Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития пространственного мышления учащихся художественных школ на занятиях по скульптуре 12
1.1 Сущность, структура и механизмы формирования
пространственного мышления 12
1.2 Роль скульптуры в развитии пространственного мышления 19
учащихся художественных школ 19
Глава 2 Развитие пространственного мышления учащихся художественных школ средствами скульптуры малых форм 34
2.1 Определение исходных показателей уровня развития
пространственного мышления учащихся средствами скульптуры малых форм (констатирующий эксперимент) 34
2.2 Экспериментальная проверка методической системы развития пространственного мышления учащихся художественных школ
средствами скульптуры малых форм (формирующий эксперимент) ....47
2.3 Проведение контрольного эксперимента 78
Заключение 87
Список используемой литературы и используемых источников 90
Приложение А Результаты формирующего эксперимента. Практическое
задание «Лепка натюрморта из двух предметов с драпировкой
на квадратном плинте» 97
Приложение Б Тестирование для выявления уровня теоретических знаний по
предмету «Скульптура» 104
Приложение В Результаты формирующего эксперимента 108
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента
Основной целью современного образования, как дополнительного, так и общего, является воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, способной творчески и логически мыслить, решать всевозможные задачи, развивая свой интеллект. Основу развитого интеллекта составляют процессы мышления. Среди всех видов мышления человека особое внимание для изучения заслуживает пространственное мышление, ведь его сформированность является залогом успешности различных видов деятельности, в том числе и изобразительной. В художественных школах и школах искусств развитие высокого уровня пространственного мышления играет важную роль, так как является необходимым условием для решения учащимися художественно-творческих задач.
В художественном образовании особая роль в развитии пространственного мышления детей отводится занятиям по скульптуре, как вспомогательного предмета. Среди всех дисциплин учебного плана скульптура является тем стержнем, при помощи которого происходит наиболее полное восприятие и познание учащимися трехмерного мира, необходимое для грамотного изображения его на плоскости. Скульптура обладает большей наглядностью при передаче пространства, в отличие от других видов изобразительного искусства. На уроках скульптуры дети учатся не только изображать объемные формы, но и размещать их в реальном, видимом пространстве. Эти действия ведут не просто к накоплению пространственных образов и представлений, являющихся базой пространственного мышления, но и установлению отношений между ними, их видоизменению. Все это указывает на острую необходимость плотного изучения скульптуры, как фундамента для развития пространственного мышления. Но на практике преподавания скульптуры претерпевает обратные изменения - происходит сокращение часов на изучение скульптуры в учебных планах учреждений, что приводит к сжатым и некорректно составленным учебным программам. Таким образом устраняется настоящая основа, способствующая эффективному развитию пространственного мышления детей. Ввиду подобных изменений практика преподавания скульптуры в художественных школах и школах искусств нуждается в поиске и разработке результативных методов, средств и технологий развития пространственного мышления учащихся. Нерешённость проблемы развития пространственного мышления ведет к ухудшению качества художественного образования детей.
Вопросы, затрагивающие проблемы развития пространственного мышления достаточно обширно освещаются в методической, психологической и педагогической литературе.
Так, исследованию мышления человека в общем плане посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконина.
Основы развития объемно-пространственного мышления и проблема восприятия пространства у детей освещались в трудах Л.С. Выготского, В.М. Аганисяна, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, B.C. Кузина, Е.И. Игнатьева, П.П. Блонского, Е.А. Климова, Н.А. Ветлугиной.
Вопросы о понятии, структуре и механизмах формирования пространственного мышления изучены в исследованиях: И. С. Якиманской, И. Я. Каплуновича, В. А. Крутецкого, Г. Д. Глейзер, Е. Н. Кабановой-Меллер, Е. Ф. Рыбалко, В. С. Столетнева.
В научных трудах Н.С. Боголюбова, Ю.И. Постоногова, А.А. Ворохоба, М.Х. Бежанова, А.А. Прищепы, В.И. Костенко отражены различные стороны и подходы в теории и методики преподавания скульптуры.
Практические и теоретические рекомендации по выполнению скульптурных произведений, а также различные взгляды на скульптуру, как вид искусства, представлены в работах А. Гильдебрандта, О.П. Вороновой, И.Г. Кадиной, В.Маркова, Э. Лантери, А.С. Голубкиной.
