Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Регуляция эмоционального состояния дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Работа №113515

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых 9
1.1 Рассмотрение психологических особенностей детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе 9
1.2 Психологические особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 25
Глава 2 Эмпирическое исследование развития эмоциональной регуляции у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Разработка и апробация программы оптимизации эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста 50
2.3 Проверка эффективности реализованной коррекционно-развивающей программы 60
Заключение 76
Список используемой литературы 80
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 85
Приложение Б Результаты контрольного эксперимента 89

Эмоциональное разнообразие динамических изменений современного общества приводит к увеличению психологической нагрузки на взрослых людей. Полноценно сформированная зрелая личность умеет справляться с повышенными нагрузками, в отличие от детей, которые в силу своего возраста не обладают большим спектром эмоциональных реакций. Психика детей наименее защищена в ситуациях эмоционального напряжения, она неустойчива и легко уязвима. Многие ученые отмечают, что определенный пласт проблем взрослого человека, был сформирован в эмоциональной сфере в детском возрасте. Детско-родительские отношения, условия воспитания дома и в дошкольной образовательной организации, общение со сверстниками - всё это влияет на развитие эмоциональных переживаний, которые человек будет испытывать на протяжении всей своей жизни. Развитие способностей к саморегуляции своих эмоциональных состояний, актуальнее всего реализовать в детском возрасте по той причине, что в таком возрастном периоде у ребенка еще не потеряна способность к непосредственному выражению эмоциональных переживаний.
Эмоциональная компетентность, отвечающая за способность понимать свои и чужие эмоциональные проявления, и правильно их вербализовать, находится в стадии активного формирования, позволяя оказывать на себя определенное коррекционное воздействие. Поэтому изучение эмоциональной саморегуляции и разработка способов её эффективной коррекции в условиях дошкольной образовательной организации, у детей является актуальной темой научного исследования.
Множество ученых посвятили свои научные труды такому феномену как эмоциональная сфера дошкольного возраста. Уже проведенные исследования показывают, что фундаментальная часть эмоциональной сферы человека формируется в детстве. К.Э. Изард, М. Якобсон, Л.М. Веккер и множество зарубежных исследователей занимались изучением 3 эмоционального развития и эмоций человек. В отечественной науке большое количество педагогов и психологов изучали развитие эмоциональной сферы ребенка: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова. Регуляция своих эмоций помогает ребенку адаптироваться к определенным ситуациям. Развитие эмоциональной сферы увеличивает способности к регуляции ребенком своего поведения, что поможет ему может избегать тех поступков, которые совершаются под влиянием мимолетных желаний или случайных обстоятельств. Воспитательная система дошкольных образовательных организаций, оказывает огромное влияние на психофизиологическое развитие ребенка. Ребенок дошкольного возраста нуждается в активном социальном взаимодействии. Дети обсуждают совместную деятельность, общие игры, развивая навыки коммуникации и качество речи. В процессе игровой деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, ребенок формирует продуктивные психолого-социальные навыки. Ближе к окончанию дошкольного периода, у ребенка во время игры, начинает проявляться учебная деятельность, которая в младшем школьному возрасте занимает позицию ведущей деятельности развития. Процесс учения выступает для ребенка игрой с определенными ролевыми правилами. Изменятся форма взаимоотношений между ребенком и воспитателем ДОУ. Ребенок стремится к более осознанному и познавательному общению с взрослыми, обучается у них правилам поведения в обществе и проявляет активность в создании условий для своей самостоятельной деятельности. Обучение понимаю своих и чужих эмоций является необходим элементом развития эмоциональной регуляции у детей дошкольного возраста.
Проблема регуляции и саморегуляции глубоко проанализирована в работах отечественных психологов, которые исследуют различные стороны, возможности, способности, функции, уровни, и виды психической саморегуляции (Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Т.Л. Крюкова, А.К. Осницкий, Г.С. Прыгин). Учеными разработаны концепции и концептуальные положения, раскрывающие механизмы саморегуляции психических состояний. Особо следует отметить исследования по функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека O.A. Конопкина, концептуальные разработки индивидуального стиля саморегуляции В.И. Моросановой, уровневую концепцию регуляции состояний Г.Ш. Габдреева, теорию волевой саморегуляции поведения и деятельности В.А. Иванниковой.
Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников.
Предмет исследования: регуляция эмоционального состояния дошкольников.
Цель исследования: выявление особенностей регуляции эмоционального состояния дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специальная программа регуляции эмоционального состояния дошкольников позволит повысить уровень эмоциональной регуляции путем развития способностей к произвольному выражению эмоций, правильной идентификации эмоциональных переживаний, снижая агрессивность, импульсивность и тревогу.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были определены следующие задачи исследовательской работы:
1. Провести теоретический анализ научных работ по исследуемой проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент и выявить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Разработать программу регуляции эмоционального состояния дошкольников.
4. Провести формирующий эксперимент, апробировав разработанную программу.
