ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЯПОНИИ В СОЗНАНИИ КИТАЙЦЕВ
|
Введение 10
1. Истоки формирования и первоначальный характер знаний и 21
представлений китайцев о Японии и японцах с Древних времен
2. Изменение устоявшегося образа Япониии новая роль Китая в 36
двусторонних отношениях (середина XIX в. - начало XXI в.)
3. Современные Политические факторы, влияющие на формирование стереотипа о Японии в сознании китайцев
Проблема исторической памяти 68
Проблема спорных территорий 75
4. Заключение 83
5. Список использованных источников и литературы: 86
1. Истоки формирования и первоначальный характер знаний и 21
представлений китайцев о Японии и японцах с Древних времен
2. Изменение устоявшегося образа Япониии новая роль Китая в 36
двусторонних отношениях (середина XIX в. - начало XXI в.)
3. Современные Политические факторы, влияющие на формирование стереотипа о Японии в сознании китайцев
Проблема исторической памяти 68
Проблема спорных территорий 75
4. Заключение 83
5. Список использованных источников и литературы: 86
Актуальность темы.Северо-Восточная Азия - особый регион мира, за последние годы превратившийся в один из крупнейших центров международной торговли, финансовой деятельности и современного промышленного производства, прежде всего благодаря своим ключевым участникам - КНР и Японии. Отношения этих стран во многом определяют политический климат региона, какие-либо конфликты между ними способны нарушить стабильность во всем АТР .
Китай и Япония - две древнейшие очень тесно связанные цивилизации, географически Китай и Япония разделены Восточно-Китайским морем. Китай оказал очень большое влияние на развитие Японии. Письменность, архитектура, религия, философия, все эти аспекты общественной жизни Японии до сих пор несут в себе отпечаток китайского влияния.
В разные исторические периоды отношения между ними переживали подъемы и спады, экономические связи тесно сплетали рынки стран между собой. Но идеологические разногласия и преследование схожих целей раз за разом возводят между ними стену глухой неприязни. На современном этапе развития Китайско-японских отношений очень сложно сказать однозначно, что стало первопричиной взаимной неприязни, но в настоящее время политика КНР в отношении Японии определяется целым комплексом противоречий: - экономических, политических, идеологических,региональных и территориальных .
Складывающиеся на протяжении сравнительно длительного времени стереотипы восприятия («образы») других стран и народов, неся на себе определенную социальную нагрузку, в массовом сознании обладают значительной инерционностью и могут выступать в качестве достаточно устойчивого традиционного фактора. В настоящее время уже очевидна невозможность достоверного анализа состояния и перспектив межгосударственных отношений без учета сложного комплекса чувств и настроений во взаимоотношениях социумов, взаимопроникающих стереотипов и противоречивых представлений, складывающихся под влиянием исторических традиций, идеологической деятельности правящих кругов государств, классовых симпатий или антипатий представителей тех или иных слоев общества . Стоит отметить, что подобные образы косвенно влияют на формирование особого, специфического микроклимата во взаимоотношениях между отдельными народами. Примером такого рода влияния являются китайско-японские отношения.
Отношения между двумя странами характеризуются не только экономическими связями и политическими договоренностями. На них влияет еще и настроение народов двух стран, их отношение к партнеру. А отношение народа во многом определяет именно исторический опыт, накопленный за многие века сосуществования. Исторические стереотипы, возникшие в сознании народа, зачастую, не соответствуют действительности, однако, оказывают серьезное влияние на позицию общества относительно решений, принимаемых правящими кругами страны в отношении государства-партнера.
Как известно, китайская культурно-историческая традиция в прошлом оказала огромное воздействие на японское общество. В свою очередь Японии принадлежит особое место в исторических судьбах Китая, прежде всего в новое и новейшее время. Географическая близость двух стран, их культурно-расовая общность, а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за последние сто лет, наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал
Китай,предопределили и особое место Японии в китайском общественном сознании .
