Введение…………………………………………………………………………...3
1. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки………..4
2. Досократики…………………………………………………………………….9
3. Роль досократиков в становлении рационального мышления……………..14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...20
Современные историки, культурологи, антропологи давно проявляют интерес к античной культуре, ведь именно в период античности зародились основы современного миропонимания и основные принципы философского мышления. Более того, многое из того, что было написано и сказано античными философами (Аристотелем, Пифагором, Гераклитом), актуально и сегодня. Интерес человечества к античной философии обуславливается вечным стремлением человечества понять истоки своего происхождения, узнать, как начиналась человеческая история, а Древняя Греция (хотя античная философия включает в себя и римскую философию) является одним из очагов современной цивилизации, она наиболее близка (и культурно, и территориально) современной Европе, и поэтому интерес к культуре и истории Древней Греции не ослабевает. Несмотря на повышенное внимание к античной культуре, возродившееся в период Ренессанса, некоторые аспекты древнегреческой культуры незаслуженно обделены, например, раннегреческая философия. Частично это можно объяснить наличием меньшего количества письменных источников раннегреческого периода, но никак не меньшей плодотворностью или культурной ценностью работ философов и мыслителей того периода. Именно раннегреческая философия является темой данной работы, в которой дается общая характеристика культурного состояния общества того периода, описывается зарождение философии в Древней Греции и рассматривается жизнедеятельность и творчество наиболее известных философов того времени.
Значение раннегреческой философии для развития культуры и философии последующих периодов трудно переоценить. В этот период были подняты основные вопросы онтологии, актуальные и сегодня, впервые применены методы рационального познания мира, сформированы зачатки диалектики. Раннегреческие философы впервые высказали идеи о бытии, первооснове, движении, материи и познании, которые впоследствии были разработаны величайшими учеными античности и современности.
Основными чертами раннегреческой философии являются материализм, наивная диалектика и космогенизм, а также отход от мифологии и стремление познать окружающий мир рационально. Материализм греческих ученых проявлялся в их стремлении представить абстрактное, не поддающееся прямому изучению (бытие, существование, Бога) в качестве материальных объектов (природных явлений и стихий). Наивная диалектика древних греков заключалась в том, что, хотя они и понимали чисто интуитивно наличие в мировом устройстве неких противоречий, являющихся движущими силами развития этого мира, их понятие зачастую было интуитивным и наивным. Космогенизм ранней натурфилософии проявлялся в самом объекте изучения первых философов и созданных ими философских школ: в стремлении познать Космос, землю, первооснову мира и бытия.
1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 608 с.
3. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов/авторский коллектив: Фролов И. Т., и др. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. М., 2002
4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2004 – 640 с.
5. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Монджян К. Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001
6. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2004. – 320 с.
7. Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005.
8. Философия: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. Отв. ред. В. Д. Губин и др. – М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2001.
9. Филсофия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005 – 828 с.
10. Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. 2-е изд. Доп. М., 2000