5. Провести анализ полученных данных и определить эффективность проведенной коррекционной программы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили:
• теоретические аспекты формирования социального опыта у дошкольников (Л.С. Выготский, Н.Ф Голованова, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев);
• деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадрикова);
• концепция целостного развития дошкольника как субъекта собственной деятельности (М.В. Крулехт, А.К. Осницкий);
• теоретические подходы к определению сущности познавательной самостоятельности и ее формированию у детей (М.И. Лисина, Т.В. Коломиец, В.В. Щетинина Е.И. Щербакова).
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методики:
• Проективная графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой;
• Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой;
• Методика «Изучение мимической моторики» Г.А. Волковой.
3. Качественный анализ обработки данных и методы математической статистики (U-критерий Манна - Уитни).
Экспериментальной базой исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №138 «Дубравушка» городского округа Тольятти. В исследовании приняли участие 24 дошкольника в возрасте 5-6 лет (12 детей представляли контрольную группу, 12 детей - экспериментальную).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретический анализ изучаемой проблемы позволяет расширить понимание особенностей структуры эмоциональных процессов детей дошкольного возраста. Были уточнены критерии эмоциональной саморегуляции, что позволяет повысить корректность и эффективность разрабатываемых развивающих программ, используемых в ДОУ.
Практическая значимость исследования: результаты эмпирического исследования могут использоваться специалистами системы ДОУ, в рамках коррекционно-развивающего направления деятельности, с целью улучшения эффективности методологической основы программ коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников.
Достоверность, объективность и обоснованность основных положений и выводов исследования подтверждено концептуальными научными положениями психологии и педагогики; комплексным подходом к изучению теоретической базы исследования, использованием психологических методов, отвечающих целям и задачам исследования, проведением констатирующего, формирующего и контрольного этапа исследования; применением методов математической статистики.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в постановке цели и задач исследования, осуществлении диагностических мероприятий, разработке и реализации программы коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка, а также оказании индивидуальных консультаций родителям детей, участвующих в эксперименте по вопросам детско-родительские отношений и педагогом по вопросам проведения экспериментальной коррекционной работы и психологического сопровождения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Практическая апробация и внедрение результатов исследовательской работы велись в течение всего исследования в ходе практической деятельности. Разработанная коррекционная программа включена в план работы педагога-психолога образовательного учреждения, которое выступало экспериментальной базой исследования. В магистерской диссертации представлен опыт научной работы автора, а теоретические положения магистерской диссертации были представлены на Международной научно-практической конференции «Наука 2.0: Теоретический и практический взгляд». 19.04.19. г. Москва и III Международной научно-практической конференции: «НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ». 23.03.20 г. Смоленск.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
1. Реализация разработанной коррекционной программы позволяет повысить уровень произвольного выражения эмоций у детей дошкольного возраста.
2. Применение коррекционных методов воздействия увеличивает способности к правильной идентификации и выражению эмоциональных состояний
3. Повышение уровня произвольного выражения и правильной идентификации своих и чужих эмоциональных состояний, позволяет повысить у дошкольников уровень эмоциональной саморегуляции, снижая агрессивность, тревогу и импульсивность.
Структура магистерской диссертации обусловлена логикой исследования и содержит в себя цели и задачи работы, введение, два теоретических параграфа, составляющих первую главу и раздел с описанием эмпирического исследования. Каждая глава содержит выводы, в заключении подводятся итоги работы. Текст работы изложен на 92 страницах. Работа включает в себя список используемой литературы (57 наименований), два приложения. Для иллюстрации текста используется 9 таблиц и 6 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольный возраст, занимает особое место в этапах развития личности. Анализируя психологические особенности дошкольного возраста, можно сделать вывод, что для этого возрастного периода, характерны такие качества личности как формирование самосознания, произвольность поведения, инициативность, ответственность и свобода поведения. К концу возраста, происходит постепенный переход ведущей деятельности, от игры к обучению. К 5-6 годам, возрастает интерес ребенка к сфере межличностных взаимоотношений. Поступки и мнения взрослых людей начинают подвергаться сомнению и анализу, а ребенок, в процессе простой рефлексии, начинает сравнить и сопоставлять их со своими. Адекватное сравнение помогает более отчетливо сформировать ребенку компоненты «Я-реального» и «Я-идеального». В 6 годам, ребенок уже обладает большим набором знаний, которые динамично и интенсивно наполняются новыми аспектами. Желание дошкольника поделиться этими знаниями со сверстниками и взрослыми стимулирует образование познавательной мотивации к социальному взаимодействию. Расширение кругозора в данном возрасте, положительно влияет на признание значимой группой сверстников, удовлетворяет потребность в признании и увеличивает качество познавательной сферы личности. Происходит активное развитие волевых качеств и произвольности поведения, что помогает ребенку разрешать возникающие трудности эффективней и целенаправленней. Мотивационная сфера тоже претерпевает изменения. Начинает формироваться способность к долгосрочной мотивации и соподчинению мотивов. Память принимает характер произвольности, открывая возможности запоминать, что-то целенаправленно. Активно развиваются функции речи и способности к планированию действий. Дошкольник учится планировать диалог, логически выстраивая деятельность и последовательно сообщая определенную мысль. Формируются навыки к инструктированию, с помощью которых ребенок может управлять своим вниманием в процессе выполнения деятельности или усвоение какого-либо материала. К концу дошкольного возраста, увеличивается способность различать огромный спектр эмоций, как своих, так и других людей. Ребенок уже обладает устойчивыми чувствами, формируя определенное отношение к социальной системе. Именно в данном возрасте закладываются основы сложнейших видов моральных, эстетических, интеллектуальных, социальных и психологических элементов психики человека, оказывающих влияние на гармоничное и психологически здоровое существование личности на протяжении всей жизнедеятельности человека.
