Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности самооценки младшего школьника

Работа №113911

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования самооценки младших школьников 7
1.1 Самооценка: понятие, структура и виды 7
1.2 Особенности самооценки младших школьников 11
1.3 Психолого-педагогические условия формирования
самооценки младших школьников
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по диагностике и формированию самооценки детей младшего школьного возраста 22
2.1 Диагностика уровня самооценки младших школьников 22
2.2 Реализация комплекса занятий, направленных на формирование самооценки младших школьников 31
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Методика «Какой Я?» 57
Приложение Б Методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская) 58
Приложение В Методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберга) 59
Приложение Г Результаты исследования уровня сформированности самооценки по методике "Какой Я" 60
Приложение Д Результаты исследования уровня сформированности самооценки по методике «Лесенка» 61
Приложение Е Результаты исследования самооценки по методике «Шкала самоуважения» М. Розенберга 62
Приложение Ж Обобщенные результаты исследования


На современном этапе развития общества возникает необходимость в воспитании социализированной личности, способной успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Исследование особенностей формирования личности и ее поведения на разных стадиях онтогенеза является максимально значимым.
Младший школьный возраст предполагает, что к личности ребенка предъявляются новые требования, касающиеся социально-психологических, физических и интеллектуальных аспектов.
Отношение человека к самому себе находит выражение в самооценке, его самопринятии и самоуважении. Самооценка относится к основным образованиям личности, её ядру. В самооценке знания человеке о себе, о его активности, направленной на понимание собственных действий, индивидуальных черт и качеств. Отношение человека к самому себе считается максимально поздним образованием в системе его мировосприятия.
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема формирования адекватной самооценки младших школьников определена возросшим интересом к личности школьника в условиях совершенствования современной системы образования.
В Федеральных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) в качестве главной цели выделено достижение младшими школьниками метапредметных результатов, которые требуют у детей сформированного умения всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности, принятия роли ученика, умения правильно выстраивать взаимоотношения с окружающими, что требует определенного уровня сформированности самооценки.
Проблемами формирования адекватной самооценки младших школьников были посвящены труды В.А. Горбачёвой, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбиной и других ученых. А.В. Карпов пишет о том, что более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, а иные аспекты самооценки на данный момент недостаточно широко представлены в психолого-педагогических исследованиях.
Проблема исследования: каковы условия формирования адекватной самооценки младшего школьника?
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: самооценка младшего школьника.
Цель исследования - определить и экспериментально проверить условия, способствующие формированию самооценки детей младшего школьного возраста в процессе уроков.
Гипотеза исследования - развитие самооценки в младшем школьном возрасте будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- в ходе работы учитель дает положительную оценку ее участникам;
- педагог использует позитивную общественную оценку для оценки деятельности нерешительных учащихся;
- учитель предоставляет каждому ученику полную оценку результатам его деятельности;
- педагог привлекает учащихся к взаимной оценке деятельности и самооценке.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования самооценки младших школьников.
2. Определить уровень сформированности самооценки у младших школьников посредством проведения диагностических методик.
3. Разработать и внедрить занятия, направленные на формирование самооценки младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Для решения данных задач, а также для достижения цели исследования был использован комплекс методов, таких как: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и диагностические методики, которые определяют уровень развития самооценки у младших школьников.
Практическая значимость исследования: представленный материал может быть использован учителями начальной школы для формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Практическая база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа №38.
Структура ВКР состоит из введения, в котором определены цель исследования и вытекающие из нее задачи, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе был рассмотрен процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Перед началом экспериментальной работы была сформулирована гипотеза, что развитие самооценки в младшем школьном возрасте будет эффективным, при соблюдении следующих условий:
— в ходе работы учитель дает положительную оценку ее участникам;
— педагог использует позитивную общественную оценку для оценки
деятельности нерешительных учащихся;
— учитель предоставляет каждому ученику полную оценку результатам
его деятельности;
— педагог привлекает учащихся к взаимной оценке деятельности и
самооценке.
Были рассмотрены различные определения и подходы к пониманию этого понятия, были выделены основные особенности и условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте, что помогло в дальнейшем правильно и более результативно организовать развитие среднего уровня самооценки при помощи деловой игры в процессе обучения.
Второй задачей был подбор диагностического инструментария для определения уровня самооценки у детей младшего школьного возраста и осуществление диагностического исследования на начальном и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы.
Для диагностики были выбраны три методики: методика «Лесенка», методика «Какой Я?», методика «Шкала самоуважения» М. Розенберга.
Выявленные в ходе констатирующего эксперимента результаты показали, что самооценка у 50% младших школьников находится на низком или завышенном уровне развития. По результатам исследования были выделены две группы детей - в состав контрольной группы вошли дети с высоким и средним уровнем самооценки, в экспериментальной группе были дети с низким уровнем развития самооценки.
Третья задача по внедрению комплекса занятий, проводимых в форме игр, также была реализована. Были проведены: вводное занятие с комплексом упражнений, деловые игры «Человек и закон», «Математический город».
Целью работы было теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психологических условий для формирования среднего уровня самооценки. В итоге всех проведенных работ, была видна положительная динамика развития самооценки у детей младшего школьного возраста. Так анализ результатов исследования на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы, показал, что у многих детей развитие самооценки находится на уровне нормы.
Поэтому можно сделать вывод, что разработанный комплекс занятий по формированию уровня самооценки младших школьников, повлиял на формирование среднего уровня самооценки у детей 3 класса.
Гипотеза подтвердилась, цель и задачи достигнуты.



