Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

Работа №113905

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2020
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ состояния проблемы профессионального стресса медицинских работников 12
1.1 Стресс и профессиональный стресс как научные понятия и
категории 12
1.2 Внешние и внутренние факторы развития профессионального
стресса медицинских работников с экстремальными условиями труда 17
1.3 Психологическая профилактика как условие предупреждения
профессионального стресса у медицинских работников 26
Глава 2. Экспериментальное изучение профессионального стресса 30 медицинских работников с экстремальными условиями труда
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Эмпирическое исследование особенностей
профессионального стресса медицинских работников 35
2.3 Разработка и апробация программы профилактики
профессионального стресса у медицинских работников с экстремальными условиями труда 61
2.4 Анализ результатов апробации программы профилактики и психологические рекомендации по профилактике профессионального стресса 87
Заключение 97
Список используемой литературы 100


Актуальность исследования. В условиях модернизации современная профессиональная активность работника охвачена многочисленными связями и отношениями. В настоящее время службе скорой медицинской помощи присущи интенсивность социального взаимодействия при выполнении профессиональных обязанностей и задач [5, 7], высокий динамизм в условиях острой нехватки времени и ресурсов, что создает для сотрудников экстремальные производственные факторы.
Необходимость оказания экстренной медицинской помощи любому контингенту больных или пострадавших людей с отсутствием возможностей проведения дополнительных клинических исследований и получения консультативной помощи требуют от сотрудника как высокой профессиональной компетентности, поливалентной теоретической и практической подготовки, профессиональной наблюдательности, так и личностной мобилизации, выносливости, толерантности и эмоциональной устойчивости.
Осознание долга перед пациентом и значимости для него и его жизни принятых медицинским работником скорой помощи решений, являются для сотрудников службы одновременно и условием профессиональной мотивации, и фактором профессионального стресса [5]. Учет многих нюансов взаимоотношения конкретной личности с обществом, с позиций общечеловеческих нравственных ценностей, стимулирует самоотдачу и критику оценки результатов своего труда, создавая основу профессионального достоинства. Но, все это определяет и высокую затратность внутренних и внешних ресурсов личности медицинского работника, а наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся в неблагоприятных условиях функционирования, становится стресс.
Устойчиво существующие перегрузки без присутствия восстановительных периодов и мероприятий, пребывание в «поле негативной эмоциональности», оказывают разрушительное воздействие как на личность медработника, так и на его деятельность [5]. У специалистов как правило наблюдается целая совокупность физиологических и психологических изменений, выражающихся в снижении работоспособности, эмоциональной отчужденности, трансформации самоконтроля. Именно эти состояния и приводят к развитию профессионального стресса, являясь значимыми показателями его присутствия. Отрицательное воздействие факторов профессионального стресса определяет дезадаптацию специалистов с необратимыми «повреждениями» отдельных личностных функций [7].
Профессиональный стресс - это многокомпонентный феномен, захватывающий личность на всех уровнях функционирования и выражающийся в сложных психофизических, психосоматических и психических реакциях на ситуации, возникающие в ходе реализации задач профессиональной деятельности специалиста [18]. Проблемы профессионального стресса, трудовой дезадаптации, повышения стрессоустойчивости работника активно изучались и изучаются в современной науке. Результаты изучения отразились в исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.П. Бехтеревой, В.А. Винокура, В.В. Бойко, B.JI. Васильева, Г.С. Никифорова, А.Б. Леонова, В.И. Хальзова, А.А. Реана, С. Фолкмана, Г. Селье, Р.С. Лазаруса.
