в решении замысла; самостоятельность в выборе вида росписи и др.).
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.


1. Акаева, Н. Б. Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №2 (27). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-pedagogicheskie- osobennosti-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 09.03.2020).
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие. - СПб., Питер, 2008. 398 с.
3. Борисов, В. Ю. Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену: учебно-методическое пособие. М., МПГУ, 2018. 80 с
4. Володичева Н.В. Творческое воображение младших школьников // Гаудеамус. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/tvorcheskoe-voobrazhenie-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.03.2020).
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., АСТ; Астрель, 2010. 672 с.
6. Глаголева, Ю.И. Новое качество урока в начальной школе: алгоритм проектирования. СПб., КАРО, 2015. 120 с
7. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей. М., АСТ, 2013. - 323 c.
8. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2012. N6 С. 62 -68.
9. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. СПБ., Питер, 2013. 214с.
10. Игнатьев Г.Г. Воображение. Екб., Деловая книга, 2015. 198с.
11. Кузнецов, Г.И. Педагогика. СПб., Нестор История, 2014. 176с.
12. Котляревская, М.А., Приобщение к творчеству. Новосибирск: Новосиб. книжн. изд-во, 2011.128 с.
13. Коршунова, Л.С . Воображение и его роль в познании. М., Изд-во МГУ, 1979. - 145 с.; 20 см.
14. Козлов, В. И. Уроки изобразительного искусства в школе: проектирование, методика проведения, конспекты, рефлексия: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль — «Изобразительное искусство и дополнительное образование»). М., Издательство ВЛАДОС, 2019. - 365 с.
15. Киселёва С.Л. Воображение как универсальная способность человека // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. №4 (3 9). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/voobrazhenie-kak-universalnaya-sposobnost-cheloveka (дата обращения: 28.03.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