Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследования процессов формирования и свойств жаростойких покрытий системы титан-алюминий

Работа №113732

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

машиностроение

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1Структура и свойства алюминидов титана и способы формирования
покрытий на их основе
1.1Структура и фазовый состав алюминидов титана
1.2Свойства алюминидов титана
1.3Способы алитирования
2Методика исследования процессов алитирования титана, структуры
и свойств алитированных покрытий
2.1Методики исследования процессов смачивания титана
алюминиевыми расплавами
2.2Методика исследования прочности сцепления слоев титана и
алюминия
2.3Методика проведения рентгеноспектрального анализа слоистого
композиционного материала титан - алюминий
2.4Исследования жаростойкости алитированных слоев
3Исследование процессов алитирования титана
3.1Исследования процессов смачивания и растекания алюминия по
титану и прочности сцепления покрытия
3.2Исследование влияния кремния на процессы смачивания и
растекания алюминия по титану и прочность сцепления покрытия
3.3Исследование влияния циркония на процессы смачивания и
растекания алюминия по титану и прочность сцепления покрытия
3.4Исследование влияния времени выдержки в алюминиевом
расплаве на процессы алюминирования титана
3.5Исследование влияния диффузионного отжига на структуру
агитированных покрытий на титане
4Исследование жаростойкости покрытием
4.1Жаростойкость агитированных покрытий в алюминиевом
расплаве и в расплаве силумина
4.2Жаростойкость алитированных покрытий в алюминиевом
расплаве легированном цирконием
Заключение
Список используемых источников

В промышленности титан один из широко применяемых конструкционных металлов. Порядковый номер титана в таблице Д.И. Менделеева - 22. Плотность титана 4,51 г/см3. Температура плавления - Тпл=1668°С, а температура кипения - Ткип=3260 °С.
Преимуществами титана и его сплавов, которые обеспечивают его широкое применение в промышленности в качестве конструкционного металла являются:
-низкая плотность (4510 кг/м3), которая обеспечивает уменьшению массы машин и агрегатов;
-высокие показатели прочности, в том числе и при повышенных температурах (250-500 °С);
-высокая стойкость в ряде агрессивных сред, которая определяется коррозионной стойкостью пленки оксида титана, образующейся на поверхности титана. Пленка оксида титана прочно связана с титаном и защищает его от взаимодействия с окружающей средой;
-Титан отличается высокой удельной прочностью. Удельная прочность ряда титановых сплавов достигает 30-35, что значительно выше удельной прочности, легированной стали, алюминия и магния, и их сплавов.
Титан наиболее широко применяется для изготовления изделий авиационной отрасли, ракетнокосмической техники и в морском судостроения. Титан, вследствие высокой коррозионной стойкости в ряде агрессивных сред, используется для производства цистерн, химических реакторов, технологических трубопроводов и деталей трубопроводов.
По объему применения в качестве конструкционного металла титан находится на четвертой позиции после железа, алюминия и магния. Широко применяются титановые сплавы и сплавы на основе интерметаллидных фаз титан-алюминий. Интерметаллидные сплавы на основе алюминидов титана отличаются набором неповторяемых эксплуатационных свойств. Алюминиды титана имеют высокую коррозионную стойкость, жаростойкость и жаропрочность, что позволяет их применять в авиастроении, автомобилестроении и химическом машиностроении. Алюминиды титана благодаря биологической совместимости и безвредности применяются в медицине и пищевой промышленности.
Титановые сплавы незаменимый материал, вследствие высокой удельной прочности и низкой плотности, в авиастроении и ракетостроении. Из титановых сплавов изготавливают детали шасси, обшивку, агрегаты, детали реактивных двигателей.
В химическом машиностроении и судостроении титановые сплавы применяют вследствие высокой коррозионной стойкости. Титан обладает высокой коррозионной стойкостью в серной и соляной кислоте и их солях. Из титана изготавливают оборудование для хлорной промышленности, а так же работающее в азотной кислоте. В судостроении титан используется для изготовления винтов, обшивки морских судов, подводных лодок, торпед и т.д.
Однако жаростойкость титана и большинства титановых сплавов ограничена температурой 600 °С. При более высоких температурах
наблюдается интенсивное взаимодействие титана с кислородом с образованием в основном диоксида титана. Для повышения жаростойкости титановых сплавов широко применяются защитные покрытия. В качестве защитных жаростойких покрытий неплохо зарекомендовали интерметаллиды на основе системы титан-алюминий.
Целью работы является повышение жаростойкости титана и титановых сплавов, за счет проведения исследований и разработки технологий формирования на титане покрытий на основе интерметаллидных сплавов системы титан-алюминий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенные исследования процессов алитирования титана в жидком алюминиевом расплаве с последующим диффузионным отжигом, а также исследование структуры, химического и фазового состава покрытия и его жаростойкости позволили сделать следующие выводы:
-для повышения жаростойкости изделий из титана и титановых сплавов предложено формировать на их поверхности покрытия на основе алюминидов титана;
-проведенный анализ позволил установить наиболее универсальный, производительный способ формирования алюминидов титана на поверхности изделий из титана и титановых сплавов-жидкофазное алитирование;
-на основании проведенных исследований установлены оптимальные
составы активирующих флюсов и режимы жидкофазного
алитирования тита;
-проведенные исследования показали, что при жидкофазном
алитировании в результате фрагментации интерметаллидного слоя нельзя получить алюминидные покрытия требуемых толщин (30- 100мкм);
-для получения покрытий на основе алюминидов титана на титане и титановых сплавов предложена двухстадийная технология, включающая жидкофазное алитирование и диффузионный отжиг ;
-установлено влияние режимов диффузионного отжига на химический и фазовый состав многослойного алитированного покрытия на титане. Установлено влияние времени выдержки на процессы трансформации алюминидных слоев. Доминирующим слоем при двухстадийном алитировании является слой Ti3Al;
-проведенные исследования показали значительное увеличение жаростойкости, снижение скорости окисления в 2,5-10 раз титановых изделий с алитированным слоем;
-легирование алитированного слоя кремнием и цирконием повышает жаростойкость покрытия в 1,5-2 раза.
Проведенные исследования показали, что дальнейшая работа в направлении алитирования титана должна быть направлена на поиск наиболее эффективных легирующих компонентов, значительно повышающих жаростойкость поверхности изделий из титана и его сплавов.