Актуальность данной работы определяется той важной ролью, которую на данный момент играют отношения между крупнейшими странами региона. Сложные взаимоотношения между Китаем и Японией является мощным дестабилизирующим фактором системы отношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Региона, в который сейчас перемещается не только один из центров силы, но и регион, который характеризуется самыми высокими темпами развития во всем мире. Китай и Япония - вторая и третья экономики мира. Страны с огромной численностью и высокой плотностью населения. Япония - локомотив всего экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона, согласно концепции «стаи летящих гусей» . Китай - страна, удивляющая весь мир своими темпами развития, раз за разом достигающая поставленных целей в рекордно короткие сроки, и это при том, что коммунистическая система в большинстве стран мира ассоциируется с нищетой, разрухой и чередой неудачных социальных и политических экспериментов. Уникальные страны, идущие совершенно особым историческим путем. Две страны с гигантским потенциалом и обе в настоящее время претендуют на лидирующую роль в регионе.
Степень изученности темы. Специальных работ, полностью посвященных проблеме формирования образа Японии в сознании китайцев, не много, большая часть сведений по данной проблеме встречается в исследованиях, посвященных китайско-японским взаимоотношениям . И в основном они проведены были зарубежными специалистами. В этой связи должны быть упомянуты работы Мин Вань , посвященная эволюции и логике японо-китайских отношений, и Николас Сванстон, характеризующая систему китайско-японских отношений на современном этапе. Но в ней приводится анализ китайско-японских отношений через призму исторического прошлого, которое, как известно, самым непосредственным образом сказывается на взаимном образе стран . В труде Махаэль Яхунда , анализируются китайско-японские отношения после «холодной войны», в нем прекрасно освещены роли лидеров обеих стран в формировании межгосударственных отношений, а также, процесс складывания новой государственной идеологии и реабилитации национального самосознания после пережитых исторических травм.Стоит отметить и работу Джун Тэуфел Дрейер , в которой китайской- японские отношения рассматриваются через призму их истории.
Однако,работ рассматривающих всю систему китайско-японских отношений, тоже очень немного. Чаще всего монографии касаются только одного исторического периода или события, и освещают позицию только одной страны, как, например, работы Такусиро Хаттори, посвященная роли Японии в войне 1941-1945 гг. , Н.Г.Нозикова, рассказывающая о японокитайской войне 1894-1895 гг. , Петр Олендер , которая по большей части сосредоточена на рассмотрении морских сражений войны 1894 - 1895 гг..
Проблема формирования устойчивых стереотипов китайско-японского взаимовосприятия в российском востоковедение была впервые предпринята в 1995 году, когда в свет вышла совместная работа З.Д. Катковой и Ю.В. Чудодеева «Китай Япония: любовь или ненависть». Авторы поэтапно раскрывают основные черты и вехи в эволюции формирования стереотипов китайско-японского взаимовосприятия. В работе представлен развернутый анализ исторических причин зарождения и изменения стереотипов в массовом сознании народов двух стран .
Однако невозможно рассмотреть только лишь образы стран в сознании народов государств-партнеров, необходимо обратиться так же и к историческим факторам их формирования, и к политическим причинам их появления. Стереотипы не существуют отдельно от сознания народа и политического пространства в котором это сознание существует. Политическим пространством в данном случае являются китайско-японские взаимоотношения.
Национальные стереотипы наиболее системно рассматривает такая наука как политическая психология. Представители этой науки рассматривают механизмы политического поведения человека, а стереотипы оказывают серьезное влияние на мнение человека, и в итоге на логику его поведения. При написании ВКР были использованы публикации известных специалистов данной области:Д.В. Ольшанского и Е.В Шестопал .Работы этих ученых помогают сформировать представление о механизмах функционирования общественного сознания, а также о способах влияния на него.
Различные аспекты отношений между Китаем и Японией освещаются в современной литературе такими авторами как: Сергей Лузянин - профессор МГИМО доктор исторических наук , Дмитрий Стрельцов - профессор МГИМО доктор исторических наук и многими другими представителями российской востоковедческой среды. Статьи и очерки этих ученых отличаются высокой скоростью реакции на изменения современной политической ситуации. А историческая подоплека взаимоотношений
освещается в трудах многих историков, как, например: Н.И. Конрада , В.В. Малявина ,Ю.Д. Кузнецова , А.В. Меликсетова ,Л.С. Васильева и многих других.
Так же стоит отметить периодические научные издания, реагирующие на изменения международной ситуации гораздо острее и быстрее, чем отдельные авторы: «Проблемы Дальнего Востока» - научный журнал Института Дальнего Востока Российской академии наук. «Азия и Африка сегодня» - ежемесячный научный журнал. Журнал «Китай» выпускается издательством «Жэньминь Хуабао» под руководством Китайского международного объединения издательств. И многие другие издания.
