Введение 3
1 Разрешительная деятельность в механизме обеспечения обязательных
требований в сфере связи 9
1.1 Общие положения развития сфера телекоммуникаций и связи на
территории Российской Федерации 9
1.2 Обязательные требования в сфере связи и обеспечение их реализации 14
2 Осуществление разрешительной деятельности в сфере связи 26
2.1 Значение разрешительной системы в обеспечении реализации обязательных требований в сфере связи 26
2.2. Разрешительная деятельность в сфере оказания услуг связи 35
2.3 Разрешительные процедуры в области создания, модернизации и
эксплуатации сетей и сооружений связи 44
2.4 Обеспечение рационального использования радиочастотного ресурса
через разрешительную деятельность 50
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 67
Система телекоммуникаций и связи является одной из наиболее важных и значимых не только в масштабах целой страны, но и в масштабах отдельно взятого человека. Соответственно, вопросы, касающиеся регламентации деятельности данной сферы жизни, представляют важность для безопасности. В связи с этим руководитель государства В.В. Путин в начале апреля 2021 года Указом закрепил основы Государственной политики РФ в области безопасности в сфере телекоммуникаций и связи.
Сфера связи с каждым годом все больше проявляет свою значимость в контексте коммуникаций, как бытовых между обычным гражданским населением, так и военными и государственными органами. Научно-техническая составляющая развития общества активно развивалась по ходу своего исторического развития. Со временем в жизнь каждого человека активно вошла такая составляющая как связь, основывающаяся на достижениях научно-технического прогресса. Однако, для полноценного и безопасного функционирования сферы связи необходимо было нормативно-правовое обеспечение данного рода деятельности. Нормативно-правовое обеспечение строится на формировании целого спектра законодательных актов, требований, документов, регламентов и прочих видов документов, направленных на обеспечение и развитие безопасного функционирования сферы связи и минимизации его вредного воздействия на здоровье человека.
Обязательные требования как понятие на сегодняшний день не являются устоявшимися в административном праве. Однако, в конце 2020 года вступил в требования Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Но, данный законодательный акт нацелен прежде всего на то, чтобы определять основы применяемых законодательством требований и их соблюдаемость.
Новым, и одновременно важным аспектом данной ситуации является то, что в том случае, если действуют одновременно два и более обязательных требований, распространяющихся на одну и ту же область общественно- экономических отношений, то лицом, которое добросовестно соблюдает все требования является тот человек, который соблюдает хотя бы одни из данных требований.
Принятый ФЗ предусматривает возможность временного введения отдельных требований, на отдельно взятой территории, на короткий период в экспериментальном режиме. В таком случае, законодательная ветвь власти должна прокомментировать основные подробности касательного такого режима.
В том случае, если такая ситуация все-таки случилась, и на отдельной территории введен экспериментальный временный режим по обязательным требованиям, с последующим разъяснением со стороны властей, то, действия людей, укладывающихся в русло данный временно действующих правил и требований, являются вполне правомерными.
Обеспечение законодательных аспектов развития такой сферы как телекоммуникации и связи играет важнейшую роль в реализации планов государства. Прежде всего здесь идет речь о развитии цифровых технологий, которые не могут полностью реализовывать заложенный в них функционал без наличия связи между ними. В то же время , в стране активно реализуются инициативы, связанные с цифровой экономикой, которые также невозможны к реализации без должного обеспечения и четкой регламентации со стороны законотворческих инициатив.
Сегодня в отечественной системе права существует целый ряд институтов, среди которых есть такие, без которых сложно представить функционирование правовой системы в целом. Одним из таких институтов является разрешительная система.
Основными функциями разрешительной системы являются функции охраны прав и свобод граждан в стране, охрана здоровья населения, экономических механизмов, охрана предпринимательства и так далее.
Нормативно-правовая база сегодня не обладает полноценным определением категории «разрешительный орган». Разные сферы административного права могут по-разному трактовать данный термин, в связи с чем могу возникать разногласия и недопонимания в сферах соприкосновения различных областей административного права.
Сегодня административно-правовая доктрина отражена в целом ряде различного рода публикаций, относящихся к разрешительной системе.
Нормативно-правовая база Союза Советских Социалистических Республик (далее по тексту СССР) регламентировала разрешительную систему как исключительно в рамках общественного производства, хранения и реализации. Однако, в конце девяностых годов категория разрешительной системы существенной видоизменилась и расширилась. Генезис данной юридической категории показывает, что рассматриваемое понятие претерпевало изменения в течение всего своего исторического развития. Одними из главных факторов являлись вид и форма общественно экономических и политических взаимоотношений.
