Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Ростовский филиал))
|
Введение 3 Глава I. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей: общая характеристика 7
1.1 Понятие и содержание социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.2 Правовой статус детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 15
1.3 Правовое регулирование социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей19
Глава II. Особенности социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей 26
2.1 Гарантии предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей 26
2.2 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование 32
2.3 Гарантии трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 39
Заключение 45
Библиографический список 49
1.1 Понятие и содержание социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.2 Правовой статус детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 15
1.3 Правовое регулирование социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей19
Глава II. Особенности социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей 26
2.1 Гарантии предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей 26
2.2 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование 32
2.3 Гарантии трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 39
Заключение 45
Библиографический список 49
Приняв на себя ответственность по защите ребенка, государство обязано постоянно осуществлять поиск наиболее эффективного механизма, позволяющего реально защитить права и интересы детей. Особенно в данной защите нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей. О необходимости особой защиты данной категории детей сегодня говорят на разных уровнях власти. Существование в нашей стране детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является объективным фактом, требующим повышенного внимания государства к проблеме их защиты, охраны социального обеспечения. Одной из важнейших задач государства является финансовая и материальная поддержка данной категории лиц, в том числе в момент выхода их из-под опеки государственных учреждений.
Проводимые в нашем государстве реформы, начиная с 90-х годов двадцатого века, привели к социально-экономическим и политическим преобразованиям, которые негативно сказались на институте семьи, брака, увеличилось количество отказов от детей, неблагополучных семей, выросла безнадзорность и беспризорность детей и подростков.
Сегодня со стороны законодателя и исполнительной власти, а также многочисленных общественных организаций, уделяется большое внимание вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, не смотря на произошедшие законодательные изменения, сегодня нельзя говорить о действенном механизме реализации государственных задач – защиты материнства и детства, защиты и обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное утверждение подтверждается многочисленными нарушениями этих прав, о чем свидетельствуют публикации в СМИ, официальные статистические данные прокуратуры РФ, судебные разбирательства. Данные негативные факторы вызваны как несовершенством организации органов исполнительной власти, злоупотреблениями, преступлениями в данной сфере, а также проблемами правового регулирования.
Нельзя не обратить внимание на сложное экономическое положение, в котором сегодня оказалось наше государство. Сокращение бюджетных доходов отражается на многих слоях нашего населения и в первую очередь на семьях, имеющих детей. Их поддержка является особенно важной в такой сложный момент. Отсутствие такой поддержки может привести к резкому росту сиротства и безнадзорности в нашей стране. Также сокращение финансирования социальной сферы может негативно сказаться на обеспечении
государственных учреждений, осуществляющих опеку над детьми-сиротами.
Актуальность темы дипломной работы подтверждается и недостаточной ее разработанностью в правовой литературе.
На сегодняшний момент исследователи не уделяют должного внимание разработке таких проблем как материальная поддержка детей-сирот, нет монографических исследований в сфере анализа эффективности правового регулирования поддержке детей-сирот.
Среди авторов, чьи работы были опубликованы в последние годы, следует выделить, например, тех, кто обратил внимание на проблемы, связанные с правовым регулированием социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: Азарова, Е.Г., Базарова, Е.Б., Бикситова Ж.А. Теоретическим основам исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей посвятили свои работы: Константинова Н.Н., Михеева Л.Ю. В то же время, в связи с произошедшими законодательными изменениями, а также проблемами, которые обнаруживаются в применении нового законодательства, вопросы предоставления социальных гарантий детям, оставшихся без попечения родителей в рамках социальной политики государства не теряют своей актуальности и нуждаются в дальнейшем научном развитии.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению и выявлению проблем, связанных с осуществлением социальной защиты в отношении детей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере гарантий на социальную защиту детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Предметом исследования являются: нормативно - правовая база, связанная с правовым регулированием социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также правоприменительная практика и доктрина.
Цель дипломной работы заключается в рассмотрении системы
социальной защиты и предоставляемых социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Задачи данного исследования:
Провести анализ государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей;
Раскрыть особенности дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей;
Изучить и провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
В процессе написания дипломной работы были использованы различные методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы; метод обобщения и сравнительно-
правовой метод.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается понятие и правовой статус социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, а также правовое регулирование данной категории детей.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются окончательные выводы по исследованной теме.
Проводимые в нашем государстве реформы, начиная с 90-х годов двадцатого века, привели к социально-экономическим и политическим преобразованиям, которые негативно сказались на институте семьи, брака, увеличилось количество отказов от детей, неблагополучных семей, выросла безнадзорность и беспризорность детей и подростков.
