Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика саморегулируемых организаций арбитражных управляющих 7
1.1 Понятие саморегулируемых организаций арбитражных управляющих 7
1.2 Права и обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих 12
Глава 2 Арбитражный управляющий как член саморегулируемой организации арбитражных управляющих 26
2.1 Арбитражный управляющий: понятие, права и обязанности 26
2.2 Процедура выбора арбитражного управляющего: общие требования к кандидату, процедура его утверждения 37
2.3 Актуальные проблемы правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и пути их решения 42
Заключение 49
Список используемой литературы и используемых источников 52
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что после отмены лицензирования деятельности арбитражных управляющих, являющихся основными участниками дел о несостоятельности (банкротстве) в качестве одного из основных требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего стало наличие членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - СРО АУ). Кроме того, СРО АУ безусловно входит в число участников дел о несостоятельности (банкротстве) без участия которых рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами просто невозможно.
Ранее Федеральным законом от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве обязательного требования, предъявляемого к кандидатуре арбитражного управляющего было наличие лицензии. Выдачу таких лицензий осуществлял государственный орган РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
На смену закону о несостоятельности (банкротстве) 1998 года пришел Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве).
Главной новеллой вышеназванного закона можно считать введение нового субъекта в сфере несостоятельности (банкротства) - СРО АУ.
С принятием Закона о банкротстве лицензирование деятельности арбитражных управляющих было отменено. Вместе с тем в качестве обязательного требования, предъявляемого к арбитражным управляющим появилось требование о наличии членства в саморегулируемой организации. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что функции лицензирующего органа постепенно перешли к СРО АУ.
Среди главных целей ради которых создаются СРО АУ можно назвать осуществление представления и защиты прав и законных интересов своих членов, организацию и проведение стажировок граждан в качестве помощников арбитражных управляющих, осуществление контроля за деятельностью своих членов, организацию повышения их квалификации, рассмотрение жалоб на их действия, а также ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами.
В своей деятельности такие организации руководствуются нормативно-правовыми актами к числу которых можно отнести уже вышеупомянутый нами Закон о банкротстве, а также Федеральный закон от 01.12.2007 № 315 - ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон о СРО) и иные нормативно-правовые акты.
Можно заметить, что оба закона являются относительно новыми и при наличии многочисленной практики их применения все же остаются моменты которые считаются недостаточно исследованными и характеризуются отсутствием единообразной практики их применения.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность и подтверждает практическую значимость выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает совокупность общественных отношений которые складываются в результате принятия СРО АУ участия в процедурах банкротства.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы гражданского законодательства определяющие правовой статус СРО АУ, роль СРО АУ в процедурах банкротства, а также материалы правоприменительной и судебной практики применения указанных норм.
Цель выпускной квалификационно работы - исследование правового положения СРО АУ.
Чтобы достичь поставленной в данной работе цели нам необходимо решить сформулированные ниже задачи:
• исследовать основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность СРО АУ;
• рассмотреть основные права и обязанности, возложенные на СРО АУ;
• изучить перечень требований, которые предъявляются к арбитражным управляющим являющимся членами СРО АУ, а также рассмотреть их права и обязанности;
• исследовать актуальных проблемы правового регулирования деятельности СРО АУ и пути их решения.
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составляют Закон о банкротстве, Закон о СРО, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) (часть первая) от 30.11.1994 № 51- ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации, приказы Минэкономразвития России, материалы юридической практики.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, сравнительно-правовой, метод обобщения и иные научные методы познания.
Выпускная квалификационная работа имеет структуру, соответствующую поставленной цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.
В данной работе были раскрыты актуальные аспекты деятельности СРО АУ, дано определение СРО АУ, перечислены предъявляемые к ней требования, проанализированы ее права и обязанности, исследованы основные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность СРО АУ. Также были проанализированы требования, предъявляемые к гражданам для вступления в члены СРО АУ с целью получения статуса арбитражного управляющего, а также права и обязанности арбитражных управляющих, рассмотрен порядок утверждения арбитражного управляющего в процедуре банкротства и роль СРО АУ в данном процессе. Кроме того, были исследованы актуальные проблемы правового регулирования деятельности СРО АУ и пути их решения.
По итогам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Саморегулируемые организации - это некоммерческие организации, основанные на членстве и объединяющие субъектов предпринимательской или иной деятельности, созданные в целях, предусмотренных Законом о СРО и другими федеральными законами.
Согласно Закону о банкротстве под СРО АУ понимается некоммерческая организация, созданная гражданами РФ, основанная на членстве сведения о которой включаются в Единый реестр СРО АУ.
