Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль традиций в политической культуре Китая

Работа №11393

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1623
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Влияние традиций этико-политических и этико-философских учений на формирование политической культуры императорского Китая и Нового времени 23
1.1. Политическая культура: понятие, основные характеристики 23
1.2. Традиции конфуцианства, как фактор динамики государственных идей в Древнем
Китае 28
1.3. Традиции легизма, как фактор динамики государственных идей в Древнем
Китае 35
2. Инструменты политической культуры в современном Китае 43
Элементы культурного самосознания, как фактора влияния на политическую
культуру Китая 43
Роль традиций в современной политической культуре
Китая 56
Традиция формирования государственного имиджа, как фактора влияния на
политическую культуру Китая 60
Заключение 78
Список источников 87
Список литературы 89


Актуальность. В современном Китае издавна сложилась прочная основа традиционных ценностей, напрямую оказывающих влияние на политическую деятельность, оценку политических событий, как внутри страны, так и за ее пределами. Политическая культура, как одна из научных категорий, по-разному трактуется экспертами, однако до сих пор, не имеет унифицированного общепринятого определения. Английский политолог Д. Каванах, говорил, что «политическая культура» является новым термином для старой идеи. Как инструмент изучения различных политических процессов, политическая культура вызывает огромный интерес в научных кругах.1 Таким образом, анализ политической культуры в Китае, а также изучение элементов традиции, способствовавших ее формированию, помогут создать комплексное, а главное более глубокое понимание политической специфики части восточного региона, Китайской Народной Республики.
Китай является одним из самых древнейших государств, именно это объясняет его сложную и насыщенную историю. Республика находится в Восточной Азии, с площадью 9,6 млн кв. км, она занимает третью позицию в мире. По суше государство граничит на северо-востоке с Северной Кореей и Россией, на севере - с Россией и Монголией, на западе - с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном (де-факто), на юге - с Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом.
Вклад, привнесенный в мировое развитие неоценим, роль Китая в искусстве, науке и культуре невероятно велика. В современном мире страна притягивает к себе взгляды всего мирового сообщества.
Ранее не представлявший особого интереса Китай, уже сегодня заполняет мировые рынки, транслируется в западных и европейских СМИ, как «Мировая фабрика», улучшает качество образования, являет МОК
1 Kavanagh D., Political culture, Studies in international and comparative politics., Studies in comparative politics, Macmillan, - 1972, - p. 37.
огромное количество выдающихся спортсменов, стоит на первом месте по заявленным патентам, а также претендует на лидерство во всех сферах, выделяя на это внушительные средства из государственного бюджета.2
Китай 21 века является сильным государством, которое придерживается строгого политического курса, является полноправным участником международных отношений, уверенно защищающим и отстаивающим свои позиции в мировом сообществе.
Прирост населения в Китае на 2016 год составил 0, 53%, сохраняя положение абсолютного лидера по количеству населения 1 млрд 365 тыс. человек. Одни лишь масштабы населения «Поднебесной» приковывают к ней внимание, вызывая глубокие опасения у соседствующих стран по поводу безопасности своих территориальных границ. Китайская армия является одной из крупнейшей в мире, 2 млн 335 тыс. человек, а также военный резерв - 2 млн 300 тыс. человек.4
Для справки: Исследовательские отделы американских университетов, до 1990-х годов занимавшиеся Советским Союзом, перепрофилировались на изучение Китая, как наиболее вероятного противника.5 И это неудивительно,
ведь по производству многих товаров КНР обогнала США, ведущую экономику мира.
Согласно рейтингу Всемирного банка на 2015, КНР занимает 2 место по доле ВВП, первое место сохраняется за США.
2 В цифрах: США и Китай., науч.-познав. Журнал «Вокруг света» 11 (2866) ном.- изд-во ООО «Вокруг света» - 2015. - с. 32.
3 [Электронный ресурс] Country Meters. URL: http://countrymeters.info/ru/China. Дата обращения: 10.05.2016.
4 [Электронный ресурс] Current military capabilities and available firepower for 2016 detailed. URL:
http://www.globalfirepower.com/country-military-strength-detail.asp?country_id=china. Дата обращения: 10.05.2016.
5 В цифрах: США и Китай., науч.-познав. Журнал «Вокруг света» 11 (2866) ном.- изд-во ООО «Вокруг света» - 2015. - с. 32.
6 Юань Пэн. "Жунхэ+цяньчжи" мэйго дуй хуа синь чжаньлюе чжэнцзай синчэн [Формируется новая стратегия США по отношению к Китаю- интеграция + сдерживание] // Хуаньцю шибао. 2005. - с. 11.
7 [Электронный ресурс] World Development Indicators: Gross Domestic Product 2015. URL: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info. Дата обращения: 10.05.2016.
Невероятно противоречивый процесс стремительного усиления КНР посредством созидательной мощи конфуцианской системы ценностей, в определенной степени наполняющей китайскую политическую культуру, при этом консервация ее закрытости и глубинной основы ее духовных традиций побуждает исследователей объяснить несправедливую по отношению к другим странам закономерность успехов в Китае.