Сегодня со стороны законодателя и исполнительной власти, а также многочисленных общественных организаций, уделяется большое внимание вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, не смотря на произошедшие законодательные изменения, сегодня нельзя говорить о действенном механизме реализации государственных задач – защиты материнства и детства, защиты и обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное утверждение подтверждается многочисленными нарушениями этих прав, о чем свидетельствуют публикации в СМИ, официальные статистические данные прокуратуры РФ, судебные разбирательства. Данные негативные факторы вызваны как несовершенством организации органов исполнительной власти, злоупотреблениями, преступлениями в данной сфере, а также проблемами правового регулирования.
Нельзя не обратить внимание на сложное экономическое положение, в котором сегодня оказалось наше государство. Сокращение бюджетных доходов отражается на многих слоях нашего населения и в первую очередь на семьях, имеющих детей. Их поддержка является особенно важной в такой сложный момент. Отсутствие такой поддержки может привести к резкому росту сиротства и безнадзорности в нашей стране. Также сокращение финансирования социальной сферы может негативно сказаться на обеспечении
государственных учреждений, осуществляющих опеку над детьми-сиротами.
Актуальность темы дипломной работы подтверждается и недостаточной ее разработанностью в правовой литературе.
На сегодняшний момент исследователи не уделяют должного внимание разработке таких проблем как материальная поддержка детей-сирот, нет монографических исследований в сфере анализа эффективности правового регулирования поддержке детей-сирот.
Среди авторов, чьи работы были опубликованы в последние годы, следует выделить, например, тех, кто обратил внимание на проблемы, связанные с правовым регулированием социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: Азарова, Е.Г., Базарова, Е.Б., Бикситова Ж.А. Теоретическим основам исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей посвятили свои работы: Константинова Н.Н., Михеева Л.Ю. В то же время, в связи с произошедшими законодательными изменениями, а также проблемами, которые обнаруживаются в применении нового законодательства, вопросы предоставления социальных гарантий детям, оставшихся без попечения родителей в рамках социальной политики государства не теряют своей актуальности и нуждаются в дальнейшем научном развитии.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению и выявлению проблем, связанных с осуществлением социальной защиты в отношении детей из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере гарантий на социальную защиту детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Предметом исследования являются: нормативно - правовая база, связанная с правовым регулированием социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также правоприменительная практика и доктрина.
Цель дипломной работы заключается в рассмотрении системы
социальной защиты и предоставляемых социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Задачи данного исследования:
Провести анализ государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей;
Раскрыть особенности дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей;
Изучить и провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
В процессе написания дипломной работы были использованы различные методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы; метод обобщения и сравнительно-
правовой метод.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается понятие и правовой статус социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, а также правовое регулирование данной категории детей.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются окончательные выводы по исследованной теме.
Подводя итоги в изучении и рассмотрение исследуемой темы, можно сделать вывод о том, что социальная защита - является одним из основных направлений деятельности государства. Она представляет собой совокупность необходимых мер социальной поддержки, которые направлены на поддержание слабо защищенных категорий населения. В конкретном случае, была рассмотрена такая категория граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Особое внимание защите их прав и гарантий по осуществлению социальной помощи данной категории детей обусловлено, прежде всего, возрастным критерием. Дети, это особый субъект социальной защиты, находящийся на особом контроле у государства. Они в силу возраста и интеллектуального развития не способны осуществить полноценную и всестороннюю защиту своих прав от внешних посягательств и в силу этого не имеют возможности воспрепятствовать ей.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включает в себя определенную систему социальных гарантий и определенных льгот, которые реализуются в разных сферах жизни. Они гарантируют право на получения образования, на предоставление жилого помещения, на льготы при трудоустройстве.
Такое пристальное внимание к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не случайно, так как такие дети не по своей воле родились в семьях, где отсутствуют моральные и нравственные ценности, принятые и действующие в обществе на протяжении многих тысячелетий.
В нашей стране существует гуманная политика в отношении родителей, которые недобросовестно исполняют свои родительные обязанности. До последнего момента государство предоставляет возможности для исправления негативной ситуации и оставление ребенка с родителями. Если же уполномоченные органы выявят факт неоднократного неисполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку, то незамедлительно будут предприняты все возможные установленные законом меры по обеспечению и ребенок будет помещен в наиболее благоприятную среду для развития и дальнейшего проживания.
При исследовании данной темы был проведен анализ не только федерального законодательства, но и нормативно-правовых актов на региональном уровне. В соответствии с потребностями регионов, в их нормативно-правовых актах прослеживаются определенные дополнительные льготы и меры социальной поддержки, которые улучшают их социальное положение.
Помимо этого, хочется затронуть выявленные проблемы и предложить возможные пути их решения.
Главная проблема заключается в том, что вся система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в особенности – ее государственная часть фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.
