ВВЕДЕНИЕ 5
1 Состояние вопроса 7
2 Конструкторская часть 15
2.1 Техническое задание на разработку конструкции стенда для промывки
масляной системы автомобилей ВАЗ 15
2.2 Техническое предложение на разработку конструкции стенда для
промывки масляной системы автомобилей ВАЗ 19
2.3 Расчет элементов конструкции стенда 25
2.4 Руководство по эксплуатации стенда для промывки масляной системы
автомобилей ВАЗ 31
3 Технологический процесс 38
3.1 Процесс промывки двигателя 38
3.2 Технологическая карта замены моторного масла в двигателе
внутреннего сгорания 41
4 Безопасность и экологичность стенда для промывки масляной системы ДВС 42
4.1 Конструктивно-технологическая характеристика стенда для промывки
масляной системы ДВС 43
4.2 Идентификация производственно-технологических и эксплуатационных
профессиональных рисков 43
4.3 Разработка комплекса организационно-технических мероприятий по
обеспечению пожарной безопасности 45
4.4 Организационно-технические мероприятия по предотвращению
чрезвычайных происшествий 46
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технического объекта 48
4.6 Мероприятия, способствующие уменьшению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
Российский автомобильный рынок непрерывно пополняется автомобилями отечественного и зарубежного производства и в ближайшее десятилетие ожидается удвоение парка автомобилей. Согласно данным ежегодного справочника «Автомобильный рынок России», посвященного итогам 2016 года, в 2016 году в Российской Федерации в общей сложности было выпущено 1,31 млн. единиц автомобильной техники (-5,4% по сравнению с прошлым годом). Наметившиеся позитивные сдвиги в российской экономике дают основание полагать о достижении «дна» и завершении кризиса на российском рынке автомобилей. Значительный отложенный спрос, подошедшие сроки смены владения автомобилем, наряду с мерами государственной поддержки, такими как программы льготного кредитования, льготного автолизинга, особенно актуального для коммерческого транспорта, программа обновления парка, необходимая в ситуации общего старения отечественного автопарка, субсидирование части стоимости газомоторной техники и другими, способны оживить авторынок, который, в свою очередь, активизирует производство.
Также активно развивается рынок услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Проведение своевременного технического обслуживания, качественного ремонта и правильная эксплуатация автомобиля - факторы, гарантирующие сохранение работоспособности автомобиля в процессе его эксплуатации [4].
Техническая эксплуатация автомобилей невозможна без использования специального технологического оборудования, позволяющего производить диагностику технического состояния подвижного состава автомобильного парка, работы по регулировке, ремонту, крепежу и смазке работы, а также очистки и мойки автомобилей, их узлов, агрегатов и деталей [5].
Применение технологического оборудования в процессах ТО и Р влияет на повышение качества и производительности выполняемых работ, обеспечивает безопасность труда производственного персонала, уменьшает расходы на поддержание парка автомобилей в технически исправном состоянии.
Разнообразные конструкции узлов и агрегатов автомобилей отечественного и зарубежного производства требует разнообразное технологическое оборудование, применяемое в практике технического обслуживания автомобилей. В настоящий момент рынок технологического оборудования заполнен, в основной массе дорогими моделями зарубежного изготовления, а оборудование, используемое в АТП, зачастую является старым и изношенным.
Таким образом, значительно увеличивается роль инженеров, которые способны сделать обоснованный выбор наиболее приемлемой модели приобретаемого технологического оборудования, умеющих спроектировать оптимальное технологическое оборудование для изготовления в условиях СТО, АТП, или АРЗ.
В результате проработки темы выпускной квалификационной работы проведена следующая работа, а именно:
1. Проведен анализ конструкций стендов для промывки масляной системы автомобилей ВАЗ, отечественных и зарубежных производителей. Выполнена сравнительная оценка основных параметров представленных стендов путем построения циклограммы и выявлена наиболее прогрессивная конструкция - установка для промывки масляной системы двигателя Impact 850. Особенности конструкции данной установки были использованы при разработке нового оборудования.
2. Разработана конструкция стендов для промывки масляной системы автомобилей ВАЗ, выполнены сборочные чертежи конструкции в графическом редакторе Компас-SD, проведены прочностные расчеты элементов конструкции стенда, составлено руководство по эксплуатации стенда. Невысокие затраты на изготовление стенда и относительно простая конструкция позволяет изготовить стенд в условиях станции технического обслуживания и/или автотранспортного предприятия.
3. Рассмотрен процесс промывки двигателя. Составлена технологическая карта замены моторного масла в двигателе внутреннего сгорания на спроектированном оборудовании.
4. Рассмотрен раздел «Безопасность и экологичность стенда для промывки масляной системы ДВС», составлен технологический паспорт стенда для промывки масляной системы ДВС, определены возможные профессиональные риски при выполнении замены моторного масла в двигателе внутреннего сгорания, разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зоне ТО, разработаны организационно-технические мероприятия по предотвращению ЧС, разработан перечень мероприятий для обеспечения экологической безопасности при выполнении работ на данном техническом объекте.