Сегодня существует много различных публикаций, специалистов, занимавшихся вопросом доктрины разрешительной системы. К примеру, такие авторы как А. А. Алексеев [1, с.17], Н. Н. Анисимов [2, с.14] исследовали аспекты разрешительной деятельности в сфере подразделений органов внутренних дел РФ. Автор Чермянинов Д.В. [3, с.19] исследовал вопросы разрешительных систем в сфере таможенного контроля. В прокурорской сфере данную проблематику разрабатывал такой автор как Н.В. Субанова [4, с. 32].
Существуют попытки предложить единую разрешительную систему как отдельный самодостаточный институт гражданского права. Такую попытку предпринял Д.В. Осинцев [5, с.23], по мнению которого разрешительной системой является институт, выполняющий функции допуска в отдельные отрасли, где требуются вмешательство квалифицированной помощи согласно установленным требованиям.
Сфера связи также относится к гражданским институтам, в которой присутствует понятие разрешительной системы. Сфера коммуникаций и связи сама по себе весьма сложная как в техническом и технологическом планах, так и в плане организационном. Любое физическое или юридическое лицо не может самостоятельно подключаться и занимать частоты связи. Для этого необходимо обращаться в специальные государственные органы с целью получения разрешения. Получение разрешения само по себе является отдельной процедурой, сопровождающейся предоставлением целого спектра необходимой документации, обозначенной законодательством, отражающей информацию о способности физическим или юридическим лицом способность оказывать необходимые виды услуг связи.
Государственные органы, занимающиеся разрешительной деятельностью, предоставляют специальные формы документов, которые должны быть заполнены для получения разрешения.
Действующее законодательство в сфере связи включает в себя следующие функции:
- предоставление разрешений на радиостанции, используемые в речном и морском судоходстве;
- предоставление разрешительной документации для возможности применения франкировальных машин;
- предоставление всей необходимой документации,
предполагающей разрешение на создание, строительство, реконструкцию коммуникационных линий на территории государства и за ее пределами;
- предоставление необходимой документации, дающей разрешение на использование определенных диапазонов радиочастотных режимов связи;
- другие;
Выше перечисленные функции государственного органа, занимающего разрешительной деятельностью в сфере связи подвергались различного рода классификациям. Разные авторы по-своему классифицировали данные функции. Сегодня встречаются множество различных публикаций разных автором как отечественных, так и западных, где выше обозначенные функции рассматриваются под светом авторского мнения касательно общей проблематики.
В рамках выпускной квалификационной работы объектом исследования являются общественные взаимоотношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в условиях разрешительной деятельности в сфере телекоммуникаций и связи.
В качестве предмета исследования выступают определенные нормы права направленных на регламентацию деятельности в сфере телекоммуникаций и связи.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ теоретических положений и практических аспектов формирование юридических основ развития разрешительной функции в системе коммуникаций и связи в Российской Федерации.
Достижение обозначенной цели предполагается за счет решения следующих задач:
- исследовать общие положения развития сферы
телекоммуникаций и связи на территории РФ;
- проанализировать теоретические аспекты правовых требований сферы телекоммуникаций и связи;
- определить роль разрешительной системы в рамках функционирования системы связи и коммуникаций;
- исследовать спектр полномочий разрешительной деятельности;
- выявить формы разрешительной деятельности в сфере телекоммуникаций и связи;
Спектр общепринятых научных методов познаний составляют методологическую основу исследования. Главным методом является метод теоретического анализа, индукции, дедукции, а также такие методы как исторический, формально-логический и формально-юридический методы.
Теоретической основой работы являются научные труды и публикации отечественных и иностранных ученых и специалистов в сфере юридических аспектов в сфере связи. А также в качестве теоретических основ написания выпускной квалификационной работы выступили нормативно-правовые акты общие и отраслевые, отдельные элементы российского и иностранного законодательства и прочие теоретические материалы.
Данное диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении изложены основные цели и задачи работы, предмет и объект исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам разрешительной деятельность в механизме обеспечения обязательных требований в сфере связи. Первая глава состоит из двух параграфов. В рамках первой главы рассмотрены общие положения развития сфера телекоммуникаций и связи на территории Российской Федерации и обязательные требования в сфере связи и обеспечение их реализации.
