Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДИКТОРЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

Работа №113596

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2021
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические исследования школьного буллинга 8
1.1 Понятие «буллинга» в зарубежной и отечественной психологии 8
1.2 Обзор прикладных исследований школьного буллинга в отечественной и зарубежной психологии 21
1.3 Психологические предикторы школьного буллинга 32
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических предикторов школьного буллинга 43
2.1 Программа и процедура исследования 43
2.2 Анализ и интерпретация эмпирического исследования 52
2.2.1 Качественный анализ полученных данных 52
2.2.2 Выявление психологических предикторов школьного буллинга 71
Заключение 93
Список используемой литературы 97

Проблема взаимоотношений внутри коллектива (рабочего, учебного) волнует ученых на протяжении долго времени. В связи с этим проводилась и проводятся в наши дни большое количество исследований, посвящённых данной тематике. Особенно важным вопросом является феномен буллинга в коллективе.
В начале ХХ века впервые заговорили о буллинге. В середине прошлого столетия зоопсихолог К. Лоренц указывал, что данный феномен проявляется у животных, которые отгоняли чужаков от своих стай. В отношении людей данный термин был впервые употреблен П.П. Хайнеманном, который проводил свои исследования в 1960-1970 гг., описывая и систематизируя групповое поведение детей в школе.
Подробно феномен школьного буллинга изучали такие зарубежные ученые как Д. Олвеус, Е. Роланд, Д.П. Татум, Л. Хальцер. Д. Олвеус определяет буллинг как особый вид насилия, когда человек физически нападает или угрожает другому человеку, который слаб и бессилен, чтобы человек чувствовал себя напуганным, изолированным, лишенным свободы действий длительное время.
В отечественной школе вопросами буллинга занимаются С.В. Кривцова, А.А. Белевич, А.Н. Шапкина. С.В. Кривцова определяет буллинг как агрессию одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Неравенство сил и повторяемость - это два существенных признака буллинга.
Особыми вопросами буллинга — буллинга в пространстве Интернета - занимается отечественный психолог Г.У. Солдатова. Такой вид травли называется кибербуллинг.
На наш взгляд является важным изучить не только феномен буллинга, который все чаще стал диагностироваться различными образовательными учреждениями (особенно школами начального и среднего звена), но и 4 причины, которые способствуют возникновению травли в школе, появлению агрессоров (буллеров) и жертв буллинга. Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в выявлении психологических предикторов школьного буллинга. Мы предполагаем, что такими предикторами могут быть агрессия, тревожность, импульсивность, толерантность и виктимность.
В соответствии с темой исследования нами была сформулирована цель исследования - выявить и исследовать возможные психологические предикторы школьного буллинга.
Объектом нашего исследования является школьный буллинг.
Предмет исследования - психологические предикторы школьного буллинга (агрессия, импульсивность, толерантность, тревожность, виктимность).
Гипотезы исследования: мы предполагаем что:
• психологическими предикторами школьного буллинга являются виктимность, агрессия, импульсивность, тревожность и толерантность;
• психологические предикторы школьного буллинга (виктимность, агрессия, импульсивность, тревожность и толерантность) по-разному проявляются у обучающихся разных классов;
• степень проявления психологических предикторов школьного буллинга (агрессию, толерантность, импульсивность, тревожность и виктимность) различается по возрасту.
Задачи исследования:
• теоретическая задача: анализ литературы по вопросам школьного буллинга и психологических предикторов школьного буллинга (агрессия, импульсивность, толерантность, тревожность, виктимность);
• эмпирические задачи: выявить взаимосвязь психологических предикторов и шкал буллинга; сравнить психологические предикторы у обучающихся разных классов;
• статистическая задача: провести статистический анализ результатов проведенных методик.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов Д. Олвеус, Е. Роланд, Д.П. Татум, Л. Хальцер. В отечественной школе вопросами буллинга занимаются С.В. Кривцова, В.А. Богомолов, А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, Е.А. Гусейнова, И.С. Кон., Е. Куценко, Л. Петрановская а также работы авторов «Единой методики социально - психологического тестирования» (ЕМ СПТ) Д.В. Журавлева факторов раннего выявления зависимых форм поведения у школьников и молодежи.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (методы сбора информации с помощью психодиагностических методик);
• методы обработки полученных данных: качественные и количественные (критерий ранговой корреляции р Спирмена, критерий U Манна-Уитни, критерий Н Краскела-Уоллиса).