1. Аспер К. Психология нарциссической личности: внутренний ребенок и самооценка. М.: КДУ: Добросвет, 2012. 356с.
2. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. М.: Добросвет, 2008. 137с.
3. Аверина В. А., Осорина М. В., Слободчиков И.М. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет. М.: Генезис, 2010 .232с.
4. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: Учебник для
бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 477c.
5. Болотова А. К. Социальные коммуникации. Психология
общения: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 327c.
6. Большакова Т. Общение и духовное становление личности школьника. [Электронный ресурс] // Воспитательная работа в школе. 2013. № 3. С. 9-15. Режим доступа:http: //ebiblioteka.ru/browse/doc/34809614
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология ; под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель, 2010. 671 с.
8. Вологодская О. П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! М.: Центрполиграф, 2012. 191c.
9. Волков Б. С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 35c.
10. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. 312с.
11. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479c.
12. Головей Л. Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016 .374с.
13. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие. М.: Сфера образования, 2009.256с.
14. Коноваленко М. Ю. Психология общения: Учебник для СПО.
Люберцы: Юрайт, 2016 468c.
15. Коннова Е. Г. РОСТ. Развитие, общение, самооценка, творчество. 3 класс. Курс внеурочной деятельности. Пособие для учителей и родителей. М.: Легион, 2014.479c.
16. Кондратюк Т.А. Формирование духовно-нравственных ценностей, обучающихся в профессиональном образовании: монография - Красноярск, 2013. 165с.
17. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М.: Просвещение, 2017. - 224c.
18. Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебник. М.: Инфра- М, 2017. 204c.
19. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420c.
20. Минюрова С. А. Психолого-педагогическое сопровождение самопознания и саморазвития. Екатеринбург: УрГПУ, 2010.144с.
21. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие для студентов и преподавателей психол. фак. Вузов. Москва: Флинта: Наука, 2010. 392с.
22. Молчанова О. Н. Между Сциллой и Харибдой высокой и низкой самооценки // Культурно-историческая психология. 2010. № 3.
23. Мэрфи Дж. Как стать уверенным в себе и поднять самооценку. М.: Попурри, 2014. 825c.
24. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2013. 687c.
25. Немов Р. С. Общая психология в 3х тт. том 1 в 4 книгах. книга 3 воображение и мышление: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 224c.
26. Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку. М.: Феникс, 2015. 449c.
Т1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для СПО /Л
Львов М. Р.: Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Юрайт, 2016. 401с.
28. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся // Начальная школа. 2012. № 7. С. 18-20
29. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум. М.: Форум, 2013. 304c.
30. Пирожкова Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников
с их социометрическим статусом // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015 - № S1. - С. 221-225. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75045.htm. (дата обращения: 23.03.2020).
31. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов. Под общ. ред. Л. И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. 220c.
32. Сапачева Л. Р. Обучение сотрудничеству в начальной школе // Народное образование.2013. № 2. С. 192-191.
33. Соловьева О. В., Шматова Е. П. Генезис морального самосознания в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2012 - N 4 -URL:http://ppip.idnk.ru(дата обращения 19.03.2020).
34. Становление личности младшего школьника. Воспитание
детского коллектива. 1-4 классы. Москва: ИЛ, 2018. 160c.
35. Фатуллаева А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте. Махачкала, 2009. 21с.
36. Францева В. О. Характеристика целевых и мотивационных установок младших школьников [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. - 2011. - Т. 20, № 4. - С. 19. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=11211904
31. Чистякова М.И. Психогимнастика. 3-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. 160с.
38. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная
психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата.
Люберцы: Юрайт, 2016. 576c.
39. Яровая Е. А. Алгебра. 8 класс. Формирование самооценки учебной деятельности. Учись учиться! М.: Учитель, 2015. 140c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