ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КОНТРАСТ КАК ЯВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Определение понятия «контраст» 9
1.2. Контраст как художественный прием, используемый при создании
словесной образности 13
ГЛАВА II. ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР Ф.И. ТЮТЧЕВА 20
2.1. Биографические основы творчества поэта 20
2.2. Функционирование антонимов в стихотворениях Ф.И. Тютчева.. .22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Настоящее исследование посвящено осмыслению контрастного мира поэзии Ф.И. Тютчева. Контраст как прием описан в трудах ученых: Л.А. Матвиевская «Контраст и антитеза» (М., 1978), Г.В. Андреева «Контрастная организация языковых единиц» (Саратов, 1988), И.К. Белодед «Символика контраста в поэтическом языке А. Ахматовой» (М., 1989), В.М. Аврасин «Контраст в тексте: сущность и основы типологии» (М., 1990), Г.В. Кондаков «Гармония контраста» (М., 1991), К.Н. Марченко «Контраст у Горького» (СПб., 1995), А.В. Кузнецов «Фигуры контраста и их функции в творчестве М.Ю. Лермонтова» (Р.-на-Дону, 1998) и др.
Л.С. Выготский выявил психофизиологическую основу оппозиции, показав, что художественное произведение всегда содержит определенное противоречие, внутреннее напряжение между содержанием и формой [Выготский 1987: 197]. Как отмечают Л.А. Матвиевская, Е.В. Марченко, Л.А. Новиков, Г.В. Андреева и В.В. Одинцов, оппозиции в тексте имеют реализацию на основании принципа контраста. Контраст (как литературно-композиционный прием) в работах исследователей рассмотрен с позиции принципов организации художественного текста. Контраст включает понятия «противопоставление» и «противоположность», которые иногда понимаются как синонимы, при этом противопоставление мыслится шире, чем противоположность.
Детально рассмотрено и понятие антитеза в трудах таких ученых, как М. Петровский «Антитеза» (М.-Л., 1925), Я.И. Гельблу «Антонимия и антитеза» (Уфа, 1964), Л.А. Матвиевская «Контраст и антитеза» (М., 1978), В.М. Аврасин «Контраст в тексте: сущность и основы типологии» (М., 1990), Н.В. Данилевская «Стилистический контраст» (М., 2003), Е.С. Корюкина «Проблема определения антитезы в терминологических словарях и справочниках» (Н. Новгород, 2012) и др. Антонимия, являющаяся языковым воплощением антитезы, рассмотрена в трудах ученых: Я.И. Гельблу «Антонимия и антитеза» (Уфа, 1964), Л.А. Введенская «Стилистические фигуры, основанные на антонимах» (Курск, 1966), Л.А. Введенская «Проблемы лексической антонимии и принципы составления словаря антонимов» (Л., 1973), В.А. Иванова «Антонимия в системе языка» (Кишинев, 1982), Н.М. Меркурьева «Антонимия сложных слов в современном русском языке» (М., 1996), Е.И. Диброва «Поэтические структуры антонимии» (М., 2000), Е.С. Корюкина «Риторические возможности антонимов в современном русском языке: проблема системного описания» (Н. Новгород, 2014) и др.
Творчество Ф.И. Тютчева широко изучено, написаны биографические и литературоведческие работы, работы по языкознанию. Творчество поэта рассмотрено в трудах таких исследователей, как: Л.В. Пумпянский «Поэзия Ф.И. Тютчева» (Л., 1928), Н.А. Некрасов «Русские второстепенные поэты» (М., 1950), Ю.Н. Тынянов «Пушкин и Тютчев» (М., 1962), К. Пигарев «Жизнь и творчество Тютчева» (М., 1972), В.Я. Брюсов «Ф.И. Тютчев.
Смысл его творчества» (М., 1975), А.В. Чичерин «Стиль лирики Тютчева» (М., 1975), Л.М. Щемелева «Значение антитезы в поэзии Тютчева» (М., 1977), В.Ф. Ходосевич «О Тютчеве» (М., 1991), Ю.Н. Тынянов «Вопрос о Тютчеве» (М., 1993), Ю.М. Лотман «Заметки по поэтике Тютчева» (СПб., 1996), Б.К. Зайцев «Тютчев. Жизнь и судьба» (М., 2000), М.М. Гиршман «Стиль и поэтическое словообразование в лирике Ф.И. Тютчева» (Донецк, 2003) и др.
