Проблемы реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ, ОБЪЕМ ИХ СОДЕРЖАНИЯ 8
1.1 Теоретике -правовой аспект понятий «воспитание» и «образование» 8
1.2 Разграничение и соотношение прав и обязанностей родителей по
воспитанию и образованию детей 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ 24
2.1 Проблемы реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию детей
и их разрешение 24
2.2 Проблемы реализации прав и обязанностей родителей по образованию
детей и их разрешение 36
2.3 Анализ судебной практики по вопросам воспитания и образования детей 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ, ОБЪЕМ ИХ СОДЕРЖАНИЯ 8
1.1 Теоретике -правовой аспект понятий «воспитание» и «образование» 8
1.2 Разграничение и соотношение прав и обязанностей родителей по
воспитанию и образованию детей 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ 24
2.1 Проблемы реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию детей
и их разрешение 24
2.2 Проблемы реализации прав и обязанностей родителей по образованию
детей и их разрешение 36
2.3 Анализ судебной практики по вопросам воспитания и образования детей 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитание детей сложный и ответственный процесс, в который включены родители, воспитатели, педагоги - социум. Родители и семья играют при этом главную и ключевую роль. Именно в семье возникают и формируются нормы поведения, ценности, знания, умения, навыки поведения в обществе.
На протяжении веков менялось представление о воспитании и образовании детей, начиная с процесса «вскармливания» и к концу XX века процесса «формирования личности». Именно XX столетие стало веком развития современных представлений о правах и обязанностях родителей о воспитании и образовании детей. В 1948г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в 1959г. - Декларацию прав ребенка, в 1989г.- Конвенцию о правах ребенка. Эти документы стали основополагающими и закрепляющими права детей их соблюдение, защиту и уважение. В 1993 году в Российской Федерации всенародным голосованием была принята Конституция, которая закрепила основные права и свободы человека и гражданина. Часть 2 статьи 38 Конституции РФ наделяет родителей правом и обязанностью воспитывать своих детей, при этом Семейный Кодекс РФ 1995г., раскрывая данное право, обязывает родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В тоже время не раскрывает конкретных способов и методов воспитания, но исключает жесткое, грубое, пренебрежительное воспитание, оставляя за родителями право выбора.
Помимо заботы о развитии, родители должны обеспечить получение детьми образования. Часть 4 статьи 43 Конституции РФ устанавливает, что обязательным является получение основного общего образования. Вместе с тем Семейный Кодекс РФ даёт родителям право выбора образовательной организации и формы их обучения.
Воспитательный процесс подразумевает осуществление определенных действий. Такие действия не должны быть осуществлены в противоречии с интересами ребенка и не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей. В статье 18 Конвенции о правах ребенка 1989г. закреплено: «наилучшие интересы ребенка, являются предметом основной заботы родителей».
Актуальность темы исследования определяется ее значимостью в системе социальных, общественных, экономических отношений современности, инновационного развития, формирования человеческого капитала, как основой движущей силы развития и прогресса. В условиях изменения нравственных ценностей, социальных и материальных благ, увеличением уровня преступности, духовной деградации и увеличивающегося расслоения социума происшедшими в РФ на рубеже XX-XXI веков. В рамках таких трансформаций воспитание и образование детей становится всё более сложным. Родители, реализуя свои права по воспитанию и образованию детей, зачастую сталкиваются с множеством проблем и особенностей. Это и послужило причиной выбора данной темы и ее исследования.
Целью дипломной работы является комплексное исследование прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, поиск путей разрешения проблем, возникающих при реализации родительских прав и обязанностей.
Для осуществления поставленных целей необходимо разрешить следующие задачи:
- теоретическое исследование понятий «воспитание» и «образование», их соотношение и разграничение;
- раскрыть права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, провести их анализ;
- выявить проблемы, возникающие при реализации прав и обязанностей родителей в вопросах воспитания и образования;
- провести анализ судебной практики по вопросам воспитания и образования детей.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в сфере реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, проблемы их реализации.
Предметом работы является анализ правовых норм, регулирующих сферу прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, устанавливающих порядок и объем их реализации.
Методологической базой исследования стали общенаучные методы исторический, статистический, а так же частно-научные методы формально-юридического, теоретического и сравнительного анализа.