На сегодняшний день поиск новых усовершенствованных методик преподавания скульптуры, способствующих повышению уровня развития у учащихся пространственного мышления, по-прежнему продолжается. Это определяет актуальность темы настоящего диссертационного исследования: «Развитие пространственного мышления учащихся художественных школ средствами скульптуры малых форм».
Исследование данного вопроса позволило выявить противоречие между необходимостью развития высоких показателей уровня пространственного мышления учащихся, для решения ими художественно-творческих задач и недостаточной разработанностью эффективных средств и методов для достижения этой цели. Как следствие, в существующих программах, чаще всего, слабо разработаны содержание, актуальная тематика, методы, используемые на занятиях, способствующие эффективному развитию пространственного мышления.
Проблема исследования: поиск методик и технологий, способствующих эффективному развитию пространственного мышления у учащихся художественных школ на занятиях скульптурой малых форм.
Объект исследования: процесс обучения скульптуре учащихся художественных школ, направленный на развитие пространственного мышления.
Предмет исследования: система методических средств, приемов, и технологий, обеспечивающих развитие пространственного мышления у учащихся художественных школ средствами скульптуры малых форм.
Цель исследования: разработка и апробация методики развития пространственного мышления учащихся художественных школ средствами скульптуры малых форм.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «пространственное мышление»;
- изучить и описать структуру и механизмы формирования пространственного мышления;
- выявить особенности развития пространственного мышления учащихся художественных школ средствами скульптуры;
- разработать уровни и критерии сформированности
пространственного мышления учащихся художественных школ на занятиях скульптурой;
- разработать экспериментальную модель методической системы развития пространственного мышления с учетом особенностей обучения скульптуре;
- апробировать разработанную модель методической системы развития пространственного мышления у учащихся художественных школ средствами скульптуры малых форм;
- внедрить разработанную модель методической системы в учебный процесс.
Гипотеза исследования: развитие пространственного мышления у учащихся художественных школ на занятиях скульптурой будет наиболее эффективным, если:
- применяется комплекс наглядных учебно-методических материалов;
- разработана методическая модель, содержащая систему упражнений и заданий, направленная на эффективное развитие пространственного мышления учащихся средствами скульптуры;
- разработан критериальный аппарат, направленный на проверку уровней сформированности пространственного мышления у учащихся;
- используется специальное материально-техническое оснащение кабинета для проведения занятий по скульптуре.
Методологическую основу диссертации составили психологические исследования по проблеме развития восприятия пространства (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, Л.С. Выготский); исследования, раскрывающие структуру и механизмы формирования пространственного мышления (Е.Н. Кабанова- Меллер, И.Я. Каплунович, И.С. Якиманская, И.Я. Гальперин, Н.Д. Мацько); научные труды, касающиеся вопросов развития мышления человека (Л. C. Выготский, С.Л. Рубенштейн, П.Я. Гальперин); научные исследования, раскрывающие различные аспекты теории и методики обучения скульптуре (Н.С. Боголюбов, И.А. Башкатов, А.А. Ворохоб, А.В. Пилипер); труды, касающиеся вопросов теории и практики скульптуры (В.В. Ермонская, А.С. Голубкина, О.П. Воронова, Н.В. Одноралов).
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научной литературы по исследуемой проблеме (в том числе, диссертационных исследований, авторефератов, научных публикаций), а также различных учебных программ в сфере дополнительного художественного образования детей;
- наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся на занятиях скульптурой;
- педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный;
- анализ результатов и продуктов художественно-творческой деятельности учащихся, выполненных на констатирующем, формирующем и контрольном этапе экспериментов;
- обобщение и анализ результатов исследования.
Исследовательская работа проводилась в течение двух лет с 2019 по 2020 гг. на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Школа искусств № 1» г. Жигулевск с учащимися 4-го класса художественного отделения. Исследование включало нескольких этапов:
Первый этап - изучалась и анализировалась научая литература по исследуемой проблеме; рассматривалась роль скульптуры в развитии пространственного мышления учащихся художественных школ; анализировались учебные программы художественного образования; разрабатывалась экспериментальная методическая модель развития пространственного мышления учащихся, разрабатывались учебно-творческие задания для эффективного развития пространственного мышления учащихся средствами скульптуры, определялись содержание и формы опытно-экспериментальной работы с учащимися.
