Введение 3
Глава 1 Общая характеристика процессуального положения прокурора в уголовном судопроизводстве 7
1.1 Понятие судопроизводства и его участники на различных стадиях 7
1.2 Место и роль прокурора в уголовном процессе 13
1.3 Правовое регулирование участия прокурора в уголовном процессе 18
Глава 2 Участие прокурора в стадии предварительного расследования 29
2.1 Надзорные полномочия прокурора в стадии предварительного расследования 29
2.2 Полномочия прокурора на осуществление уголовного преследования в стадии досудебного производства 36
Глава 3 Участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса 47
3.1 Содержание деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования в судебном производстве 47
3.2 Отказ прокурора от обвинения 55
3.3 Участие прокурора в суде второй инстанции 61
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 71
Актуальность избранной темы исследования участия прокурора в уголовном судопроизводстве обусловлена множеством проблем и дискуссионных вопросов, которые наблюдаются в данном вопросе.
Так, в последние десятилетия модель участия прокурора в уголовном судопроизводстве была кардинально изменена, что вызвало жаркие споры и дискуссии среди специалистов. В связи с проведённой реформой прокурор в большей степени был отстранён от реальных «рычагов», которые позволяли последнему руководить деятельностью следователя на этапе досудебного расследования, при этом, был сохранено существенное влияние на проведение дознания как форму досудебного следствия. В целом, имеет место попытка перехода смешанной формы уголовного производства к состязательной. Лишение прокурора полномочий по контролю за досудебным следствием позволяет сделать вывод о том, что государственное обвинение на досудебной стадии уголовного судопроизводства поддерживает следователь, а не прокурор, что является вопросом весьма дискуссионным, поскольку осуществление уголовного преследования является конституционной функцией последнего [48].
Также в среде учёных, которые являются противниками уменьшения роли прокурора в уголовном судопроизводстве существует мнение о том, что это повлекло ухудшение качества расследования уголовных дел в целом. При этом, в условиях ограниченности прокурора в полномочиях, у последнего отсутствует возможность предпринимать своевременные и действенные меры по реагированию на процесс. Также идёт речь о том, что такая реформа привела к значительному ухудшению положений, связанных с реализацией конституционного права потерпевших на получение государственной защиты от преступлений (ст. 52 Конституции Российской Федерации) и конституционных принципов правосудия (ст. 50 Конституции Российской Федерации) [39].
Кроме того, традиционно актуальной остаётся проблематика поддерживания прокурором государственного обвинения, отказа от него при производстве в суде первой инстанции, что связано с отсутствием у законодателя чёткой концепции в регулировании данного направления, отсутствием чёткого порядка изменения прокурором обвинения.
Эти и многие другие вопросы, связанные со статусом прокурора в уголовном судопроизводстве, с объёмом предоставленных ему полномочий, определяет актуальность выбранной темы для диссертационного исследования, обуславливают необходимость поиска путей и способов дальнейшего совершенствования норм уголовного процессуального закона в этом направлении.
Степень научной разработанности темы участия прокурора в уголовном судопроизводства является высокой. В частности, за последнее время данной тематике были посвящены исследования П.С. Вороььёв, Г.А. Аветисян, О.В. Воронин, Т.А. Гумеров, И.А. Носонова, Ю.В. Буров, С.И. Голова, А.А. Терёхин, Н.Г. Муратова, А.В. Шуваткин, И.М. Алексеев, И.В. Квас, Т.Ю. Попова, С.П. Щерба, А.Б. Соловьёв, К.А. Трифонова, Т.А. Гумеров, А.В. Шуваткин, З.Ш. Гатаулин, Я.А. Климова, Ю.В. Буров и многие другие.
Авторами рассматривались многие актуальные теоретические и практические вопросы деятельности прокурора на стадии досудебного производства, на этапе утверждения обвинительного заключения, в том числе основания для возращения уголовного дела следователю, особенности эволюции и трансформации функции прокурора на данном этапе, его полномочий и т.п., высказывались множество предложение по совершенствованию законодательного регулирования деятельности прокурора на досудебных и судебных стадиях в уголовном процессе.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, связанные с участием прокурора в уголовном судопроизводстве России.