Вторая глава посвящена аспектам осуществления разрешительной деятельности в сфере связи на территории Российской Федерации. В рамках второй главы рассмотрены такие вопросы как значение разрешительной системы в обеспечении реализации обязательных требований в сфере связи, разрешительная деятельность в сфере оказания услуг связи, разрешительные процедуры в области создания, модернизации и эксплуатации сетей и сооружений связи, обеспечение рационального использования радиочастотного ресурса через разрешительную деятельность.
Преобразования в нормативно-правовом регулировании сферы связи ведется по двум основным направлениям:
- актуализация нормативно-правового пласта документов, приказов, регламентов и пр. в соответствии с современными тенденциями и направлениями развития отрасли связи. построение базы нормативно-правовых документов, отвечающих уровню риска в развитии отрасли связи и коммуникаций;
- формирование детальных правил и норм, направленных на реализацию контрольно-надзорной функции.
Как уже было отмечено выше, отрасль связи и коммуникаций подразделяется на две ветви: электрическую связи, то есть всю совокупность коммуникаций строящихся на основе электрической передачи сигналов и почтовую.
В рамках настоящего диссертационного исследования рассмотрение вопроса будет строиться исключительного в контексте сферы связи построенную на основе передачи электрических сигналов, либо связи основанной на действии электричества.
Нормативная база в рамках регламентации электросвязи подразделяется на три основных направления:
- регламентация использования ограниченных радиочастот;
- регламентация прав и обязанностей пользователей ресурса электросвязи;
- регламентация использования ресурсов телекоммуникации и связи участниками социально-экономических взаимоотношений с целью обеспечения безопасности и соблюдения интересов государства и общества.
Анализ темы диссертационного исследования дает возможность говорить о том, что в сфере телекоммуникаций и связи Российской Федерации на сегодняшний день существует ряд определенных нерешенных проблем. Выводы, сделанные в исследовании, позволяют говорить о том, что разрешительная система в области телекоммуникаций и связи Российской Федерации является одним из элементов разрешительной системы Российской Федерации.
Сегодня, практически все нормативно-правовые рычаги регулирования предмета диссертационного исследования базируются на положениях, разработанных Международный союз электросвязи (МСЭ).
Анализируя нормативно-правовые акты, о которых речь шла на протяжении всего исследования в рамках ВКР, можно выделить несколько ключевых моментов, важных для понимания тематики выбранной темы выпускной квалификационной работы:
- научно-технический прогресс находящий отражение о все новых видах связи и услуг связи формирует регулярную потребность в актуализации нормативно-правовой базы, призванной регулировать взаимоотношения в данной сфере общественно-экономических отношений;
- сфера связи сегодня регламентируется чрезвычайно высоким количеством различного рода нормативно-правовых актов, что в свою очередь ставит вопрос о том, чтобы систематизировать данную сферу нормативного регулирования.
- дополняя предыдущий пункт можно отметить, что данная сфера изобилует различного рода специфическими техническими и юридическими терминами. однако, ввиду того, что в сферу регулирования отношений в области коммуникаций и связи задействовано большое количество людей, в том числе обычных гражданских лиц, то, существует острая необходимость в упрощении языка изложения документации и регламентов, направленных на регулирование данной сферы.
- динамичная цифровизация областей коммуникации зачастую вызывает большое количество споров, ввиду того что нормативно-правовая база заточена на аналоговую систему сообщения. в связи с этим возникает вопрос актуализации отдельных аспектов регулирования области связи.
Помимо недостатков, существуют также положительные стороны рассматриваемых аспектов. К ним можно отнести прежде всего то, что в Российской Федерации сегодня хорошо работает система цифровых подписей и отдельные механизмы цифровой идентификации.
В рамках исследования проведено теоретическое исследование вопросов разрешительной деятельности в механизме обеспечения обязательны требований в сфере связи, а также вопросы значения разрешительной системы в обеспечении реализации обязательных требований в сфере связи, разрешительной деятельности в сфере оказания услуг связи, разрешительных процедур в области создания, модернизации и эксплуатации сетей и сооружений связи, обеспечения рационального использования радиочастотного ресурса через разрешительную деятельность.
Эпоху цифровизации возникают новейшие технологии связи, которые активно внедряются в жизнь людей, и соответственно требуют должного юридического сопровождения и обеспечения.
К примеру, одним из наиболее перспективных и прогрессивных технологий на сегодняшний день является технологий 5G. Данный вид технологии относится к одной из наиболее новых и прогрессивных, обладающих огромным потенциалом. Реализация данной технологии способно подтолкнуть отрасль связи к новому уровню и изменить общую конфигурацию положения дел. Так случалось, к примеру после того, как появились новейшие смартфоны и прочие гаджеты с сенсорными экранами.
