Введение
Глава 1 Теоретические основы договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом
1.1Понятие и признаки договора перевозки пассажиров и багажа
железнодорожным транспортом
1.2Правовое регулирование договора перевозки пассажиров и багажа
железнодорожным транспортом
Глава 2 Содержание договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом
2.1Существенные условия договора перевозки пассажиров и багажа
железнодорожным транспортом
2.2Права и обязанности сторон договора перевозки пассажиров и
багажа железнодорожным транспортом
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования правового регулирования договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом
3.1Проблемы теории и практики договора перевозки пассажиров и
багажа железнодорожным транспортом
3.2Совершенствование законодательства, регулирующего отношения
по договору перевозки пассажиров и багажа железнодорожным
транспортом
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Актуальность темы исследования данной выпускной
квалификационной работы обусловлена тем, что транспортные правоотношения, и в частности, отношения по перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, представляют собой важный элемент экономики любого государства.
Перевозка на данный момент является одной из системообразующих частей российской и мировой экономики, что обусловлена особой ее значимостью, поскольку посредством благодаря перевозке осуществляется перемещение различных объектов гражданского права и субъектов гражданских правоотношений. На данный момент в системе гражданско- правового регулирования выделяют два вида договоров перевозки: перевозка пассажира и перевозка грузов. Необходимо также отметить, что свое развитие получают также и транспортно-организационные договоры, которые набирают свою популярность в связи с тем, что на данном этапе модернизации общества единичная перевозка уже не может отвечать их интересам, в свою очередь, организационный транспортный договор обеспечивает общую линию развития.
На сегодняшний день, законодательство в сфере перевозок железнодорожным транспортом стремительно меняется как в материальном, так и в процессуальном плане. В последние годы происходит обновление правового регулирования системы железнодорожных перевозок, которое проявляется в расширении круга участников, распространения норм различных отраслей права на взаимоотношения между ними, создание новых структур в рамках деятельности транспортных организаций.
Несмотря на то, что российское законодательство в сфере перевозок железнодорожным транспортом достаточно современно и обладает определенной гибкостью, тем не менее, многие аспекты деятельности субъектов договора перевозки железнодорожным транспортом, в том числе, взаимоотношения между ними в отношении перевозок пассажиров и багажа, еще недостаточно урегулированы. Поэтому, не вызывает сомнений потребность во всестороннем изучении правового регулирования договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в Российской Федерации.
Таким образом, представляется, что исследование, проведенное в данной выпускной квалификационной работе, несомненно, будет полезным для последующего восполнения пробелов в существующем законодательстве, что в полной мере оправдывает актуальность темы исследования.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение понятия, особенностей и проблемных аспектов договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;
-охарактеризовать содержание договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;
-проанализировать проблемы и предложить пути совершенствования правового регулирования договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие отношения перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, научные труды исследователей, правоприменительная практика в данной сфере.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ведущих отечественных цивилистов, а также публикации в юридической периодике по анализируемым вопросам, в частности, таких авторов, как Е.И. Гринева, М.В. Ломакин, С.А. Гусенков, Б.А. Зитляужев, В.Е. Карнушин, Ю.С. Крымская, А.С. Мартынов, Ф.П. Михеев, Д.С. Костючков, К.И. Никитина, Р.Н. Никонов, Л.Н. Ракитина, Т.А. Скворцова, А.Ю. Гура, В.С. Ушакова, Р.Н. Шалайкин, М.Б. Цаликова, С.А. Абаев, Е.А. Волвенкина, О.А. Гаращук, О.Г. Алфутова и других авторов, исследовавших вопросы договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.
Нормативно-правовую базу исследования составили положения Конституции РФ [15], части 1 и 2 ГК РФ [9], [10], Устава железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ) [40], Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [43], а также ряда иных нормативных актов в данной сфере.