По убеждению специалистов, к профессиональному стрессу приводят рабочие перегрузки, несоответствие возможностей человека имеющимся требованиям, низкая трудовая мотивация, длительное профессионально-вынужденное общение (синдром «отравления пациентом»), низкая оплата труда. Исследования факторов и причин стресса в медицинской деятельности, проведенные среди 212-ти специалистов различных медицинских профилей и учреждений, позволили выделить самые значимые по мнению респондентов аспекты деятельности, вызывающие напряжение и приводящие к стрессу. Так, 65 % работников основной причиной высокого уровня профессионального стресса считают субъективность при оценке рабочих трудностей, низкую автономию при выполнении сложных монотонных профессиональных задач и крайнюю категоричность следования предписаниям, 52 % респондентов называют в качестве причины неадекватное вознаграждение за труд, 50 % указывают на психологические и физические перегрузки, а 52 % опрошенных медицинских работников указывают на отсутствие социального и коллективного одобрения деятельности, приводящего к снижению уверенности в себе. [28, с. 44-53].
На сегодня еще многие аспекты профессионального стресса у медицинских сотрудников остаются не выясненными, но все внимание, в основном, сосредоточено на одном из наиболее ярких негативных окончательных продуктов профессионального стресса - синдроме эмоционального выгорания (Л.И. Ларенцова, Н.В. Козина, Б.А. Ясько и др.) [13].
Проблема профилактики профессионального стресса, поднята недавно и обусловлена, высокой социально-экономической ценой медицинской ошибки. Деперсонализация и цинизм по отношению к пациентам, развивающиеся как способ защиты от физических и психических перегрузок, - это еще одна причина для изучения феномена, так как, по мнению ученых (I.C. McManus, B.C. Winder, D. Gordon), именно посредством этого медики пытаются сохранить свое хрупкое психическое благополучие.
Изучением профессионального здоровья и благополучия работников в рамках системного междисциплинарного подхода занимались отечественные и зарубежные исследователи: Л.И. Анцыферова [4], Ю.А. Александровский [3], Н.Е. Водопьянова [13], А.Б. Леонова [26, 28], Л.А. Китаев-Смык [21], Г.С. Никифорова [24], W. Bolanowski [60], C.L. Cooper, S. Clark, A.M. Rowbottom [62], Т. Сох, M. Leiter [63]. Но вопросы, касающиеся особенностей формирования профессионального стресса у медицинских работников, в частности, сотрудников скорой помощи, в исследованиях не раскрыты.
Работа представителей выездных врачебных и фельдшерских бригад связана с постановкой диагноза, осуществлением мероприятий до статуса «стабилизация пациента» и, при наличии медицинских показаний, транспортировкой его в лечебное профильное учреждение. Такая сложноорганизованная деятельность сопровождается интенсивным воздействием комбинированного комплекса факторов - физических, биологических, психогенных, к которым можно отнести вынужденное положение тела с перенапряжением в некоторых органах и системах, компрессию позвонков (травматическую и нетравматическую), работу в суточном режиме, неэкологичность среды выполнения профессиональных обязанностей (загазованность, запыленность, температурный режим), психоэмоциональные перегрузки при необходимости соблюдения принципа «пациент всегда прав» и пр.
Влияние специфических производственных факторов, таких как соблюдение этических и деонтологических условий выполнения деятельности, постоянная профессиональная и моральная готовность к экстренным и экстремальным ситуациям (порой и криминогенного характера) и многих других, не может не сказаться как на физическом состоянии медицинского работника, так и на его психологическом благополучии и поведении в целом.
Проведенный анализ специфики деятельности медицинского работника служб скорой медицинской помощи подтверждает актуальность проблемы профессионального стресса и острую необходимость его своевременной профилактики.
Анализ этой проблемы позволил выделить противоречие, содержащееся в том, что, несмотря на изученность проблемы профессионального стресса у медицинских работников, работающих в условиях экстремальной ситуации, и динамическое развитие научных разработок этой проблемы, все еще на современном этапе недостаточное внимание уделяется аспектам практической реализации научных достижений и анализу условий и способов, направленных на предупреждение профессионального стресса и профилактику эмоционального выгорания медицинского работника.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему данного исследования. Она заключается в отсутствии целенаправленных программ психологической помощи, направленных на предотвращение выгорания медицинских работников, реализующихся в условиях постоянно- воздействующих стресс-факторов и стрессогенности профессиональной деятельности в целом, и необходимости изучения возможностей внедрения программ психологической профилактики и выявлении факторов их эффективности для решения задач сохранения физического и психического здоровья медицинских сотрудников.
