ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 15-16 ЛЕТ 7
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности пловцов
15-16 лет 7
1.2. Особенности проявления силовых способностей у пловцов и
факторы, определяющие их развитие 9
1.3. Средства и методы развития силовых способностей у пловцов
15-16 лет 12
1.4. Методика развития силовых способностей пловцов 15-16 лет 16
1.5. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития
силовых способностей 17
Выводы по главе 18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Методы исследования 21
2.3. Методика исследования 25
Выводы по главе 27
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28
3.1. Результаты исследования в силовых тестах 28
3.2. Результаты исследования в плавательных дистанциях 32
Выводы после главы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Актуальность исследования. Развитие спорта и привитие вкуса к нему внесёт большой вклад в воспитание сильной молодежи. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин, выступая на последнем заседании Совета при президенте по развитию физкультуры и спорта. «Что очень важно, правильно и полезно для нас, для нашей страны - развитие вкуса к здоровому образу жизни, к физкультуре, спорту с тем, чтобы наши подрастающие поколения были более здоровыми, ориентированными на активную жизненную позицию, способными бороться за свои интересы, за интересы страны, чтобы это было площадкой, которая воспитывает нас в духе патриотизма, стремления добиваться наивысшего результата, стремления к победе», - подчеркнул президент на заседании совета по развитию физкультуры и спорта. В. Путин предупредил, что конкуренция в мировом спорте нарастает.
Повышение уровня работоспособности спортсменов является важной задачей физического воспитания вообще и в спорте высоких достижений в частности. Согласно ряду исследований, возраст 15-16 лет - это наиболее благоприятный период, в котором происходит развитие прежде всего силовых способностей, а также скоростно-силовых качеств спортсменов в отдельных видах спорта [4, 9, 16, 19, 28].
Исходя из всего вышесказанного, основное место в учебно - тренировочном процессе у пловцов 15-16 лет занимает развитие силовых способностей, гибкости, быстроты, ловкости, способности к расслаблению мышц, повышение физической работоспособности. Именно в этом возрасте у юношей-пловцов имеются наиболее благоприятные условия для развития силовых качеств и быстроты движений, а именно: естественное созревание двигательного анализатора, увеличение мышечной массы, а также сформированность основных локомоторных актов плавания. Всё это в конечном счёте влияет на результат - т.е. на скорость плавания.
Однако воздействие на организм занимающихся плаванием требует рациональной организации учебно - тренировочного процесса.
И сегодня актуальны слова Ю.В. Верхошанского о том, что «нагрузка приводит к успеху, если средства, составляющие ее, обладают достаточным тренирующим эффектом. Поэтому поиск высокоэффективных средств и методов специальной силовой подготовки всегда находился и находится в центре внимания в нашей стране и за рубежом» [6].
Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определённых физических качеств всегда являются актуальной проблемой исследования, так как дают возможность улучшить и разнообразить учебно - тренировочный процесс подготовки спортсмена.
«Научные исследования последних лет и многолетний практический опыт дали богатый фактический материал, на основе которого строится современная методика специальной силовой подготовки спортсменов. Однако ... это еще не даёт оснований говорить о наличии детально разработанной методической системы специальной силовой подготовки» [6].
Всё это позволяет нам сформулировать цель исследования.
Цель исследования: изучение влияния использования силовых упражнений с отягощениями в тренировочном процессе и эффективности их применения как средства, оказывающего влияние на результаты юношей- пловцов 15-16 лет.
Задачи исследования:
1. Составить и апробировать комплекс силовых физических упражнений с отягощениями для юношей - пловцов 15 - 16 лет.
2. Выявить динамику эффективности разработанной методики по силовой подготовке юношей - пловцов 15 - 16 лет и её влияние на скоростные результаты в плавании экспериментальным путём.
Гипотеза исследования. Предполагается, что систематическое использование силовых упражнений с отягощением в учебно-тренировочном процессе пловцов 15-16 лет позволит повысить уровень скоростных способностей - т.е. результатов - в плавании.