Предметом исследования относятся нормы права, которые регулируют участие прокурора в уголовном судопроизводстве, определяют его полномочия. К таким нормам относятся, прежде всего, Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (далее - Конституция РФ), Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174- ФЗ (далее - УПК РФ), Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре»), другие федеральные законы, в т.ч. о внесении в УКПК РФ и в Закон «О прокуратуре», нормативно-правовые акты ведомственного характера, которые регулируют организационные вопросы участия прокурора на различных стадиях уголовного судопроизводства.
Целью написания диссертации является поиск путей и способов совершенствования законодательства регулирующего участие прокурора в уголовном судопроизводстве.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: определить понятие судопроизводства и охарактеризовать состав его участников на различных стадиях; охарактеризовать место и роль прокурора в уголовном процессе; проанализировать правовое регулирование участия прокурора в уголовном процессе; выявить и охарактеризовать надзорные полномочия прокурора в стадии предварительного расследования; рассмотреть вопрос полномочий прокурора на осуществление уголовного преследования в стадии досудебного производства; проанализировать содержание деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования в судебном производстве; охарактеризовать отказ прокурора от обвинения; проанализировать участие прокурора в суде второй инстанции.
Методологическую основу проведённого исследования составила совокупность общенаучных методов познания и специальных методов правовой науки. Так, в качестве общенаучных методов использовался метод диалектики, метод логики, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, статистический и социологический методы. Формально-юридический метод использовался в целях уяснения содержания правовых нормы регулирующих общественные отношения относящиеся к объекту исследования. Историко-правовой метод использовался для анализа исторического развития статуса прокурора в уголовном судопроизводстве. Метод сравнительно-правового анализа (компаративистский) был применён для рассмотрения аналогичного вопроса в законодательстве отдельных зарубежных государств.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных, таких как П.С. Воробьёв, Г.А. Аветисян, О.В. Воронин, Т.А. Гумеров, И.А. Носонова, Ю.В. Буров, С.И. Голова, А.А. Терёхин, Н.Г. Муратова, А.В. Шуваткин, И.М. Алексеев, И.В. Квас, Т.Ю. Попова, С.П. Щерба, А.Б. Соловьёв, К.А. Трифонова, Т.А. Гумеров, А.В. Шуваткин, З.Ш. Гатаулин, Я.А. Климова, Ю.В. Буров и многих других.
Нормативную основу исследования составила Конституция РФ, УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре», ФЗ о внесении изменений в УПК РФ, в ФЗ «О прокуратуре», ведомственные нормативные правовые акты, а именно приказы Генерального прокурора РФ от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», от 03 июля 2013 № 262«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме» и другие приказы.
Структура исследования подчинена поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы и используемых источников. В свою очередь, основная часть диссертации состоит из трёх глав, каждая из которых состоит из трёх параграфов.
В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы и предложения.
Прокурор в силу выполняемой им функции реализации политики уголовного преследования, отнесён к стороне обвинения. Вместе с тем, последнему, в силу Конституции и в силу федерального законодательства присуща и функция надзора за правильностью применения закона, соблюдением прав и законных интересов участников уголовного процесса. Последняя функция предполагает принятия в ходе судопроизводства решение «в пользу» стороны защиты, что противоречит исключительно обвинительной сущности прокурора. Это связано с тем, что обвинительная деятельность государства преследует публичный интерес и не может заключатся в достижения цели «любыми средствами», кроме того, соблюдение уголовно-процессуальной формы является надлежащей гарантией правильного применения материальной нормы. В этом и заключается специфика прокурора как участника уголовного судопроизводства.
В целом, роль и место прокуратуры в уголовном судопроизводстве заключается в выполнении конституционных функций надзора за законностью, соблюдением прав и свобод человека на всех стадиях уголовного судопроизводства, а также в реализации политики публичного (от имени государства) уголовного преследования.
Система правового регулирования участия прокурора в уголовном судопроизводстве составляет следующая группа нормативных правовых актов (на основании критерия юридической силы):
• Конституция РФ, как высший и основной закон государства, нормы которого обладают прямым действиям и имеют большую юридическую силу в случае противоречия с положениями УПК и других НПА.
• общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договора, при условии, что последние не противоречат Конституции. Такие нормы имеют большую юридическую силу, чем положения УПК.
• уголовный процессуальный кодекс РФ. По объёму правового регулирования именно данный источник выступает основным НПА регулирующим вопросы участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
В системе правового регулирования участия прокурора в уголовном судопроизводстве целесообразно выделить НПА вспомогательного характера, к которым относятся ФЗ «О прокуратуре» (данный ФЗ определяет статус прокурора в целом, отдельные его нормы согласуются с УПК, его «вспомагательность» касается именно вопросов регулирования участия прокурора в уголовном судопроизводстве). Также, к этой группе НПА необходимо отнести приказы и указания Генеральной прокуратуры РФ, которые носят нормативный (обязательный) ля исполнения прокурорами характер, однако должны относится исключительно к организационным вопросам участия прокурора в уголовном процессе.
Выявлены отдельные положения ФЗ «О прокуратуре» и приказов ГП РФ, которые частично «перебирают» на себя вопросы относящиеся к предмету регулирования УПК. Так, ФЗ «О прокуратуре» частично урегулирована обязанность (а значит и возможность) прокурора изымать и направлять по подследственности материалы для разрешения опроса об уголовном преследовании в случае выявления последним признаков преступления. Такие положения не являются нарушением предписаний ст. 1 УПК об источниках регулирования уголовного судопроизводства, поскольку регулируют должностную обязанность прокурора воспользоваться предоставленным ему полномочием в определённых случаях, т.е. ещё до начала уголовно-процессуальных отношений.
Положения нормативного характера содержатся и в приказах. Представляется, что такие положения, обличённые в нормативную форму, должны иметь характер рекомендаций по аналогии с обобщениями судебной практики судами высших инстанций и не могут и не должны быть обличены в форму нормативного правового акта. Данное утверждение не относится к тем нормам перечисленных приказов, которые действительно имеют организационный характер и связаны, например, с периодичностью поверок законности принятия определённых видов решений (например, учётнорегистрационной дисциплины по заявлениям и сообщениям о преступлениях, постановлений о прекращении уголовных дел), периодичности проведения анализа и обобщения практики применения законодательства об избрании меры пресечения, вопросов компетенции прокуроров различного уровня относительно принятия решений и т.п.
Выявлен пробел в правовом регулирования гарантий независимости и самостоятельности государственного обвинителя при поддерживании государственного обвинения в суде. Данная проблема может быть решена способом внесения ряда изменений в УПК РФ, а именно:
- в ч. 5 ст. 246 УПК РФ целесообразно добавить абзац второй следующего содержания: «государственный обвинитель руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств дела. Принуждение государственного обвинителя к отстаиванию выводов органов предварительного расследования, не подтвержденных исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, не допускается»;
- в ч. 7 ст. 246 УПК РФ, дополнив последнюю абзацем вторым следующего содержания: «... По решению прокурора, поручившего поддержание государственного обвинения, государственный обвинитель должен быть заменен, если его позиция по делу существенно расходится с позицией, выраженной в обвинительном заключении (обвинительном акте, обвинительном постановлении). По ходатайству государственного обвинителя председательствующий объявляет перерыв в судебном заседании для решения вопроса о замене обвинителя. Замена государственного обвинителя производится в порядке, предусмотренном частью четвертой настоящей статьи».
Деятельность прокурора на судебных стадиях уголовного процесса заключается в поддержании государственного обвинения, которое является неотъемлемой и закономерной частью уголовного преследования в целом.
В уголовно-процессуальном законе существуют недостатки, которые приводят к терминологической путанице, поскольку употребление в УПК терминов «прокурор» и «государственный обвинитель» не позволяют с полной достоверностью проследить трансформацию статуса прокурора в уголовном судопроизводстве в «государственного обвинителя», предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 37 УПК РФ, изложив её в следующей редакции:
«3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор выполняет функции государственного обвинителя, поддерживая государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность».