В западной литературе можно выделить следующие работы - перевод китайской документации по Нанкинской резне, эпизоду оказавшему существенное влияние на изменение образа японцев в массовом сознании китайцев, выполненный доктором исторических наук Робертом Греем , работа Шелдона Харриса, касающаяся японских исследовательских групп, разрабатывавшая биологическое оружие, действовавшая на оккупированной китайской территории ,монография Ван Дженьпин, посвященная отношениям между Китаем и Японией в периоды Хань и Тан , и много работ об отношениях Японии и Китая на современном этапе, выполненные как отдельными авторами, например: Михаэль Хизл , Дзин Сунь .
Наиболее полезными для нас в итоге оказались уже упоминавшийся труды Ю.В Чудодеева и З. Д. Катковой , а также монография М.И.Сладковского , в которой проводится поэтапное сравнение двух стран в течении их исторического развития, что позволило, на основании фундаментальных исследований этих авторов, сделать выводы о значимости отдельных исторических событий и периодов для формирования целостного образа Японии в сознании китайцев.
Основной целью представленной бакалаврской работы является характеристика устоявшихся представлений об Японии и японцах в массовом сознании китайцев, причины их появления, лежащие в исторической и политической плоскостях, и их влияние на современные общественно политические отношения Китая и Японии.
В соответствии с поставленной целью основными задачами данной работы являются:
1) Разобрать теоретические представления о социальных стереотипах, и их значимости в современных международных политических взаимоотношениях.
2) Выявить основные этапы формирования образа Японии и японцев в массовом сознании китайцев и определить их особенности.
3) Выделить и охарактеризовать основные исторические события, повлекшие за собой серьезные изменения образа Японии и японцев в массовом сознании китайцев.
4) Обозначить основные исторические и политические факторы, влияющие на образ Японии в сознании китайцев на современном этапе.
Объект исследования - образ Японии и японцев, сложившийся в сознании китайцев.
Предмет исследования - исторические и политические факторы, оказавшие влияние на складывание устойчивого образа Японии в сознании китайцев.
При написании работы были использованы следующие методы: сравнительный, использовался для сравнения образа Японии в разные исторические периоды, на основании полученных данных о сходстве и различиях были сделаны выводы о значимости определенных исторических событий для формирования образа Японии в сознании китайцев. Системный, позволивший рассмотреть образ Японии как часть системы международных отношений между Китаем и Японией, системный метод помог также проанализировать целостный образ Японии и разложить его на «составные части», что в свою очередь упростило поиск причин формирования основных черт образа. Историко-генетический метод помог проследить формирование основных черт образа с течением времени и найти причины их первоначального появления. Хронологический, позволивший кратко описать важные исторические вехи на пути оформления законченного образа Японии в сознании китайцев. А также проблемно-хронологический метод, позволивший выявить, каким в каждый конкретный исторический период был образ Японии, существующий в сознании китайцев,и какие исторические события оказывали на него влияние.
Тема данной работы находится на стыке нескольких наук: истории, политологии и политической психологии. Исходя из междисциплинарного характера данной работы, для ее написания, наряду с традиционными методами истории и политологии, были использованы специфические методы политической психологии.Методология и методы политической психологии определяются ориентацией исследователей на теории среднего уровня и данные эмпирических исследований 1 . Нередко политическая психология заимствует конкретные объяснительные модели поведения и сознания индивида и группы в социологии и психологии, а политического процесса и институтов — в политологии. Для написания этой работы была использована теория политических и националистических стереотипов, в российской научной среде над ней работают Д.В. Ольшанский, Е.В Шестопал и В. Г.Крысько.
Под традиционно закрепившимся в общественных науках понятием «национальный (этнический) стереотип» обычно понимается схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе. Национальные стереотипы — особый вид стереотипов социальных. Последние представляют собой стандартизированные, устойчивые, ценностно окрашенные и эмоционально заряженные представления об окружающей действительности и других людях, которые формируются под влиянием определенных условий общественной жизни и деятельности или под воздействием других людей и которые распространяются посредством культуры и языка в конкретных социальных группах. Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух тенденций человеческой психики. Во-первых, это конкретизация — стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых понятий через какие-то реальные образы, доступные и вразумительные для индивида и всех членов данной группы. Во-вторых, это упрощение, суть которого сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений. Стереотип во многих случаях — примитивное суждение .
