Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование рефлексии младших школьников на уроках математики (Методика обучения математике в начальной школе, Волгоградский государственный социально-педагогический университет)

Работа №113656

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы37
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно - экспериментальная работа .
База исследования: многопрофильный лицей №16 (г. Жигулевск).
Выборка: 40 учеников,(20 человек в 4 «В» классе и 20 человек в 4 «Г» классе).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 6
1.1.Структура и функции рефлексии в личностном развитии младших школьников 6
1.2.Возможности уроков математики в формировании рефлексии младших школьников в традиционной («Школа России») и вариативной (УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) программах 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ . 24
2.1. Диагностика и определение уровней развития рефлексии у младших школьников 24
2.2. Описание системы уроков математики, направленных на формирование рефлексии младших школьников 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 37

Актуальность исследования. Одной из главных целей современной образовательной доктрины является развитие личности подрастающего поколения способной к самосовершенствованию в области образования, воспитания и развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования[1] определены такие требования к рефлексивной деятельности младшего школьника, как: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства еe реализации; умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умения доброжелательно излагать и грамотно аргументировать свое мнение, свою точку зрения, давать оценку событиям.
Исходя из этого, одной из задач, стоящих перед начальным образованием, является развитие у младших школьников способности к рефлексивному контролю своей деятельности как основы для формирования мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в среднем звене.
Изучение рефлексии, динамики и механизмов её развития активно ведётся в педагогике и психологии, начиная со второй половины XX в.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования – процесс формирования рефлексии младших школьников на уроках математики.
Цель исследования – обосновать систему уроков математики в начальной школе, направленную на формирование рефлексии младших школьников.
Задачи исследования:
1) Уточнить структуру и функции рефлексии в развитии личности младшего школьника.
2) Определить возможности уроков математики в формировании рефлексии у младших школьников в традиционной ("Школа России") и вариативной (УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) методических системах.
3) Подобрать и обосновать комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровней развития рефлексии у младших школьников;
4) Разработать систему уроков математики, направленных на формирование рефлексии младших школьников.
Методы исследования:
• Методика «Педсовет» Г.А. Цукерман
• Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик»
• Методика выявления характера атрибуции успеха/ неуспеха..
Рассмотрены результаты диагностика показателей личностной рефлексии младших школьников, выполнен статистический анализ полученных данных, на основе которого осуществлена интерпретация полученных результатов.
База исследования: Исследование по развитию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста проводилось в обычных естественных условиях обучения в первом и во втором полугодии 2020–2021 учебного года.
В качестве исследовательской базы выступало ГБОУ, многопрофильный лицей №16 города Жигулевска. В эксперементе принимали участие 40 учеников, 20 человек в 4 «В» классе и 20 человек в 4 «Г» классе. Из которых девочек 21 человек и мальчиков 19 человек. Опытно - экспериментальная работа выполнялась для разработки и апробывания программы развития рефлексивных умений младших учеников в учебной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения (3 стр.), двух глав ( 17 стр. и 11 стр.), выводов по главам, заключения (2 стр.), списка использованных источников (16 ед.). Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет и основные методы исследования, сформулирована цель и задачи курсовой работы.
В первой главе «Теоретические обоснования процесса формирования рефлексии младших школьников на уроках математике» рассмотрены вопросы структуры и функций рефлексии в личностном развитии младших школьников, а также возможности уроков математики в формировании рефлексии младших школьников в традиционной («Школа России») и вариативной («Юный математик») программах.
Во второй главе «Процесс формирования рефлексии младших школьников на уроках математики в начальной школе» проведена диагностика и определение уровней развития рефлексии у младших школьников, а также описаны системы уроков математики, направленных на формирование рефлексии младших школьников
В заключении приводятся выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Человеку ХХI в., чтобы быть успешным и полноценно развиваться, необходимо быть готовым меняться, переучиваться, взаимодействовать с окружающим миром, непрерывно обновлять свои знания в ответ на динамично изменяющиеся условия жизни.
Способность рефлексировать - первостепенное качество человеческого разума, без которого невозможно его нормальное функционирование. Это обусловлено тем, что человек находится в постоянном развитии, которое сопровождается качественными изменениями личности: современный школьник постоянно находится в поисках информации, т. е. наблюдается интеллектуальный рост в совокупности с его интересами.
Основной ролевой идентификацией для обеих выборок стала социальная идентификация; менее выраженной – материальная. Наличие статистически достоверных различий установлено относительно физической и деятельностной, а также перспективной и рефлексивной идентификации, отсутствие – относительно социальной, коммуникативной, материальной идентификации. Рефлексивная оценка учебной деятельности в обеих группах преимущественно выражена на среднем уровне. При этом у учащихся первой группы не обнаружено проявлений высокого уровня; у учащихся второй группы высокий и низкий уровень выражены в равной мере.
Рефлексивная оценка себя как субъекта учебной деятельности у учащихся с затруднениями в обучении сформирована на низком уровне, у детей без затруднений – на среднем. Менее всего в обеих выборках проявлен высокий уровень. Статистически достоверные различия получены относительно рефлексивной оценки себя как субъекта учебной деятельности.
Следовательно, большинство младших школьников с затруднениями в учебной деятельности испытывают сложности в оценке самих себя, своих учебных достижений и недостатков, а также своих личностных действий, направленных на успешное обучение:
• анализировать и формулировать получаемые результаты и осознавать пути их получения;
• определить цели дальнейшей работы и правильно выбрать средства их достижения;
• планировать, корректировать и контролировать свою учебную деятельность, оценивая значение и границы знаний и поступков;
• осознавать то, как тебя оценивают и понимают окружающие люди.
То есть, зная основные школьные требования и качества «хорошего ученика», эти школьники не могут самостоятельно соотнести их с собою и в соответствии с этим поставить адекватные задачи саморазвития.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
2. Алексеев, Н. Г. Рефлексия и формирование способа решения задач [Текст] / Н. Г. Алексеев. — 2017
3. Беляева О.А. Методы организации рефлексии: учеб-метод. пособие / О.А. Беляева. 4-е издание, стер. Минск: РИПО, 2017. 42 с.
4. Бодалев А.А. Познание человека человеком. - СПб: Речь, 2005. – 322 с.
5. Иоганес М. Э. Приемы рефлексивной деятельности школьников на уроке // История Казахстана: преподавание в школах и вузах. 2016. № 3. С. 12–18
6. Казиев К. Теоретические аспекты понятия «рефлексия» // Жантану мәселелері = Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 7–9.
7. Каратеев О.В. Рефлексия как фактор самораскрытия личности // Вестник ВЭГУ. - 2013. - № 5 (67). - 196-201 с.
8. Лебедева С.И. Условия психического и личностного развития младших школьников // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и 165 практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2019. – 16-18 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37615201
9. Матвеева, И. В. Формирование рефлексии у старших школьников на уроке математики / И. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80079/
10. Медникова Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника / Л.А. Медникова // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 1. С. 72-75
11. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. С. 18-38.
12. Оспанбекова М. Н. Значение рефлексии в изучении обновленного содержания знания : [резюме] // Вестн. Каз. нац. пед. ун та им. Абая. Сер. «Педагогические науки». 2016. № 2 (50). С. 26–27.
13. Рыбкина О.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. – 2011. – 18 с. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialymo/2011/07/11/statya-psikhologicheskie-osobennosti-detey-mladshego
14. Ушева Т.Ф. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников. 1-4 классы. ФГОС: метод. пособие / Т.Ф. Ушева. Волгоград: Учитель, 2015. 41 с.
15. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. – 2007. – №1. – 28–37 с.
16. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. М.: Академия, 1999. 288 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