Второй этап - проводился констатирующий эксперимент, с целью выявления исходного уровня развития пространственного мышления экспериментальной группы учащихся; осуществлялось наблюдение за художественно-творческой деятельностью детей в процессе работы над скульптурой, проводился анализ результатов и продуктов художественно - творческой деятельности учащихся.
Третий этап - реализовывалась теоретически разработанная методическая модель развития пространственного мышления учащихся средствами скульптуры; экспериментально проверялась система упражнений и заданий, разработанная на основе методической модели; проводился формирующий эксперимент.
Четвертый этап - осуществилась проверка эффективности разработанной методической системы (контрольный эксперимент) и выявление динамики развития пространственного мышления учащихся художественной школы средствами скульптуры; проводилось сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, проводилась их качественная и количественная обработка. На этом же этапе обобщались результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
- обоснование роли скульптуры как средства развития пространственного мышления учащихся художественных школ;
- показатели уровней и критерии оценки развития пространственного мышления, учащихся в процессе работы над скульптурой малых форм;
- экспериментальная модель методической системы, включающая цель, задачи, принципы и методы, систему упражнений и заданий, направленная на развитие пространственного мышления учащихся художественных школ средствами скульптуры малых форм.
Научная значимость состоит в том, что:
- разработаны показатели уровней и критерии оценки развития пространственного мышления, учащихся в процессе работы над скульптурой малых форм;
- разработана модель методической системы, содержащая систему упражнений и заданий, направленных на эффективное развитие пространственного мышления учащихся средствами скульптуры малых форм;
- экспериментально проверена модель методической системы, способствующая эффективному развитию пространственного мышления у учащихся художественных школ средствами скульптуры малых форм.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснована и раскрыта роль скульптуры, в развитии пространственного мышления учащихся художественных школ;
- разработаны показатели уровней и критерии оценки развития пространственного мышления, учащихся в процессе работы над скульптурой малых форм;
- разработана и апробирована методическая система, способствующая эффективному развитию пространственного мышления учащихся художественных школ средствами скульптуры малых форм;
- предложена система упражнений и заданий, разработанная на основе экспериментальной модели методической системы развития пространственного мышления учащихся художественных школ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные, могут быть использованы в практике преподавания скульптуры в учреждениях дополнительного образования, школьных кружках, при разработке учебных программ, учебно-методического комплекса и методических пособий для преподавателей скульптуры.
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлена: совокупностью методологических и теоретических положений, подтвержденных практикой, теоретическими и эмпирическими методами исследования, точно сформулированной целью и задачами исследования, подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования, апробацией и внедрением основных результатов исследования в учебный процесс.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит:
- в постановке и обосновании цели исследования, в выборе объекта исследования, определении совокупности задач исследования и их решения;
- в проведении анализа состояния исследуемой проблемы;
- в разработке экспериментальной модели методической системы, направленной на развитие пространственного мышления учащихся художественных школ средствами скульптуры малых форм;
- в разработке показателей уровней и критериев оценки развития пространственного мышления, учащихся в процессе работы над скульптурой малых форм;
- в апробации результатов исследования и внедрении их в практику учебных занятий;
- в получении научных результатов педагогического исследования, изложенных в диссертации.
Апробация результатов выпускного квалификационного исследования в научной и методической работах:
- Плакида Е.А. Роль скульптуры в развитии пространственного мышления учащихся художественных школ // Педагогическое искусство. №1. 2020
- Плакида Е.А., Мартынова Е.Д. Особенности межпредметных связей рисунка и скульптуры в детской художественной школе // Сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 180-183.
- Мартынова Е.Д., Плакида Е.А. Эмоционально-социальная адаптации детей с диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства // Сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 183-186.
Структура и объем диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложений. Работа изложена на 96 страницах печатного текста, содержит 19 таблиц, 20 рисунков, 4 приложения. Список литературы включает 58 источников.
Взгляды ученых, психологов, педагогов на определения понятия «пространственное мышление» схожи: пространственное мышление есть процесс создание образов и представлений, в результате практической деятельности человека.
И.С. Якиманская называет образ «основной оперативной единицей пространственного мышления» [57].