Социальные стереотипы закрепляются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти. Стереотипы функционируют на основе спонтанного восприятия по принципу: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим». Многие из них возникают стихийно, что обусловлено потребностью в экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, который закреплен в виде привычных представлений. Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие черты явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению.
Социальные стереотипы: оказывают непосредственное влияние на поведение и деятельность людей и получение ими нового опыта, возникают чаще всего стихийно, служат защите сложившихся традиций и представлений, несут в себе оценочный элемент в виде эмоционального отношения к объекту, но в то же время однозначны, экономят мышление и суммируют исторический опыт, не отражают действительность, предельно устойчивы, но в то же время и изменяемы, не могут быть абсолютно истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях, иногда могут быть абсолютно ложными, становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами. Социальный стереотип выступает формой наиболее концентрированного проявления социальной установки .
Установки и стереотипы массового сознания играют значительную роль в формировании образа мира как отдельного человека, так и больших социальных и культурных общностей .
Поставленные цель и задачи определили структуру представленного исследования. В первой главе будут рассмотрены истоки формирования образа Японии в сознании китайцев, вторая глава посвящена рассмотрению образа, сложившегося во время господства китайского влияния на Японию, третья глава охарактеризует кризисный период слома сформировавшегося образа и появлению нового, соответствующего изменению статуса Японии после японо-китайской войны 1894 - 1895 гг.. В четвертой главе будут обозначены истоки основных черт современного образа Японии, оформившиеся в ходе значительных изменений в политической сфере всего мира. В пятой главе будет предпринята попытка проанализировать какие из современных политических событий оказывают наибольшее влияние на существующий образ Японии в сознании китайцев.
Китай и Япония - две древнейшие очень тесно связанные цивилизации, географически Китай и Япония разделены Восточно-Китайским морем. Китай оказал очень большое влияние на развитие Японии. Письменность, архитектура, религия, философия, все эти аспекты общественной жизни Японии до сих пор несут в себе отпечаток китайского влияния.
В разные исторические периоды отношения между ними переживали подъемы и спады, экономические связи тесно сплетали рынки стран между собой. Но идеологические разногласия и преследование схожих целей раз за разом возводят между ними стену глухой неприязни. На современном этапе развития Китайско-японских отношений очень сложно сказать однозначно, что стало первопричиной взаимной неприязни, но в настоящее время политика КНР в отношении Японии определяется целым комплексом противоречий: - экономических, политических, идеологических,региональных и территориальных .
Складывающиеся на протяжении сравнительно длительного времени стереотипы восприятия («образы») других стран и народов, неся на себе определенную социальную нагрузку, в массовом сознании обладают значительной инерционностью и могут выступать в качестве достаточно устойчивого традиционного фактора. В настоящее время уже очевидна невозможность достоверного анализа состояния и перспектив межгосударственных отношений без учета сложного комплекса чувств и настроений во взаимоотношениях социумов, взаимопроникающих стереотипов и противоречивых представлений, складывающихся под влиянием исторических традиций, идеологической деятельности правящих кругов государств, классовых симпатий или антипатий представителей тех или иных слоев общества . Стоит отметить, что подобные образы косвенно влияют на формирование особого, специфического микроклимата во взаимоотношениях между отдельными народами. Примером такого рода влияния являются китайско-японские отношения.
Отношения между двумя странами характеризуются не только экономическими связями и политическими договоренностями. На них влияет еще и настроение народов двух стран, их отношение к партнеру. А отношение народа во многом определяет именно исторический опыт, накопленный за многие века сосуществования. Исторические стереотипы, возникшие в сознании народа, зачастую, не соответствуют действительности, однако, оказывают серьезное влияние на позицию общества относительно решений, принимаемых правящими кругами страны в отношении государства-партнера.
Как известно, китайская культурно-историческая традиция в прошлом оказала огромное воздействие на японское общество. В свою очередь Японии принадлежит особое место в исторических судьбах Китая, прежде всего в новое и новейшее время. Географическая близость двух стран, их культурно-расовая общность, а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за последние сто лет, наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал
Китай,предопределили и особое место Японии в китайском общественном сознании .