Для работы над темой исследования привлекались словари антонимов русского языка: Н.П. Колесников «Словарь антонимов русского языка» (М., 1972), «Словарь антонимов русского языка» под ред. Л.А. Новикова (М., 1984), Л.А. Введенская «Словарь антонимов русского языка» (М., 2004), «Словарь антонимов русского языка» под ред. М.Р. Львова (М., 2008) и др.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что поэзия Ф.И. Тютчева рассматривается в контексте контрастного мировосприятия.
Языковым средством воплощения контраста выступают антонимы, которые служат средством реализации приема антитезы. В бакалаврской работе делаются наблюдения и выводы, связанные с использованием антонимии: выявляется их частотность, определяется структура и функционирование в поэтических текстах Ф.И. Тютчева.
Объектом бакалаврской работы стали поэтические произведения, написанные Ф.И. Тютчевым в период с 1816 по 1839 годы.
Предмет исследования составили антонимы в поэзии Ф.И. Тютчева, которые рассматриваются как языковое средство отражения контрастного восприятия мира.
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы исследовать особенности функционирования антонимов в поэтических произведениях Ф.И. Тютчева.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие контраст как феномен художественной картины мира;
2) определить языковые средства воплощения контраста в поэтическом тексте;
3) изучить творчество Ф.И. Тютчева с точки зрения функционирования антонимов, как способе создания образа лирического героя и передачи сложной, противоречивой картины мира;
4) провести выборку примеров из произведений Ф.И. Тютчева;
5) классифицировать антонимы, используемые Ф.И. Тютчевым, выявить их структурные и тематические особенности;
6) определить особенности поэтической картины мира Ф.И. Тютчева.
Методы исследования. В работе использовались метолы анализа и синтеза, которые применялись для исследования степени изученности обозначенной проблемы. Описательный метод позволил произвести выборку антонимов, выполнить первичный анализ исследуемого материала. Метод филологического анализа применен для интерпретации полученного материала. Метод компонентного анализа послужил для выявления мельчайших смысловых элементов значения и определения семантических, структурных и тематических особенностей антонимов. Культурно - исторический метод был необходим для того, чтобы трактовать авторское использование языковых средств в поэтическом тексте, описать особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Контраст является одним из приемов в искусстве, он выражается в резком противопоставлении явлений, когда сравнение или сопоставление подчеркивает разные пространственные, временные, качественные или количественные и другие стороны действительности.
2. Антонимы - одно из важнейших средств создания словесной живописности и художественной образности. Антонимы в поэзии Ф.И. Тютчева обладают различной семантической нагрузкой, логической направленностью и структурной особенностью.
3. Поэтический мир Ф.И. Тютчева полон контрастов и противоречий. Использование антонимов позволяет поэту передать сложность и неоднозначность окружающего природного мира и внутренней жизни лирического героя.
Самостоятельность исследования состоит в том, что в разных аспектах проанализированы антонимы в поэтических текстах Ф.И. Тютчева, дана их структурная классификация, определена логическая направленность, выявлена активная роль в создании образа лирического героя и поэтического пространства, передана сложная и противоречивая картина мира.
Практическая значимость бакалаврской работы по русскому языку заключается в том, что её материалы и результаты могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.
Апробация бакалаврской работы. Материалы исследования прошли апробацию в процессе изучения темы «Антонимы русского языка» в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской области средней общеобразовательной школе с. Русская Борковка имени Героя Советского Союза Д.Н. Голосова муниципального района Ставропольский среди учеников 10-11 классов, представлены в виде доклада, сделанном для «Студенческих Дней науки» (апрель 2018, ТГУ).
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который насчитывает 64 источника, и приложения.
Контраст является одним из приемов в искусстве, он выражается в резком противопоставлении явлений и их свойств, когда сравнение или сопоставление подчеркивают разные пространственные, временные, качественные, количественные и другие стороны действительности.
Средства контраста воплощаются в общей образной системе. В таких условиях контраст может создавать и нетрадиционные средства, которые трансформируются при помощи творческого воображения. Автор может прибегать к следующим приёмам: повторы, параллелизм и чередование единиц разных уровней (грамматический, лексический).