Структура пространственного мышления - это многоуровневая система множества мыслительных операций, осуществляемых над образом. Конструирование пространственных образов обеспечивает накопление представлений, которые служат не только исходной базой, но и необходимым условием осуществления деятельности пространственного мышления.
Механизм формирования пространственного мышления есть не что иное, как деятельность представления. Процесс оперирования образами, любые манипуляции, производимые с образом мысленно есть содержание деятельности представления.
Изучив понятие, структуру и механизмы формирования пространственного мышления, мы пришли к выводу, что особую значимость в развитии данного вида мышления имеют практические виды деятельности, такие как рисование, лепка и все виды моделирования.
Раскрывая роль скульптуры в развитии пространственного мышления учащихся художественных школы, мы приходим к выводу о том, что скульптура располагает большим количеством средств, приемов в передаче объема и пространства, чем другие виды изобразительного искусства, целенаправленно формируя у учащихся умения представлять в пространстве результаты своих действий, планировать ход своей работы и воплощать задуманный образ в трехмерном объеме.
В исследовании подчеркивается значимость уроков лепки с натуры и по представлению для развития умения объемно-пространственно мыслить, разрабатываются рекомендации по организации данного типа уроков, а также отмечается необходимость интеграции рисунка и скульптуры, в виде выполнения предварительных эскизов, набросков и зарисовок к скульптурной работе.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, свидетельствовали о необходимости внедрения в учебный процесс разработанной модели методической системы, с целью повышения уровня развития пространственного мышления учащихся. На основе данной методической модели был подготовлен блок практических заданий и упражнений по скульптуре, выстроенных по определенной схеме. С каждым последующим уроком методика развития пространственного мышления учащихся усложнялась: воспроизведение пространственного образа с натуры, с использованием наглядного материала, затем переход к созданию моделей по памяти и представлению, вводился метод проблемного и игрового обучения. Главное условие - систематическое чередование на уроках видов лепки и способов создания художественного образа. Подобный подход способствовал корректировке проблем, выявленных в констатирующем этапе эксперимента.
После проведения формирующего этапа эксперимента, с применением развивающих занятий, был осуществлен контрольный этап. Полученные результаты выявили положительную динамику в развитии пространственного мышления учащихся 4-го класса художественного отделения. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что количество учащихся с высоким уровнем развития пространственного мышления увеличилось на 25 %, а средним - на 17,5 %. Кроме того, учащиеся стали проявлять
заинтересованность, инициативность и самостоятельность в получении знаний по предмету «Скульптура», что, безусловно, влияет на учебную успеваемость.
Повышение качества скульптурных работ и, следовательно, уровня развития пространственного мышления учащихся, доказывает эффективность разработанной экспериментальной методической системы, направленной на развитие пространственного мышления учащихся художественных школ.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать вывод, что развитие пространственного мышления учащихся художественных школ на занятиях скульптурой будет более эффективным если: применяется комплекс наглядных учебно-методических материалов; разработана методическая модель, содержащая систему упражнений и заданий, направленная на эффективное развитие пространственного мышления учащихся средствами скульптуры; разработан критериальный аппарат, направленный на проверку уровней сформированности пространственного мышления у учащихся; используется специальное материально-техническое оснащение кабинета для проведения занятий по скульптуре.
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1964. - 303 с.
2. Андрюшина Т.В. Психологические условия и средства
развития пространственного мышления личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 [Электронный ресурс] / Андрюшина Татьяна Васильевна. - Новосибирск, 2000. - 40 с. - Режим доступа:
http://irbis.gnpbu.ru/Aref 2000/Andryushina T V 2000.pdf(дата обращения 19.03.2020).
3. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм / Н. М. Бабурина. - М. : Советский художник, 1982. - 241 с.
4. Балкинд Е.Л. Феномен объема и пространства в скульптуре / Е. Л. Балкинд // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - Том 3 (69). - 2017. - № 4. - С. 134-141.
5. Башкатов И.А. Академический подход в обучении скульптуре на
первых этапах художественного образования [Электронный ресурс] / И. А. Башкатов // Социально-экономические процессы и явления. - 2011. - №8 (30). - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskiy-
podhod-v-obuchenii-skulpture-na-pervyh-etapah-hudozhestvennogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения 11.11.2019).