1.Blackburn M.J. // Trans. AIME. 1967. V. 239. N 8. P. 1200-1208.
2.Dezellus О. On the Liquid/Solid Phase Equilibria in the Al-Rich Corner of the Al-Si-Ti Ternary System // Journal of Phase Equilibria and Diffusion, Springer Verlag. 2014. 35 (2). P. 137-145.
3.Ersatz fur Cadmiumueberzuge in der Luftfahrt // Galvanotechnik. 1991. 82. №5. Р. 1559.
4.Fischer I. Fortschritte bei der Verfahrenstechnik der galvanischen Aluminierung // Galvanotechnik. 1997. V. 88. №6. Р. 1852.
5.Gros J.P., Sundman B., Ansara I. // Scr. Metall. 1988. V. 22. N 10. P. 15871591.
6.Kim K. W., Clemens H. (Eds.) (2003) Gamma Titanium Aluminides. TMS, Warrendale. PA. USA.
7.Loiseau A., Tendeloo G., Portier R. Ducastelle F. // J. Phys. 1985. V. 46. N 4. P. 595-613.
8.McCullough C., Valencia J.J., Levi C.G., Mehrabian R. // Acta Metall. 1989. V. 37. N 5. P. 1321-1336.
9.Murray J.L. // Metall. Trans. A. 1988. V. 19. N 2. P. 243-247.
10.Petzow G., Effenberg G. Ternary Alloys // Weinheim: VCH. 1990. V. 3. 646 p.
11.Sagel K., Schulz E., Zwicker U. // Z. Metallkunde. 1956. Bd. 48 № 8. P. 529-533.
12.Schubert K., Meissner H.G., Raman A., Rossteutscher W. // Naturwlssenschafren. 1964. Bd. 51. P. 287.
13.Schull R.D., McAlister A.J., Reno R.C. // Titanlum: Sci. and Technol. Proc. 5th Int. Conf. Munich. 1984. Oberursel. 1985. V. 3. P. 1459-1466.
14.Yang M.-R., Wu S.-K. Oxidation Resistance Improvement of TiAl Intermetallics Using Surface Modification // Bulletin of the College of Engineering, 2003. Vol. 89. P. 3-19.
15.Белоус В.Я., Варламова В.Е. и др. Ионно-плазменные покрытия для защиты от коррозии компрессорных лопаток и других деталей ГТД, эксплуатирующихся во всеклиматических условиях // Коррозия: материалы, защита. 2012. № 1. С. 20-24...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