Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания доброты у младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1. Воспитание уровня проявления доброты как психолого-педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности воспитания доброты у младших школьников на уроках литературного чтения 12
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по воспитанию доброты у младших школьников на уроках литературного чтения 16
2.1. Изучение уровня развития качества доброты у младших школьников на
уроках литературного чтения 16
2.2. Реализация содержания и приемов воспитания доброты у младших
школьников на уроках литературного чтения 27
2.3. Динамика уровня развития качества доброты у младших школьников на
уроках литературного чтения 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение 47
Важный период в жизни ребенка, когда начинается его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению - это младший школьный возраст. Непосредственно в этот период и происходит воспитание нравственных качеств, являющихся важнейшим компонентом нравственной культуры. Поэтому проблему развития нравственных качеств у младших школьников можно отнести к разряду актуальных. Задача развития нравственных качеств младших школьников актуализировалась также с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основой федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования становится формирование базовых ценностей современного человека.
Основные черты морального облика складывается уже в младшем школьном возрасте, когда ребёнок интенсивно приобретает социальные знания, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, моральные ценности. И педагог призван способствовать развитию у детей данного возраста основных нравственных качеств в учебно-воспитательном процессе. Дети рано начинают ощущать доброту взрослых и сверстников и очень чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности. Когда ребенок переживает и проявляет чувства жалости при виде страданий другого, он будет стараться оказать ему помощь. Вот тогда можно сказать, что он относится к ближнему, как к самому себе, и станет переживать его радость и боль, как свои собственные. В учебно-воспитательном процессе у детей формируются различные нравственные качества. Литературное чтение является наиболее значимым для приобщения ребенка к общечеловеческим нравственным качествам через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт. Действенным средством в воспитании нравственных качеств младших школьников является сказка.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Л. И. Божович, Н. И. Болдырева и Н. В. Архангельского, в которых выявляется содержание основополагающих понятий теории нравственного воспитания. Особенность нравственного воспитания младших школьников и его методики нашли отражение в работах И. С. Марьенко и Е. П. Бутузовой. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания рассмотрены в работах Н. П. Шитяковой. Описание конкретных особенностей и педагогических условий развития нравственных качеств у младших школьников отражены в работах Л. А. Высотиной и В. И. Новиковой. Воспитание доброты средствами сказки были предложены такими авторам как Т. Д. 3инкевич-Евстигнеева и Л. Б. Фесюкова. А. А. Калюжный в своих трудах освещает проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников.
Однако, несмотря на представленную разработанность проблемы, конкретных содержаний приемов развития нравственного качества доброты у младших школьников на уроках чтения недостаточно исследовано. Поэтому нами была выделена проблема исследования: каково содержание приемов воспитания доброты у младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность содержания приемов работы по воспитанию доброты у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: содержание приемов воспитания доброты при организации обучения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза: воспитание доброты у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- использовать жанр сказки, в котором нравственное качество доброта проявляется в поведении героев;
- опираться на жизненный опыт детей при анализе нравственных поступков героев;
- применять прием драматизации литературного произведения как источник ценностного опыта детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень воспитанности доброты у младших школьников.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию доброты у младших школьников и определить эффективность разработанных приемов.
4. Реализовать и доказать эффективность содержания приемов воспитания доброты у младших школьников на уроках литературного чтения.
Новизна исследования: разработано содержание приемов воспитания доброты и условия реализация этих приемов в процессе обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Практическая значимость исследования заключается в том, что примененные приемы воспитания доброты позволяют качественно улучшить образовательный процесс на уроках литературного чтения и методические разработки могут использоваться учителем при обучении младших школьников в образовательном процессе.
Базой исследования послужила МБУ школа № 40 г. Тольятти.
Структура работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы и приложениями.
Младший школьный возраст - главный период в жизни ребенка, когда начинается его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Особенно в этот период и происходит формирование нравственных ценностей, являющихся важным компонентом нравственной культуры.
На наш взгляд, реализуя полноценное формирование нравственных качеств у ребенка в младшем школьном возрасте, взрослые обеспечивают в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и высокий интеллектуальный потенциал.
