Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности диагностики грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта (Ярославский государственный педагогический университет)

Работа №113501

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы32
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.
Работа носит методический характер.

Введение….……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта………………….…...8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями интеллекта……8
1.2. Развитие грамматической связи слов у младших школьников с нарушением интеллекта.12
1.3. Особенности коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта…16
Вывод по 1 главе……………21
Глава 2. Проектирование исследования грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта …22
2.1. Анализ методик диагностики грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта ……22
2.2. План работы по коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушением интеллекта………32
Выводы по Главе 2………35
Заключение………………………………36
Библиографический список……39


В развитии речи детей большое внимание уделяется формированию грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта. Но у детей с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми, не имеющими речевой патологии, наблюдаются различия на уровне связной речи и грамматической правильности. Они затрудняются в самостоятельном грамматическом оформлении связи слов в речи вне основы на «причинно-следственные отношения действующих лиц» [Филичева, 2008]. Поэтому в младшем школьном возрасте целесообразно искать средства, которые оказали бы помощь в развитии грамматической связи.
Цель данного исследования – обосновать содержание диагностики и логопедической работы по коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Объект данного исследования – диагностика и проектирование работы по коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования – направления и содержание диагностики, процесс коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить информацию по проблеме коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта.
2. Теоретически обосновать содержание работ логопеда по коррекции у детей с нарушением интеллекта.
3. Проанализировать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности грамматической связи слов у детей с нарушением интеллекта.
4. Обосновать выбор методики диагностики грамматической связи слов у детей с нарушением интеллекта.
5. Спроектировать содержание логопедической работы по устранению нарушений грамматической связи слов у детей с нарушением интеллекта.


Методы исследования:
- теоретические (анализ общей и специальной педагогической, логопедической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования), проектирование.
Методологической основой исследования являются:
- научные теории о психофизиологических механизмах и психологической структуре процесса развития речи: Т.В. Волосовец, В.А. Грошенковой, Е.М. Мастюковой, Н.В. Нищевой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой.
- психолингвистическая теория, рассматривающая причины нарушений развития речи как следствие не сформированности языковых операций и процессов интеграции компонентов языковой системы, разработанная Т.Б. Филичевой, Т.А. Фотековой.
- изучение проблем развития грамматических знаний, умений и навыков: Аксенова А.К., Алексеева М.М., Бородич А.М., Воробьева В.К., Кольцова М.М., Яшина В.И.
Теоретическая значимость исследования: систематизированы представления о нарушениях развития речи; уточнены особенности грамматической связи слов у младших школьников с нарушением интеллекта (НИ – сокращение разрешено методически и стандартом); раскрыто содержание коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, двух выводов, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование работы по коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушением интеллекта показало, что данный аспект закладываются в младшем дошкольном возрасте.
Целенаправленное и систематическое формирование грамматической связи слов у младших школьников с нарушением интеллекта позволит заложить фундамент его благополучия, определяющий успешность его общего развития речи, мышления, работы головного мозга, внимания, созерцания, творчества, общения и совместных эмоций.
Для оптимизации работы по коррекции грамматической связи слов у младших школьников с нарушением интеллекта большое значение приобретает рациональная организация данного процесса, требующая от детей проявления самостоятельности, активности, включения речевых механизмов и интереса, созерцания и воображения.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что коррекция грамматической связи у младших школьников c нарушением интеллекта возможна за счёт и благодаря развитию воображения через имитирование; создание позитивного психосоматического состояния и развитие произвольности и саморегуляции.
В работе школьных учреждений предлагают использовать задания и упражнения на коррекцию нарушений грамматической связи слов, проявляемую в ограниченности словарного запаса, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей.
Для получения достоверной информации методы изучения можно разделить на несколько групп: беседа с детьми, беседа с педагогами, анкетирование родителей, педагогическое наблюдение, анализ программ ДОУ.
При составлении плана работы необходимо учитывать уровень сформированности грамматической связи слов у детей с нарушением интеллекта, готовность родителей и педагогов.



1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. Москва: ВЛАДОС, 2002. 320 с.
2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. // Воспитание умственной активности. М.: Просвещение, 1983. 84 с.
3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка). Москва: Академия, 2017. 316 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Москва: Просвещение, 2011. 256 с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. Москва: Астрель, 2006. 158 с.
6. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых школьников. М.: Просвещение, 1985. 50 с.
7. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. Москва: ГУПИ, 1990. 175 с.
8. Гурфинкель В.С. Развитие исследований по формированию умственных действий. Том 1. - М.: ПН, 2016. 368 с.
9. Гонеев А.Д., В.А. Сластенин. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академия, 2014. 221 с.
10. Жаренкова Г.И. Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей: методическое пособие. / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова. Москва: РСФСР ПО, 1981. 77 с.
11. Занков Л.В. Облик умственно отсталого школьника. Москва: АПН, 2015. 168 с.
12. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. Москва: АСТ, 1985. 325с.
13. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Москва: Просвещение, 2009. 68 с.
14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: АкР, 1997. 145 с.
15. Кожалиева Ч.Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва: ИКВ, 1995. 16 с.
16. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). Москва: Педагогика, 1973. 144 с.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1999. 160 с.
18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва: АСТ, 1998. 84 с.
19. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Москва: ВЛАДОС, 2003. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. 480 с.
20. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. Москва: Классик, 2003. 320 с.
21. Микляева Н.В. Логопедия. Методика и технология развития речи школьников учебник. Москва: Инфра-М, 2017. 313 с.
22. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО, 2015. 528 с.
23. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов: «Феникс», 2002. - 448 с.
24. Cловосочетание. [Электронный ресурс] URL: https://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/slovosochetanie.html(дата доступа 01.09.21.).
25. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Москва: АСТ, 2017. 87 с.
26. Филичева Т. Б. Основы логопедии - учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 2009. 223 с.
27. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. Москва: Айрис-пресс, 2007. 96 с.
28. Хватцев М.Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов высших учебных заведений в двух книгах. Книга 2. Москва: ВЛАДОС, 2009. 272 с.
29. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. 4-е изд. Москва: Академия, 2013. 448 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155). [Электронный ресурс] URL: www.gosstand.ru (дата доступа 01.10.2021).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