Сделан вывод о том, что право прокурора на отказ от поддержания государственного обвинения в судебных инстанциях, реализуется последним в рамках полномочий по поддержанию государственного обвинения, то есть, реализации функции уголовного преследования. Ведь в уголовном процессе прокурор, реализуя полномочия, действует от имени государства, преследует в нём публичный интерес. Публичный интерес заключается не в получении решения в пользу позиции обвинителя, а установление истины по уголовному делу, а именно, в получении ответа на вопрос о виновности или невиновности лица в совершении вменённого ему преступления. В этой связи, формирование у государственного обвинителя однозначного убеждения в невиновности лица в инкриминируемом ему деянии. Должно влечь прекращение государственного обвинения и уголовного преследования в этой части. Последствием отказа от обвинения полностью или в части является, среди прочего, и защита прав и свобод подсудимого, такие последствие неразрывно связано с государственным обвинением, которое не может и не должно быть избыточным.
Одной из форм отказа от обвинения государственным обвинителем, является его изменение в сторону смягчения. В силу уголовно-процессуального закона, такое действие может быть совершено государственным обвинителем как на стадии предварительного слушания, так и в ходе судебного разбирательства.
Выявлена проблема отсутствие уголовно-правовой регламентации формы изменения обвинения на стадии судебного разбирательства. Важное правовое значение данного акта безусловно для всех участников уголовного судопроизводства. Все они должны быть ознакомлены с мотивами и аргументацией отказа от обвинения. В связи с этим, целесообразно введение правило, согласно которого изменение обвинения или частичный отказ от обвинения должен быть утверждён прокурором.
Деятельность прокурора в суде апелляционной инстанции связана с поддержанием государственного обвинения в аспекте проверке его законности и обоснованности, при условии, что решением суда первой инстанции был принят обвинительный приговор, а в аспекте доказывания обвинительного тезиса, если судом первой инстанции был принят оправдательный приговор. Кроме того, прокурор участвует в суде апелляционной инстанции и при рассмотрении вопросов, прямо не связанных с разрешением государственного обвинения.
1. Аубакирова А.А. Следственные и экспертные ошибки при формировании внутреннего убеждения: дис. ... д-ра юрид. наук. - Челябинск, 2010. С. 67.
2. Ахпанов А.Н., Ахмеджанов Ф.Р. О соотношении прокурорского надзора и ведомственного процессуального контроля в досудебном уголовном производстве // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2018. № 4. С. 99-107.
3. Александрова Л.А. Система участников уголовного судопроизводства как отражение нравственного состояния общества // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 4. С. 23-27.
4. Александрова Л.А. Тождество противоположностей в системе участников уголовного судопроизводства // Судебная власть и уголовный процесс. 2020. №1. С. 37-43.
5. Багмет А.М. Об устранении двоевластия в уголовном преследовании // Российская юстиция. - 2013. № 12. С. 47-49.
6. Бозров В.М., Попова Е.В. Отказ прокурора от обвинения // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 6. С. 46-52.
7. Быков В.М. О процессуальной самостоятельности следователя в российском уголовном процессе // Российская юстиция. 2017. N 8. С. 59 - 61.
8. Балакшин В.С. Государственный обвинитель в российском уголовном процессе - кто он? // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 5-8.
9. Бушковская Е.Н. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя в досудебном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. М., 2011. С. 8-11.
10. Бабич Н.В. Правовое регулирование и организация деятельности органов предварительного следствия в Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.11. Москва, 2019. 31 с
11. Буланова Н.В. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами. М., 2015. 203 с.
12. Баранов С.А., Лазарев Д.С., Новикова Е.А., Волченко А.В. Проблемные вопросы отказа государственного обвинителя от обвинения в суде апелляционной инстанции // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 3. С. 82-83
13. Воронин О.В. Прокурорское уголовное преследование в различных стадиях и производствах отечественного уголовного процесса // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2013. №1. С. 24-32.
14. Гальченко А.И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы // Lex russica. 2014. N 11. С. 1346-1359.
15. Гаврилов Б.Я. Прокурор в современном уголовном судопроизводстве: позиция ученого и мнение правоприменителя // Российская юстиция. 2020. № 3. С. 33-39.
...