ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ВОСЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 8
1.1 Проблема развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни
с нарушениями зрения 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у
детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 19
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 25
2.1 Выявление уровня развития смысловой памяти у детей восьмого года
жизни с нарушениями зрения 25
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития смысловой
памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 36
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 58
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 8
1.1 Проблема развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни
с нарушениями зрения 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у
детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 19
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 25
2.1 Выявление уровня развития смысловой памяти у детей восьмого года
жизни с нарушениями зрения 25
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития смысловой
памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 36
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 58
Развитие смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения на сегодняшний день социально значимая проблема. Исследования А.А. Смирнова, М.И. Сеченова, Р. Шифрина, и др., посвященные памяти человека, востребованы и изучены педагогами, работающими с данной категорией детей.
Ребенок входит в мир знаний и с каждым годом ему необходимо запоминать все больше и больше информации. Без нормального функционирования смысловой памяти невозможна адекватная переработка и запоминание необходимой информации. Затруднения, возникающие у детей в процессе усвоения учебного материала, сказываются на успеваемости. Именно поэтому знание законов памяти человека - эффективная основа осмысленного запоминания.
Дети с нарушениями зрения - это особая категория. Нарушенные функции зрительного анализатора препятствуют нормальному развитию смысловой памяти. Смысловая память детей восьмого года жизни с нарушениями зрения имеет ряд особенностей: ограниченный объем, трудности произвольного сохранения и воспроизведения информации, привнесение новых смысловых единиц в запоминаемый материал, смысловые искажения и другие. Эти особенности не позволяют детям успешно овладевать необходимыми навыками в образовательной деятельности. Необходимость развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения обусловлена актуальной для этого периода проблемой начала учебной деятельности. У детей с нарушениями зрения смысловая память развивается с трудом, это обуславливает необходимость создания психолого-педагогических условий развития смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Смысловая память лежит в основе развития способностей человека, приобретения умений и навыков. Смысловую память можно определить как психический, культурный и физиологический процесс, с функциями запоминания, сохранения и воспроизведения информации, посредством использования смысловых связей. Функции смысловой памяти являются основными для смысловой и логической обработки информации. Они имеют различную структуру и степень развития, проявляющуюся в неодинаковости функционирования у различных людей.
На основе вышеизложенного, было сформулировано противоречие исследования между необходимостью развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для развития данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения будет более эффективно при создании следующих психолого-педагогических условий:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта детей восьмого года жизни с нарушениями зрения при развитии смысловой памяти;
- включены в коррекционно-образовательный процесс игры на развитие мнемических процессов и свойств смысловой памяти;
- учтены компенсаторные возможности детей с нарушениями зрения в совместной деятельности педагога и детей для развития смысловой памяти.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
2. Выявить уровень развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
4. Выявить динамику уровня развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования послужили: теории о компенсации нарушенных функций (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Л.И. Солнцева, У.В. Ульенкова); исследования по изучению особенностей развития смысловой памяти у дошкольников с нарушениями зрения (Т.Н. Головина, М.И. Земцова, В.Ф. Морева, Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева).
Новизна исследования состоит в том, что определены психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны и обоснованы уровни развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателем, тифлопедагогом, педагогом-психологом тематического планирования для развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения.
Экспериментальной базой исследования является МБОУ СОШ № 11 г. Первоуральска. В исследовании принимали участие 12 детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (49 источников) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 1 таблицей и 12 рисунками.
Ребенок входит в мир знаний и с каждым годом ему необходимо запоминать все больше и больше информации. Без нормального функционирования смысловой памяти невозможна адекватная переработка и запоминание необходимой информации. Затруднения, возникающие у детей в процессе усвоения учебного материала, сказываются на успеваемости. Именно поэтому знание законов памяти человека - эффективная основа осмысленного запоминания.
Дети с нарушениями зрения - это особая категория. Нарушенные функции зрительного анализатора препятствуют нормальному развитию смысловой памяти. Смысловая память детей восьмого года жизни с нарушениями зрения имеет ряд особенностей: ограниченный объем, трудности произвольного сохранения и воспроизведения информации, привнесение новых смысловых единиц в запоминаемый материал, смысловые искажения и другие. Эти особенности не позволяют детям успешно овладевать необходимыми навыками в образовательной деятельности. Необходимость развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения обусловлена актуальной для этого периода проблемой начала учебной деятельности. У детей с нарушениями зрения смысловая память развивается с трудом, это обуславливает необходимость создания психолого-педагогических условий развития смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Смысловая память лежит в основе развития способностей человека, приобретения умений и навыков. Смысловую память можно определить как психический, культурный и физиологический процесс, с функциями запоминания, сохранения и воспроизведения информации, посредством использования смысловых связей. Функции смысловой памяти являются основными для смысловой и логической обработки информации. Они имеют различную структуру и степень развития, проявляющуюся в неодинаковости функционирования у различных людей.