Решение данной проблемы позволит продвинуться в области психопрофилактики профессионального стресса у специалиста в конкретных видах медицинской деятельности, что позволит считать исследование актуальным как с теоретических, так и с практических позиций.
Цель исследования: изучение возможностей психологической профилактики профессионального стресса медицинских работников с экстремальными условиями труда.
Объект исследования - профессиональный стресс медицинских работников.
Предмет исследования - психологическая профилактика профессионального стресса медицинских работников с экстремальными условиями труда.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что своевременная психологическая помощь в виде комплекса психопрофилактических мероприятий, направленных на актуализацию ценностно-смыслового значения профессии и самоуважения в совокупности с развитием навыков психоэмоциональной регуляции, релаксации и конструктивного поведения, будет способствовать предупреждению развития явлений психической дезадаптации и эмоционального и личностного выгорания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень профессионального стресса и эмоционального выгорания медицинских работников с экстремальными условиями труда.
3. Разработать программу психологической профилактики профессионального стресса и эмоционального выгорания медицинских работников с экстремальными условиями труда.
4. Выявить и проанализировать полученные результаты.
Научная новизна исследования состоит в том, что изучение проблемы профессионального стресса, существующего в деятельности медицинских работников службы скорой помощи, позволит выделить и утвердить наличие объективно существующей стрессогенности ситуации профессиональной деятельности ССМП в целом и, тем самым, определить необходимость программ психологической помощи и психологического сопровождения личности медработника при его профессиональной реализации. На основании такого положения предложенная нами программа психологической профилактики профессионального стресса и эмоционального выгорания медицинских работников с экстремальными условиями труда отразит не только новизну, но и практическую значимость проведенного исследования.
Методы и методики исследования:
1) Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
2) Психодиагностические методы: психодиагностические тесты -
опросники: 1. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных,
И.М. Тыртышников); 2. Методика выявления степени подверженности стрессам (Тарасов Е.А.); 3. Методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» В.В. Бойко; 4. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.
3) Методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, критерий Вилкоксона для связанных выборок; факторный анализ).
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами, а именно:
- экологический подход А. Марселла, П. Варра, позволяющий утверждать, что профессиональный стресс возникает в результате несоответствия требований рабочей среды и индивидуальных ресурсов;
- трансактный подход (Р. Лазарус, Т. Кокс) в модели
профессионального стресса, где источники стресса на «входе» анализируются во взаимодействии с установками (мотивами) работника;
- теоретические и практические исследования проблемы профессионального стресса (Н.Е. Водопьянова [13], К. Маслач, В.В. Бойко [10], А.А. Обознов [34], В.А. Винокур [12] и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических и практических представлений о профессиональном стрессе у медицинского персонала служб скорой медицинской помощи и его динамике в условиях производственной деятельности, характеризующейся повышенной интенсивностью, перегрузками и физическим и психическим перенапряжением.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в области практической психологии с целью проведения профилактических психологических мероприятий для медицинских сотрудников, в том числе реализующих и в службах скорой медицинской помощи.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области психологии труда, стресса и профессионального стресса; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативностью выборки; применением методов математической статистики.
Экспериментальная база. Экспериментальной базой исследования, является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи», где испытуемыми выступили медицинские работники - фельдшера, медицинские сестры и врачи.
Апробация результатов исследования. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях, тезисах на международных и всероссийских конференциях.
Личный вклад автора выразился в последовательном и полном анализе научной литературы по проблеме стресса, профессионального стресса и его особенностей у медицинских работников с экстремальными условиями труда, что позволило выделить доминирующие факторы стресса в рамках их профессиональной деятельности. Также автором были проанализированы подходы в профилактике профессионального выгорания, что позволило разработать программу, направленную на предупреждение профессионального и эмоционального выгорания у медицинских работников.