Данное исследование позволит понять роль и значение традиций китайского общества, и их влияние на протяжении многих веков на политическую сферу. В процессе изучения китайской политической культуры, попытка проследить ее динамику в фокусе влияния политической традиции поможет углубить понимание особенностей государственного управления в КНР.
Степень изученности проблемы. Актуальными для понимания до середины 21 века были изучение идейно-политических и социальных основ развития страны содержательных характеристик политической культуры Китая, которые с течением времени приобретали все более важное значение. Сегодня стремительные темпы развития республики и ее масштабные успехи, а также уровень влиятельности на мировой арене все больше и больше подогревают интерес к стране восточно-азиатского региона.
Именно поэтому невероятно противоречивый процесс стремительного усиления КНР посредством созидательной мощи конфуцианской системы ценностей, в определенной степени наполняющей китайскую политическую культуру, и при этом консервирующий ее закрытость и глубинность основы ее духовных традиций побуждает исследователей объяснить несправедливую по отношению к другим странам закономерность успехов в Китае.
Впервые концепция политической культуры была предложена в конце пятидесятых годов двадцатого века Г. Алмондом и С. Вербой. В создании образцов политической культуры привнесли свой вклад такие зарубежные авторы как: Л.Пай, У.Розенбаум, Д. Элазар, К.Г. Баллестрем, Р. Роуд, Д. Кавана, М. Дюверже, Р.Ж. Шварценберг . Разработанная концепция нуждалась в теоретическом дополнении исследований в данной области, а ее проблемность определила всевозможные методологические подходы.
В западной науке был выделен весьма специфический подход к изучению политической культуры, который предложен Г. Алмондом и С Вербой. Подход был назван психологическим, впоследствии он стал довольно распространенным в западной науке. Авторы в своем исследовании обозначили политическую науку, как некую психологическую ориентацию, согласно их убеждениям «политическая культура есть особое распределение образцов ориентаций в отношении политических объектов среди представителей данной нации» .
Однако данный подход сильно сужает представления о политической культуре, в виду того, что являет собой определенный общественный опыт политического развития, и как минимум должна в себя включать образцы политического поведения.
Отечественные исследователи также предпринимали ряд попыток дать определение и основные характеристики политической культуре, однако при даче оценки данных определений, не стоит забывать об особенностях того времени. Так, например, были предложены абсолютно идеологизированные определения. А.И. Арнольдо10, «политическая культура - это синтез высоких революционных идеалов с активным социальным действием, созидающим ценности, знаменующие новую эпоху в развитии человечества».
Согласно М. Т. Иовчуку и Л. Н. Когану,11 «политическая культура выступает как обусловленная общественными отношениями, классовыми интересами реализация сущностных сил человека в общественно-политической деятельности, степень освоения социальным субъектом (классом, слоем, личностью) общественного, политического опыта, законов и норм политической деятельности и умения применять их на практике в тех или иных конкретных обстоятельствах», однако с точки зрения сегодняшних, имеющихся знаний, данные представления о политической культуре являются далеко неполными. Более того, в исследовании отсутствует один из основополагающих элементов, а именно - соотношение самой политической культуры с политической действительности, объективной ее частью - а именно: политическими отношениями и политическими учреждениями. Разрешение этой проблемы необходимо для позиционирования политической культуры в политической системе, в общем, и ее взаимодействия с прочими элементами.
В монографии «Ленин. Государство. Политика» Ф. М. Бурлацкий трактует политическую культуру, как «уровень знаний и представлений различных слоев общества и индивидов о власти и политике, а также определяемую этим степень их политической активности»12. Такая трактовка, как подчеркивает в своей работе «К вопросу о восприятии политической культуры» М.Х. Фарукшин, показывает ее связь с общественной политической жизнью, а также функционированием власти .
В целом, в фокусе теоретических проблем политологии терминология и понимание политической культуры по-прежнему представляют интерес для целого ряда исследователей политологов, остаются неразрешенные проблемы и задачи, в которых эксперты не могут прийти к консенсусу и продолжают дискуссию.
11 Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные
проблемы. - М.: Политиздат, 1979. - с.40. Бурлацкий Ф. М. Ленин. Государство. Политика. - М.: «Наука», 1970. - с.55.
Однако, отталкиваясь непосредственно от выбранной тематики работы, основой которой является понимание значения традиций в политической культуре Китая, для исследования было необходимо ознакомление и изучение монографий, специализирующихся непосредственно на анализе китайской политической системы, формированию политической культуры и государственных идей в данном регионе.
Данной темой, так или иначе, занимались немало исследователей, как правило, очень мало специалистов профилировались на даче комплексного анализа идей и воззрений, касающихся динамики развития политической культуры в Китае, в основном ими за основу брался один фактор влияния, к примеру, традиция( влияние конфуцианского этико-философского учения или легизма), и на его базе выстраивалось все исследование.