Объект исследования: процесс развития быстроты силовыми упражнениями с отягощениями у пловцов 15-16 лет (юноши) на базе УСК «Олимп» КСДЮСШОР № 10 г. Тольятти.
Предмет исследования: методика развития силовых способностей посредством применения силовых упражнений с отягощением в учебно-тренировочном процессе пловцов 15-16 лет (юноши).
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Контрольное тестирование.
5. Метод математической статистики.
Теоретическая значимость. В процессе работы нами была разработана методика силовой подготовки спортсменов-пловцов 15-16 лет (юноши), включающая в себя комплекс силовых упражнений с отягощением. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность влияния методики, основанной на применении разработанного нами комплекса силовых упражнений с отягощениями, на результаты (развитие быстроты) у пловцов 15¬16 лет (юноши).
Практическая значимость. Разработанная нами методика была эффективно апробирована на базе УСК «Олимп» КСДЮСШОР № 10 г. Тольятти, хорошо показала себя на практике и может быть широко использована в учебно-тренировочном процессе для подготовки спортсменов- пловцов 15-16 лет (юноши), а также в некоторых других видах спорта.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из 40 страниц печатного текста и содержит в себе аннотацию, введение, три главы, заключение, 7 таблиц, список используемой литературы.
Актуальность совершенствования учебно-тренировочной методики развития скоростно-силовых и силовых способностей пловцов очевидна. Этому свидетельствует достаточно большое количество специальной литературы по данной проблеме и множество методик, когда достаточно разнообразные тренировочные средства используются в учебно-тренировочном процессе в большом объёме.
Проведённое нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В настоящее время существует много методических разработок по использованию упражнений с тренажёрами и штангой, но использование специальных силовых упражнений недостаточно подкреплено исследованиями и внедрено в массовую практику.
2. Проведённое исследование позволило выявить общие и специальные упражнения для развития силовых и скоростно-силовых качеств спортсменов - пловцов.
3. Фактологический материал, полученный в результате проведенного педагогического эксперимента, позволил дать оценку степени влияния разработанной нами методики, основанной на применении в подготовке спортсменов упражнений с отягощениями, на улучшение результатов у пловцов 15-16 лет (юноши). Данная методика оказала более тренирующее воздействие на спортсменов этого возраста.
Результаты исследования показали эффективность применения силовых экспериментальных упражнений в учебно - тренировочном процессе пловцов 15 - 16 лет. Так, в упражнении «прыжок вверх» средний результат в экспериментальной группе вырос на 13,8%, в контрольной - на 6,8%. Средний результат в становой силе в экспериментальной группе вырос на 22%, в контрольной - на 12,3%. Разработанная и предложенная нами методика позволила улучшить средний результат экспериментальной группы в упражнении на имитацию гребков с эспандером на 29%. В контрольной группе, занимающейся по общепринятой методике, прирост в тесте «Силовая выносливость» составил 27,2%.
Экспериментально подтвердился факт положительного влияния на скоростно-силовые качества спортсменов - пловцов таких упражнений, как: приседания со штангой, становая тяга с пола и с плинтов, жим штанги из положения лёжа на горизонтальной скамье, тяга блока за голову из положения сидя, старты с тумбочки, с акцентом на силу отталкивания, прыжки вверх с махом руками, подъём штанги на грудь, тяжелоатлетический рывок штанги, прыжок в длину с места, выбрасывание из-за головы набивного мяча, имитация гребков с эспандеров, закрепленным на шведской стенке и упражнения с пружинным тренажером Мартенса - Хюттеля.
4. Разработанная нами методика силовой и скоростно-силовой подготовки, включающая в себя комплекс силовых упражнений с отягощением, организацию проведения и контрольные тесты, была эффективно апробирована на практике и может быть широко использована в учебно-тренировочном процессе для подготовки спортсменов-пловцов 15-16 лет (юноши), а также в некоторых других видах спорта.