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 20 г. Химки. Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Химки. проектная мощность школы - 625 человек, но по состоянию на 01 сентября 2020 года, в школе обучается 1500 учащихся. Школа функционирует в две смены. Никакого предварительного отбора, интеллектуального собеседования или психологического тестирования ученики при поступлении не проходят. В исследовании принимали участие, учащиеся восьмых и девятых классов, в количестве 80 человек: (40 девушек) и (40 юношей) в возрасте 15-16 лет. Средний возраст респондентов составил 15,5 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что школьный буллинг - явление на сегодняшний день распространённое, но малоизученное. Несмотря на большое количество психологического инструментария направленного на профилактику вопросов школьного буллинга, анализ научных подходов по предупреждению психологических предикторов буллинга в школьной среде показал недостаточную изученность данного вопроса.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих психологических предикторов школьного буллинга, анализ причин его проявления среди подростков и методов профилактики буллинга в подростковой среде.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что педагогический коллектив образовательных организаций все чаще сталкивается с проявлениями буллинга внутри школ, но не имеют возможности обнаружить его. Также важно знать и понимать психологические особенности обучающихся, которые могут повлиять на процесс возникновение буллинга, появления жертв буллинга и самих буллеров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена проведением исследования с опорой на теоретические положения, комплекса психологических методик по выявлению предикторов школьного буллинга, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплексной методикой исследования, их количественным и качественным анализом, обработкой результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит: в построении методологической основы исследования; в глубоком и разностороннем теоретическом анализе изучаемой проблемы; подборе диагностических методик и с их помощью выявление психологических предикторов школьного буллинга; разработке рекомендаций для обучающихся по снижению импульсивности, тревожности и фрустрации, для классных руководителей, педагогов - психологов, социальных педагогов; анализе и интерпретации полученных результатов в процессе проведения исследования.
Апробация результатов магистерской диссертации.
• Участие в научно-практической конференции «Памяти академика А.В. Лебединского». Химки, 12 - 14 февраля 2019. Публикация статьи «Моделирование процесса социализации обучающихся в дополнительном образовании как педагогическая проблема».
• В рамках научно-практической конференции Международной педагогической конференции «Педагогика и образование» г. Волгоград, июль 2020 г. Публикация статьи «Модели системы выявления и учета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в специальном сопровождении в образовательном процессе и семье».
• Публикация статьи «Предикторы школьного буллинга», научно-педагогический журнал «Наукосфера» № 3.(1), 2021. Москва, 2021 г.
• Публикация статьи «Психологические предикторы школьного буллинга», Международный научно-практический журнал Управление образованием: теория и практика ISSN 2311-2174 * ЭЛ № ФС 77-73275 от 20.01.2021 г. Россия, Волгоградская область, г. Волжский.
На защиту выносятся положения:
• наиболее значимыми предикторами школьного буллинга являются агрессия, импульсивность, толерантность, виктимность и тревожность;
• существуют различия в проявлениях психологических предикторов школьного буллинга у обучающихся разных классов.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (в количестве 57 источников). Основное содержание диссертации изложено на 101 страницах. Работа включает: 7 таблиц, 18 рисунков и 10 диаграмм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной работы заключалась в выявлении и изучении возможных психологических предикторов школьного буллинга.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Был проведен теоретический анализ литературы по вопросам буллинга и школьного буллинга, затронуты вопросы исследованных нами психологических предикторов школьного буллинга.
Была выявлена взаимосвязь психологических предикторов и шкал буллинга.
Было произведено сравнение психологических предикторов у обучающихся разных классов (8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б»).
Таким образом, цель работы достигнута.
Осуществленное исследование позволило нам сделать следующие выводы.
Существует большое количество подходов, определяющих феномен буллинга. Все исследователи сходятся на том, что буллинг представляет собой деструктивную форму взаимодействия, которая включает в себя множество специфических типов и подтипов агрессивного поведения. Наиболее оптимальным определением феномена буллинга мы считаем определение, данное С.В. Кривцовой, согласно которому буллинг - это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться.
Буллинг характеризуется несоразмерностью позиции обидчика и жертвы, преднамеренностью нанесения вреда и страданий жертве; намерением лишить жертву уверенности в себе, способности к сопротивлению; направленностью на унижение и лишение человеческого достоинства жертвы; направленностью на подрыв психологического и/или физического благополучия и здоровья, неоднократностью/периодичностью.
Существует множество причин, из-за которых возникает школьный буллинг. К ним относится успеваемость, физиологические особенности, психические особенности, внешность, стиль ребенка, особенности речи, слабая физическая сила, самооценка ребенка, страх и тревожность ребенка, популярность ребенка.
Важными психологическими предикторами школьного буллинга являются агрессия, импульсивность, тревожность, толерантность и виктимность. Каждый из этих предикторов порождает или буллера, или жертву, а, следовательно, является причиной возникновения буллинга.
В результате нашего исследования подтвердилась гипотеза № 1 о том, что агрессия, толерантность, импульсивность, виктимизация и тревожность являются предикторами школьного буллинга как для всей выборки, так и для выделенных групп респондентов.
На основании проведенного статистического анализа были выявлены различия в проявлении психологических предикторов школьного буллинга у обучающихся разных классов по следующим показателям: ситуативная тревожность, агрессивное виктимное поведение, физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, чувство вины, агрессивность, враждебность. Таким образом, была частично подтверждена гипотеза № 2.