Выдающиеся работы принадлежат Х.Г. Крилу (Confucius. The Man and the Myth.; The Fa-chia: Legalists or Administrators; The origin of Statecraft in China), Р. В Вяткину (О традициях в китайской историографии). Авторы раскрывают вопросы происхождения и формирования доктрины управления в Китае, а также ее влияния на остальной мир. В своей работе, Х.Г. Крил подчеркивает значимость Западного Чжоу в китайской традиции управления, автор рассказывал, что изначально недооценивал роль традиции в государственном управлении, однако в процессе изучения понял, что сильно заблуждался и развернуто дал характеристику эпохи Чжоу.
Выдающиеся востоковеды в своих исследованиях также не выпускали данную тему из виду, и привнесли свой вклад в ее изучение, это Л.С. Васильев, В.А. Якобсон, А.В. Меликсетов . Благодаря их подробнейшему жизнеописанию китайской народности, структурному анализу и детализированной поэтапной характеристике каждого периода китайской истории, стало возможным составить уже оформившееся представление о специфике китайского управления, методов ведения хозяйства, особенностях китайских мировоззрения и мироощущения, и от этого отталкиваться при выстраивании связей традиций и культуры со становлением политического устройства в Китае.
Однако, пожалуй, наиболее адаптированная и профильная работа, в области исследований факторов влияния на формирование государственных идей в Китае, как непременного компонента политической культуры, принадлежит Л. С. Переломову в его монографии «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая . Автор выстраивает логическую концепцию, доступную для понимания любому интересующемуся данной проблематикой. Помимо исторических выкладок, работа полна логистических рассуждений, на базе которых проводился анализ, объясняющие очень многое. Систематический подход в изучении особенностей китайского управления, традиций и их влияния позволил наиболее комплексно и развернуто произвести исследование. Профессор подчеркивает, что с течением китайской истории, идея государственности определенного периода признавалась, как истинно правильная и не подвергалась никакому сомнению. Вполне естественно задаться вопросом, каким образом «идея» могла настолько масштабно упрочниться в сознании китайцев, особенно среди основного населения? Как ни странно, но одной из характерных черт китайского народа достаточно высокий уровень самосознания. Причем характерной особенностью китайской цивилизации в Древний период был как раз таки культ образованности и грамотности.Основным направлениям философско-теоретического мышления в древнем Китае приурочивали особое значение именно гуманитарного фактора, человек знаменовался как венец природы и ставился вровень с землей и небом. Кстати говоря, именно Китай снабдил мир образцом творческой мысли стихийно-диалектического мировоззрения.
В книге «Понятие судьбы в контексте разных культур», автор Н.Д. Арутюнова, пытается объяснить особенность китайского мировосприятия. В своей работе она представляет перечень терминов и понятий, так, в системе данных понятий существует понятие «ming», что означает «судьба». Причем это единственный иероглиф, значение которого трактуется, именно с привычным для нас смыслом предначертанности. В бытовой жизни этот термин понимался как участь, которую не нужно избегать или стараться каким-то образом улучшить. Эту участь нужно было просто принять. Интересно, что даже в современном мире, конечно не без изменений, но сохранился фразеологизм «ming fen», означающий «слушаться Небо,следовать судьбе».
Государство всегда представляло собой воплощение порядка и гармонии, нацеленных на благо поданных. Управленец в идеальном представлении ревностный исполнитель указов государства, «благородный муж», помыслы которого чисты и не имеют под собой корыстной подоплеки. Такая философия надолго закрепилась в сознании китайского народа.
В дополнение, также хотелось бы также подчеркнуть значимость работы с интернет - источниками, которые представлены новостными сайтами информационных агентств. (Информационное агентство «Синьхуа», «Жэньминь Жибао» онлайн, China Daily, CBCNews). Они освещают различные проблемы на региональном и мировом уровнях. Транслируемая информация имеет в небольшой степени более объективный и независимый характер, а также интервью специалистов, которые делятся своими мыслями о важных событиях в мирах политики, экономики и т. д.
Работа с различными источниками и литературой, несомненно, способствовали расширению и систематизации спектра знаний по выбранной проблематике, однако, несмотря на немалое количество информационного материала, освещение данной темы является довольно сложным процессом, в виду отсутствия доступа к некоторым специализированным китайский источникам, которые, в свою очередь, могли бы дать более детализированное преставление по изучаемому вопросу.
Объектом исследования служит политическая культура Китая на современном этапе.
Предметом исследования - являются традиции, оказавшие наибольшее влияние на формирование китайской политической культуры, которые берут свое начало с эпохи периода императорского Китая.