Анализируя законодательство на различных уровнях и в различных регионах страны, мы пришли к выводу, что существует проблема. Суть ее заключается в том, что с учетом специфики региона и ее финансовых возможностей не всегда реализуется принцип равенства людей в осуществлении их прав. На федеральном уровне принимается закон, который регулирует минимальные социальные гарантии, а руководство в регионах уже отталкиваясь от этого создает свой региональный нормативно-правовой акт. Зачастую такие нормативно-правовые акты регионов разные, что может привести к неравенству граждан и породить негативные социальные процессы.
Что касается обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то несмотря на систему нормативно-правовых актов существует нарушение данных прав граждан. Это, в свою очередь, можно выделить как проблему, которая ущемляет права лиц из указанной категории, так как при предоставлении жилья могут возникнуть затруднения. К примеру, не всегда возможно предоставить жилое помещение, потому как подходящего жилья просто нет. Или же, жилые помещения имеются, но они не отвечают минимальным требованиям по площади жилого помещения и его технического состояния.
Устранения данной проблемы необходимо путем закрепления в нормативно-правовых актах конкретного положения, на основании которого в регионах должен заранее формироваться специализированный жилищный фонд на основании данных о количестве детей, оставшихся без попечения родителей. Это, в свою очередь, позволит избежать проблему несвоевременного предоставления жилого помещения нуждающимся категориям граждан, а в частности детям, оставшимся без попечения родителей.
Так же в сфере труда и трудоустройства несовершеннолетних граждан существуют свои слабые места в законодательстве. В качестве проблемы, можно выделить, лишь то, что при всем желании и стремлении несовершеннолетних трудоустроиться и начать зарабатывать собственные денежные средства, работодатели не всегда готовы взять на работу работников из указанной категории. Причиной этого является как раз наличие ограничений у таких потенциальных работников, касающихся рабочего времени и времени отдыха, отпуска, и другие особенности. Работодателю будет намного выгоднее взять на работу совершеннолетнего работника, у которого будет больше производительность, следовательно и прибыль тоже будет увеличиться. Но несмотря на предусмотренную законодательством квоту в основном от 2% до 4% от общего числа работников, ущемление прав несовершеннолетних все равно имеет место быть. В качестве примера, приведем статистику по количеству трудоустроенного населения в Ростовской области. По завершению 2020г. было трудоустроено более 1000 тысячи человек взрослого населения и всего лишь чуть больше 200 человек из числа несовершеннолетних.
В качестве решения выявленной проблемы может быть своего рода «поощрение» со стороны государства работодателя, который принимает на работу несовершеннолетних в виде предоставления определенных льгот. Таким образом, будет реализовываться право несовершеннолетнего на труд, а работодатель будет получить различного рода «облегченные» условия своего существования и функционирования на рынке труда и услуг.
В процессе исследования данной темы, поставленные нами цели были достигнуты. Для этого были решены следующие задачи: проведен анализ государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей и нормативно-правовой базы, регулирующей категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же были выявлены: особенности дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей и существующие проблемы.
Социальная защита детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно является очень значимым направлением в государственной политике государства. Несмотря на достаточно развитую систему социальной помощи и поддержки, в настоящее время все еще остается большое количество детей, которые остались без попечения родителей.
С большой вероятностью можно сказать, что такая категория детей будет всегда, так как невозможно полностью «исправить» неблагополучных родителей и привить им чувство ответственности, но в силах государства и общества оказать помощь и поддержку таким особенным детям, как говорится, родителей никто не выбирает.
Но если в жизни ребенка все-таки сложилась такая ситуация, то необходимо приложить все возможные меры помощи в прохождении сложного этапа в его в жизни для дальнейшей его социализации. Чтобы несмотря на неудачный опыт устройства жизни своих родителей на нем не оставался отпечаток на его дальнейшую жизнь. Необходимо дать ему возможность на построение счастливого будущего.
Особое внимание защите их прав и гарантий по осуществлению социальной помощи данной категории детей обусловлено, прежде всего, возрастным критерием. Дети, это особый субъект социальной защиты, находящийся на особом контроле у государства. Они в силу возраста и интеллектуального развития не способны осуществить полноценную и всестороннюю защиту своих прав от внешних посягательств и в силу этого не имеют возможности воспрепятствовать ей.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включает в себя определенную систему социальных гарантий и определенных льгот, которые реализуются в разных сферах жизни. Они гарантируют право на получения образования, на предоставление жилого помещения, на льготы при трудоустройстве.
Такое пристальное внимание к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не случайно, так как такие дети не по своей воле родились в семьях, где отсутствуют моральные и нравственные ценности, принятые и действующие в обществе на протяжении многих тысячелетий.
