Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №113560

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
I Теоретические основы изучения проблемы развития памяти младших
школьников во внеурочной деятельности 6
1.1 Память и ее развитие у младших школьников как педагогическая проблема 6
1.2 Внеурочная деятельность как средство развития памяти младших школьников 13
II Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти младших
школьников во внеурочной деятельности 23
2.1 Диагностика уровня развития памяти младших школьников 23
2.2 Программа внеурочной деятельности для развития памяти младших
школьников 30
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования на контрольном этапе
эксперимента 35
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложение А Материалы диагностики 48
Приложение Б Материал для проведения занятий 50
Приложение В Результаты диагностик на контрольном этапе 60


Актуальность темы исследования. Сегодня образование является важной сферой государственного управления и перед ним ставится задача - воспитать и сформировать человека и гражданина, обладающего рядом компетенций, которые позволят ему стать полноценным членом общества и достойно социализироваться.
«Целью обучения в современной общеобразовательной школе является формирование различных видов компетентности, которая включает языковую, речевую, стратегическую и социокультурную компетенции, а также иные виды. Начальное образование является именно тем этапом, на котором закладываются основы компетентности учащихся» [12].
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с младшего школьного возраста нужно развивать речь, воображение, внимание, память, мышление, для будущей учебной деятельности.
«В младшем школьном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями («параллелограмм развития» памяти А.Н. Леонтьева)» [21].
Память является главным познавательным процессом, который лежит в основе развития и обучения, обеспечивающим единство и формирование личности.
Обозначенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: какие возможности существуют сегодня в развитии памяти младших школьников?
Объект исследования - развитие памяти у младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития памяти младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования - разработать и внедрить программу развития памяти младших школьников во внеурочной деятельности .
Гипотезой исследования является положение, согласно которому развитие памяти младших школьников должно осуществляться:
- с учетом их возрастных психологических особенностей,
- при условии разработки комплексной программы развития памяти,
- будет более эффективно во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы изучения проблемы развития памяти младших школьников во внеурочной деятельности.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию памяти младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Сформулировать выводы о проведенной работе.
Теоретическую основу исследования составили труды Амонашвили Ш.А. [3,4,5], Ананьева Б.Г. [6,7], Артемова В.А. [14,15,16], Выготского Л.С. [32], Гальперина П.Я. и Запорожца З.Н. [35], Сластенина В.А. [67] и других ученых.
В ходе написания работы были использованы такие методы, как:
- анализ и обобщение литературы,
- осуществление педагогического эксперимента,
- анкетирование,
- тестирование.
Новизна исследования данной работы обусловлена тем, что результаты данной работы представляют собой системное исследование проблемы памяти и подходов к ее формированию и развитию у младших школьников, обобщающее научные взгляды и методические разработки ученых в данной области.
Практическое значение исследования заключается в разработке программы развития памяти младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный теоретический анализ литературы показал, что проблема развития памяти младших школьников достаточно актуальна на сегодняшний момент. Это объясняется, прежде всего, тем, что при поступлении ребенка в школу резко увеличивается и объем сведений, которые необходимо усваивать ежедневно. Современное обучение остро нуждается в практическом решении проблемы эффективной переработки большого объема материала, быстрого и точного его запоминания и извлечения из памяти.
Также в результате теоретического анализа литературы было установлено, что мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение учеником приемами, способами запоминания. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти. Развитие памяти идет неравномерно.
Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание в учебной деятельности словесного материала быстро развивает у детей умение запоминать словесный, часто абстрактный материал. Сохраняется непроизвольное запоминание при высоких, темпах развития произвольного запоминания.
Раскрывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, мы можем сделать следующие выводы:
- у детей младшего школьного возраста усиленно развивается память, усиливаются словесно-логические и смысловые запоминания. В этом возрасте детям присущи умения самостоятельно рассуждать, сопоставлять, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности, что способствует обучению иностранному языку;
- психология детей младшего школьного возраста имеет следующие
особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Возрастная психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, что может представлять собой своеобразную форму протеста против требований со стороны школы, что вызывает необходимость учитывать при обучении психофизиологические возрастные особенности учащихся.
- контроль знаний младших школьников проводится с учетом их возрастных психологических особенностей.
Изучение состояния проблемы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности в современной школе и исследования литературы позволили нам сформулировать систему принципов, обеспечивающих данный процесс:
1 . Принцип индивидуализации и дифференциации.
2. Разнообразие форм оценки и приемов контроля.
3. Целенаправленное формирование личностной познавательной мотивации.
Из этого следует, что нужно развивать память, тренировать в детях осмысленность и сознательность запоминаемого материала, научить устанавливать смысловые связи между словами. От наиболее простых приемов запоминания через повторение и воспроизведение учащийся переходит к группировке и осмыслению связей основных частей заучиваемого материала.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа с младшими школьниками по развитию их памяти во внеурочной деятельности.
