Психологические особенности самооценки младшего школьника
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования самооценки младших школьников 7
1.1 Самооценка: понятие, структура и виды 7
1.2 Особенности самооценки младших школьников 11
1.3 Психолого-педагогические условия формирования
самооценки младших школьников
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по диагностике и формированию самооценки детей младшего школьного возраста 22
2.1 Диагностика уровня самооценки младших школьников 22
2.2 Реализация комплекса занятий, направленных на формирование самооценки младших школьников 31
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Методика «Какой Я?» 57
Приложение Б Методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская) 58
Приложение В Методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберга) 59
Приложение Г Результаты исследования уровня сформированности самооценки по методике "Какой Я" 60
Приложение Д Результаты исследования уровня сформированности самооценки по методике «Лесенка» 61
Приложение Е Результаты исследования самооценки по методике «Шкала самоуважения» М. Розенберга 62
Приложение Ж Обобщенные результаты исследования
Глава 1 Теоретические основы исследования самооценки младших школьников 7
1.1 Самооценка: понятие, структура и виды 7
1.2 Особенности самооценки младших школьников 11
1.3 Психолого-педагогические условия формирования
самооценки младших школьников
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по диагностике и формированию самооценки детей младшего школьного возраста 22
2.1 Диагностика уровня самооценки младших школьников 22
2.2 Реализация комплекса занятий, направленных на формирование самооценки младших школьников 31
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Методика «Какой Я?» 57
Приложение Б Методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская) 58
Приложение В Методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберга) 59
Приложение Г Результаты исследования уровня сформированности самооценки по методике "Какой Я" 60
Приложение Д Результаты исследования уровня сформированности самооценки по методике «Лесенка» 61
Приложение Е Результаты исследования самооценки по методике «Шкала самоуважения» М. Розенберга 62
Приложение Ж Обобщенные результаты исследования
На современном этапе развития общества возникает необходимость в воспитании социализированной личности, способной успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Исследование особенностей формирования личности и ее поведения на разных стадиях онтогенеза является максимально значимым.
Младший школьный возраст предполагает, что к личности ребенка предъявляются новые требования, касающиеся социально-психологических, физических и интеллектуальных аспектов.
Отношение человека к самому себе находит выражение в самооценке, его самопринятии и самоуважении. Самооценка относится к основным образованиям личности, её ядру. В самооценке знания человеке о себе, о его активности, направленной на понимание собственных действий, индивидуальных черт и качеств. Отношение человека к самому себе считается максимально поздним образованием в системе его мировосприятия.
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема формирования адекватной самооценки младших школьников определена возросшим интересом к личности школьника в условиях совершенствования современной системы образования.
В Федеральных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) в качестве главной цели выделено достижение младшими школьниками метапредметных результатов, которые требуют у детей сформированного умения всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности, принятия роли ученика, умения правильно выстраивать взаимоотношения с окружающими, что требует определенного уровня сформированности самооценки.
Проблемами формирования адекватной самооценки младших школьников были посвящены труды В.А. Горбачёвой, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбиной и других ученых. А.В. Карпов пишет о том, что более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, а иные аспекты самооценки на данный момент недостаточно широко представлены в психолого-педагогических исследованиях.
Проблема исследования: каковы условия формирования адекватной самооценки младшего школьника?
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: самооценка младшего школьника.
Цель исследования - определить и экспериментально проверить условия, способствующие формированию самооценки детей младшего школьного возраста в процессе уроков.
Гипотеза исследования - развитие самооценки в младшем школьном возрасте будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- в ходе работы учитель дает положительную оценку ее участникам;
- педагог использует позитивную общественную оценку для оценки деятельности нерешительных учащихся;
- учитель предоставляет каждому ученику полную оценку результатам его деятельности;
- педагог привлекает учащихся к взаимной оценке деятельности и самооценке.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования самооценки младших школьников.
2. Определить уровень сформированности самооценки у младших школьников посредством проведения диагностических методик.
3. Разработать и внедрить занятия, направленные на формирование самооценки младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Для решения данных задач, а также для достижения цели исследования был использован комплекс методов, таких как: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и диагностические методики, которые определяют уровень развития самооценки у младших школьников.
Практическая значимость исследования: представленный материал может быть использован учителями начальной школы для формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Практическая база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа №38.
Структура ВКР состоит из введения, в котором определены цель исследования и вытекающие из нее задачи, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений
Исследование особенностей формирования личности и ее поведения на разных стадиях онтогенеза является максимально значимым.
Младший школьный возраст предполагает, что к личности ребенка предъявляются новые требования, касающиеся социально-психологических, физических и интеллектуальных аспектов.
Отношение человека к самому себе находит выражение в самооценке, его самопринятии и самоуважении. Самооценка относится к основным образованиям личности, её ядру. В самооценке знания человеке о себе, о его активности, направленной на понимание собственных действий, индивидуальных черт и качеств. Отношение человека к самому себе считается максимально поздним образованием в системе его мировосприятия.
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема формирования адекватной самооценки младших школьников определена возросшим интересом к личности школьника в условиях совершенствования современной системы образования.
В Федеральных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) в качестве главной цели выделено достижение младшими школьниками метапредметных результатов, которые требуют у детей сформированного умения всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности, принятия роли ученика, умения правильно выстраивать взаимоотношения с окружающими, что требует определенного уровня сформированности самооценки.
Проблемами формирования адекватной самооценки младших школьников были посвящены труды В.А. Горбачёвой, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбиной и других ученых. А.В. Карпов пишет о том, что более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, а иные аспекты самооценки на данный момент недостаточно широко представлены в психолого-педагогических исследованиях.