В нашей стране существует гуманная политика в отношении родителей, которые недобросовестно исполняют свои родительные обязанности. До последнего момента государство предоставляет возможности для исправления негативной ситуации и оставление ребенка с родителями. Если же уполномоченные органы выявят факт неоднократного неисполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку, то незамедлительно будут предприняты все возможные установленные законом меры по обеспечению и ребенок будет помещен в наиболее благоприятную среду для развития и дальнейшего проживания.
При исследовании данной темы был проведен анализ не только федерального законодательства, но и нормативно-правовых актов на региональном уровне. В соответствии с потребностями регионов, в их нормативно-правовых актах прослеживаются определенные дополнительные льготы и меры социальной поддержки, которые улучшают их социальное положение.
Помимо этого, хочется затронуть выявленные проблемы и предложить возможные пути их решения.
Главная проблема заключается в том, что вся система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в особенности – ее государственная часть фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.
Анализируя законодательство на различных уровнях и в различных регионах страны, мы пришли к выводу, что существует проблема. Суть ее заключается в том, что с учетом специфики региона и ее финансовых возможностей не всегда реализуется принцип равенства людей в осуществлении их прав. На федеральном уровне принимается закон, который регулирует минимальные социальные гарантии, а руководство в регионах уже отталкиваясь от этого создает свой региональный нормативно-правовой акт. Зачастую такие нормативно-правовые акты регионов разные, что может привести к неравенству граждан и породить негативные социальные процессы.
Что касается обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то несмотря на систему нормативно-правовых актов существует нарушение данных прав граждан. Это, в свою очередь, можно выделить как проблему, которая ущемляет права лиц из указанной категории, так как при предоставлении жилья могут возникнуть затруднения. К примеру, не всегда возможно предоставить жилое помещение, потому как подходящего жилья просто нет. Или же, жилые помещения имеются, но они не отвечают минимальным требованиям по площади жилого помещения и его технического состояния.
Устранения данной проблемы необходимо путем закрепления в нормативно-правовых актах конкретного положения, на основании которого в регионах должен заранее формироваться специализированный жилищный фонд на основании данных о количестве детей, оставшихся без попечения родителей. Это, в свою очередь, позволит избежать проблему несвоевременного предоставления жилого помещения нуждающимся категориям граждан, а в частности детям, оставшимся без попечения родителей.
Так же в сфере труда и трудоустройства несовершеннолетних граждан существуют свои слабые места в законодательстве. В качестве проблемы, можно выделить, лишь то, что при всем желании и стремлении несовершеннолетних трудоустроиться и начать зарабатывать собственные денежные средства, работодатели не всегда готовы взять на работу работников из указанной категории. Причиной этого является как раз наличие ограничений у таких потенциальных работников, касающихся рабочего времени и времени отдыха, отпуска, и другие особенности. Работодателю будет намного выгоднее взять на работу совершеннолетнего работника, у которого будет больше производительность, следовательно и прибыль тоже будет увеличиться. Но несмотря на предусмотренную законодательством квоту в основном от 2% до 4% от общего числа работников, ущемление прав несовершеннолетних все равно имеет место быть. В качестве примера, приведем статистику по количеству трудоустроенного населения в Ростовской области. По завершению 2020г. было трудоустроено более 1000 тысячи человек взрослого населения и всего лишь чуть больше 200 человек из числа несовершеннолетних.
В качестве решения выявленной проблемы может быть своего рода «поощрение» со стороны государства работодателя, который принимает на работу несовершеннолетних в виде предоставления определенных льгот. Таким образом, будет реализовываться право несовершеннолетнего на труд, а работодатель будет получить различного рода «облегченные» условия своего существования и функционирования на рынке труда и услуг.
В процессе исследования данной темы, поставленные нами цели были достигнуты. Для этого были решены следующие задачи: проведен анализ государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей и нормативно-правовой базы, регулирующей категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же были выявлены: особенности дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей и существующие проблемы.
Социальная защита детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно является очень значимым направлением в государственной политике государства. Несмотря на достаточно развитую систему социальной помощи и поддержки, в настоящее время все еще остается большое количество детей, которые остались без попечения родителей.
С большой вероятностью можно сказать, что такая категория детей будет всегда, так как невозможно полностью «исправить» неблагополучных родителей и привить им чувство ответственности, но в силах государства и общества оказать помощь и поддержку таким особенным детям, как говорится, родителей никто не выбирает.
Но если в жизни ребенка все-таки сложилась такая ситуация, то необходимо приложить все возможные меры помощи в прохождении сложного этапа в его в жизни для дальнейшей его социализации. Чтобы несмотря на неудачный опыт устройства жизни своих родителей на нем не оставался отпечаток на его дальнейшую жизнь. Необходимо дать ему возможность на построение счастливого будущего.
Подобные работы
- Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И
МОЛОДЁЖИ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на современном этапе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы расследования краж совершенных несовершеннолетними
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018