Всё средства реализации контраста формируют строфу, фразу, а также минимальный текст, которые в сочетании друг с другом образуют текст. Таким образом, принципом построения системы образов и средством формирования художественного текста является контраст, который является характерологическим и изобразительным средством.
Семантика контраста зависит от нескольких факторов: качество противопоставляемых слов, их сочетаемость, образность и преобразование.
Исходя из этого, контрастное виденье мира - основа восприятия художником действительности и художественного мышления писателя.
Данный речевой приём может функционировать как смысловая доминанта, так и композиционно-стилистический принцип построения текста. Языковым средством воплощения контраста является антонимия. Наиболее распространённым выразительным средством, построенным на антонимах, считается антитеза. В составе антитезы антонимы выполняют структурную и изобразительную роль в строфе. Всем типам антонимов свойственны изобразительно-выразительные функции, формирующие структурную и смысловую замкнутость текста.
Антонимы являются одним из важнейших средств создания словесной живописности и конкретной художественной образности. Изучив лирику Ф.И. Тютчева, можно сделать вывод об особой роли антонимов в творчестве поэта. Антонимы в творчестве поэта выступают как средство воссоздания противоречивой картины мира, позволяют уточнить характеристику какого- либо явления, передать взаимоисключающие понятия и раскрыть сущность явлений или предметов, а также воссоздать внутренний мир лирического героя.
Проведенное исследование позволило выделить 121 антонимическую пару, каждая из которых составляет в философской лирике Ф.И. Тютчева тематические группы, связанные с понятиями любовь, дружба, религия, воинский подвиг и др. Проанализировав антонимы не только со стороны их структурной организации (однокорневые и разнокорневые), со стороны логической направленности (контрарные и комплементарные), со стороны их семантической нагрузки, можно говорить о том, что антонимы в творчестве Ф.И. Тютчева играют важную роль для воплощения картины мира автора. Антонимы помогают автору раскрыть мастерство поэта. Тематические группы антонимов функционирует в тексте в соответствии с авторским замыслом.
Картина мира, воссоздаваемая автором посредством антонимов, позволяет нам делать вывод о противоречивости окружающих нас явлений и чувств. Использование контекстуальных (речевых) антонимов говорит нам об индивидуальности подобранного средства в изображении картины мира. Использование языковых антонимов свидетельствует о мастерстве поэта, его знании русского языка, использование контекстуальных антонимов раскрывает неоднозначность, противоположность чувств человека и явлений окружающей действительности.
Таким образом, поэтический мир Ф.И. Тютчева полон контрастов и противоречий. Использование антонимов позволяет поэту передать сложность и неоднозначность окружающего природного мира и внутренней жизни лирического героя.
1. Аврасин, В.М. Контраст в тексте: сущность и основы типологии [Текст] / В.М. Аврасин // Структура языкового сознания: сб. статей. - М.: Наука, 1990. - С. 124-130.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 145 с.
3. Андреева, Г.В. Актуализация категории противоположности в художественном тексте [Текст] / Г.В. Андреева // Актуальные проблемы стилистики декодирования, теория интертекстуальности в семантике слова и высказывания. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - С. 10-17.
4. Андреева, Г.В. Контрастная организация языковых единиц [Текст] / Г.В. Андреева // Вопросы романо-германского языкознания. Вып. 9.
- Саратов, 1988. - С. 132-141.
5. Андреева, Г.В. Языковое выражение контраста и его стилистические функции в художественной прозе (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. [Текст] / Г.В. Андреева.
- Л., 1984. - 16 с.
6. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык [Текст] / И.В. Арнольд. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 384 с.
7. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова.
- М.: Язык русской культуры, 1999. - 895 с.
8. Балахонская, Л.В. Языковые антонимы и контекстно противопоставляемые слова как средство создания контраста в произведениях А. Вознесенского: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. [Текст] / Л.В. Балахонская. - Л., 1987. - 17 с.
9. Белодед, И.К. Символика контраста в поэтическом языке
А. Ахматовой [Текст] / И.К. Белодед // Поэтика и стилистика русской литературы. - Л.: Наука, 1971. - С. 269-279.
10. Большой энциклопедический словарь. Языкознание [Текст] / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 36-296.
