ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА О СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Характеристика понятия «Развивающее обучение» 5
1.2 Основная классификация современных технологий развивающего обучения 6
ГЛАВА 2. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА И СИСТЕМЕ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА 10
2.1 Концепция развивающего обучения по системе Л.В. Занкова 10
2.2 Дидактические принципы по системе Л.В. Занкова 12
2.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 15
2.4 Особенности обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Появление системы развивающего обучения актуально в наши дни. В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся все актуальнее.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что она подразумевает поиск новых видов обучения, где будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.
Перед российским образованием остро встала задача, подготовить школьника к будущей жизни. Для этого он должен легко адаптироваться в окружающем мире, ставить перед собой жизненные цели, решать задачи, для того чтобы реализовать свой потенциал, принимать духовные ценности общества. Изменения в обществе, и как следствие в образовании, привели к всплеску новых педагогических идей и технологий. Такие идеи были воплощены в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, а также Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Целью данной курсовой работы стало изучение основ развивающего обучения по системе Л.В. Занкова и системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать понятие «Развивающее обучение»;
выполнить классификацию современных технологий развивающего обучения;
ознакомление с концепцией развивающего обучения по системе Л.В. Занкова;
изучение дидактических принципов по системе Л.В. Занкова;
рассмотрение технологий развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
выявить особенности обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
В ходе выполнения курсовой работы мы можем сделать вывод, что в последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе. Развивающее обучение позволяет формировать в подрастающем поколении способности к саморазвитию, к самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.
Предложенная Л.В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру. На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основу личности. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Её развитие и апробация продолжаются и в наше время. Однако, эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой образовательной практике.
1. Развивающее обучение в действии: технология творческого развития А.З.Рахимова в свете требований нового ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://school.tver.ru/system/methodic_documents/files/000/001/359/original/1425305512.pdf?1425305512
2. Основная классификация современных технологий развивающего обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/1097508/psihologiya/osnovnaya_klassifikatsiya_sovremennyh_tehnologiy_razvivayuschego_obucheniya
3. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В. Занкова Самара. 2011
4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М. Педагогика 1990. –
с. 61-66
5. Занков Л.В избранные педагогические труды 1990.
6. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.1968. – с. 165
7. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.1968. – с.167
8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М. Педагогика. 1990
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М. Педагогика. 1990. –
с. 66
10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М.Педагогика 1990. –
c. 67
11. Что такое система Занкова и как по ней учиться [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchaya-didakticheskaya-sistema-zankova#3
12. Развивающие обучение в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.net/1137848/pedagogika/tehnologiya_razvivayuschego_obucheniya_elkonina_davydova