Дипломная работа имеет следующий состав: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Законодательной базой для нашего исследования являются: Всеобщая Декларация прав человека принята резолюцией 217А(111) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948г.; Декларация прав ребенка принята резолюцией 1386(XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959г.; Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.; Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) с учетом поправок от 21.07.2014г. №11 ФКЗ; Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995г. №438-ФЗ; «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ; ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. 3273-ФЗ; ФЗ № 184- ФЗ от 06. 09.1999г. (с изменениями и дополнениями вступившими в силу на 05.02.2018г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ»; ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1); ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ Постановление Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» от 13.12.2015г. №1493; Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2008г. №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Теоретической базой дипломной работы стали: учебная литература, труды учёных Лихачева Б.Т., Стариковой Л.Д., Гонало Б.М., Крашенниникова П.В., Даниленко Ю.В., Наконечной Т.В., Коршунова Н.М., Кузьминкина Г.С., Кирсанова Н.Б. научные статьи и обзоры в периодических изданиях, справочная и энциклопедическая литература, посвящённые проблемам реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей.
На протяжении веков менялось представление о воспитании и образовании детей, начиная с процесса «вскармливания» и к концу XX века процесса «формирования личности». Именно XX столетие стало веком развития современных представлений о правах и обязанностях родителей о воспитании и образовании детей. В 1948г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в 1959г. - Декларацию прав ребенка, в 1989г.- Конвенцию о правах ребенка. Эти документы стали основополагающими и закрепляющими права детей их соблюдение, защиту и уважение. В 1993 году в Российской Федерации всенародным голосованием была принята Конституция, которая закрепила основные права и свободы человека и гражданина. Часть 2 статьи 38 Конституции РФ наделяет родителей правом и обязанностью воспитывать своих детей, при этом Семейный Кодекс РФ 1995г., раскрывая данное право, обязывает родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В тоже время не раскрывает конкретных способов и методов воспитания, но исключает жесткое, грубое, пренебрежительное воспитание, оставляя за родителями право выбора.
Помимо заботы о развитии, родители должны обеспечить получение детьми образования. Часть 4 статьи 43 Конституции РФ устанавливает, что обязательным является получение основного общего образования. Вместе с тем Семейный Кодекс РФ даёт родителям право выбора образовательной организации и формы их обучения.
Воспитательный процесс подразумевает осуществление определенных действий. Такие действия не должны быть осуществлены в противоречии с интересами ребенка и не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей. В статье 18 Конвенции о правах ребенка 1989г. закреплено: «наилучшие интересы ребенка, являются предметом основной заботы родителей».
Актуальность темы исследования определяется ее значимостью в системе социальных, общественных, экономических отношений современности, инновационного развития, формирования человеческого капитала, как основой движущей силы развития и прогресса. В условиях изменения нравственных ценностей, социальных и материальных благ, увеличением уровня преступности, духовной деградации и увеличивающегося расслоения социума происшедшими в РФ на рубеже XX-XXI веков. В рамках таких трансформаций воспитание и образование детей становится всё более сложным. Родители, реализуя свои права по воспитанию и образованию детей, зачастую сталкиваются с множеством проблем и особенностей. Это и послужило причиной выбора данной темы и ее исследования.
Целью дипломной работы является комплексное исследование прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, поиск путей разрешения проблем, возникающих при реализации родительских прав и обязанностей.
Для осуществления поставленных целей необходимо разрешить следующие задачи:
- теоретическое исследование понятий «воспитание» и «образование», их соотношение и разграничение;
- раскрыть права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, провести их анализ;
- выявить проблемы, возникающие при реализации прав и обязанностей родителей в вопросах воспитания и образования;
- провести анализ судебной практики по вопросам воспитания и образования детей.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в сфере реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, проблемы их реализации.
Предметом работы является анализ правовых норм, регулирующих сферу прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, устанавливающих порядок и объем их реализации.
Методологической базой исследования стали общенаучные методы исторический, статистический, а так же частно-научные методы формально-юридического, теоретического и сравнительного анализа.
Дипломная работа имеет следующий состав: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Законодательной базой для нашего исследования являются: Всеобщая Декларация прав человека принята резолюцией 217А(111) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948г.; Декларация прав ребенка принята резолюцией 1386(XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959г.; Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.; Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) с учетом поправок от 21.07.2014г. №11 ФКЗ; Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995г. №438-ФЗ; «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ; ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. 3273-ФЗ; ФЗ № 184- ФЗ от 06. 09.1999г. (с изменениями и дополнениями вступившими в силу на 05.02.2018г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ»; ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1); ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ Постановление Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» от 13.12.2015г. №1493; Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2008г. №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Теоретической базой дипломной работы стали: учебная литература, труды учёных Лихачева Б.Т., Стариковой Л.Д., Гонало Б.М., Крашенниникова П.В., Даниленко Ю.В., Наконечной Т.В., Коршунова Н.М., Кузьминкина Г.С., Кирсанова Н.Б. научные статьи и обзоры в периодических изданиях, справочная и энциклопедическая литература, посвящённые проблемам реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей.