11. Брюсов, В.Я. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества [Текст] /
B. Я. Брюсов // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 193-208.
12. Введенская, Л.А. Окказиональные антонимы [Текст] / Л.А. Введенская, Г.Е. Гончаренко // Известия СКНЦ ВШ. - 1980. - № 1. -
C. 34-37.
13. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский.
- М.: Педагогика, 1987. - 341 с.
14. Гиршман, М.М. Стиль и поэтическое словообразование в лирике Ф.И. Тютчева [Текст] / М.М. Гришман // Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15-16. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2003. - С. 6-15.
15. Голякова, Л.А. Подтекст как полидетерминированное явление: монография. [Текст] / Л.А. Голякова. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. - 208 с.
16. Гуцу, А.П. К структурно-семантическому аспекту антитезы [Текст] / А.П. Гуцу // Структурно-семантические и прикладные исследования. - Кишинев: Штиинца, 1990. - С. 47-52.
17. Зайцев, Б.К. Тютчев. Жизнь и судьба (К 75-летию кончины) [Текст] / Б.К. Зайцев // Собрание сочинений: Т. 9 (доп.). - М.: Русская книга, 2000. - С. 256-269.
18. Иванов, В.В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы [Текст] / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. - М.: Наука, 1965. - 251 с.
19. Иванова, В.А. Антонимия в системе языка [Текст] / В.А. Иванова.
- Кишинев: Штиинца, 1982. - 162 с.
20. Исаев, В.А. К вопросу о соотношении лингвистического и логического в учении об антонимах [Текст] / В.А. Исаев // Филологические науки. - 1972. - № 1. - С. 49-56.
21. Ковтунова, И.И. Некоторые направления эволюции поэтического языка в ХХ в. [Текст] / И.И. Ковтунова // Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. - М.: Наука, 1990. - С. 13-14.
22. Колесников, Н.П. О видах антонимических противопоставлений [Текст] / Н.П. Колесников // Известия СКНЦ ВШ. - Ростов-на-Дону, 1980. - № 1. - С. 38-41.
23. Комиссаров, В.Н. Проблема определения антонима: О соотношении логического и языкового в семасиологии [Текст] / В.Н. Комиссаров // Вопросы языкознания. - 1957. - № 2. - С. 49 - 58.
24. Кондаков, Г.В. Гармония контраста [Текст] / Г.В. Кондаков // Русская речь. - 1971. - № 1. - С. 13 - 18.
25. Корюкина, Е.С. Проблема определения антитезы в терминологических словарях и справочниках [Текст] / Е.С. Корюкина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 5 (1). - С. 300 - 303.
26. Краткий словарь терминов лингвистики текста / Сост. Т.М. Николаева [Текст] / Т.М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста. - М.: Прогресс, 1978. - С. 29.
27. Кузнецов, А.В. Фигуры контраста и их функции в творчестве М.Ю. Лермонтова: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. [Текст] / А.В. Кузнецов. - Ростов-на-Дону, 1998. - 158 с.
28. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева, Л.Г. Андреев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
29. Логический словарь-справочник [Текст] / Под ред. Н.И. Кондакова. - М.: Наука, 1975. - 720 с.
30. Лотман, Ю.М. Асимметрия и диалог [Текст] / Ю.М. Лотман // Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - С. 591-603.
31. Лотман, Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева [Текст] / Ю.М. Лотман // О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство-СПб., 1996. - С. 553-564.
32. Лотман, Ю.М. Спецкурс «Русская философская лирика. Творчество Тютчева». Сборник 2 [Текст] / Ю.М. Лотман. - Тарту: Изд-во Тартуского университета, 1999. - С. 272-317.
33. Марченко, К.Н. Контраст у Горького [Текст] / К.Н. Марченко // Словообразование и стиль писателя. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. - С. 89-93.
34. Матвеев, Б.И. Изобразительные и выразительные возможности антонимов [Текст] / Б.И. Матвеев // Русская словесность. - 2000. - № 6. - С. 69-70.
35. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский словарь, культура речи, стилистика, риторика [Текст] / Т.В. Матвеева. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 78 с.
36. Матвиевская, Л.А. Контраст и антитеза (На материале произведений М.Ю. Лермонтова) [Текст] / Л.А. Матвиевская // Русский язык в школе. - 1978. - № 5. - С. 50-65.
37. Матвиевская, Л.А. О стилистическом использовании антонимов в лирике и поэмах М.Ю. Лермонтова [Текст] / Л.А. Матвиевская // Русский язык в школе - 1977. - № 2. - С. 66-73.