Цель опытно - экспериментальной работы заключалась в экспериментальной проверке выявленных условий использования внеурочной деятельности для развития памяти у младших школьников. Экспериментальная работа проводилась на базе двух 2-х классов общеобразовательной школы. В исследовании участвовали дети в возрасте 10-11 лет. Нами было определено, что для развития памяти младших школьников важное значение имеет психологический комфорт, мотивация, познавательный интерес. Исходя из этого была разработана и апробирована программа, основанная на использовании анимационных и интерактивных средств, которая будет реализована во внеурочной деятельности.
При повторном применении диагностических методик на контрольном этапе у учеников экспериментального 2 «Б» класса диагностирована положительная динамика по высокому уровню комбинированного запоминания.
Итак, по проблеме развития памяти младших школьников, автором были решены поставленные задачи и достигнута цель выпускной квалификационной работы. Проведенное исследование является подтверждением гипотезы.
Вопросы, рассмотренные в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для молодых специалистов системы обучения.



1. Адрианова А.Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками // Начальная школа. 1986. №2. С. 18.
2. Айдарова Л.А. Формирование лингвистического отношения к слову // Вопросы психологии. 2009. №5. С.55-72.
3. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения Второго языка младшими школьниками // ИЯШ. 1986. №2. С. 24.
4. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети!: пособие для учителя. 2-е изд. Москва: Просвещение, 1988. 208 с.
5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: экспериментальное педагогическое исследование. Москва: Педагогика, 2008. 296 с.
6. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания у школьника. Москва: Просвещение, 1989. 362 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: избранные психологические труды. Ленинград: ЛГУ, 1980. 232 с.
8. Ангелевич А.Е. Игры во внеклассной работе и на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. №4. С.104.
9. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: Просвещение, 2007. 144 с.
10. Аничков А.Е., Саакянц В.П. Методика преподавания английского языка в средней школе (на английском языке). Москва: Просвещение, 1989. 200 с.
11. Аракин В.Д. Методика преподавания английского языка. Москва: Форум, 2010. 384 с.
12. Аргустанянц B.C. Обучение диалогической речи в ситуациях ролевого поведения: автореферат дис. канд. пед. наук. Москва: 2012. 19 с.
13. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе (на материале английского языка): авт. диссер.канд. пед. наук. Москва: 2009. 18 с.
14. Артемов В.А. К вопросу о психологии обучения иностранным языкам. В кн. «Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам». Москва: Академия, 2008. 255 с.
15. Артеменко А.П. Основы педагогики и психологии в начальной школе. Москва: КноРУС, 2016. 277 с.
16. Артемьева Д.А. Основы психология обучении школьников языкам: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Москва: Просвещение, 2018. 280 с.
17. Бархатова С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников. В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. Москва: Просвещение, 2007. 303 с.
18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва:
Педагогика, 2009. 285 с.
19. Биболетова М.З. Обучение грамматической стороне говорения на английском языке учащихся 1-3 классов общеобразовательной школы. Москва: Форум, 2018. 269 с.
20. Биболетова М.З. Обучение грамматической стороне говорения на английском языке уч-ся 1-3 классов общеобразовательной школы (при обучении с 6-ти летнего возраста): канд. дис. Москва 1985. 19 с.
21. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Москва: Русский язык, 1977. 269 с.
22. Бим И.Л. Речевые образцы как основа для обучения устной речи во 2 классе // Кн. Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке. Москва: Просвещение, 1965. 30 с.
23. Бим И.Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализация. Москва: Знания, 1974. 200 с.
24. Богуш В.П. Игры на уроках английского языка // ИЯШ. 2009. №1. С.14.
25. Булгаков Л.Г. О преподавании иностранного языка в начальной школе // ИЯШ. 2009. №3. С.25-28.
26. Вайсбург М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей, учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению // ИЯШ. 2016. №3. С.19.
27. Верещагина Н.Н. Типы упражнений для развития устной речи во 2 классе: уч. Записки, №281. «Вопросы методики обучения иностранным языкам». Москва: Ламберт, 2018. 271 с.
28. Веренинова Ж.Б. Песня как методический прием при фонетической
отработке английских средних сонатов // Иностранный язык в школе. 2000. №5. С.26-31.
29. Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению // Иностранный язык в школе. 1998. №6. С.65-70.
30. Выготский JI.C. Детская психология. Ч. 2. Вопросы детской (возрастной) психологии: собр. соч. в 6-ти томах. Москва: Педагогика, 1984. 213 с.
31. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №2. С.42.
32. Выготский JI.C. Мышление и речь: избранные психологические исследования. Москва: Учпедгиз, 1956. 281 с.