Методологию исследования составили общенаучные методы: диалектико-материалистический, метод системного анализа, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический. Использование данных методов позволило всесторонне и комплексно изучить проблему правового регулирования договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Проведенное в данной выпускной квалификационной работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
По договору перевозки пассажира железнодорожным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Обязательство по перевозке багажа является факультативным, соответственно, не образует отдельного договора по перевозке багажа, а охватывается договором по перевозке пассажира. Договор по перевозке пассажира и багажа железнодорожным транспортом является публичным, взаимным и возмездным. Так как пассажир присоединяется к опубликованным в правилах условиям перевозки, такой договор отнесен к группе договоров присоединения.
Нормативно-правовая система источников перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом имеет иерархичный характер по юридической силе. Главенствующую позицию занимает Конституция РФ, которая определяет конституционно-правовые начала, относящая управление федеральным транспортом, путевыми сообщениями к ведению Российской Федерации. Система источников представлена всеми правовыми источниками, которые имеют место в российской правовой системе, что характеризует многоаспектность рассматриваемого института гражданского права.
К существенным условиям договора перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом можно отнести не только предмет договора, определяемый как транспортная услуга, основное содержание которой составляет деятельность перевозчика по пространственному перемещению пассажира, но и условия о времени отправления и прибытия, пунктах назначения, размерах оплаты за проезд и провоз багажа.
По данному договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Перевозчик по договору перевозки пассажира обязан: предоставить пассажиру место согласно билету; доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством; обеспечивать соблюдение иных прав пассажира. Пассажир по договору перевозки пассажира обязан: уплатить установленную плату за проезд; не портить имущество транспорта; соблюдать установленные правила перевозки.
Как показало проведенное исследование, железнодорожный транспорт является важнейшей возможностью перемещения пассажиров и их багажа по всей территории России. Н
есмотря на это, для урегулирования отношений связанных с перевозкой железнодорожным транспортом не был создан единый кодифицированный акт, что усложняет применение существующих многочисленных нормативных актов, что подчеркивает необходимость в принятии Железнодорожного кодекса РФ. Совершенствование законодательства значительно упростило бы правовое регулирование отношений в данной сфере.
В целом, проведенное исследование позволило сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения по договору перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом:
На данный момент существует огромное количество актов
подзаконного характера, дублирующих, а порой и противоречащих положениям законодательства. В данной связи, видится необходимым консолидация законодательства и сделать применение данных норм наиболее удобным для всех участников данных правоотношений. В пересмотре нуждается также и УЖТ РФ, который в связи со своими нормами административного характера не может отвечать требованиям институтов постиндустриального общества.
Наличие коллизии в правовом регулировании между ст. 796 ГК РФ и ст. 118 УЖТ РФ. Обозначенная коллизия находит свое выражение в том, что обозначенные правовые норм по-разному закрепляют основания для освобождения перевозчика от гражданско-правовой ответственности за утрату, недостачу или порчу груза. Необходимо отметить, что ГК РФ не закрепляет презумпцию невиновности перевозчика, вне зависимости от условий нарушения договорных обязательств.
Вместе с тем, является недопустимым предоставлять одной стороне гражданских правоотношений больший комплекс прав, поскольку это является прямым нарушением принца равенства сторон договорных правоотношений.
В данной связи, существует необходимость внесения в п. 2 ст. 784 ГК РФ положений о соотношении норм ГК РФ и специальных норм, регулирующих грузоперевозки, в том числе УЖТ РФ, изложив первое предложение следующим образом: «Условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Общие положения о перевозке (ст. 784 - 800 ГК РФ) применяются, если это не противоречит транспортным уставам и кодексам».
На данный момент, соблюдение УЖТ РФ со стороны ОАО «РЖД» часто идет против самого устава и иных актов, посредством издания распоряжений, направленных на удовлетворение интересов ОАО «РЖД». В данной связи не представляется возможным полное осуществление прав, вытекающих из договора. Транспортные службы и операторы не обладают желанием испортить отношения с железными дорогами, которые чувствуют себя монополистами.