Целью работы является определение роли и места традиций в политической культуре Китая.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить специфику политической культуры как элемента политической системы Древнего Китая с целью ее дальнейшего анализа;
- изучить процесс формирования политической культуры Древнего Китая на базе традиционных ценностей;
- проанализировать динамику традиций легизма и конфуцианства в период императорского Китая, с целью определения роли идей древнекитайских этико-политических учений в государственной деятельности императоров Древнего Китая;
- проанализировать основные источники социальной информации, которые формируют политическое мнение китайского общества, для того чтобы определить содержание взаимных представлений китайского народа и их влияние на становление политической культуры Китая.
Хронологические рамки исследования охватывают Китай с периода древности по настоящее время. Специфичность объекта исследования и попытка проанализировать роль традиций, повлиявших на политическую культуру в исторической ретроспективе, не позволяют четко обозначить временной отрезок, однако в процессе исследования необходимо выделить периоды, на базе которых был проведен анализ: конец правления династии Чжоу (IV в до н.э) .- конец правления династии Хань (III в н.э), на данном этапе была выявлена роль этико-философских и политических учений, повлиявших на формирование политической культуры Китая, конец 20 века, начало 21 века - период, позволяющий рассмотреть роль традиций в современной политической культуре Китая и проследить способы и инструменты китайского руководства, оказывающие влияние на суть и содержание взаимных политических представлений о государстве Китая в целом.
Территориальные рамки ограничиваются территорией Китая, меняющейся в зависимости от исследуемых периодов: императорского Китая, Китайской Народной Республики.
В процессе написания работы применялись следующие методы:
2) Системный метод позволил определить связь анализируемых элементов в контексте исследования в целом, отыскать базовые традиции, закрепившиеся и утвердившиеся в сознании людей на долгие годы.
3) Проблемно-хронологический метод, который заключается в изучении некоторой области или определенной сферы деятельности государства, обусловленной различными трудностями, дал возможность проанализировать каким образом, государство реагировало на вызовы и проблемы в обществе и в этой связи выстраивало свою политику по внедрению в массы того или иного представления касательно государственного устройства Китая.
4) Историографический метод, помог изучить и систематизировать литературу, написанную по данной проблематике, выявить общие положения, выдвинутые авторами в своих работах и предложить классификацию научных исследований, используемых при изучении, поставленной проблемы.
5) Метод анализа и синтеза дал возможность изучить объект исследования в исторический ретроспективе, выделить опорные элементы, в совокупности оказавшие влияние на формирование политической культуры Китая.
6) Структурно-функциональный анализ, при помощи которого были выделены основные элементы культурного самосознания, а также определены инструменты политической культуры в современном Китае

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В отечественной и зарубежной политической науке вопрос о специфике политических культур разных регионов и народов поднимался не раз, и в этой связи Китай не стал исключением. Совершенно очевидно, что не существует единого мнения относительно специфики политической культуры Востока. Безусловно, при сравнении не западных стран выделяются общие черты или тенденции, однако существующие региональные отличия в культуре и поведении даже в рамках одного государства свидетельствуют об особенностях факторов влияния на политическую культуру. В условиях активного поиска консолидирующей национальной идеи возрастает значение ценностей и ценностных ориентации. Традиции и есть, то связующее звено, которое в дальнейшем и регламентирует устои и правила поведения, которые вырабатываются на подсознательном уровне.
На основании проведенного исследования период Древности стал судьбоносным для дальнейшего исторического развития Поднебесной, как в обще-культурном так и в политико-культурном аспектах..
Такие основы как незыблемость классовой социальной дифференциации, чинопочитание, уважение к власти, приоритет нужд коллектива над нуждами индивида, предпочтение моральной оценке юридической послужили фундаментом для развития всего китайского общества и задали вектор его здорового функционирования, в том числе в политике.
Также важно еще раз подчеркнуть принцип наделения властью, легитимность которой, всегда обосновывалась в максимально доступной форме для народа. Причины считать ход вещей неестественным были беспочвенны, так как всему сущему находилось вполне логичное (порой внеземное) объяснение. В Древности любой вызов государства мог выгодно быть истолкован (природные катаклизмы, выдавались за голос Неба и могли трактоваться в угоду заинтересованных политических элит, как недовольство Неба правителем). Такая политическая традиция надолго закрепилась в период имперского Китая, каждый следующий династический цикл длился как минимум пару сотен лет.
Когда древняя религия утрачивала былой общинный характер, перед правящим классом вставала новая задача освещения существующего государственного и общественного строя.
В этой связи к рассмотрению было предложено утверждение о влиянии идей и течений на государственную идею: выполнение этой задачи целиком и полностью взяло на себя древнее конфуцианство, которое еще в начале пути претендовало на участие в управлении и роль официальной идеологии. Учение занимало конформистскую позицию, причем всегда быстро адаптировалось при смене формы правления. В период правления династии Хань оно заняло положение официальной государственной доктрины. Успех конфуцианства стал вполне очевиден, просто потому что, убедившись в период империи Цинь на собственном опыте, в неудобстве и жесткости некоторых легистских концепций, в особенности всеобщности закона, китайская бюрократия поняла, что модернизированное конфуцианство с примесью легизма отлично впишется в рамках, существующих на тот момент условий. Тем более, что, несмотря на межантогонизм, существовали точки соприкосновения в обоих учениях. Как основатели конфуцианства, так и легизма коренным образом не допускали возможности право народа на соучастие в управлении страной и уж тем более принятии крупных решений в государстве. В их понимании наивысшей инстанцией всегда оставался правитель, а норд был ничем иным, как глупой подневольной массой, которая нуждалась в качественном управлении, которое, в свою очередь, осуществлялось во благо последней.