Появление СРО АУ обусловлено отменой лицензирования деятельности арбитражных управляющих.
В число основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность СРО АУ входят исследованные в данной выпускной квалификационной работе Закон о СРО, а также Закон о банкротстве. Данные законы являются относительно новыми в связи с чем практика их применения в настоящее время находится в стадии формирования.
СРО АУ обладает достаточно обширными полномочиями и имеет многочисленные обязанности что свидетельствует о том, что СРО АУ выступает необходимым и социально значимым институтом дел о несостоятельности (банкротстве). От того насколько добросовестно и своевременно СРО АУ будет выполнять в полном объеме возложенные на нее действующим законодательством РФ обязанности будет зависеть профессионализм, квалификация и соответственно качество ведения арбитражными управляющими процедур банкротства. В итоге это положительно отразится на оптимизации сроков ведения процедур банкротства и размере удовлетворенных в установленном порядке требований кредиторов.
Для получения статуса арбитражного управляющего кандидатам необходимо соответствовать определенным требованиям предъявляемым как Законом о банкротстве, так и СРО АУ.
Арбитражный управляющий наделен достаточно большим объемом прав, которые регламентируются разными главами Закона о банкротстве. Кроме прав действующим законодательством на него возложено исполнение большого количества обязанностей. Это свидетельствует о его высокой общественной значимости в делах о несостоятельности (банкротстве). От квалификации и практических навыков арбитражного управляющего зависит не только результат процедуры банкротства, но и формирование правоприменительной практики по данной категории дел.
В соответствии с действующим законодательством предусмотрена обязательная процедура утверждения арбитражного управляющего решением арбитражного суда. Данное решение может быть вынесено по итогам рассмотрения судом заявления о признании должника банкротом. В свою очередь СРО АУ играет ключевую роль при утверждении арбитражного управляющего представляя в суд документы, подтверждающие соответствие арбитражного управляющего предъявляемым к нему требованиям.
Таким образом, СРО АУ выступает необходимым и значимым институтом дел о несостоятельности (банкротстве).
Кроме того, по итогам проведенного исследования действующего законодательства о банкротстве, регулирующего деятельность СРО АУ были выявлены следующие проблемы в деятельности СРО АУ.
В качестве основных проблем можно назвать законодательное увеличение размера компенсационного фонда СРО АУ и выплат из него в случае причинения членом СРО АУ убытков должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей арбитражного управляющего. В качестве другой проблемы, с которой СРО АУ сталкивается в своей работе можно назвать сохранение минимально необходимого количества своих членов, установленного пунктом 2 статьи 21 Закона о банкротстве.
Для решения названных проблем необходимо внести изменения в Закон о банкротстве. В частности, в пункте 11 статьи 25.1 Закона о банкротстве в части уменьшения размера компенсации, выплачиваемой из средств компенсационного фонда СРО АУ. В пункте 2 статьи 20 Закона о банкротстве необходимо предусмотреть, что при назначении арбитражным судом в отношении арбитражного управляющего наказания в виде дисквалификации он будет лишен только возможности заниматься данной деятельностью на этот период без исключения арбитражного управляющего из числа членов СРО АУ.
1. Акаева Н.О. Осуществление контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих на региональном уровне // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 5. С. 146-151.
2. Алгазина А.Ф. Функции саморегулируемых организаций: содержание и проблемы реализации // Правоприменение. 2017. № 4. С. 75-86.
3. Алексанян А.Ф. Саморегулирование в сфере арбитражного управления // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 160, кн. 2. С. 424-433.
4. Ваганова А.С. Все о банкротстве: сборник нормативных правовых и судебных актов. М.: Проспект, 2017. 720 с.
5. Волкова М.А. Правосубъектность саморегулируемых организаций // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 10. С. 4-13.
6. Воскресенская Е.В. Субъекты саморегулирования: теоретико-правовой аспект // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 1. С. 17-23.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.
8. Егорова М.А. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования. М.: Юстицинформ, 2017. 179 с.
9. Енькова Е.Е. Роль стандартов и правил в деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 120-126.
10. Иванова С.П., Земляков Д. Н., Баранников А.Л. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: учебное пособие. М.: Юстиция, 2018. 200 с.
11. Институт несостоятельности (банкротства) в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие / Е. Алешина, И. Баранов, Ч. Басхаев и др.; отв. ред. С.А. Карелина. - М.: Юстицинформ, 2017. 476 с.
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 150 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.
14. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Консультант плюс: справочно-правовая система.
15. Мазуров В.В. Место и роль саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в процессе несостоятельности // Ответственный редактор. 2016. С. 08-12.
...