Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности адаптивного физического воспитания студенток- гандболисток с последствиями травм коленного сустава в специальных медицинских отделениях

Работа №113769

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура в избранном виде спорта

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Анатомические характеристики коленного сустава 8
1.2 Травматизм в гандболе 15
1.3 Профилактика травм в гандболе 21
1.4 Лечебная физическая культура как метод адаптивного физи­ческого воспитания 26
Глава 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Задачи исследования 40
2.2 Методы исследования 40
2.3 Организация исследования 44
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 46
3.1 Обоснование использования методов восстановления студенток-гандболисток с последствиями травм коленного суста­ва 46
3.2 Анализ проведенного исследования студенток-гандболисток с последствиями травм коленного сустава 53
Заключение 61
Список используемой литературы 64

Актуальность исследования. На сегодняшний день в гандболе, как и во всех видах спорта, наблюдается непрерывный рост и интенсивности физиче­ских нагрузок, объем тренировок возрастает, количество соревнований увели­чивается. Не каждому спортсмену под силу выдержать заданную нагрузку. Иг­ра в ручной мяч не стала исключением.
Гандбол по большей части характеризуется резкими движениями, тормо­жениями, остановками и множественными прыжками. Все это накладывается тяжелейшей нагрузкой на опорно-двигательный аппарат спортсмена. Игра в гандбол относится к числу наиболее травматичных видов спорта.
Именно коленный сустав является самым уязвимым звеном в опорно-двигательном аппарате у гандболисток. На его долю приходится 66,7 % всех травм. Чаще всего у гандболисток повреждается мениск, боковые или передние крестообразные связки.
Травма коленного сустава, как и любая полученная травма, лишает про­фессионального спортсмена тренировочного процесса и дальнейшего участия в соревнованиях, тем самым спортсмен теряет свою набранную физическую форму.
Актуальным остается процесс восстановления гандболисток с послед­ствиями травм коленного сустава в процессе учебно-тренировочной деятельно­сти.
Под выбором методики восстановления у спортсменок с последствиями травм коленного сустава, подразумевается выполнение ими высоко-координированных действий при сильном физическом и эмоциональном напряжении. Для этого требуются четкие и строго скоординированные дей­ствия опорно-двигательного аппарата, а также способность организма выпол­нять высокие интенсивные физические нагрузки.
Решение данных проблем представляется возможным с применением правильно подобранной методики лечебной физической культуры, начатой с получения спортсменкой травмы и до окончательного возвращения спортсмен­ки в спорт.
В настоящее время в гандболе, как и во всем современном спорте, наблю­дается ряд недостатков, наиболее важными можно считать:
• теоретическая и практическая проблема возникновения травм нижних конечностей недостаточно изучена в процессе адаптивного физического воспи­тания у студенток-гандболисток в специальных медицинских группах;
• пренебрежение методиками восстановления после травматических по­вреждений.
Это послужило основанием для выбора темы исследования, как лучше организовать процесс восстановления студенток-гандболисток с последствиями травм коленного сустава в специальных медицинских группах.
В работе рассматриваются особенности адаптивного физического воспи­тания студенток-гандболисток с последствиями травм коленного сустава.
Правильно подобранная методика восстановления, распределение нагрузки, дозировка упражнений, систематичность в занятиях в зависимости от характера травмы, дает спортсменке возможность восстановить подвижность коленного сустава и вернуться в профессиональную деятельность.
Цель исследования: повышение эффективности восстановительного процесса студенток-гандболисток с последствиями травм коленного сустава в процессе занятий ЛФК в специальном медицинском отделении вуза.
Объект исследования: процесс занятий ЛФК в специальных медицин­ских группах со студентками-гандболистками, направленный на восстановле­ние подвижности коленного сустава после получения травмы.
Предмет исследования: методика ЛФК, в сочетании с массажем и заня­тиями в бассейне, направленная на восстановление подвижности коленного су­става студенток-гандболисток в специальной медицинской группе.
Гипотеза исследования: предполагается, что методика, разработанная в сочетании с массажем и занятиями в бассейне, позволит восстановить работо­способность коленного сустава и даст возможность гандболисткам вернуться в спортивную деятельность.
Задачи исследования:
1. Исследовать состояние коленного сустава студенток-гандболисток после полученных травм в процессе занятий гандболом.
2. Разработать методику восстановления, с использованием средств ЛФК, занятий в бассейне и массажа, для студенток-гандболисток после повре­ждения коленного сустава.
3. Определить эффективность влияния экспериментальной методики на подвижность коленного сустава у студенток-гандболисток.
При проведении и организации исследования применялись методы:
• анализ литературных источников по проблеме исследования;
• педагогическое наблюдение;
• беседа со спортсменами и тренерами;
• проведение педагогического эксперимента;
• анкетирование спортсменов;
• полученные результаты эксперимента были обработаны методом мате­матической статистики.
Проблема исследования состоит в разработке методики адаптивного фи­зического воспитания студенток-гандболисток в специальных медицинских группах с последствиями травм коленного сустава и недостаточной изученно­сти данной темы.
Теория и методология исследования базировалась на результатах ис­следования:
• спортивного травматизма [Башкировым В.Ф., 1981, 1984, 2017; Дубров­ским В.И., 2002, 2017];
• особенностей восстановительного процесса в спорте [Валеевым Н.М., 2018, Поповым С.Н., 2017];
• травматизма в гандболе и в профилактике спортивных травм [Мироно­вой З.С., 2017];
• применения средств ЛФК и массажа в травматологии [Бирюкова А.А., 2014].
Эмпирическая база исследования. Исследование было организовано на базе тренажёрного зала ТГУ и бассейна МБУ СШОР №10 «Олимп». Гандбо­листки в количестве 20 человек, инструктора по физической культуре, 2 трене­ра. Были созданы две группы: контрольная и экспериментальная, в каждой по 10 человек.
Организация исследования. Исследование проходило в три согласован­ных этапа.
Первый этап исследования (октябрь 2019 года) посвящен анализу и обобщению следующих данных: возраст спортсмена, продолжительность и условия получения травмы, медицинские рекомендации для занятий гандболом. Были исследованы социологические, педагогические и психологические про­блемы, проведен анализ и синтез изучаемой литературы, сформулированы цель, задачи исследования и рабочая гипотеза.
На втором этапе исследования (ноябрь 2019 года - февраль 2020 го­да) проведен педагогический эксперимент. Экспериментальная группа спортс­менок занималась по методике восстановления подвижности коленного суста­ва, разработанной нами, с применением массажа и занятий в бассейне. Кон­трольная группа продолжала заниматься по программе, предложенной в учеб­нике Попова С.Н. [59,60,61].