Важно понимать, что легизм отличался нехваткой уважения к национальным традициям, которые всегда выступали основой всего в народном сознании, и патриархальным клановым связям, пренебрежение которыми могло привести к удручающим последствиям.
Вообще система управления Ханьской империи во многом строилась на основании концепций, разработанных Шан Яном, Шэнь Бухаем и Хань Фэйцзы.
Можно привести яркий пример в системе взаимной ответственности в Китае, распространявшейся и на служащих государственного аппарата. Если чиновник, который бал рекомендован в качестве честного сына для сдачи экзаменов на должность, проваливал государственный экзамен, то и кандидат, и рекомендовавший его были обязаны понести суровое наказание. Легизм во многом импонировал, несмотря на свою жесткость, его в определенный период даже преподавали в конфуцианских школах.
Формирование ортодоксального конфуцианства и становление его в роли официальной идеологии связано с именем Дун Чжуншу («Ханьский Конфуций»), который синтезировал и развил учение Конфуция.
Было отмечено, что политическая программа Дун Чжуншу испытала сильное влияние легистской школы. Многое о заимствовал из концепции Шэнь Бухая об искусстве управления государственным аппаратом.
Дун Чжуншу уже не опровергает насилие, как это делали Конфуций и Мэн цзы. Он выступает за легистский метод в отношении применения наградной системы и системы наказаний, считая метод наиболее эффективным для управления народом.
В дальнейшем легизм методично оказывает влияние на конфуцианство, происходит длительный процесс синтезирования когда-то противоборствующих идеологий.
Ханьские конфуцианцы больше не ведут споров, относительно вредности законов, и даже наоборот, утверждают, что хорошее управление возможно только там, где существуют законы. Более того, под сомнение ставится жесткая дифференциация общества на этически полноценных и неполноценных.
Необходимо подчеркнуть, что немаловажная роль легизма в этом слиянии была достаточна велика. Обогатив конфуцианство, само по себе учение не исчезло. В разные периоды истории, особенно в средние века и в новое время, государственные и политические деятели не раз обращались к легизму в поисках дельного рецепта для вывода страны из бедственного положения. Учение было особенно привлекательным, когда властям требовалась незамедлительная централизация империи. Новое конфуцианство господствовало на территории Китая с момента правления императора Уди и оставалось официальной идеологией вплоть до 1949г.
Традиции и особенности обоих направлений поддавались постоянным исследованиям со стороны специалистов различных областей и из разных стран. Методы по государственному управлению двух школ также пытались заново анализировать, по-своему трактовать.
Подвергались сомнениям изыскания различных исследователей. К примеру, редакция «Жэньминь жибао» представляет некоторые точки зрения на эту проблему. Одна из них оспаривает факт того, что конфуцианцы «ратовали только за управление посредством людей и абсолютно отказывались от управления на основе законов». Авторы ссылаются на некие исторические факты, которые подтверждают данную позицию (никто среди посвященных правителей не пренебрегал использованием системы правил «ли» и системы наказаний, более того между двумя элементами строили связь, которая объединяла методологию двух направлений.
Таких примеров достаточно для того, чтобы понять, насколько еще обширна почва для этих исследований, учитывая тот факт, что с течением времени появляются все новые и новые препятствия проводить такого рода анализ. Препятствия носят предумышленный характер. К примеру, в 19721976 гг, легистская концепция всеобщности законов - замалчивалась,несмотря на то, что сам легизм всячески восхвалялся.
Тема оценки предложенного учениями управления посредством людей или законов оставалась, и возможно остается довольно острой на сегодняшний момент. «Практиковать управление посредством людей в условиях социалистического строя - значит позволять отдельным людям или меньшинству ставить свою волю на место воли народных масс либо возвышать первую над последней. В этом случае такие люди фактически становятся элитой, произвольно отдающей приказы и распоряжения массам...».
Дискуссии на тему лучших методов управления прекращались, потом снова возобновлялись. Специалисты поднимали довольно злободневные темы, оттого им не удавалось подвести какие-либо разумные итоги.
Как ранее было сказано, прослеживать судьбу этих учений довольно сложно, так большое количество информации было утеряно в период борьбы между двумя идеологическими институтами. Вдобавок к этому перевод документов является далеко не простым делом, трудоемкий процесс усложняется пониманием отдельных слов в иероглифической системе, ряд понятий могут восприниматься как единое слово и наоборот. Все это искажает суть имеющейся информации.