1. Абсалямов, Т. М., Ляшко, Г. И. Специальная скоростно - силовая подготовка пловцов-спринтеров. - Физкультура и спорт. Журнал. Москва, 2015. С.20-23
2. Авдиенко, В. Б., Солопов, И. Н. Искусство тренировки пловца. Книга тренера. - М. : Изд-во ИТРК 2019. 320с.
3. Анатомия силовых упражнений для мужчин и женщин. - М. : Харвест, 2019. 159с.
4. Булгакова, Н. Ж. Плавание. М. : ООО «Издат-во АСТ» 2005. 160 с.
5. Вайцеховский, С. М. Книга тренера. М. : Физкультура и спорт, 1970. 164 с.
6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
7. Виленский, М. Я. Физическая культура (спо) / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - М. : КноРус, 2018. 256с.
8. Егорова, Н. Г. // Силовые упражнения на тренажёрах специального типа // ТиПФК. - 2002. - №2. с.18.
9. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. (3-е изд-е) - Вологда : Полиграфист,2009. 199с.
10. Ильин, Е. П. Психология спорта.- СПб. : Питер, 2012. 352с. : ил.- (Серия Мастера психологии)
11. Контрерас, Брет. Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощения собственного веса / Брет Контрерас. - М. : Попурри, 2018. 224с.
12. Коробков, А. В., Головин, В. А., Масляков, В.А. Физическое воспитание : учеб. для студентов вузов. - М. : Высшая школа, 2017. 391 с.
13. Кофман, П. К. Настольная книга учителя физической культуры. - М. : Физкультура и спорт, 2016. 146 с.
14. Кузнецов, В. С. Физическая культура (спо) / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М. : КноРус, 2016. 224с.
15. Лафлин, Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче. / Терри Лафлин, Джон Делвз; пер. с англ. [Екатерины Шелеховой и Карины Вильдановой]; под ред. М. Буслаева. - М. : Манн, Иванов и Фербер,
2016. 208 с.
16. Маклауд, Й. Анатомия плавания, Пер. с англ. С. Борич. - Минск. : Попурри, 2011. 200с.
17. Малейченко, Е. А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие Е. А. Малейченко и др. - М. : ЮНИТИ, 2016. 208 с.
18. Масальгин, Н. А. Математико - статистические методы в спорте - М. : ФиС, 2014. 24с.
19. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М. :
2004. 863 с.
20. Плавание: учебник для академического бакалавриата / В. З. Афанасьев [и др.] Под общ. ред. Булгаковой, Н. Ж. - 2-е изд. - М. : Изд-во Юрайт, 2019. 344с.
21. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. М. : Советский спорт, 2005. 820 с.
22. Решетников, Н. В. Физическая культура: Учебник / Н. В. Решетников. - М. : Академия, 2018. 288с.
23. Родин, Ю. И. Обработка результатов измерений в физическом воспитании и спорте: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений - М. : Академия, 2000. 480с.
24. Сало, Д. Совершенная подготовка для плавания / Дейв Сало, Скотт Риуолд., пер. с англ. И.Ю. Марченко. - М. : Евроменеджмент, 2015. 268с.
25. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 2. Под общ. ред. Платонова, В.Н., Советский спорт, 2012. 544с.
26. Солодков, А. С., Сологуб, Е. Б. Физиология человека. Общая.
Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник. - 8-е издание. - М. : Спорт, 2018. 620с.
27. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред.
В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова.- М. : ЮНИТИ, 2017. 431 с.
28. Фомин, Н. А., Вавилов, Ю. Н. Физиологические основы двигательной деятельности. М. : Физкультура и спорт, 1991. 224 с.
29. Фомиченко, Т. Т. Специализация средств и методов силовой подготовки в тренировке юных пловцов. Автореф. дисс. канд. пед.наук. - М. : 2006. 23с.
30. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Академия, 2001. 480 с.