6. Башкатов И.А. Интеграция специальных дисциплин (рисунка,
скульптуры и пластической анатомии) в процессе художественно-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 [Электронный ресурс] / Башкатов Иван Александрович. - Омск, 2018. - 42 с. - Режим доступа:https://www.dissercat.com/content/integratsiya-spetsialnykh-distsiplin-risunka-skulptury-i-plasticheskoi-anatomii-v-protsesse/read (дата
обращения 13.11.2019).
7. Башкатов И.А. Межпредметные связи скульптуры, живописи и
8. рисунка в подготовке художника-педагога [Электронный ресурс]
/ И.А. Башкатов // Вестник ТГУ. - 2012. - Выпуск 4. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-skulptury-zhivopisi-i-risunka-v-podgotovke-hudozhnika-pedagoga/viewer (дата обращения:
10.03.2020).
9. Боголюбов Н.С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей / Н.С. Боголюбов // Творчество юных. - 1973. - С. 75-81.
10. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / Н.С. Боголюбов. - М. : Просвещение, 1979. - 190 с.
11. Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. - М. : Издательство МГУ, 1988. - 125 с.
12. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное
обучение / А.В. Брушлинский. - М. : Знание, 1983. - 96 с.
13. Василевич О.В. Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Василевич Ольга Евгеньевна. - Витебск, 2008. - 311 с.
14. Василенко А.В. Психолого-педагогические условия развития пространственного мышления учащихся / А.В. Василенко // Наука и школа. - 2013. - №4. - С. 69-72.
15. Воронова О. П. Искусство скульптуры / О.П. Воронова. - М. : Знание, 1981. - 112 с.
16. Ворохоб А.А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ворохоб Александр Анатольевич. - М., 2000. - 12 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
18. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 479 с.
19. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» [доклад ... д-ра психол. наук] / Гальперин Петр Яковлевич. - М., 1965. - 51 с.
20. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Психология как объективная наука. - 1998. - С. 272-317.
21. Г альперин П.Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие / П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин // Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. - 1967. - С. 596-621.
22. Голуб А.А. О структуре художественно-образного мышления /
А.А. Голуб // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник статей. - 1996. - Выпуск 1. - С. 73-75.
23. Голубкина А.С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников / А.С. Голубкина. - М. : Советский художник, 1983. - 424 с.
24. Григорьева Ж.В. Развитие визуального мышления младших школьников при формировании понятия «масса» / Ж.В. Григорьева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 6. - С. 83-87.
25. Евладова Е.Б. Организация дополнительного образования: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л. Г. Логинова. - М., 2003. - 191 с.
26. Евстратова Е.Н. Скульптура / Е.Н. Евстратова. - М.: РОСМЭН, 2002. - 127 с.
27. Евтых С.Ш. Развитие образного мышления у учащихся
художественных школ выразительными средствами скульптуры / С.Ш. Евтых, В.А. Сысоева // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2017. - № 3(76). Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-obraznogo-myshleniya-u-uchaschihsya-detskih-hudozhestvennyh-shkol-vyrazitelnymi-sredstvami-skulptury/viewer(дата обращения 11.11.2019).
28. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры / В.В. Ермонская. - М. : Искусство, 1964. - 144 с.
29. Ермонская В.В. Что такое скульптура / В.В. Ермонская. - М. Изобразительное искусство, 1977. - 95 с.
30. Ефимов В.М. Специфика преподавания скульптуры в детской художественной школе [Электронный ресурс] / В.М. Ефимов. - М., 2017. - Режим доступа:https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22324(дата обращения: 14.03.2020).
31. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - М. : Просвещение, 1967. - 228 с.
32. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей / Е.Н. Кабанова-Меллер // Вопросы психологии. - 1958. - № 3. - С. 161-168.
33. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М.С. Каган // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сборник науч. трудов. - 1989. - С. 3-13.
34. Кадаяс Х.-М.Х. Особенности пространственного мышления
учащихся с художественными и математическими склонностями: дис. ... канд. пед. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Кадаяс Хелле-Малл Хербертовна. - М., 2005. - 143 с. - Режим доступа:
http://childpsy.ru/dissertations/id/18627.php(дата обращения 20.02.2020).
35. Каплунович И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. - 1981. - №5. - С. 151-157.
36. Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного мышления / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. - 1986. - №2. - С. 56¬66.