Но все же, имеющейся информации оказалось вполне достаточно, чтобы определить основополагающую роль учений, их влияние на формирование государственных идей в Древнем Китае и как результат на особенности политической культуры в дальнейшем.
Закономерность появления теорий заключается в их реакционной форме на «вызовы» в государстве. Как только система управления давала сбои, которые выливались в глобальные кризисы, мыслители стремились выявить причину проблем и старались найти пути их решения.
Как в легизме, так и в конфуцианстве упоминается мудрость правителя, от которой зависит качество государственного управления, однако содержание данной мудрости наблюдается под разным углом. В одном случае это объективность при принятии решений, назначение на высокопоставленные должности талантливых. Умение трезво мыслить сложных ситуациях и «сохранять лицо».
В другом, цель подвергать все окружающее под сомнение, никому не доверять, обеспечивать в государстве профилактические наказания, с целью устрашения. (Власть, основанная на страхе). «Мудрый» правитель не нуждается в способных кадрах, ограничивается лишь безоговорочным повиновением.
Традиции обоих направлений должны были превратиться в, своего рода, симбиоз, чтобы создать нужную идеологическую систему для Китая того времени.
Учитывая, что догматы конфуцианства по сей день находят отражение в китайской идеологии, без сомнения можно утверждать о нем, как об устоявшейся традиции, которая вновь находит свое отражение уже в современном китайском обществе.
В этом смысле, Китаю можно только позавидовать, что в рамках государства задолго начала формироваться идеология, которая к настоящему времени превратила Китай в супердержаву. Кажется, что сплоченность китайского народа не является характерной чертой для других государств, в современном мире распространена отчужденность, и единоличный путь развития. Китайский дух коллективизма ведет страну в по-настоящему светлое будущее, хотя существует ряд оговорок, которые делают суждение отчасти утопичным для данного государства.
Любое сравнение китайской модели регулирования с западноевропейской будет неправомочным, ввиду противоположной западной ментальности восточной нации. Рассуждения о возможной проекции западно-европейской модели на китайскую, и размышления о результатах такого рода опыта изначально будут неверными, из-за фантастичности и неприменимости этого опыта в «Чжунго».
Важно понимать исключительность китайской нации, и речь идет не о китаецентристских идеях. Поднебесная, как впрочем, и любая другая держава особенностями своего развития обязана не только закономерным событиям, но и геополитическим, демографическим, экологическим, а также внешним факторам, совокупность которых является абсолютно уникальной применимо к каждому государству, будь то Англия, Турция, Россия или любое другое государство.
Политическая культура, как отдельная область китайской культуры, с самого начала является специфичной, относительно устойчивых политических ориентаций, политического поведения и политических убеждений. Именно поэтому для ее изучения разрабатываются философско методологические основы (синтетические, герменевтические), содержащие принципиально новые идеи и положения, которые смогли бы отвечать требованиям для изучения китайской специфики.
На сегодняшний день Китай успешно пользуется государственными наработками Древности, также, не пренебрегая идейными воззрениями и государственной пропагандой, в вопросах приобщения населения к «общему делу», не обходится, конечно же, и без жесткой цензуры в СМИ. Данные процессы обусловлены курсом, относительно недавно выбранным Китаем, подразумевающим амбициозные планы по ускорению модернизации, призванной превратить страну в могучую державу, вносящую неоценимый вклад в прогресс человечества.
С того же периода Древности, клановость имела огромное значение образовывая целые конгломераты. То есть, в период образования протогосударственных объединений, стратифицированный социум послужил почвой для складывания социальных корпораций наивысших страт. С течением генезиса прошлые структуры, начиная с рода изменяли свои привычные формы и облик. Можно сделать вывод о том, что с точки зрения развитого стратифицированного общества, каким был, например, шанско раннечжоуский социум, нужно всегда подразумевать различие между низами и верхами.
На сегодняшний день клановость приобрела довольно размытые границы, подразумевается вся китайская нация, как единый клан, однако данные границы до сих пор остаются, не отменяя обязательную субординацию между чинами.
Стоить сказать, что данное научное исследование имеет практическую ценность, так как в ходе изучения выдвигаются различные положения, подходы для понимания политической культуры региона.
Постановление ЦК КПК относительно некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ (12 ноября 2013 года принято 3-м пленумом ЦК КПК 18-го созыва) [Электронный ресурс] //Китайский информационный Интернет-центр, 15.01.2014. URL: http://russian. china.org.cn/exclusive/ txt/2014-01/15/content_31202914.htm. Дата обращения: 15.04.16.
Исследование конкретизирует уже имеющиеся научные представления о сущности политической культуры Китая, расширяя теоретико - методологическую базу.
В целом, хотелось бы отметить, что цель научной работы достигнута, а поставленные задачи реализованы. Вместе с тем, возможны дальнейшие научные перспективы исследования, которые позволят определить сущность политических традиций в современной политической культуре Китая. Хотелось бы проанализировать их, как фактор динамики страновых политических процессов, что позволит в дальнейшем более детально анализировать специфику политического пространства Китая.