Минусом является отсутствие юристов, специализирующихся на транспортном праве, несмотря на том, что операторы и транспортные службы обладают целыми юридическими отделами. Необходимо понимать, что совершенствование системы возможно достичь только при наличии квалифицированных специалистов в сфере транспортного права. Представляется целесообразной специальная подготовка таких юристов, например, получение специалистами транспорта второго, юридического образования.
Важностью регулирования отношений перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, вызвано создание Проекта Федерального закона «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Целью разработки законопроекта является формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом во всех видах сообщения (дальнее, пригородное), основанной на принципах долгосрочности, комплексности государственного регулирования в части отраслевой и государственной тарифной политики, обеспечении условий для привлечения инвестиций в развитие пассажирского комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.
Закрепление новых подходов к организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом позволит перейти к новой системе взаимоотношений между участниками рынка перевозок железнодорожным транспортом.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существующая система организации железнодорожных перевозок в Российской Федерации нуждается в своем совершенствовании, начиная от необходимости изменения действующего законодательства, с консолидацией имеющихся правовых норм в единый нормативный акт, и заканчивая необходимостью получения дополнительного образования юристами, специализирующимися в области транспортного права.
На наш взгляд, существующая система нуждается в скорейшей реформе, направленной, в первую очередь, на изменение правоотношений между железными дорогами и их клиентами.
Норма железнодорожного права должна применяться, «если иное не установлено в договоре», за исключением норм, касающихся технической эксплуатации транспорта и безопасности движения. Только при изменении имеющегося подхода представляется возможным решение обозначенных проблем в рамках данного исследования.
1.Алфутова О.Г. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом // Современная наука: проблемы и перспективы развития. Материалы международной (заочной) научнопрактической конференции. - М., 2016. С. 202 - 210.
2.Ананьева Е.О., Махиборода М.Н. К вопросу об особенностях гражданско-правовой ответственности на железнодорожном транспорте при организации перевозок пассажиров и багажа // Закон и право. 2021. № 6. С. 65 - 69.
3.Апелляционное определение Пермского краевого суда от 26 августа 2019 г. по делу № 33-8685/2019 // СПС Консультант Плюс
4.Волвенкина Е.А. Исполнение договора перевозки
железнодорожным транспортом в России // Гуманитарные и правовые проблемы современной России: материалы научно-практической
конференции. - Новосибирск, 2021. С. 295 - 297.
5.Гаращук О.А. Багаж и грузобагаж как объекты договора перевозки груза железнодорожным транспортом // Транспортное право и безопасность.
2017.№ 3. С. 20 - 27.
6.Гвон К.Е. Договор пассажирских перевозок железнодорожным
транспортом // Правовая культура России: современное состояние и тенденции развития: сборник материалов Всероссийской научно
практической конференции. - М., 2019. С. 44 - 49.
7.Гвон К.Е. Специфика ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2019. Т. 5. № 2. С. 271 - 279.
8.Голевцова А.А. Особенности правового регулирования договора перевозки железнодорожного транспорта в РФ // Межотраслевые проблемы формирования правовой культуры: сборник научных статей научнопрактической конференции. - М., 2021. С. 228 - 232.
9.Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14- ФЗ (с изменениями на 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410
10.Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ (с изменениями на 25 февраля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
11.Гринева Е.И., Ломакин М.В. Правовые проблемы ответственности сторон по договору железнодорожной перевозки груза // Современные исследования в сфере социальных и гуманитарных наук. Сборник результатов научных исследований. - Киров, 2018. С. 596 - 599.
12.Гусенков С.А. Особенности правового регулирования перевозок ручной клади, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте // Актуальные проблемы транспортного права и транспортной безопасности в контексте современных вызовов и угроз: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - М., 2020. С. 185 - 193.
13.Зитляужев Б.А. Особенности рассмотрения споров по вопросам перевозки пассажиров железнодорожным транспортом // Форум молодых ученых. 2017. № 12. С. 744 - 748.
14.Карнушин В.Е. Проблемы правового регулирования договора перевозки железнодорожным транспортом в условиях современного развития общества // Транспортное право. 2016. № 1. С. 10 - 12.
15.Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 25 декабря...