Проблема исследования: каковы условия формирования адекватной самооценки младшего школьника?
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: самооценка младшего школьника.
Цель исследования - определить и экспериментально проверить условия, способствующие формированию самооценки детей младшего школьного возраста в процессе уроков.
Гипотеза исследования - развитие самооценки в младшем школьном возрасте будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- в ходе работы учитель дает положительную оценку ее участникам;
- педагог использует позитивную общественную оценку для оценки деятельности нерешительных учащихся;
- учитель предоставляет каждому ученику полную оценку результатам его деятельности;
- педагог привлекает учащихся к взаимной оценке деятельности и самооценке.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования самооценки младших школьников.
2. Определить уровень сформированности самооценки у младших школьников посредством проведения диагностических методик.
3. Разработать и внедрить занятия, направленные на формирование самооценки младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Для решения данных задач, а также для достижения цели исследования был использован комплекс методов, таких как: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и диагностические методики, которые определяют уровень развития самооценки у младших школьников.
Практическая значимость исследования: представленный материал может быть использован учителями начальной школы для формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Практическая база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа №38.
Структура ВКР состоит из введения, в котором определены цель исследования и вытекающие из нее задачи, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений
В данной работе был рассмотрен процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Перед началом экспериментальной работы была сформулирована гипотеза, что развитие самооценки в младшем школьном возрасте будет эффективным, при соблюдении следующих условий:
— в ходе работы учитель дает положительную оценку ее участникам;
— педагог использует позитивную общественную оценку для оценки
деятельности нерешительных учащихся;
— учитель предоставляет каждому ученику полную оценку результатам
его деятельности;
— педагог привлекает учащихся к взаимной оценке деятельности и
самооценке.
Были рассмотрены различные определения и подходы к пониманию этого понятия, были выделены основные особенности и условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте, что помогло в дальнейшем правильно и более результативно организовать развитие среднего уровня самооценки при помощи деловой игры в процессе обучения.
Второй задачей был подбор диагностического инструментария для определения уровня самооценки у детей младшего школьного возраста и осуществление диагностического исследования на начальном и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы.
Для диагностики были выбраны три методики: методика «Лесенка», методика «Какой Я?», методика «Шкала самоуважения» М. Розенберга.
Выявленные в ходе констатирующего эксперимента результаты показали, что самооценка у 50% младших школьников находится на низком или завышенном уровне развития. По результатам исследования были выделены две группы детей - в состав контрольной группы вошли дети с высоким и средним уровнем самооценки, в экспериментальной группе были дети с низким уровнем развития самооценки.
Третья задача по внедрению комплекса занятий, проводимых в форме игр, также была реализована. Были проведены: вводное занятие с комплексом упражнений, деловые игры «Человек и закон», «Математический город».
Целью работы было теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психологических условий для формирования среднего уровня самооценки. В итоге всех проведенных работ, была видна положительная динамика развития самооценки у детей младшего школьного возраста. Так анализ результатов исследования на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы, показал, что у многих детей развитие самооценки находится на уровне нормы.
Поэтому можно сделать вывод, что разработанный комплекс занятий по формированию уровня самооценки младших школьников, повлиял на формирование среднего уровня самооценки у детей 3 класса.
Гипотеза подтвердилась, цель и задачи достигнуты.
Перед началом экспериментальной работы была сформулирована гипотеза, что развитие самооценки в младшем школьном возрасте будет эффективным, при соблюдении следующих условий:
— в ходе работы учитель дает положительную оценку ее участникам;
— педагог использует позитивную общественную оценку для оценки
деятельности нерешительных учащихся;
— учитель предоставляет каждому ученику полную оценку результатам
его деятельности;
— педагог привлекает учащихся к взаимной оценке деятельности и
самооценке.
Были рассмотрены различные определения и подходы к пониманию этого понятия, были выделены основные особенности и условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте, что помогло в дальнейшем правильно и более результативно организовать развитие среднего уровня самооценки при помощи деловой игры в процессе обучения.
Второй задачей был подбор диагностического инструментария для определения уровня самооценки у детей младшего школьного возраста и осуществление диагностического исследования на начальном и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы.
Для диагностики были выбраны три методики: методика «Лесенка», методика «Какой Я?», методика «Шкала самоуважения» М. Розенберга.
Выявленные в ходе констатирующего эксперимента результаты показали, что самооценка у 50% младших школьников находится на низком или завышенном уровне развития. По результатам исследования были выделены две группы детей - в состав контрольной группы вошли дети с высоким и средним уровнем самооценки, в экспериментальной группе были дети с низким уровнем развития самооценки.
Третья задача по внедрению комплекса занятий, проводимых в форме игр, также была реализована. Были проведены: вводное занятие с комплексом упражнений, деловые игры «Человек и закон», «Математический город».
Целью работы было теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психологических условий для формирования среднего уровня самооценки. В итоге всех проведенных работ, была видна положительная динамика развития самооценки у детей младшего школьного возраста. Так анализ результатов исследования на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы, показал, что у многих детей развитие самооценки находится на уровне нормы.
Поэтому можно сделать вывод, что разработанный комплекс занятий по формированию уровня самооценки младших школьников, повлиял на формирование среднего уровня самооценки у детей 3 класса.
Гипотеза подтвердилась, цель и задачи достигнуты.
Подобные работы
- Психологические особенности самооценки младшего школьника
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Формирование адекватной самооценки младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности самооценки младшего школьника
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Особенности формирования адекватной самооценки младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4150 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