Воспитательная система дошкольных образовательных организаций, оказывает огромное влияние на психофизиологическое развитие ребенка. Ребенок дошкольного возраста нуждается в активном социальном взаимодействии. Дети обсуждают совместную деятельность, общие игры, развивая навыки коммуникации и качество речи. В процессе игровой деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, ребенок формирует продуктивные психолого-социальные навыки. Ближе к окончанию дошкольного периода, у ребенка во время игры, начинает проявляться учебная деятельность, которая в младшем школьному возрасте занимает позицию ведущей деятельности развития. Процесс учения выступает для ребенка игрой с определенными ролевыми правилами. Изменятся форма взаимоотношений между ребенком и воспитателем ДОУ. Ребенок стремится к более осознанному и познавательному общению с взрослыми, обучается у них правилам поведения в обществе и проявляет активность в создании условий для своей самостоятельной деятельности.
Наше эмпирическое исследование ставило перед собой задачи выявить уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, на основе чего разработать программу коррекции и развития эмоциональной сферы с целью повысить уровень эмоциональной регуляции. В исследовании приняли участие 24 дошкольника детского сада № 138 «Дубравушка», которые впоследствии были разделены на контрольную и экспериментальную группу по 12 детей в каждой. На первом этапе эмпирической части нашей работы мы констатирующий эксперимент, который включал в себя диагностику состояния эмоциональной сферы дошкольников, используя методику «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, методику «Изучения мимической моторики» Г.А. Волковой и графическую проективную методику «Кактус» П.А. Панфиловой. Далее, мы разработали коррекционно-развивающую программу и провели формирующий эксперимент на экспериментальной группе дошкольников. На заключительном этапе, мы провели контрольный эксперимент, который включал в себя диагностику контрольной и экспериментальной группы и последующий сравнительный анализ данных полученных на разных этапах эксперимента с целью оценки эффективности апробированной программы. Качественный и количественный анализ данных позволил сделать следующие выводы.
В экспериментальной группе у детей увеличился уровень идентификации эмоций. Дети стали лучше понимать свои и чужие эмоции, научились правильно их сопоставлять с образцами. Они стали качественнее понимать совокупные признаки эмоциональных состояний других людей. Научились лучше определять речь, мимику, жесты и позы характерные для определенных эмоциональных состояний. Дошкольники стали лучше вербализировать эмоции, графические их изображать, оценивать силу их выраженности.
У детей экспериментальной группы снизилась агрессивность, тревожность и импульсивность. Они стали лучше контролировать свои эмоциональные переживания. Научились регулировать свои негативные эмоциональные реакции, меньше проявлять враждебность к сверстникам и взрослым. Дети приобрели определенные навыки к проработке болезненных негативных состояний, улучшились навыки контролировать свои эмоции, связанные с сиюминутными желаниями и внезапными жизненными ситуациями. Они стали более спокойными и научились конструктивным формам социального поведения. Повысился уровень открытости и коммуникабельности, что в данном возрасте является необходимым элементов развития эмоциональной сферы.
Реализация программы повысило у детей экспериментальной группы уровень к произвольному выражению эмоциональных состояний. Они стали лучше понимать предъявляемые им аудиально эмоции людей и смогли их правильно соотнести к тому или иному эмоциональному состоянию, впоследствии графически их изобразив.
Разработанная и реализованная нами коррекционная программа, включала в себя 6 блоков, каждый из которых обладал своими задачами в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников. Оценка и анализ результатов эксперимента, позволяет нам сделать вывод об эффективности проведенной программы. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были выполнены, цель достигнута, а гипотеза получила своё подтверждение.


1. Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека : психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 2009. 194 с.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой : книга для учителя : монография. М. : Просвещение, 1987. 144 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. : Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
4. Берцфан Л. В. Специфика учебного действия контроля // Вопросы психологии. 1987. №4. С. 54-61.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : мастера психологии. СПб. : Питер, 1998. 398 с.
6. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. Пер. с англ. В .В. Старовойтова. 2-е изд. М. : Академический Проект, 2004. 232 с.
7. Бреслав Г. М. Психология эмоций : учебное пособие. М. : Смысл, 2016. 671 с.
8. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М. : Педагогика, 1990. 144 с.
9. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология : от рождения до школы. СПб. : Питер, 2009. 240 с.
10. Востриков А. А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия. М. : МЕЗАППИ, 1998. 28 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология ; под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 2001. 452 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл, 2005. 1136 с.
13. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка : психология личности ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырёва. М. : 1989. 243 с.
14. Гераскина Ю. Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. М. : МАГУ, 2005. 53 с.
15. Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой : современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2010. 650 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