ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПРАВА 5
1.1 Пенитенциарное право Российской империи 5
1.2 Уголовно-исполнительное законодательство СССР 13
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1 Уголовно-исполнительное право современной России 17
2.2 Тенденции развития уголовно-исполнительного права 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Задачи уголовно-исполнительного права как науки базируются на целях и задачах уголовного и вытекающего из него уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии со ст. 1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Для достижения этих целей определяются следующие задачи: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ).
Содержащиеся в приведенном определении общие задачи направлены на достижение целей наказания путем надлежащего его исполнения. Общие задачи уголовно-исполнительного права опосредуются в более конкретных, которые реализуются учреждениями и органами, исполняющими наказания и обеспечивающими таким образом одну из важных государственных функций -- исполнение приговора суда.
Таким образом, задачи уголовно-исполнительного права образуют определенную систему, состоящую из общих и конкретных положений и реализуемую в деятельности специальных органов путем применения комплексных мер карательно-исправительного воздействия к осужденным.
Цель исследования: рассмотреть понятие науки уголовно-исполнительного права, ее цели и задачи, а также определить основные этапы ее возникновения и развития.
Объект исследования: Уголовно-исполнительное право как наука.
Предмет исследования: Особенности развития уголовно-исполнительного права в истории российского государства.
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по проблеме развития науки уголовно-исполнительного права.
2) Рассмотреть основные нормативно-правовые документы уголовно-исполнительного законодательства.
3) Выявить специфику и перспективы развития института уголовно-исполнительного права.
Смена политического и экономического строя России предопределила начало реформирования законодательства. В 1990 г. была принята Концепция реформы уголовно-исполнительной системы, а затем еще свыше 30 нормативных актов в сфере пенитенциарной политики. Отправной точкой нового уголовно-исполнительного законодательства, пришедшего на смену исправительно-трудовому, стало принятие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 18 декабря 1996 г. Исправительно-трудовое законодательство прошло в своем развитии три стадии. Первая (начальная) характеризовалась гуманистическими принципами, реализацией идей воспитания лиц, совершивших преступление, и соблюдением законности. На второй был взят курс на резкое ужесточение карательной функции при исполнении наказания. Отличительная черта третей — возврат к демократическим принципам пенитенциарной политики, которые нашли свое выражение, прежде всего, в обеспечении механизма соблюдения прав и свобод осужденных.
Согласно ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство состоит из УИК РФ и других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере исполнения наказания, однако основополагающим нормативным актом здесь является кодекс. Его главное достижение заключается в том, что он регулирует исполнение всех видов наказания, предусмотренных в российском уголовном законодательстве. В Общей части обозначены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, взаимосвязь с международными актами, основные принципы, а также вопросы контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания. Вторая глава УИК РФ посвящена детальному регулированию правового статуса осужденных. При этом в ст. 10 закреплено, что именно государство берет на себя обязанность по охране и соблюдению прав и свобод осужденных. В статье 16 определены в зависимости от вида наказания учреждения и органы, исполняющие его.
Одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Эта прогрессивная идея получила расширительное толкование в нормах гл. 22 УИК РФ.
Однако при всех своих достоинствах УИК РФ не лишен некоторых недостатков. Во-первых, в нормах раздела 2 отсутствует единообразная форма правового регулирования исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Несмотря на отличие по тяжести наказаний, схема их регламентации должна быть единой. Во-вторых, наблюдается несогласованность отдельных норм УИК РФ и УК РФ. Так, в ч. 2 ст. 31 УИК РФ и ч. 3 ст. 46 УК РФ определены различные основания для предоставления рассрочки штрафа. В части 2 ст. 27 УИК РФ и ч. 2 ст. 49 УК РФ идет разногласие в терминологии при определении максимально количества времени отбывания обязательных работ в день. В части 1 ст. 56 УК РФ содержится ограничительный перечень мест, куда направляются лица для отбывания наказания в виде лишения свободы, УИК РФ расширяет данный перечень, добавляя в него лечебно-профилактические учреждения (ч. 8 ст. 74 УИК РФ) и следственные изоляторы (ч.1 ст. 77 УИК РФ). Наличие этих и других проблем законодательного характера в первую очередь влияет на деятельность учреждений и органов, исполняющих наказание.