Актуальность данной работы определяется той важной ролью, которую на данный момент играют отношения между крупнейшими странами региона. Сложные взаимоотношения между Китаем и Японией является мощным дестабилизирующим фактором системы отношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Региона, в который сейчас перемещается не только один из центров силы, но и регион, который характеризуется самыми высокими темпами развития во всем мире. Китай и Япония - вторая и третья экономики мира. Страны с огромной численностью и высокой плотностью населения. Япония - локомотив всего экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона, согласно концепции «стаи летящих гусей» . Китай - страна, удивляющая весь мир своими темпами развития, раз за разом достигающая поставленных целей в рекордно короткие сроки, и это при том, что коммунистическая система в большинстве стран мира ассоциируется с нищетой, разрухой и чередой неудачных социальных и политических экспериментов. Уникальные страны, идущие совершенно особым историческим путем. Две страны с гигантским потенциалом и обе в настоящее время претендуют на лидирующую роль в регионе.
Степень изученности темы. Специальных работ, полностью посвященных проблеме формирования образа Японии в сознании китайцев, не много, большая часть сведений по данной проблеме встречается в исследованиях, посвященных китайско-японским взаимоотношениям . И в основном они проведены были зарубежными специалистами. В этой связи должны быть упомянуты работы Мин Вань , посвященная эволюции и логике японо-китайских отношений, и Николас Сванстон, характеризующая систему китайско-японских отношений на современном этапе. Но в ней приводится анализ китайско-японских отношений через призму исторического прошлого, которое, как известно, самым непосредственным образом сказывается на взаимном образе стран . В труде Махаэль Яхунда , анализируются китайско-японские отношения после «холодной войны», в нем прекрасно освещены роли лидеров обеих стран в формировании межгосударственных отношений, а также, процесс складывания новой государственной идеологии и реабилитации национального самосознания после пережитых исторических травм.Стоит отметить и работу Джун Тэуфел Дрейер , в которой китайской- японские отношения рассматриваются через призму их истории.
Однако,работ рассматривающих всю систему китайско-японских отношений, тоже очень немного. Чаще всего монографии касаются только одного исторического периода или события, и освещают позицию только одной страны, как, например, работы Такусиро Хаттори, посвященная роли Японии в войне 1941-1945 гг. , Н.Г.Нозикова, рассказывающая о японокитайской войне 1894-1895 гг. , Петр Олендер , которая по большей части сосредоточена на рассмотрении морских сражений войны 1894 - 1895 гг..
Проблема формирования устойчивых стереотипов китайско-японского взаимовосприятия в российском востоковедение была впервые предпринята в 1995 году, когда в свет вышла совместная работа З.Д. Катковой и Ю.В. Чудодеева «Китай Япония: любовь или ненависть». Авторы поэтапно раскрывают основные черты и вехи в эволюции формирования стереотипов китайско-японского взаимовосприятия. В работе представлен развернутый анализ исторических причин зарождения и изменения стереотипов в массовом сознании народов двух стран .
Однако невозможно рассмотреть только лишь образы стран в сознании народов государств-партнеров, необходимо обратиться так же и к историческим факторам их формирования, и к политическим причинам их появления. Стереотипы не существуют отдельно от сознания народа и политического пространства в котором это сознание существует. Политическим пространством в данном случае являются китайско-японские взаимоотношения.
Национальные стереотипы наиболее системно рассматривает такая наука как политическая психология. Представители этой науки рассматривают механизмы политического поведения человека, а стереотипы оказывают серьезное влияние на мнение человека, и в итоге на логику его поведения. При написании ВКР были использованы публикации известных специалистов данной области:Д.В. Ольшанского и Е.В Шестопал .Работы этих ученых помогают сформировать представление о механизмах функционирования общественного сознания, а также о способах влияния на него.
Различные аспекты отношений между Китаем и Японией освещаются в современной литературе такими авторами как: Сергей Лузянин - профессор МГИМО доктор исторических наук , Дмитрий Стрельцов - профессор МГИМО доктор исторических наук и многими другими представителями российской востоковедческой среды. Статьи и очерки этих ученых отличаются высокой скоростью реакции на изменения современной политической ситуации. А историческая подоплека взаимоотношений
освещается в трудах многих историков, как, например: Н.И. Конрада , В.В. Малявина ,Ю.Д. Кузнецова , А.В. Меликсетова ,Л.С. Васильева и многих других.