Третий этап исследования (март - апрель 2021 года) проведен анализ исследования, сформулированы выводы и разработаны восстановительные ме­роприятия для студенток-гандболисток с повреждениями коленного сустава, завершено оформление работы.
Научная новизна исследования: заключалась в разработке методики, способствующей восстановлению функции и подвижности коленного сустава.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в по­вышении эффективности методики восстановления студенток-гандболисток с повреждениями коленного сустава, с помощью ЛФК, массажа и занятий в бас­сейне.
Научно-практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций и реализации методики восстановления студенток- гандболисток после травмы коленного сустава, посредством комплексного ис­пользования ЛФК, массажа и занятий в бассейне.
Достоверность результатов подтверждена применением адекватной це­ли и задачами исследования, личным участием автора в проведении экспери­мента, использованием метода математической обработки полученных данных, положительными результатами исследования.
Внедрение и апробация результатов исследования. Основные и теоре­тические положения исследования докладывались на методических семинарах кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физи­ческой культуры и спорта; на научно-практических конференциях ТГУ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методика восстановления студенток-гандболисток с последствиями травм коленного сустава, в сочетании с ЛФК, с занятиями в бассейне и с при­менением массажа, способствует более качественному восстановлению спортсменок и дает возможность в более короткие сроки вернуться в учебную и профессиональную деятельность.
2. Эффективность применения комплексного подхода в методике восста­новления студенток-гандболисток.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация со­стоит из введения, трех глав, практических рекомендаций, заключения; списка используемой литературы, из которых 5 иностранных. В работе представлено 14 рисунков и 7 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Делая анализ, можно сделать вывод, что травма опорно-двигательного аппарата, самая распространенная травма у спортсменов, в том числе у гандбо­листок. Более половины всех травм приходится именно на коленный сустав, чаще всего у спортсменок травмируется мениск и крестообразные связки. По­лученная травма лишает спортсмена профессиональной деятельности, полно­ценного движения, причиняет спортсмену боль и может привести к потере не­которых двигательных навыков. Поэтому важно немедленно приступить к про­цессу восстановления, соблюдая все педагогические и медицинские принципы этапы реабилитации.
Основными причинами получения травмы в гандболе являются:
• недочеты в методике проведения занятий;
• ошибки спортсмена в правильности выполняемого упражнения;
• недостаточная материально-техническая база;
• «усталость спортсмена» и большой объем физических нагрузок;
• отсутствие восстановительных мероприятий.
После первичного тестирования на подвижность коленного сустава и объёма мышц голени и бедра, спортсменок разделили на две группы. Контрольная группа спортсменок занималась по программе, которая была предложена в учебнике С.П. Попова [45], экспериментальная группа по нашей методике ЛФК, в сочетании занятиями в бассейне и с применением массажа.
По результатам эксперимента были получены следующее данные: в первом тестировании на оценку сгибания коленного сустава в экспериментальной группе угол сгибания с 95,88° увеличился до 147,3°, прирост составил 51,12°. В контрольной группе с 95,44° увеличился до 139,2°, прирост составил 43,76°, в экспериментальной группе прирост на 7,36° больше, чем в контрольной.
Во втором тестировании на оценку разгибания коленного сустава в экспериментальной группе угол разгибания с 146,2° увеличился до 172,58°, прирост 26,38°, в контрольной группе с 147,1° увеличился до 167,3°, прирост 20,2°. В экспериментальной группе прирост на 5,28° больше, чем в контрольной группе.
В третьем тестировании на объём мышц голени были получены следующие данные: в экспериментальной группе показатель с 40,0 см увеличился до 42,4 см, прирост составил 2,4 см. В контрольной группе с 40,4 см увеличился до 41,0 см, прирост составил 0,6 см. В экспериментальной группе показатель объёма мышц голени на 1,8 см больше, чем в контрольной группе.
В четвертом тестировании на оценку объёма мышц бедра в экспериментальной группе показатель с 59,3 см возрос до 65,3 см, прирост составил 6 см. В контрольной группе с 59,2 см возрос до 61,77 см, прирост составил 2,57 см.
Показатели в экспериментальной группе после проведенного эксперимента превысили показатели контрольной группы по всем проведенным тестам: сгибания, разгибания, объема мышц голени и бедра. Спортсменкам экспериментальной группы удалось восстановить номинальный уровень физиологических функций коленного сустава, сбалансировать большую часть мышечной массы бедра и голени, за счет комплексных реабилитационных мероприятий.
В контрольной группе на момент окончания тестирования наблюдается, что коленный сустав недостаточно подвижный, возрастание объема мышц бед­ра и голени недостаточно восстановлено. Это говорит, что коленный сустав не­достаточно адаптировался к двигательной работе и восстановительная деятель­ность спортсменок не достигнута.
Экспериментальную методику ЛФК в сочетании с массажем и занятиями в бассейне можно рекомендовать в качестве восстановления спортсмена после получения травмы. Эффективность программы закреплена положительными результатами по ходу эксперимента, с достоверностью результатов р<0,05.
После окончания работы и завершения эксперимента были составлены практические рекомендации
При получении любой травмы, для дальнейшего восстановления лечебная физическая культура остается самым эффективным методом на пути к возвра­щению к полноценной жизни.
Грамотно выстроенная методика восстановления в рамках лечебной фи­зической культуры дает возможность восстановить и постепенно вернуть дви­гательную способность травмированному участку, нарастить мышечную массу, приспособить организм к возрастающей физической нагрузке.
Инструктор ЛФК, врач и тренер, принимающий участие в восстановле­нии, должен учитывать особенности травмы, общее состояние больного. Пер­сонал, принимающий участие в восстановлении должен быть обучен, знать па­тогенез, клинику и этиологию тех или иных заболеваний, постоянно совершен­ствоваться, повышать квалификацию, применять комплексный подход в лече­нии.
При построении методики восстановления необходимо соблюдать меди­цинские этапы реабилитации, не следует форсировать события и ускорять пе­риоды прохождения восстановления.
Благоприятно и эффективно при построении методики по восстановле­нию включать применение массажа. Массаж способен улучшить кровообраще­ние в тканях, сделать мышцы эластичными и подвижными, улучшить общее состояние больного. Пациента также можно обучить некоторым приемам са­момассажа.
Упражнения в водной среде занимают отдельное место в методике адап­тивного физического воспитания. Благодаря облегчению массы тела, занимаю­щегося в водной среде, идет снижение нагрузки на поврежденный сустав. В начале восстановительного периода рекомендуется начинать занятия в водной среде с 10-15 минут 1 раз в неделю, к концу прохождения реабилитации увели­чить время тренировки в водной среде до 40-45 минут 1-2 раза в неделю.