37. Кузин B.C. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе: учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / B.C. Кузин. - М. : Агар, 1998. - 334 с.
38. Лантери Э. Лепка / Э. Лантери. - М. : Издательство Академии художеств, 1963. - 335 с.
39. Люблинская А.А. Детская педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1971. - 415 с.
40. Мацько Н.Д. Формирование пространственных представлений учащихся 1-5 классов в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мацько Наталия Денисовна. - Киев, 1975. - 36 с.
41. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М. : Знание, 1981. - 96 с.
42. Мерзон Э.Д. Организация и планирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся / Э.Д. Мерзон. - Ленинград: ЛГУ, 1973. - 575 с.
43. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М. : Юрайт, 2016. - 639 с.
44. Никитин Р.А. Рисунок и скульптура: учеб. пособие /
Р.А. Никитин. - М., 1980. - 81 с.
45. Новосёлов Ю.В. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Новосёлов. - М. : Академический Проект, 2009. - 58 с.
46. Нуркова В.В. Психология: учебник для студентов вузов /
В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Высшее образование, 2006. - 484 с.
47. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы / Н.В. Одноралов. - М.: Изобразительное искусство, 1982. - 224 с.
48. Пилипер А.В. Развитие пространственного мышления студентов
художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 [Электронный ресурс] / Пилипер Алексей Вячеславович. - Омск, 2008. - 20 с. - Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-
studentov-khudozhestvennykh-fakultetov-pedvuzov-na-zan/read (дата
обращения: 20.09.2019).
49. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности "Дошкольное образование" / С. В. Погодина. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2017. - 269, [1] с., [2] л. цв. ил. : ил., табл.; 22 см.
50. Погодина С.В. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству [Текст] : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности "Дошкольное образование" / С. В. Погодина. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 200, [1] с. : ил.; 22 см.
51. Погодина С.В. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству: учебное пособие : [для программы среднего профессионального образования по специальности "Дошкольное образование"] / С. В. Погодина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2019. - 200, [1] с. : ил., табл.
52. Полякова Н.И. Скульптура и пространство: проблема
соотношения объема и пространственной среды / Н.И. Полякова. - М.: Советский художник, 1982. - 199 с.
53. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах: пособие для учителей / А.М. Пышкало. - 2-е. изд. перераб. и доп. - М. : Педагогика, 1989. - 208 с.
54. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования /
С.Л. Рубинштейн. - М. : Изд. АПН СССР, 1958. - 256 с.
55. Столетнев В.С. Влияние уровня развития пространственного мышления на продуктивность решения задач начертательной геометрии:
автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Столетнее Виталий
Семенович. - М., 1979. - 23 с.
56. Федотов Г.Я. Послушная глина / Г.Я. Федотов. - М. : Аст-пресс, 1997. - 144 с.
57. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 1999. - 520 с.
58. Шемякин Ф.Н. К психологии пространственных представлений / Ф.Н. Шемякин // Ученые записки Г осударственного института психологии. - М., 1940. - С. 197-256.
59. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М. : Владос, 1999. - 360 с.
60. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников: монография / И.С. Якиманская. - М. : Педагогика, 1980. - 242 с.
61. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И.С. Якиманская. - М., 1989. - 224 с.
62. Lee J., Bednarz R. Components of Spatial Thinking: Evidence from a Spatial Thinking Ability Test. Journal of Geography, 2012, vol. 111, i. 1, pp. 15-26
63. Goldsmith L.T., Hetland L., Hoyle C., Winner E. Visual-spatial thinking in geometry and the visual arts. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2016, no. 10(1), pp. 56-71.
64. Claire G., McCormick M. Sculpture: The Development of Three-Dimensional Representation in Clay. Visual Arts Research, vol. 21, no. 1, 1995, pp. 35-50.
65. Nadrljanski M., Buzasi M., Zokic M. Development of Spatial-visual Intelligence. In: 2nd International Conference “The Future of Information Sciences: INFuture2009 - Digital Resources and Knowledge Sharing”, 4-6 November 2009, Zagreb, Croatia.
66. James P. The Construction of Learning and Teaching in a Sculpture Studio Class. Studies in Art Education, 1996, vol. 37, no. 3, pp. 145-159.