Так же стоит отметить периодические научные издания, реагирующие на изменения международной ситуации гораздо острее и быстрее, чем отдельные авторы: «Проблемы Дальнего Востока» - научный журнал Института Дальнего Востока Российской академии наук. «Азия и Африка сегодня» - ежемесячный научный журнал. Журнал «Китай» выпускается издательством «Жэньминь Хуабао» под руководством Китайского международного объединения издательств. И многие другие издания.
В западной литературе можно выделить следующие работы - перевод китайской документации по Нанкинской резне, эпизоду оказавшему существенное влияние на изменение образа японцев в массовом сознании китайцев, выполненный доктором исторических наук Робертом Греем , работа Шелдона Харриса, касающаяся японских исследовательских групп, разрабатывавшая биологическое оружие, действовавшая на оккупированной китайской территории ,монография Ван Дженьпин, посвященная отношениям между Китаем и Японией в периоды Хань и Тан , и много работ об отношениях Японии и Китая на современном этапе, выполненные как отдельными авторами, например: Михаэль Хизл , Дзин Сунь .
Наиболее полезными для нас в итоге оказались уже упоминавшийся труды Ю.В Чудодеева и З. Д. Катковой , а также монография М.И.Сладковского , в которой проводится поэтапное сравнение двух стран в течении их исторического развития, что позволило, на основании фундаментальных исследований этих авторов, сделать выводы о значимости отдельных исторических событий и периодов для формирования целостного образа Японии в сознании китайцев.
Основной целью представленной бакалаврской работы является характеристика устоявшихся представлений об Японии и японцах в массовом сознании китайцев, причины их появления, лежащие в исторической и политической плоскостях, и их влияние на современные общественно политические отношения Китая и Японии.
В соответствии с поставленной целью основными задачами данной работы являются:
1) Разобрать теоретические представления о социальных стереотипах, и их значимости в современных международных политических взаимоотношениях.
2) Выявить основные этапы формирования образа Японии и японцев в массовом сознании китайцев и определить их особенности.
3) Выделить и охарактеризовать основные исторические события, повлекшие за собой серьезные изменения образа Японии и японцев в массовом сознании китайцев.
4) Обозначить основные исторические и политические факторы, влияющие на образ Японии в сознании китайцев на современном этапе.
Объект исследования - образ Японии и японцев, сложившийся в сознании китайцев.
Предмет исследования - исторические и политические факторы, оказавшие влияние на складывание устойчивого образа Японии в сознании китайцев.
При написании работы были использованы следующие методы: сравнительный, использовался для сравнения образа Японии в разные исторические периоды, на основании полученных данных о сходстве и различиях были сделаны выводы о значимости определенных исторических событий для формирования образа Японии в сознании китайцев. Системный, позволивший рассмотреть образ Японии как часть системы международных отношений между Китаем и Японией, системный метод помог также проанализировать целостный образ Японии и разложить его на «составные части», что в свою очередь упростило поиск причин формирования основных черт образа. Историко-генетический метод помог проследить формирование основных черт образа с течением времени и найти причины их первоначального появления. Хронологический, позволивший кратко описать важные исторические вехи на пути оформления законченного образа Японии в сознании китайцев. А также проблемно-хронологический метод, позволивший выявить, каким в каждый конкретный исторический период был образ Японии, существующий в сознании китайцев,и какие исторические события оказывали на него влияние.
Тема данной работы находится на стыке нескольких наук: истории, политологии и политической психологии. Исходя из междисциплинарного характера данной работы, для ее написания, наряду с традиционными методами истории и политологии, были использованы специфические методы политической психологии.Методология и методы политической психологии определяются ориентацией исследователей на теории среднего уровня и данные эмпирических исследований 1 . Нередко политическая психология заимствует конкретные объяснительные модели поведения и сознания индивида и группы в социологии и психологии, а политического процесса и институтов — в политологии. Для написания этой работы была использована теория политических и националистических стереотипов, в российской научной среде над ней работают Д.В. Ольшанский, Е.В Шестопал и В. Г.Крысько.