1. Авдеева Т.Г. Спортивная медицина у детей и подростков. М.: ГЕОТАР - М, 2020 г. - 379с.
2. Алиева С.В. Социальная педагогика: учебное пособие. / Алиева С.В. - Н.: Дашков и К, 2013. - 424 с.
3. Бабаскин Д.В. Система применения комплексной фито- и физиотерапии в реабилитации больных остеоартрозом коленного сустава: автореф. дисс.д-ра мед.: / Бабаскин Д.В.- М., 2013.- 25 с.
4. Башкиров В.Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1981. - 220с.
5. Башкиров, В.Ф. Комплексная реабилитация спортсменов после травм ОДА. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 249с.
6. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 178с.
7. Бакулин В.С. Спортивный травматизм. Профилактика и реабилитация [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Богомолова М.М., Богачев А.Н. - Волгоград : ВГАФК, 2013. - 135с.
8. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие/ Безрукова В.С. - М.: Феникс, 2013 - 381с.
9. Безотечество К. И. Гидрореабилитация: учебное пособие модуля дисциплины "Технологии физкультурно-спортивной деятельности"/ К. И. Безотечество: Наука, 2017. - 152с.
10. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие/ Н.А. Белая. - М.: Советский спорт, 2001. - 272с.
11. Билич Г.Л. Анатомия человека: медицинский атлас. М.: ЭКСМО, 2013. - 223с.
12. Бирюков А.А. Спортивный массаж: учебник. М.: Академия, 2014. - 575с.
13. Булгакова Н.Ж. Плавание [Электронный ресурс]: учебник / [и др.]; - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 290с.
14. Валеев Н.М. Восстановление работоспособности спортсменов после травм ОДА: учебное пособие/ Н.М.Валеев. - М.: Физическая культура, 2018. - 292с.
15. Волобоева Ю.Л. Медицинская реабилитация спортсменов// Молодой ученый. - 2018 - №46.- С.80
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