33. Головина Е.С. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника // Молодой ученый. 2017. №10.1. С. 18-22.
34. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения в школе нин // Вопросы психологии. 2008. №2. С.51.
35. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ. 2016. №10. С. 41.
36. Гальскова Н.Д., Соловцева Э.П. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы // ИЯШ. 2015. №6. С. 33.
37. Гальскова Н.Д., Чепцова Л.Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе (на материале программы обучения иностранным языкам в начальной школе) // ИЯШ. 2014. №5. С. 30.
38. Говене Э. Игра на уроке иностранного языка: вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. Москва: Просвещение, 2008. 216 с.
39. Городилова Г.Г. Речевое общение и проблема лингводидактики. // Актуальные проблемы лингводидактики в педвузах и педучилищах союзных республик: сборник научных трудов. / Под ред Н.М. Майского. Москва: Форум, 2018. 166 с.
40. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Сметанина Д.А. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями: научно-методический электронный журнал «Концепт» // 2015. Т. 31. С. 111115.
41. Денисова Л.Г. Драматические игры для творческой интерпретации: иностранные языки в школе // 2017. №2. С.28-30.
42. Ермаков В.Л. Игры на уроках английского языка // ИЯШ. 2012. №3. С. 211.
43. Жинкин П.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова: сборник статей. / Сост. В.Я. Коровига. Москва: Просвещение, 2006. 189 с.
44. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. Москва: Педагогика, 2009. 205 с.
45. Зимняя И.А. Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке: книга для учителя. 2-е изд. Москва: Просвещение, 2008. 160 с.
46. Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песни в изучении английского языка // Иностранный язык в школе. 1990. №5. С.45-48.
47. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. Москва: Академия, 2010. 258с.
48. Кривошанова Р.Ф., Силютина О.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе // Советская педагогика. 1980. №11. С. 59.
49. Лазарев В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы // Сельская школа. 2003. № 1. С. 9-10.
50. Маряшина И.В. Несостоятельность пятибалльной системы оценивания результатов обучения в условиях модернизации образования // Журнал «В мире научных открытий». Научно-инновационный центр. Красноярск 2011. № 9 (21). С. 700- 711.
51. Москаленко К. Как должен строится урок // Народное образование. 2009. №10. С. 6770.
52. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. Москва: Просвещение, 2006. С. 104108.
53. Микерова Г.Г., Сонько А.Н. Проблема развития памяти младших школьников в процессе обучения // Kant. 2018. №2 (27). С.50.
54. Общая педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. Москва: Владос, 2012. 170 с.
55. Папахчян Ш.А. Некоторые вопросы мотивации учения младших школьников, связанные с оценкой знаний. Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. Киев: Знания, 2008. 329 с.
56. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. Москва: Академия, 2006. 608 с.
57. Пилиповский В.Я. Обучение без отметок // Советская педагогика. 1991. №3. С. 143145.
58. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах. Москва: Владос, 1999. 576 с.
59. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. Москва: Педагогика, 2011. 140 с.
60. Полякова Е.Б. Основы педагогики /Полякова Е.Б., Раббот Г.П. Шалаева Г.П. Москва: Ключ-С, 2007. 473 с.
61. Проблема отметки в условиях реформирования современной
отечественной школы // Б.Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. Санкт- Петербург: ЛСП, 1995. С. 5860.
62. Проблемы проверки и оценки знаний // Советская педагогика. 1974. №6. С. 1115.
63. Радионова Л.А. Совершенствование контроля и оценки знаний, умений и навыков // Начальная школа. 2012. №1. С. 35.
64. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия // Современное слово. 2005. №7. С. 121-126.
65. Рейтинговая система оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / Инновационные технологии в профессиональном образовании. Минск, 2009. Режим доступа:http://www.profobrazovanie.org.Дата доступа: 25.04.2020.
66. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Москва: Перспектива, 2010. 208 с.
67. Сиротова А.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. 2007. №8. С. 4142.
68. Сластёнин В.А. Педагогика Москва: Школа-Пресс, 2000. 562 с.
69. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. Москва: Просвещение, 2006. С. 199205.
70. Тестовая система оценки знаний и ее применение в высшей школе [Электронный ресурс] / Инновационные технологии в профессиональном образовании. Минск, 2009. Режим доступа: http://www.profobrazovanie.org. Дата доступа: 09.04.2020.
71. Фридман Л.В., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. Москва: Просвещение, 1985. 288 с.
72. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: кн. для учителя. Москва: Просвещение, 1987. 224 с.
73. Фридман Л.В. Показатели работы школы // Советская педагогика. 1990. №10. С. 3742.
74. Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Что оценивает объективная оценка // Психологическая наука и образование. 1997. №4. С. 6570.
75. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Москва: Знания, 1979. 324 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