Под традиционно закрепившимся в общественных науках понятием «национальный (этнический) стереотип» обычно понимается схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе. Национальные стереотипы — особый вид стереотипов социальных. Последние представляют собой стандартизированные, устойчивые, ценностно окрашенные и эмоционально заряженные представления об окружающей действительности и других людях, которые формируются под влиянием определенных условий общественной жизни и деятельности или под воздействием других людей и которые распространяются посредством культуры и языка в конкретных социальных группах. Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух тенденций человеческой психики. Во-первых, это конкретизация — стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых понятий через какие-то реальные образы, доступные и вразумительные для индивида и всех членов данной группы. Во-вторых, это упрощение, суть которого сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений. Стереотип во многих случаях — примитивное суждение .
Социальные стереотипы закрепляются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти. Стереотипы функционируют на основе спонтанного восприятия по принципу: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим». Многие из них возникают стихийно, что обусловлено потребностью в экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, который закреплен в виде привычных представлений. Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие черты явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению.
Социальные стереотипы: оказывают непосредственное влияние на поведение и деятельность людей и получение ими нового опыта, возникают чаще всего стихийно, служат защите сложившихся традиций и представлений, несут в себе оценочный элемент в виде эмоционального отношения к объекту, но в то же время однозначны, экономят мышление и суммируют исторический опыт, не отражают действительность, предельно устойчивы, но в то же время и изменяемы, не могут быть абсолютно истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях, иногда могут быть абсолютно ложными, становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами. Социальный стереотип выступает формой наиболее концентрированного проявления социальной установки .
Установки и стереотипы массового сознания играют значительную роль в формировании образа мира как отдельного человека, так и больших социальных и культурных общностей .
Поставленные цель и задачи определили структуру представленного исследования. В первой главе будут рассмотрены истоки формирования образа Японии в сознании китайцев, вторая глава посвящена рассмотрению образа, сложившегося во время господства китайского влияния на Японию, третья глава охарактеризует кризисный период слома сформировавшегося образа и появлению нового, соответствующего изменению статуса Японии после японо-китайской войны 1894 - 1895 гг.. В четвертой главе будут обозначены истоки основных черт современного образа Японии, оформившиеся в ходе значительных изменений в политической сфере всего мира. В пятой главе будет предпринята попытка проанализировать какие из современных политических событий оказывают наибольшее влияние на существующий образ Японии в сознании китайцев.
«Образ» Японии в глазах Китая складывался в процессе длительной эволюции сложных отношений двух стран и отличался весьма неоднозначным и более противоречивым характером по сравнению с его японским аналогом. Существенную роль в его формировании играли китайско-японская культурно-расовая общность, динамичный прогресс Японии и постепенное расширение масштабов японского политического и военного давления на Китай.
Восприятие китайцев как продукта конфуцианской культуры не было свободно от проявления особого рода великодержавия и ксенофобии. Так, традиционный подход к Японии со стороны китайской феодальноконсервативной элиты характеризовался отношением к ней как к «варварскому» социуму, который, заимствовав китайские культурные ценности, на определенном этапе исказил их в погоне за атрибутами западной цивилизации.
В последние десятилетия XIX в. наряду с традиционно консервативным подходом получил развитие новый взгляд на Японию, характерный для представителей прогрессивных общественных сил Китая. Для многих представителей прогрессивной китайской интеллигенции Япония эпохи Мэйдзи явилась образцом прогресса, быстрой и динамичной модернизации социально-экономической и политической систем, своего рода феноменом превращения из отсталой и зависимой азиатской страны в сильное и процветающее государство. Данное восприятие было основано в значительной степени на эмоциональном отношении к стране «Восходящего солнца», на субъективном понимании характера культурно-исторических традиций и межгосударственных связей с акцентом на расовой и культурной общности китайского и японского народов, то есть неизменно окрашивалось в националистические тона. В рамках такого подхода Япония воспринималась равно и как агрессивная, милитаристская держава, угрожающая китайской государственности, но и как «надежда Азии», как страна, бросившая вызов колонизаторам белой расы и заставившая их уважительно относиться к азиатским народам. В частности, в суньятсеновской доктрине паназиатизма решающее значение отводилось сотрудничеству Китая и Японии — «наций одной расы и одной культуры», подчеркивался особый характер отношений, связывающий судьбы двух стран.