Монографии на русском языке:
1. Бурлацкий Ф. М., Ленин. Государство. Политика. - М.: «Наука», 1970. -55 с.
2. Буяров Д. В. / Современный Китай в системе международных отношений /[А. А. Киреев, Ж. В. Петрунина, К. Р. Вода и др.]; отв. ред. , Москва: ЛИБРОКОМ , 2013, 279 с.
3. Васильев Л.С., История Востока. - М.: Высш. шк., 1994. - Т.1. -с. 495; Т. 2. -с. 495.
4. Васильев Л.С., Проблемы генезиса китайской мысли. М., - 1989. - с. 51.
5. Вяткин Р. В., О традициях в китайской историографии. - Роль традиций в истории и культуре Китая. М., - 1972. - с. 75-98.
6. Гузаров В.Н. История политических учений Востока , Томск изд. ТПУ, - 2010, - с. 35-38.
7. Дельнов А.А. Китай. Большой исторический путеводитель / А.А.Дельнов. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2008. — с. 563.
8. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 томах Т.1- М.: 1972, с. 40174.
9. Дюверже М., Политические институты и конституционное право // Антология мировой политической мысли. Т. 2. Зарубежная политическая мысль. XX в. - М.: 1997.
10. Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - М.: Политиздат, 1979. - 40с.
11. Ионин Л. Г. Социология культуры. Четвертое издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - с. 13.
12. Кобзев А. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур. М., «Восточная литература», - 2001, - с. 200-219.
13. Крил Х.Г . Становление государственной власти в Китае. Империя Западное Чжоу.- СПб: изд-во Евразия, - 2001, - с. 41.
14. Крил Х.Г. ,Становление государственной власти в Китае. - Империя Западная Чжоу Пер. с англ. Котенко Р.В., СПб.: Издательская группа «Евразия», - 2001. - 134-135с.
15. Ломбар Д. Императорский Китай.- М.:АСТ:Астрель, - 2004, - с. 57-72
16. Меликсетов А.В., История Китая. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. - с. 532-541.
17. Михеев В.В., Швыдко В.Г. Китай и глобализация: взгляд из Москвы и Пекина. - М.: ИМЭМО РАН, 2013. - с. 114.
18. Переломов Л.С., Конфуцианство и легизм в политической истории Китая - Изд-во «Наука» - М.1981. - с. 76-303
19. Переломов Л.С., Конфуций: жизнь, учение, судьба.- М.: Наука, 1993.
20. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999., с. 143.
21. Сафронова Е.И. Китай в мировой и региональной политике. История и современность, № 8: ежегодное издание. М.: ИДВ РАН, 2013. - с. 392.
22. Симоновская Л. В., Юрьева М. Ф., История Китая с древнейших времен до наших дней.- М., 1974. - с. 76-95.
23. Шварценберг Р.-Ж., Политическая социология: пер. с фр., - Москва,1992. - с. 157.
24. Щербинин А. И., Щербинина Н.Г. Политический мир России. - Томск, 1996, -c. 171-181.
25. Якобсон В.А., История Востока. Восток в древности., М. - Изд-во «Восточная литература» РАН 2002. - с. 202-207.
Монографии на иностранном языке:
4. Almond G.A., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, N.J., 1963. - p. 562.
5. Kavanagh D., Political Science and Political Behavior. - L., 1983. - p. 37-48
6. Kavanagh D., Political culture, Studies in international and comparative politics., Studies in comparative politics, Macmillan, - 1972, - p. 37.
7. Pye L.W., The non-western political process. Comparative polities: A reader / Ed. By Eckshtein H., Apter D. - L., 1964. - pp. 657-664.
8. Rozenbaum W., Political Culture. Praeger - New York, 1975. - p. 6-7.
9. Мэнь Хунхуа. Гоуцзянь Чжунго да чжаньлюе дэ куанцзя: гоцзя шили, чжаньлюе гуаньнянь юй гоцзя чжиду [Формирование контуров большой стратегии Китая: реальная сила государства, стратегические понятия и международный порядок]. Пекин. - 2005. - c. 392.
10. Пэн Пэн. Хэпин цзюеци лунь - Чжунго чунсу да го чжи лу [Концепция мирного возвышения Китая - путь к новому формированию Китая как великой державы]. Гуанчжоу, 2005. c. 352.
11.Чжан Чэнфу. Лунь дандай чжэнчжи вэньхуа фачжань чжун ды ци да гуаньси (О семи главных отношениях в развитии современной политической культуры) // Чжэнцзян сюэкань. 1998. - №6. - с.5-14.
12.Шу Таган. Жусюе вэнсиень тхонлунь [Литературный очерк конфуцианского учения] Издательство Фуцзянь. 2012. с. 87-134.
Диссертации, авторефераты на русском языке:
1. Абрамова Н.А., Политическая культура Китая, традиции и современность: Автореф. дис. докт. философ. наук: (09.00.11). - М., 2002. - с. 139.