С учетом бурного развития систем телекоммуникации и перспективной широкого внедрения системы 5G, перед законотворцами вновь встает вопрос актуализации понятийного аппарата и нормативно-правовой базы, регламентирующей общую систему телекоммуникаций.
Давно понятно, что объединяющим фактором в общей системе коммуникаций на сегодня является Интернет. Через данную систему связи сегодня осуществляется большая часть общих видов коммуникаций.
Однако, в отечественном законодательстве сегодня нет четкого определения того, что такое Интернет. В отличии от американского, российское законодательство не регламентирует данную категорию в официальных документах. В американском законодательстве дефиниция «Интернет» означает - совокупность множества компьютерных и телекоммуникационных средств, в которых используется протокол управления передачи данных.
Учитывая широчайшее распространение данной системы по всему миру важно понимать ее роль и значимость в общей системе телекоммуникаций в масштабах мира. Важно пониматься, что система Интернет не обладает четкими границами, и соответственно, нельзя урегулировать работу данной сферы законодательными актами какой-либо одной отдельно взятой страны.
Делая выводы по данной ВКР можно отметить, что в рамках исследования решены следующие задачи:
- исследованы основные нормативно-правовые акты,
формирующие основу развития сферы телекоммуникаций и связи на территории РФ;
- проанализированы теоретические аспекты правовых требований сферы телекоммуникаций и связи;
- определена роль разрешительной системы в рамках функционирования системы связи и коммуникаций;
- исследован спектр полномочий разрешительной деятельности;
- выявлены формы разрешительной деятельности в сфере телекоммуникаций и связи;
Учитывая все вышесказанное, можно сделать один серьезные и цельный вывод по проведенному исследованию. Сегодня в Российской Федерации складывается ситуация, в которой на огромной территории используется достаточно обширная база радиочастотных линий коммуникаций и связи, как в военное и правоохранительной сфере, так и в гражданской. С учетом бурного развития цифровой сферы и глубокой информатизации общества и жизни, все чаще сталкиваются с проблемой, при которой в рассматриваемой области действуют весьма большое количество различных нормативно-правовых документов регламентирующих разные элементы общей системы радиочастотной связи. Зачастую, эта ситуация весьма затрудняет общее развитие сферы коммуникаций государств. В связи с этим, в качества одного из наиболее эффективных мер можно считать разработку одного большого единого нормативно-правового документа, который мог бы детально регламентировать данную сферу. Речь здесь идет о том, что имеет смыл разработки нового федерального закона «О радиочастотной связи», который включал бы в себя все аспекты и вопросы регламентации использования и развития телекоммуникаций и связи радиочастотных линий передачи информации.
1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. — М.: Юридическая литература, 1989. - 288 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М: БЕК, 1996. - 368 с.
3. Белоусов A.B. Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям // Закон. - 2017. - № 2. - С. 103 - 104.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 N 190-ФЗ // [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - N 1 - (часть 1) - Ст. 16.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - N 32 - Ст. 3301.
6. Директива N 2002/19/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О доступе к сетям электронных коммуникаций и к связанным с ними ресурсам» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система
7. Директива № 2002/20/ЕС Европейского парламента и Совета
Европейского Союза «Об авторизации электронных коммуникационных сетей и услуг» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс». Документ утратил силу 21 декабря 2020 года в соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 11.12.2018 № 2018/1972 (дата обращения: 02.05.2020).
8. Директива № 2002/22/ЕС Европейского парламента и Совета
Европейского Союза «Об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.05.2020).
9. Директива № 2002/58/ЕС Европейского парламента и Совета
Европейского Союза «В отношении обработки персональных данных и защиты конфиденциальности в секторе электронных средств связи» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.05.2020).
10. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
от 11.12.2018 № 2018/1972 «Об установлении Европейского Кодекса
электронных коммуникаций» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.05.2020).
11. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 7 февраля 2001 г.]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2001.- N 11. - Ст. 1001.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
13. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 31 марта 1999 г.]: офиц. текст.
14. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
15. Матузов Н.И., Малько A.B. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. — 1996.-№ 1. - С.16 - 29.
16. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 авг.
2000 оказании универсальных услуг связи» [Текст]: офиц. текст // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2016 г. - № 3.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона
18. Приказ Мининформсвязи России от 22 марта 2005 г. № 31 «Об утверждении рекомендаций по содержанию плана и экономического обоснования развития сетей связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи»
19. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30 сентября 2015 г. № 371 «Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи» [Текст]: офиц. текст // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2016 - № 3.
20. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30 сентября 2015 г. № 371 «Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при
21. Приказ Минкомсвязи России от 03.11.2011 № 296 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по выдаче разрешений на применение франкировальных машин» [Текст]: офиц. текст // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2012. - № 12.
22. Приказ Минкомсвязи России от 26.08.2014 № 258 «Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию» [Текст] : офиц. текст // Рос. газ. - 2014. - № 257.- 12 ноября.
23. Приказ Минкомсвязи России от 27.12.2019 N 923 «Об утверждении Концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации» // Документ не опубликован. — Справ.-правовая система «Консультант-Плюс».
24. Приказ Минсвязи России от 12.11.2001 № 225 // Документ не
опубликован. - Справ - правовая система «КонсультантПлюс». Документ утратил силу.
25. Приказ Минтранса России от 03.03.2014 N 58 «Об утверждении Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей» // Рос. газ. - N 190. - 2014. - 22 авг.
26. Приказ Минтранса России от 26.07.2012 № 275 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством воздушного транспорта государственной услуги по выдаче разрешений на бортовые радиостанции, используемых на гражданских воздушных судах» [Текст]: офиц. текст // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 9.
27. Приказ Минтранса России от 26.07.2012 № 275 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством воздушного транспорта государственной услуги по выдаче разрешений на бортовые радиостанции, используемых на гражданских воздушных судах» [Текст]: офиц. текст // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».— 2012. - № 9.
28. Регламент № 1211/2009 Европейского парламента и Совета
Европейского Союза «Учреждающий Орган Европейских Инспекторов в области
29. Решение ГКРЧ при Минцифры России от 28.12.2020 N 20-57-06 «Об уточнении характеристик РЭС сетей связи стандарта 5G/IMT-2020 и определении условий использования полосы радиочастот 24,25 - 27,50 ГГц РЭС сетей связи стандарта 5G/IMT-2020» // Документ не опубликован. - Справ.- правовая система
30. Сенчищев В.И. Объект гражданского правоотношения. Общее понятие // Актуальные проблемы гражданского права. Сборник статей. Вып.1 - М.: Статут, 1998. С.109- 160.
31. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 N 63-ФЗ [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25 - Ст. 2954.
32. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ [Текст]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
33. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172- ФЗ [Текст]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3609.
34. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» [Текст]: офиц. текст // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.
35. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [Текст]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
36. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [Текст]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - N 52 (Ч. 1). - Ст. 5140.
37. Федеральный закон от 18.07.2009 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу выдачи разрешений на судовую радиостанцию и бортовую радиостанцию» [Текст]: офиц. текст // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - N 29. - Ст. 3625.
38. Федотов М. Лицензирование телерадиовещания: «подводные камни» судебной практики // Российская юстиция. - 2011. - № 3. - С.27 - 29.
39. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве / Труды по гражданскому праву. — М.: Статут, 2011. - 479 с.
электронных коммуникаций (BEREC) и его Центральный офис» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.05.2022).
40. Fuchs C. The implications of new information and communication technologies for sustainability /C. Fuchs [Electronic Resource] //Environment,Development and Sustainability. - 2008. - Volume 10, Issue 3 (June). - Pp. 291¬309. - Access Mode: (date of the application: 20.04.2022).
41. Irawan, T. ICT and economic development: comparing ASEAN member states / T. Irawan [Electronic Resource] // International Economics andEconomic Policy. - 2014. - Volume 11, Issue 1-2 (February). - Pp. 97-114. - Access Mode: (date of the application: 20.04.2022).
42. Kirilchuk S.P. Challenges of strategic Planning at a modern
Enterprise/ S.P. Kirilchuk, E.V. Nalivaychenko, T.N.
Skorobogatova, Cherniavaia A.L., A.O. Kaminskaya //AD ALTA: Journal ofInterdisciplinary Research. - 2020. - Special Issue (10/01-XI.). - P. 43-46. (date of the application: 20.04.2022).
43. Lane N. Advancing the Digital Economy into the 21st Century /N.Lane [Electronic Resource] //Information Systems Frontiers. - 1999. - Volume 1, Issue 3 (October). - Pp. 317-320. - Access Mode: (date of the application: 20.04.2022).
44. The Global Information Technology Report 2008-2009: Mobility in a Networked World / Soumitra Dutta INSEAD, Irene Mia Editors World Economic Forum. - Geneva. World Economic Forum and INSEAD, 2009. - Р. 298 - 334. (date of the application: 20.04.2022).