Закончив исследование по теме «Проблемы реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей» мы выполнили намеченные задачи, используя большое количество нормативно-правовых актов. Международно-правовое регулирование данного вопроса осуществляется посредством Декларации прав ребенка 1959г., Конвенции о правах детей 1989г., а так же иных актов. В России основным законом регулирующим процессы воспитания и образования является Конституция РФ. Семейный Кодекс РФ дает расширительное понятие правам и обязанностям родителей.
Выяснили, что понятие «воспитание» менялось и трансформировалось несколько столетий и от «вскармливания» преобразовалось в «деятельность, направленную на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающегося, на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи общества и государства». Как и понятие «воспитание» понятие образование так же изменялось и в XXI веке приобрело новые формы, включив в себя «воспитание». Образованием считается - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а так же совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и /или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Раскрыли объем прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, о воспитании и образовании детей, при этом родители должны защищать права и законные интересы ребенка, обеспечение которых должно быть предметом основной заботы родителей. При осуществлении родительских прав должны быть исключены пренебрежительное, жестокое, унижающее достоинство обращение, оскорбление либо эксплуатацию, причинение вреда физическому и психическому здоровью своих детей. Право родителей и обязанность соотносятся воедино и употребляются всегда вместе, при этом одно подразумевает другое.
Выявили особенности и основные проблемы реализации родительских прав и обязанностей по воспитанию детей, а именно неумение воспитывать своих детей, злоупотребление родительскими правами, раздельное проживание родителей. Указанные проблемы сопровождаются рядом сопутствующих проблем: невозможность полноценного воспитания ребенка раздельно
проживающим родителем, общение ребенка с близкими родственниками, выезд ребенка за границу.
Особенности и проблемы реализации прав и обязанностей родителей по образованию ребенка обусловлена наличием в этом правоотношении третьей стороны-образовательной организации, с которой связаны возникающие проблемы. Законодательство в сфере образования не всегда успевает за быстротекущим и изменяющимся временем, обществом, реалиями жизни.
Провели анализ судебной практики по спорам о воспитании детей и выяснили, что в судах обязательно присутствие органа опеки и попечительства, обследование жилищных условий и характеристики лиц, претендующих на воспитание, исследование личностей ребенка и родителей. По некоторым категориям дел: лишение, ограничение, восстановление родительских прав обязательно присутствие прокурора. Споры об образовании детей осложнены образовательной организацией или должностным лицом. Рассмотрение споров в суде способствует укреплению законности в сфере реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, защите прав и законных интересов родителей и детей.
Выяснили, что понятие «воспитание» менялось и трансформировалось несколько столетий и от «вскармливания» преобразовалось в «деятельность, направленную на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающегося, на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи общества и государства». Как и понятие «воспитание» понятие образование так же изменялось и в XXI веке приобрело новые формы, включив в себя «воспитание». Образованием считается - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а так же совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и /или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Раскрыли объем прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, о воспитании и образовании детей, при этом родители должны защищать права и законные интересы ребенка, обеспечение которых должно быть предметом основной заботы родителей. При осуществлении родительских прав должны быть исключены пренебрежительное, жестокое, унижающее достоинство обращение, оскорбление либо эксплуатацию, причинение вреда физическому и психическому здоровью своих детей. Право родителей и обязанность соотносятся воедино и употребляются всегда вместе, при этом одно подразумевает другое.
Выявили особенности и основные проблемы реализации родительских прав и обязанностей по воспитанию детей, а именно неумение воспитывать своих детей, злоупотребление родительскими правами, раздельное проживание родителей. Указанные проблемы сопровождаются рядом сопутствующих проблем: невозможность полноценного воспитания ребенка раздельно
проживающим родителем, общение ребенка с близкими родственниками, выезд ребенка за границу.
Особенности и проблемы реализации прав и обязанностей родителей по образованию ребенка обусловлена наличием в этом правоотношении третьей стороны-образовательной организации, с которой связаны возникающие проблемы. Законодательство в сфере образования не всегда успевает за быстротекущим и изменяющимся временем, обществом, реалиями жизни.
Провели анализ судебной практики по спорам о воспитании детей и выяснили, что в судах обязательно присутствие органа опеки и попечительства, обследование жилищных условий и характеристики лиц, претендующих на воспитание, исследование личностей ребенка и родителей. По некоторым категориям дел: лишение, ограничение, восстановление родительских прав обязательно присутствие прокурора. Споры об образовании детей осложнены образовательной организацией или должностным лицом. Рассмотрение споров в суде способствует укреплению законности в сфере реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, защите прав и законных интересов родителей и детей.
Подобные работы
- ПРАВООТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование прав и обязанностей родителей (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Правоотношения родителей и детей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Проблема реализации принципа равенства прав родителей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Личные неимущественные правоотношения родителей и детей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование алиментных обязательств членов семьи
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Родительские права и обязанности
Курсовые работы, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023