В нашем исследовании нравственные качества рассматриваются как качества человека, одним из главных является доброта. Нравственные качества тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга: уважение и заботливое отношение к человеку, доброжелательность, внимательность, терпимость и великодушие, способность к сопереживанию, состраданию и сочувствию, готовность прийти на помощь, отзывчивость, доброта, человечность, ответственность. Они позволяют человеку жить по законам совести и добра,
Нами была изучена философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. В результате чего было выявлено определение нравственных качеств, функции и их значение. Далее были выделены критерии и показатели, характеризующие проявление доброты у младших школьников. С младшими школьниками проводилась работа, направленная на выявление особенностей проявления нравственных качеств и уровня воспитанности по трем методикам. Эмпирические данные исследования были систематизированы и представлены в таблицах и диаграммах. После проведения исследования мы обнаружили низкий уровень проявления нравственного качества доброты у младших школьников. Далее с ними проводилась работа на развитие нравственных качеств на уроках чтения посредством сказки. Для реализации данной цели нами была разработана комплекс уроков, который состоит из 3 блоков: первый блок (ознакомительный) - «Уроки нравственности», второй (присвоение) - «В гостях у сказки» и третий блок (заключительный) - «Я в мире нравственных ценностей».
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Проведение контрольного эксперимента позволило выявить динамику уровня развития у детей младшего школьного возраста нравственных качеств. Теперь можно говорить о наличии у младших школьников доброты, чуткости, справедливости, отзывчивости, ответственности и т.д. и об эффективности использования содержания приемов в работе со сказками в качестве средства развития у младших школьников нравственных качеств.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, подтвердилась.
1. Алексеев А. И. Азбука нравственности .М. : Молодая гвардия, 1976. 272 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
3. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М. : Просвящение, 1979.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Прогресс. 1968. 464 с.
5. Божович Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М. : Прогресс, 2000. 468с.
6. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М. : Педагогика, 2008. 224 с.
7. Бутузова Е. П. Идейно-нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения. Новгород : Знание. 1987. 386 с.
8. Вачков И. В. В зеркале сказки // Школьный психолог. 2009. №40. С. 23¬25.
9. Вачков И. В. Сочиняем сказки // Школьный психолог. 2009. №19.С. 24¬25.
10. Волков, Б. С. Детская психология развития. СПБ. : Питер , 2009. 576с.
11. Высотина Л. А. Формирование нравственных качеств школьников. Л. : Знание, 2009. 40 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл, 2005. 1136 с.
13. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных качеств. М. : Знание,
2000. 80 с.
14. Греханкина Л. Ф. Формирование нравственных качеств школьников // Школа. 2003. №4. С.2-7.
15. Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми младшего школьного возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Л., 2000. 29 с.
16. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 26 с.
17. Дёмичева В. В. Литературная сказка как средство социализации младших школьников // Начальная школа. 2016. № 7. С. 56-58.
18. Евгеньева А. П. Словарь русского языка в 4-х томах. М. : Русский язык, 1999. 702 с.
19.3инкевич-Евстигнеева Т. Д. Сказочные намеки // Школьный психолог.
2001. №1. С. 23-29.
20.3инкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб. : Речь, 2010. 240 с.
21.Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. : Просвещение, 2000. 160 с.
22. Иванова Э. И. Этот волшебный мир сказки. М. : Просвещение, 2000. №12. С. 49-52.
23. Ильин И. А. Духовный смысл сказки // Литература в школе. 2000. № 1. С. 9-10.
24. Каиров И. А. Азбука нравственного воспитания. Москва, 2009. 201с.
25. Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. Москва, 2009. 205 с.
26. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. Просвещение, 2009. 98 с.
27. Колычева Г. Ю. Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа. 2014. № 6. С. 32-34.
28. Конеева Г. М. Формирование нравственных основ у младших школьников // Начальная школа. 2016. № 5. С. 13-14.
29. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. Москва, 2009. 241с.
30. Люблинская А. А. Детская психология. М. :Просвещение, 1971. 415 с.
31. Мачнева Л. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2014. №3. С. 963-964.
32. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М. : Педагогика, 2009. 104 с.
33. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия, 1999. 456 с.
34. Новикова В. И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника. М. : Знание, 2000. 20 с.
35. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. :Советская Энциклопедия, 1970. 900 с.
36. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Политическая литература, 1982. 270 с.
37. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 2004. 460 с.
38. Шитякова Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях. Челябинск : ЧГПУ, 2004. 158 с.
39. Шпунтова Т. Т. Драматизация на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2014. № 7. С. 75-79.