Положения, выносимые на защиту:
- медицинскому персоналу станций скорой медицинской помощи, работающему в условиях высокой интенсивности, динамизма, перегрузок, повышенной ответственности, где деятельность сопровождается требованиями к постоянной личностной мобилизации, выносливости, эмоциональной устойчивости, присущи физические и психоэмоциональные перегрузки, и, как следствие, профессиональный стресс;
- на фоне профессиональной деятельности и сопутствующему ей стрессу, медицинскому работнику скорой помощи присущи симптомы эмоционального выгорания в виде физиологических и психологических изменений, выражающихся в снижении работоспособности, эмоциональной отчужденности, трансформации самоконтроля и прочих личностных изменений и деструкций;
- в стрессогенных условиях профессиональной деятельности с большим количеством стресс-факторов медицинским работникам требуется создание условий, направленных на предупреждение профессионального стресса и профилактику эмоционального выгорания медицинского работника;
- психологическая помощь в виде комплекса психопрофилактических мероприятий, направленных на актуализацию ценностно-смыслового значения профессии и самоуважения в совокупности с развитием навыков психоэмоциональной регуляции, релаксации и конструктивного поведения, будет способствовать предупреждению развития явлений психической дезадаптации и эмоционального и личностного выгорания.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 11 рисунков, 12 таблиц, списка используемой литературы (65 источников). Основной текст работы изложен на 107 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная профессия, неотъемлемо связана всесторонней активностью субъекта, пропитана многочисленными связями и отношениями. И в настоящее время, службе скорой медицинской помощи, присущи интенсивность социального взаимодействия, высокий динамизм в условиях острой нехватки времени и ресурсов, которые создают новые для сотрудников экстремальные производственные факторы.
Профессиональный стресс - многогранный феномен, раскрывающийся в психосоматических реакциях на острые трудовые ситуации специалиста.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме профессионального стресса были проанализированы труды Л.И. Анцыферовой, Ю.А. Александровского, А.Б. Леоновой, Л.А. Китаева- Смык, Н.Е. Водопьяновой, W. Bolanowski, C.L. Cooper, S. Clark, A. M. Rowbottom, Т. Сох, M. Leiter. В.А. Винокура, В.В. Бойко, B. JI. Васильева.
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема профессионального стресса динамично разрабатывается, но специфика проявлений данного феномена у медицинских сотрудников, в частности службы скорой медицинской помощи, не получила достаточной систематической проработки, что и создает трудности продвижения программ психологической профилактики профессионального стресса.
В результате эмпирического изучения уровня профессионального стресса и эмоционального выгорания медицинских работников с экстремальными условиями труда было определено следующее:
- большинство медицинских работников службы СМП испытывают высокий уровень профессионального стресса (74 %), что требует профилактических и коррекционных действий;
- в ходе профессиональной деятельности отмечен рост напряжения и повышение уровня стресса у медработников - в 2018 г. выявлено 46 % сотрудников подверженных стрессу, а в следующем году (2019 г.) уже 72 %. Такие данные свидетельствуют о снижении у испытуемых адаптивности и стрессоустойчивости;
- анализ волевой саморегуляции и ее динамики в течении года также показал рост показателей как волевого контроля, так и настойчивости и самообладания. Эти данные могут свидетельствовать о нарастании потребности в контроле и чрезмерном самоконтроле, а также о снижении спонтанности у испытуемых. Последствиями этого является внутренняя напряженность с преобладанием озабоченности и снижением чувствительности, а также утрате гибкости поведения, что негативно влияет на профессиональную идентичность;
- анализ уровня эмоционального выгорания также показал рост в течении года. Так, в 2018 г. фазы напряжения, резистенции и истощения находились в зоне формирования, а в 2019 г. фазы были уже полностью сформированы, что свидетельствует о развитии у испытуемых защитного механизма от сопровождающих деятельность психотравмирующих обстоятельств и состояния эмоционального выгорания с симптомами истощения индивидуальных физических и психических ресурсов.