Пенитенциарное законодательство в своем развитии прошло противоречивый и непоследовательный путь: от закрепления норм, регулирующих исполнение отдельных видов наказания в общегосударственном законодательстве, до самостоятельной отрасли. По его состоянию и эффективности можно судить о России как о правовом, демократическом государстве.
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022) [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/?ysclid=la72kdzqg4102220533
2. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 43. – Ст. 5544.
3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 (в ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информа ции. – URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 (в ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информа ции. – URL: http://www.pravo.gov.ru.
5. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно исполнительной системы: Приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 (в ред. от 02.11.2018) // Российская газета. – 2013. – № 119. – 5 июня.
6. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. 626 с.
7. Декреты Октябрьской революции. М., 1933. 464 с.
8. Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 23— 24. Ст. 141.
9. Собрание узаконений РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.
10. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву. М., 1959. 360 c.
11. Ведомости Верховного совета СССР. 1969. № 41. Ст. 365.
12. Ведомости Верховного совета СССР. 1970. № 51. Ст. 1220.
13. Артикул Воинский 1715 года // Российское законодательство X — XX веков. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма /oтв. ред. А. Г. Маньков; под общ. ред. О. И. Чистякова. — Москва: Юридическая литература, 1986. — 511 с.
14. Наказ Комиссии о сочинении проекта нового уложения, с принадлежащими к тому приложениями. — Санкт-Петербург: Тип. Императорской академии наук, 1907. — 334 с.
15. Новоуказные статьи «О татебных, разбойных и убийственных делах» 1669 год // Доступ из СПС «Гарант»
16. Соборное уложение 1649 года // Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. / отв. ред. тома А. Г. Маньков; под общ. ред. О. И. Чистякова. Т. 3. Акты земских соборов. — Москва: Юридическая литература, 1985. — 512 с.
17. Указ о создании «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. № 14392. // ПСЗ РИ: В 45 т. Собр. 1. — Санкт-Петербург: Тип. II Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1830. — Т. ХХ. — 275 с.
18. Байтин М. И., Яковенко О. В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 93–102.
19. Баландин В. Н. Принципы юридического процесса : дис. … канд. юрид. наук. Самара, 1998. 188 с.
20. Гернет, М. Н. История царской тюрьмы: В 5 т. Т. 3. — Москва: Юрид. лит., 1948. — 376 с.
21. Головастова Ю. А. Уголовно-исполнительное право как отрасль российского права: предмет, метод, источники, система : монография / под науч. ред. В. И. Селиверстова. М. : Юриспруденция, 2019. 560 с.
22. Дементьев С. И. Классификация заключенных в тюремных учреждениях: опыт дореволюционной России // Общество и право. 2012. № 2 (39). С. 312—318.
23. Маликов, Б. З. Уголовно-исполнительное право - процессуально-процедурная отрасль российского права / Б. З. Маликов, Н. Б. Маликова // Человек: преступление и наказание. – 2020. – Т. 28. – № 2. – С. 177-184.
24. Некрасов, И. С. Понятие источника уголовно-исполнительного права / И. С. Некрасов // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 8. – С. 207-214.
25. Процессуальные нормы и отношения в советском праве (в «непроцессуальных» отраслях). Воронеж, 1985. 208 с
26. Тюрьмы в России. Собственноручный проект императрицы Екатерины II. /публикация и вводная статья М. Филиппова. — Санкт-Петербург: Русская старина, 1873. — Т. 8, июль // URL: // http://bibliotekar.ru/reprint-47/1.htm.
27. Уголовная политика и правоприменительная практика : сборник материалов VIII-й Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30–31 октября 2020 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2020. – 524 с
28. Упоров И. В. Пенитенциарная политика России в ХVIII-ХХ вв.: Историко правовой анализ тенденций развития. — Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2004. — 610 с.