В послевоенный период процесс взаимного изменения оценочных социально-психологических стереотипов как в Китае, так и в Японии был продолжительным и сложным. Его эволюция происходила на фоне кардинальных социально-экономических и политических сдвигов в обеих странах и в мире в целом — победы народной революции в Китае, остававшемся в 50-х гг. на платформе союзнических отношений с мировым социализмом, бурного послевоенного экономического роста Японии, наконец, начавшегося в 60-е гг. процесса внешнеполитической переориентации китайского руководства. В период «холодной войны» социально-психологические стереотипы «взаимовидения» оказались теснейшим образом связаны с политикой, формировались под ее непосредственным влиянием и в свою очередь непосредственно воздействовали на нее.
Сегодняшний стереотип восприятия Японии в Китае, формировавшийся на базе культурно-исторических традиций, расовой общности и трудных политических отношений за последние сто лет своеобразно аккумулирует сложный комплекс противоречивых чувств, настроений и эмоций. В нем тесно соседствуют: ощущение собственного величия, выросшей мощи и значимости для Японии и одновременно понимание огромной технико-экономической отсталости Китая в сравнении со своим восточноазиатским соседом; память о прошлой агрессивной политике Японии, связанное с этим настороженное к ней отношение и явное тяготение к Японии, азиатской стране, ставшей крупнейшей индустриальной державой капиталистического мира, от которой можно экономическую помощь и поддержку.
Восприятие китайцев как продукта конфуцианской культуры не было свободно от проявления особого рода великодержавия и ксенофобии. Так, традиционный подход к Японии со стороны китайской феодальноконсервативной элиты характеризовался отношением к ней как к «варварскому» социуму, который, заимствовав китайские культурные ценности, на определенном этапе исказил их в погоне за атрибутами западной цивилизации.
В последние десятилетия XIX в. наряду с традиционно консервативным подходом получил развитие новый взгляд на Японию, характерный для представителей прогрессивных общественных сил Китая. Для многих представителей прогрессивной китайской интеллигенции Япония эпохи Мэйдзи явилась образцом прогресса, быстрой и динамичной модернизации социально-экономической и политической систем, своего рода феноменом превращения из отсталой и зависимой азиатской страны в сильное и процветающее государство. Данное восприятие было основано в значительной степени на эмоциональном отношении к стране «Восходящего солнца», на субъективном понимании характера культурно-исторических традиций и межгосударственных связей с акцентом на расовой и культурной общности китайского и японского народов, то есть неизменно окрашивалось в националистические тона. В рамках такого подхода Япония воспринималась равно и как агрессивная, милитаристская держава, угрожающая китайской государственности, но и как «надежда Азии», как страна, бросившая вызов колонизаторам белой расы и заставившая их уважительно относиться к азиатским народам. В частности, в суньятсеновской доктрине паназиатизма решающее значение отводилось сотрудничеству Китая и Японии — «наций одной расы и одной культуры», подчеркивался особый характер отношений, связывающий судьбы двух стран.
В послевоенный период процесс взаимного изменения оценочных социально-психологических стереотипов как в Китае, так и в Японии был продолжительным и сложным. Его эволюция происходила на фоне кардинальных социально-экономических и политических сдвигов в обеих странах и в мире в целом — победы народной революции в Китае, остававшемся в 50-х гг. на платформе союзнических отношений с мировым социализмом, бурного послевоенного экономического роста Японии, наконец, начавшегося в 60-е гг. процесса внешнеполитической переориентации китайского руководства. В период «холодной войны» социально-психологические стереотипы «взаимовидения» оказались теснейшим образом связаны с политикой, формировались под ее непосредственным влиянием и в свою очередь непосредственно воздействовали на нее.
Сегодняшний стереотип восприятия Японии в Китае, формировавшийся на базе культурно-исторических традиций, расовой общности и трудных политических отношений за последние сто лет своеобразно аккумулирует сложный комплекс противоречивых чувств, настроений и эмоций. В нем тесно соседствуют: ощущение собственного величия, выросшей мощи и значимости для Японии и одновременно понимание огромной технико-экономической отсталости Китая в сравнении со своим восточноазиатским соседом; память о прошлой агрессивной политике Японии, связанное с этим настороженное к ней отношение и явное тяготение к Японии, азиатской стране, ставшей крупнейшей индустриальной державой капиталистического мира, от которой можно экономическую помощь и поддержку.