Полученные данные были проанализированы при помощи Т-критерия Вилкоксона, что позволило подтвердить достоверность факта большей интенсивности профессионального стресса, волевой саморегуляции и эмоционального выгорания в 2019 г. по сравнению с состояниями, выявленными годом ранее.
Также нами были выделены тенденции формирования основных последствий длительно воздействующего и некомпенсированного профессионального стресса, а именно, сдвиг уровня и повышение степени подверженности профессиональному стрессу, изменения в волевой саморегуляции, явления эмоционального переноса и интериоризации обстоятельств профессиональной деятельности, формирование нравственных дефектов и дезориентация личности, слабая мотивация и склонность к эмоциональной ригидности;
Для достижения цели исследования нами была разработана и апробирована программа профилактики профессионального стресса у медицинского персонала ССМП, которая включала в себя такие направления работы, как психологическое просвещение и психологическая профилактика. Для реализации задач программы нами использовались интерактивные методы, активные методы социально-психологического обучения и развития, методы, стимулирующие самоанализ и рефлексию (самораскрытие, обратная связь, выражение чувств и пр.), а также упражнения и задания для развития навыков саморегуляции, релаксации и навыков эффективного группового взаимодействия.
Результаты проведенного исследования и анализ эффективности программы показывают, что гипотезу о том, что своевременная психологическая помощь в виде комплекса психопрофилактических мероприятий, направленных на актуализацию ценностно-смыслового значения профессии и самоуважения в совокупности с развитием навыков психоэмоциональной регуляции, релаксации и конструктивного поведения, будет способствовать предупреждению развития явлений психической дезадаптации и эмоционального и личностного выгорания у медицинских работников службы скорой медицинской помощи можно считать подтвержденной.
Также, разработанная программа профилактики профессионального стресса за счет актуальности и высокой практико-ориентированности может быть рекомендована для внедрения в работу специалистов-психологов в целях повышения эффективности психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников скорой медицинской помощи.



1. Акимова А. Р. Индивидуально-типологические особенности
стрессоустойчивости личности [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-tipologicheskie-osobennosti-stressoustoychivosti-lichnosti(дата обращения: 25.05.2020).
2. Александрова Л. А. Адаптация к трудным жизненным ситуациям и психологические ресурсы личности. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 12-41.
3. Александровский Ю. А. Психогении в экстремальных условиях. Монография. Москва.: Медицина, 1991. 115 с.
4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита . // Психологический журнал. Т. 15 № 1 1994. С. 3-18.
5. Артемьева Г. Б., Гехт И. А. Постарение населения и некоторые
проблемы организации скорой медицинской помощи [Электронный ресурс] // Здравоохранение РФ. 2012. №3. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/
postarenie-naseleniya-i-nekotorye-problemy-organizatsii-skoroy-meditsinskoy-pomoschi(дата обращения: 25.05.2020).
6. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: «Институт практической психологии», 1996. 768 с.
7. Баженова Н. Г., Орлова Н. М., Окунева Н. В. Профессиональный
стресс и эмоциональное выгорание медицинских работников [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-stress-i-emotsionalnoe-vygoranie-meditsinskih-rabotnikov(дата обращения: 24.05.2020).
8. Башмаков В. И. Социология управления. Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс]. - URL:https://studme.org/71904/sotsiologiya/sotsiologiya upravleniya(дата обращения: 25.04.2020).
9. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
10. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
11. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования и мифы. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2013. 115 с.
12. Винокур В. А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru(дата обращения: 23.05.2020).
13. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. доп. СПб.: Питер, 2008. 258 с.
14. ВОЗ. Вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 [Электронный ресурс]. - URL: https: //www.who. int/ru(дата обращения: 20.05.2020).
15. Ворошень О. Г. Профессиональная идентичность аспирантов:
эмоционально-оценочный аспект [Электронный ресурс] // Социологический альманах. 2015. №6. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/professionalaya-
identichnost-aspirantov-emotsionalno-otsenochnyy-aspekt(дата обращения: 24.05.2020).