Также было выявлено, что возраст имеет значение в проявлении некоторых психологических предикторов школьного буллинга (раздражение, чувство вины, ситуативная тревожность). Таким образом, нами была доказана гипотеза № 3, поставленная нами в ходе исследования.
Таким образом, в ходе нашего исследования были подтверждены все наши гипотезы. В дальнейшем нам хочется продолжить работать в данном направлении, поскольку существует мало материала по определению психологических предикторов школьного буллинга. Возможно, в будущем нам удастся разработать свою методику, направленную на решение данного вопроса.
Исходя из результатов, полученных психологического тестирования для проведения профилактических мероприятий можно рекомендовать следующие направления работы:
1) Мероприятия для обучающихся по снижению импульсивности, тревожности и фрустрации (часть этих задач входит в метапредметные результаты и может быть усилена, часть относится к работе классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога):
• постановка адекватных целей;
• планирование своих действий;
• продумывание последствий;
• умение справляться с эмоциями;
• владение технологиями снижения тревожности и стресса;
• владением приемами рациональной переоценки ситуации;
• поиск и применение адаптивных стратегий разрешения трудных ситуаций.
2) Мероприятия для обучающихся (тренинги, игры и пр.) по формированию навыка эффективной коммуникации (этому могут быть посвящены классные часы, мероприятия педагога-психолога или социального педагога, факультативные занятия или занятия внеурочной деятельности):
• распознавание признаков манипуляции в речи и поступках;
• формирование приемов противостояния манипуляции со стороны сверстников;
• способы отказов и ухода от потенциально опасных ситуаций;
• поведение в ситуациях буллинга и кибербуллига;
• развитие навыков обращения за помощью, активизации внешних и внутренних ресурсов.
3) Мероприятия для родителей (памятки, родительские собрания, тренинги, ролевые игры), посвященные выстраиванию детско-родительских отношений, разъяснению родительских стратегий воспитания, ресурсов семейной поддержки.
Результаты тестирования показывают крайне высокий уровень безусловного принятия родителями своих детей (что также может быть отражением запроса подростков на принимающие отношения в семье), но здесь же может скрываться обратная сторона: низкая критичность любых поступков, безответственность, тепличные условия воспитания. Безусловно, любая ситуация требует личностной диагностики, но общие мероприятия указанной тематики в большинстве случаев вызывают заинтересованность родителей.
Предлагаем методы работы и виды профилактики с обучающимися в зависимое поведение.
Таблица - Деятельность в рамках первичной профилактики вовлечения обучающихся в зависимое поведение
Методы работы / Виды профилактики
Уровни профилактики / Специфическая / Неспецифическая
Социальный / Формирование внутренней политики организации в отношении профилактики ПАВ. Включенность в реализацию муниципальных и региональных профилактических программ / Организация досуга обучающихся, спортивные соревнования и праздники, (в том числе на муниципальном и региональном уровнях) - формирование альтернативной социальной среды. Привлечение учащихся в систему дополнительного образования, на занятия по интересам
Семейный / Информационная, просветительская, консультативная работа с родителями /Вовлечение родителей в совместную с детьми просоциальную деятельность
Личностный / Индивидуальная и групповая работа, консультирование, тренинги личностного роста /Вовлечение детей во внеучебную деятельность, создание среды самопроявления
Конец таблицы.


1. Андронникова О. О. Онтогенетическая концепция виктимности личности // Автореферат док. дисс./, Новосибирск, 2019. - [Электронный ресурс] URL http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/ontogeneticheskaja- koncepcija-viktimnosti-lichnosti.html. (Дата обращения: 02.03.2020)
2. Андронникова О. О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика. - Новосибирск, НГИ, 2005. 136 с.
3. Белевич А. А. Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде // Известия АСОУ: научный ежегодник. М.: Академия социального управления, 2015. Т. 2. С. 68-82.
4. Берковец Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. - М.: «Олма-Пресс», 2001 245 с.
5. Бочавер А .А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование № 1, 2014. - [Электронный ресурс] URL: http://psyedu.rU/journal/2014/1/Bochaver.html (Дата обращения: 30.01.2020).
6. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2013. - Т. 10. - № 3. С. 62-72.
7. Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. 2010. № 2. С.55-68.
8. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
9. Гончарова Н. А., Устюжанин В. Н. Психология девиантного поведения: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. 210 с.
10. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. - 2-е изд. - М.: Джангар, 2012.
11. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
12. Иванова А. К. Буллинг и кибербуллинг как явления образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - Том 6. - № 5. - [Электронный ресурс] URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN518.pdf (Дата обращения: 21.02.2020)
13. Кон И. Ю. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа, 2006. №11. С. 15-18.
14. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М .Г. Ярошевского. М., 2009. 543 с.
15. Кривцова С. В. Буллинг - вызов школе как организации / С.В. Кривцова // Образовательная политика. - 2011. - № 5 (55) С. 36-42.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