38. Меркурьева, Н.М. Антонимия сложных слов в современном русском языке: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Н.М. Меркурьева. - М., 1996. - 247 с.
39. Михайловский, Б.В. Тютчев [Текст] / Б.В. Михайловский // Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 11. - М.: Художественная литература, 1939. - С. 469-474.
40. Новиков, Л.А. Антонимия в русском языке (семантический
анализ противоположности в лексике) [Текст] / Л.А. Новиков. - М.:
Просвещение, 1973. - 290 с.
41. Новиков, Л.А. Контраст [Текст] / Л.А. Новиков // Энциклопедия. Русский язык. / Под. ред. Ю.Н. Караулова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - С. 200-201.
42. Новиков, Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста [Текст] / Л.А. Новиков. - М.: Русский язык, 1979. - 261 с.
43. Новиков, Л.А. Противопоставление как прием [Текст] / Л.А. Новиков // Филологический сборник. - М.: ИРЯ, 1995. - С. 326-335.
44. Новиков, Л.А. Русская антонимия и ее лексикографическое описание [Текст] / Л.А. Новиков // Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М.: Рус. яз., 1988. - 530 с.
45. Новикова, Н.С. Повтор, вариативность, контраст и семантическая организация текста [Текст] / Н.С. Новикова // Филологические науки. -1997. - № 4. - С. 76 - 84.
46. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Под ред. Т.Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.efremova.info/(дата обращения 17.12.2016).
47. Одинцов, В.В. Стилистика текста [Текст] / В.В. Одинцов. - М.: УРСС, КомКнига, 2006. - 115 с.
48. Петрарка, Ф. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты [Текст] / Ф. Петрарка. - М.: Художественная литература, 1974. - 443 с.
49. Пигарев, К.В. Тютчев Ф. И. [Текст] / К.В. Пигарев // Краткая литературная энциклопедия: Т.6. / Гл. ред. А.А. Сурков. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - С. 709-713.
50. Пумпянский, Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева [Текст] / Л.В. Пумпянский // Урания. Тютчевский альманах. 1803 - 1928. - Л.: Прибой, 1928. - С. 9-57.
51. Русский язык: энциклопедия / Отв. Ред. Ф.П. Филин [Текст] / Ф.П. Филин. - М.: Советская Энциклопедия, 1979. - 432 с.
52. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики: учебное пособие для студентов и аспирантов филологических специальностей [Текст] / Ю.М. Скребне; М-во просвещения РСФСР, Горьковский гос. пед. ин-т иностранных яз. им. Н.А. Добролюбова. - Горький: [б. и.], 1975. - 174 с.
53. Скребнев, Ю.М. Стилистика текста и лингвистическая стилистика [Текст] / Ю.М. Скребнев // Стилистика текста в коммуникативном аспекте. - Пермь, Пермс. гос. ун-т, 1987. - 591 с.
54. Словарь антонимов русского языка [Текст] / Под ред. М.Р.
Львова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.docme.ru/doc/41145/l._vov-m.r.-slovar._-antonimov-russkogo-yazyka- -1984 (дата обращения 19.11.2016).
55. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Под ред. О.С. Ахмановой. - М.: УРСС, 2004. - С. 576.
56. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Под ред. Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
57. Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Текст] / Под. ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2011. - С. 559-560.
58. Томашевский, Б.В. Поэтика (Краткий курс) [Текст] / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 333 с..
59. Трубецкой, Н.С. Основы фонологии [Текст] / Н.С. Трубецкой. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 16-83.
60. Тютчев, Ф.И. Полное собрание стихотворений [Текст] / Ф.И. Тютчев. - Л.: Советский писатель, 1987. - 448 с.
61. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология [Текст] / М.И. Фомина. - М.: Высшая школа, 2003. -415 с.
62. Шинкаренко, Ю.В. Прием контраста и система разноуровневых языковых средств его выражения в поэмах А.С. Пушкина: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Ю.В. Шинкаренко. - Ростов-на-Дону, 2006. - 154 с.
63. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика [Текст] / Д.Н. Шмелев. - М.: Просвещение, 1977. - 335 с.
64. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь- справочник [Текст] / Под ред. М.И. Панова. - М.: Олимп, 2005. - 959 с.