16. Врач и пациент. Как найти консенсус и вернуть уважение к профессии врача [Электронный ресурс] // Аргументы и Факты. - URL: https://aif.ru/society/healthcare/vrach i pacient kak nayti konsensus i vernut uvazhenie k professii vracha(дата обращения: 02.03.2020).
17. Денисова О. В. Особенности эмоционально-ценностного
отношения студентов-медиков к своей будущей профессии [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №76-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalno-tsennostnogo-otnosheniya-studentov-medikov-k-svoey-buduschey-professii(дата обращения: 24.05.2020).
18. Занковский А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния. М.: Наука, 1991. С. 144-156.
19. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Мир, 2006. 336 с.
20. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: Психологическая
антропология стресса. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.
21. Китаев-Смык Л. А. Сознание и стресс: Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз. М.: Смысл, 2015. 768 с.
22. Козлова Т. В., Саблина Т. А. Профессиональное выгорание
медицинских сестёр различной специализации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2010. №10. С. 323-327. URL:
https://moluch.ru/archive/21/2087/(дата обращения: 13.01.2020).
23. Кузнецова Л. Э., Косинова Д. С. Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. №12. С. 190-192.URL:https://moluch.ru/archive/146/40969/(дата обращения: 05.02.2020).
24. Кутько И. И., Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у
медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция
[Электронный ресурс]. Киев.: Сфера, 2004. 271 с. // Социальная и
клиническая психиатрия. 2005. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/yurieva-l-n-professionalnoe-vygoranie-u-meditsinskih-rabotnikov-formirovanie-profilaktika-korrektsiya-kiev-sfera-2004-271-s(дата обращения: 23.05.2020).
25. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к
психологическому стрессу [Электронный ресурс] // Психологические
факторы на работе и охрана здоровья. М.: Женева, 1989. С. 121-126.
26. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. / Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. 2000 № 3. С. 4-21.
27. Леонова А. Б. Психологические механизмы саморегуляции функциональных состояний человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В. И. Моросановой. М.: ПИРАО-СевКаз ГТУ, 2007. С. 345-369.
28. Леонова А. Б., Багрий М. А. Синдромы профессионального стресса у врачей разных специализаций // Вестник Московского университета. Серия 14. 2009 №3 С. 44-53.
29. Леонова А. Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом. / Вестник Московского университета. - Сер. 14. 2007 № 3. С. 69-81.
30. Леонтьев А. А. Проблемы теоретической социологии / Деятельный ум: (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. 380 с.
31. Лечебное дело: всё больше врачей в России идут под суд. Почему
доктора опасаются уголовного преследования и криминализации профессии [Электронный ресурс] // Известия. URL:https://iz.ru/930834/aigul-khabibullina/lechebnoe-delo-vse-bolshe-vrachei-v-rossii-idut-pod-sud (дата
обращения: 02.03.2020).
32. Литвинова А. «Бей» или «беги» - варианты поведения человека под Воздействием страха [Электронный ресурс]. URL:https://www.mk.ru/social/2020/03/22/ekspert- predupredil-ob-ugrozakh-psikhike-izza-koronavirusa-suicidy-agressiya.html/(дата обращения: 12.04.2020).
33. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин. СПб.: Питер, 2016. 583 с.
34. Обознов А. А., Иноземцева О. В. Выгорание и увлеченность работой // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий/ под ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла, С. А. Подсадного, Л. Н. Юрьевой, С. А. Игумнова. Курск.: КГУ, 2008. С. 99-105.
35. Одинцова М. А. Специфика проявления рентной установки в поведении человека [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник № 2, 2010. С. 192-196. URL:http://vestnik.yspu.org(дата обращения: 6.02.2020).
36. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2012. 480 с.