Статьи в сборниках научных трудов, журналах, газетах, доклады на русском языке:
1. [Электронный ресурс] Бергер Я. М. Национализм и внешняя политика КНР // РСМД. 29.12.2014. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5020#top. Дата обращения: 04.04.2016.
2. Аллаберт А.В., Роль конфуцианских ценностей в формировании моральнонравственного облика современного китайского руководителя // Восток. 2005, № 4.
3. Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. - М.: Издательство «Известия», 2007. - с. 352.
4. Баллестрем К.Г., Власть и мораль. Основная проблема политической этики // Философские науки. 1991. - № 8
5. Бергер Я. М. Национализм и внешняя политика КНР. [Электронный ресурс] // РСМД. 29.12.2014. URL: http://russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=5020#top. Дата обращения: 03.12.2016.
6. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. - М.: ИД «Форум», 2009. - с. 560.
7. Буров В.Г., Энциклопедия духовной культуры Китая. Вопросы истории, М., - 2011, №6, с. 166-171.
8. В цифрах: США и Китай., науч.-познав. Журнал «Вокруг света» 11 (2866) ном.- изд-во ООО «Вокруг света» - 2015. - с. 32.
9. Денисов И.Е. Эволюция внешней политики Китая при Си Цзиньпине// Международная жизнь. 2015, № 5. - с. 40-54.
10. Иванов А. В., Лукин А. В. Активизация внешней политики Китая в АТР и интересы России // Ежегодник ИМИ - 2013. М.: МГИМО - Университет, 2013. Вып. 3-4 (5-6) с. 165.
11. Кравцова М.Е. / Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая / Санкт-Петербург : Наука , 2012, с. 590.
12. Лексютина Я., Сложности внутреннего и внешнего развития Китая сквозь призму европейского восприятия / Проблемы Дальнего Востока, - 2015, № 2. - с. 173-176
13. Лексютина Я.В. Экономическая дипломатия Китая в XXI веке//Проблемы Дальнего Востока. 2015, № 2. - с. 27.
14. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVIII- XXI веках, восток. Афро-азиатские общества: история и современность, № 2, 2009, с. 189-191.
15. Мамонов М.В. Инерция и новации во внешней политике Китая// Международные процессы. - 2010. - Т. 8, № 3(24): Сентябрь - декабрь. - с. 40 - 56.
16. Мокрецкий А.Ч. Основные направления китайской дипломатии// Проблемы Дальнего Востока. 2015, № 1. - с. 44-59.
17. Мокрецкий А.Ч., Парадигма мирного развития Китая, М., - Проблемы Дальнего Востока, - 2012, № 2, - с. 123-135.
18. Мохова И., Политическая культура стран Востока: богатство в многообразии, М., Азия и Африка сегодня, - 2007, №7, с. 115-117.
19. Новоселова Л.В., Тереньтева В.Г. Инвестиции//Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2012 - 2013. - М.: ИД «Форум»,
2011. - с. 103 - 119.
20.Омурова Б. Н., Основные характеристики политической культуры современного Китая, Изд-во ;Вестник Кыргызско-Российского славянского университета, 2014, №6
21. Перепелкин Л.С., Политические системы и политические культуры Востока., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2007, № 7, с. 182-186
22. Портяков В. Я. К вопросу о комплексной мощи Китая: подходы к оценке, структура, динамика, перспективы // Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2014. - с. 6 - 21.
23. Фарукшин М. Х., Политическая система общества. // Социальнополитические науки. - 1991. - № 4
24. Харин А.Н. Введение в политическую культуру: учебное пособие. Киров: Изд-во «Лобань», 2010. С. 166-181.
25. Ху Аньган. Путь китайской модернизации (1949-2014)//Проблемы Дальнего Востока. 2015, № 4. - с. 90-109.
26. Цзинь Синь Традиционная культура и ее роль в развитии образования Китая/ Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена-2007
27.Чжоу Ли. Экономическая полоса Шелкового пути - воплощение мира, развития и процветания //»Китай», № 12, 2014. - с. 36-40.
Статьи в сборниках научных трудов, журналах, доклады на иностранном языке:
1. Elazar D. J., Globalization Meets the World’s Political Cultures // Crowell - New York, 1966. - №5
2. Yun-han Chu, Liu Kang & Min-hua Huang. How East Asians View the Rise of China, International Images of a Rising China (II). Journal of Contemporary China, Vol. 24, Issue 93, 2015. - PP. 398-420.
3. Zha Daojiong. Chinese economic diplomacy: new initiatives//Policy Report. RSIS Nanyang Technological University. 2015. - PP. 2-11.
Ресурсы интернет-сайтов на иностранных языках
[Электронный ресурс] AIIB good for region, good for the world // “China Daily”, 04.11.2014. URL: http://www.chinadaily.com.cn/bizchina/2014-
11/04/content_18863789.html. Дата обращения: 17.04.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