На основе вышеизложенного, было сформулировано противоречие исследования между необходимостью развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для развития данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения будет более эффективно при создании следующих психолого-педагогических условий:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта детей восьмого года жизни с нарушениями зрения при развитии смысловой памяти;
- включены в коррекционно-образовательный процесс игры на развитие мнемических процессов и свойств смысловой памяти;
- учтены компенсаторные возможности детей с нарушениями зрения в совместной деятельности педагога и детей для развития смысловой памяти.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
2. Выявить уровень развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
4. Выявить динамику уровня развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования послужили: теории о компенсации нарушенных функций (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Л.И. Солнцева, У.В. Ульенкова); исследования по изучению особенностей развития смысловой памяти у дошкольников с нарушениями зрения (Т.Н. Головина, М.И. Земцова, В.Ф. Морева, Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева).
Новизна исследования состоит в том, что определены психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны и обоснованы уровни развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателем, тифлопедагогом, педагогом-психологом тематического планирования для развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения.
Экспериментальной базой исследования является МБОУ СОШ № 11 г. Первоуральска. В исследовании принимали участие 12 детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (49 источников) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 1 таблицей и 12 рисунками.
Развитие смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения на сегодняшний день актуальная проблема специальной педагогики и психологии. Процесс вхождения ребенка в учебную деятельность влечет за собой развитие ряда необходимых навыков и умений. Дети с нарушениями зрения имеют особенности в формировании и развитии смысловой памяти, ее функций и структуры. Трудности, связанные со смысловой обработкой текста детей с нарушениями зрения влияет на весь образовательный процесс и не позволяет в полной мере овладеть знаниями и умениями в соответствии с программой обучения.
Необходимость создания психолого-педагогических условий развития смысловой памяти детей восьмого года жизни, обусловлена специфическими проявлениями зрительных дефектов и особенностями восприятия.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения и рационального использования приемов запоминания, актуальна для образования. Продуктивность непроизвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объем запоминаемого материала. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.
Экспериментальное исследование развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения, позволило выявить, что дети восьмого года жизни с нарушениями зрения имеют высокие компенсаторные возможности, испытывают трудности при воспроизведении смысловых единиц текста, создании мнемических опор. У группы детей, участвующих в исследовании можно наблюдать большое количество смысловых замен, искажений, обусловленных недостаточностью развития фонематического восприятия. Отмечается низкий уровень владения словесными оборотами и умением строить фразу.
Выявленные трудности в большинстве связаны с недостаточно развитым объемом памяти и депривационными условиями развития зрительного анализатора. Такие данные подтверждают необходимость тематического планирования для развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения.
Разработанный с учетом дифференцированного подхода тематический план, а также индивидуальный подход при организации рабочего пространства детей и организации игр способствует развитию смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения. Опытным путем было доказано, что эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от комплексности реализации задач развития. Необходимо подходить к процессу коррекции системно, ориентируясь на психолого-педагогические принципы развития ребенка и условия успешной социальной адаптации.
Эффективность проведенных мероприятий отражена в результатах сравнительного анализа констатирующего и контрольного экспериментов. Результаты сравнительного исследования показали, что у детей восьмого года жизни низкий уровень развития зрительной памяти наблюдается у 17% испытуемых, что значительно меньше первоначальных результатов. Средний уровень и высокий уровень развития зрительной памяти наблюдается у 42% детей.
Создание психолого-педагогических условий является эффективным средством развития смысловой памяти. Реализация разработанного календарно-тематического плана позволила снизить процент детей с низкими показателями развития смысловой памяти и увеличить процент детей с высоким уровнем.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о достижении поставленных задач и доказательстве выдвинутой гипотезы.
Необходимость создания психолого-педагогических условий развития смысловой памяти детей восьмого года жизни, обусловлена специфическими проявлениями зрительных дефектов и особенностями восприятия.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения и рационального использования приемов запоминания, актуальна для образования. Продуктивность непроизвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объем запоминаемого материала. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.
Экспериментальное исследование развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения, позволило выявить, что дети восьмого года жизни с нарушениями зрения имеют высокие компенсаторные возможности, испытывают трудности при воспроизведении смысловых единиц текста, создании мнемических опор. У группы детей, участвующих в исследовании можно наблюдать большое количество смысловых замен, искажений, обусловленных недостаточностью развития фонематического восприятия. Отмечается низкий уровень владения словесными оборотами и умением строить фразу.
Выявленные трудности в большинстве связаны с недостаточно развитым объемом памяти и депривационными условиями развития зрительного анализатора. Такие данные подтверждают необходимость тематического планирования для развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения.
Разработанный с учетом дифференцированного подхода тематический план, а также индивидуальный подход при организации рабочего пространства детей и организации игр способствует развитию смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения. Опытным путем было доказано, что эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от комплексности реализации задач развития. Необходимо подходить к процессу коррекции системно, ориентируясь на психолого-педагогические принципы развития ребенка и условия успешной социальной адаптации.
Эффективность проведенных мероприятий отражена в результатах сравнительного анализа констатирующего и контрольного экспериментов. Результаты сравнительного исследования показали, что у детей восьмого года жизни низкий уровень развития зрительной памяти наблюдается у 17% испытуемых, что значительно меньше первоначальных результатов. Средний уровень и высокий уровень развития зрительной памяти наблюдается у 42% детей.
Создание психолого-педагогических условий является эффективным средством развития смысловой памяти. Реализация разработанного календарно-тематического плана позволила снизить процент детей с низкими показателями развития смысловой памяти и увеличить процент детей с высоким уровнем.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о достижении поставленных задач и доказательстве выдвинутой гипотезы.