37. Осёдло В. И. Теоретические аспекты профессионального «Я- образа» личности [Электронный ресурс] // Психология и право: электрон. журнал / Портал психологических изданий. 2013. № 2. URL: http://psyjoumals.ru/psyandlaw/2013/n2/61025(дата обращения: 24.05.2020).
38. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2013. 320 с.
39. Павлов А. Стресс и болезни адаптации. М.: Практическая Медицина, 2012. 297 с.
40. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание
профессионального становления человека. М.: Издательство УРАО, 2002. 160с.
41. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 415 «Об
утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/
73837380/#friends (дата обращения 21.05.2020).
42. Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 «Об
утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001202004130015(дата обращения 21.05.2020).
43. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. Казань.: КНИТУ, 2012. 212 с.
44. Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / Составители: Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. М.: Институт практической психологии, Воронеж.: НПО МОДЭК, 1996. 177 с.
45. Психология здоровья: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2002. 256 с.
46. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. /Под ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.
47. Самотруева М. А., Сергалиева М. У., Ясенявская А. Л., Мажитова М. В., Теплый Д. Л., Кантемирова Б. И. Информационный стресс: причины, экспериментальные модели, Влияние на организм [Электронный ресурс] // Астраханский медицинский журнал. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/informatsionnyy-stress-prichiny-eksperimentalnye-modeli-vliyanie-na- organizm(дата обращения: 23.05.2020).
48. Сапольски Р. Психология стресса. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2018. 480 с.
49. Сафиуллина Л. А. Профессиональный стресс и синдром выгорания
у медицинских работников [Электронный ресурс] // Международный
студенческий научный вестник. 2018. №4-2. URL: http: //eduherald.ru /ru/article/view?id= 18521(дата обращения: 12.01.2020).
50. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. Пер. с англ. М.: Белая Русь, 1992. 115 с.
51. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Книга по требованию, 2012. 66 с.
52. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: Теория, практика. М.: ИП РАН, 2009. 255 с.
53. Тарасов Е. А. Как победить стресс. М.: Айрис-пресс, 2002. 346 с.
54. Указ Президента РФ от 28.06.2007 №825 (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:/ http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 69366/(дата обращения 04.04.2018).
55. Указ Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении
дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» [Электронный ресурс]. URL: https: //www.garant.ru
/hotlaw/federal/1373160/(дата обращения 21.05.2020).
56. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. 362 с.
57. Худякова Е. С. Динамика профессиональной идентичности
женщин - медицинских работников [Электронный ресурс] // Социо- и
Психолингвистические исследования 2016. Вып. 4 С. 35- 40. URL:
http://splr.psu.ru(дата обращения: 7.02.2020).
58. Шапран М. Неудовлетворенность общества действующей
системой здравоохранения налицо [Электронный ресурс]. URL: https://vladmedicina.ru/articles/biznes/2015-04-05-mihail-shapran.htm (дата
обращения: 02.03.2020).
59. Штерн А. Эксперт ВОЗ о коронавирусе: «В России начали
агрессивное тестирование людей, отсюда всплеск новых зарегистрированных случаев» [Электронный ресурс]. URL: https ://echo. msk. ru/blog/
openworld/2615965-echo/(дата обращения: 12.04.2020).
60. Bolanowski W. Anxiety about professional future among young doctors. International Journal of occupational medicine and environmental health, 18, 2005.
61. Cannon W. B. The Wisdom ofthe Body. — New York: W. W. Norton & Company, 1963.
62. Cooper C. L., Clark S., Rowbottom A. M. Occupational stress, job satisfaction and well-being in anesthetists. Stress medicine, 15, 1999.
63. Сох Т., Leiter M. The health of health care organizations. Work stress, 6, 1992.
64. Kholodnaya M. A. Intelligence, creativity, learning capability: resource approach (development of V. N. Druzhinin’s ideas). Social Sciences, 2016, V. 47, no. 2, pp. 80-94
65. Morosanova V. I., Bondarenko I. N. Diagnostika samoreguljacii cheloveka [Diagnostics of self-regulation of the person]. Moscow: Kogito-Centre, 2015. 304 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