Восприятие родителями стиля воспитания подростков в полных и не полных семьях (Московский Институт Психоанализа)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: подростки, учащиеся средней общеобразовательной школы № 171 г. Кызылорда.
Выборка: учащиеся 7 классов, в количестве 70 подростков, 35 подростков из полных семей, среди них 18 мальчиков и 17 девочек (в возрасте 12-13 лет) и 35 подростков из неполных семей, в которых отсутствовал отец, среди них 18 мальчиков и 17 девочек (в возрасте 13-14 лет), мамы подростков, в количестве 70 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ НАРУШЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие и содержание проблемы детско-родительских 8
1.2. Причины и признаки возникновения нарушений в детско-родительских отношениях подростков в полных и неполных семьях 20
1.3. Методы профилактики нарушений детско-родительских отношений с подростками 31
1.4. Способы организации и проведения консультативной работы при нарушении детско-родительских отношений 35
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 48
2.3. Рекомендации для психологов по стабилизации детско-родительских отношений 65
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
База исследования: подростки, учащиеся средней общеобразовательной школы № 171 г. Кызылорда.
Выборка: учащиеся 7 классов, в количестве 70 подростков, 35 подростков из полных семей, среди них 18 мальчиков и 17 девочек (в возрасте 12-13 лет) и 35 подростков из неполных семей, в которых отсутствовал отец, среди них 18 мальчиков и 17 девочек (в возрасте 13-14 лет), мамы подростков, в количестве 70 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ НАРУШЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие и содержание проблемы детско-родительских 8
1.2. Причины и признаки возникновения нарушений в детско-родительских отношениях подростков в полных и неполных семьях 20
1.3. Методы профилактики нарушений детско-родительских отношений с подростками 31
1.4. Способы организации и проведения консультативной работы при нарушении детско-родительских отношений 35
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 48
2.3. Рекомендации для психологов по стабилизации детско-родительских отношений 65
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для подростка самооценка является очень значимой личностной характеристикой, происходит оценивание себя исходя из новой социальной ситуации: на самооценку оказывает влияние удовлетворение потребности в самоутверждении среди сверстников, а также том числе взаимоотношений с родителями, которые могут быть подвержены изменениям в связи с кризисом подросткового возраста.
Ошибка многих родителей в этот период пытаться «осадить» чадо, ругать, пытаться воспитывать. 90% подростков на это выдают довольно предсказуемую реакцию, они пытаются сделать назло и совершенно обратное тому, о чем просят и говорят родители. В случае, если в семье реализуются отношения, деструктивным образом влияющие на формирование психологического климата, развиваются отрицательные личностные том числе, среди которых важное место занимает заниженная, завышенная, неадекватная и неустойчивая самооценка.
Неосознание перехода от детства и зависимости от взрослых к самостоятельности и ответственности не всегда положительно сказывается на психике подростка. Это период подвешенного состояния между детством и взрослой жизнью. Единственные, кто может понять подростка в тот момент, это его сверстники. Подростку в переходном возрасте жизненно необходимо общение с тем, кто сможет его выслушать и понять. Даже если ранее отношения с родителями были идеальные, то с приходом переходного возраста все может кардинально поменяться. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
Причинами нарушений поведения подростка могут служить его внутренние и внешние конфликты со сверстниками и даже с самим собой, какие-то личные причины. Первопричиной данных конфликтов и проблем обычно кроются в семейно-бытовом укладе и степенью взаимоотношений с семьей.
Проблемой детско-родительских отношений занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые - Н.Н. Авдеева [1], А.Л. Базалева [6], Бурменская Г.В. [11], Варга А.Я. [13], Кузьмина К.Е. [32], Овчарова Р.В. [34], Прохорова О.Г.[39], Рыбакова А.И. [41], Сизикова В.В.[45], Смирнова, Е.О. [49], Спиваковская А.С. [52], Столин В.В.[55], Харламова Т.М.[62], Abraham М., Kerns К. [68], Easterbrooks, М. А, Chaudhuri J.H., Gestdottir S. [70], Grusec I E., Davidov M. [72], Laible D., Carlo G., Torquati J., Ontai L. [73] и др.
Цель исследования – изучить особенности восприятия стиля воспитания подростков в полных и неполных семьях.
Объект исследования: стили воспитания подростков родителями в семье.
Предмет исследования: особенности восприятия родителями стиля воспитания подростков в полных и неполных семьях
Гипотезы исследования:
1. Тип детско-родительских отношений семьи влияет на воспитание подростка родителями.
2. Сформированность сознательного родительства, является условием в определении полноценных детско-родительских отношений.
3. Уменьшение признаком неуважения, конфликтов и оценки неудовлетворенности в неполной семье.
Задачи исследования
Провести сравнительный анализ психологической литературы по особенностям восприятия родителями стиля семейных отношений.
1. Рассмотреть и описать причины и признаки возникновения нарушений в детско-родительских отношениях родителей и подростков в семье.
2. Охарактеризовать методы профилактики нарушений детско-родительских отношений родителей с подростками.
3. Показать специфику организации и проведения консультативной работы с родителями, подростками и педагогами при нарушении детско-родительских отношений.
4. Подобрать методы и методики для эмпирического исследования проблем детско-родительских отношений.
5. Провести эмпирическое исследование проблемы детско-родительских отношений.
6. Провести количественно-качественный и статистический анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Составить рекомендации для работы с подростками, родителями и педагогами с целью стабилизации и решения вопросов детско-родительских отношений в семье.
База исследования: подростки, учащиеся средней общеобразовательной школы № 171 г. Кызылорда.
Характеристика выборки. В исследовании принимали участие учащиеся 7 классов, в количестве 70 подростков, 35 подростков из полных семей, среди них 18 мальчиков и 17 девочек (в возрасте 12-13 лет) и 35 подростков из неполных семей, в которых отсутствовал отец, среди них 18 мальчиков и 17 девочек (в возрасте 13-14 лет).
Также участвовали мамы подростков, в количестве 70 человек, среди них 35 мам из полных семей и 35 мам из неполных семей. Всего в исследовании участвовало 140 человек.
Исследование проводилось в 2021 году.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Тестирование.
Методики исследования:
- методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)» П.В. Трояновской, О.А. Карабановой;
- методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви;
- опросник «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной;
- методика «Измерение родительских установок и реакций» PARI (Parental Attitude Research Instrument) Е.С. Шефера, P.K. Белла; адаптация Т.В. Нещерет.
3. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), U-критерий Манна – Уитни корреляционный анализ по Спирмену.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности психологов-консультантов при работе с подростками. Также практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования полученных теоретических и экспериментальных результатов при разработке рекомендаций и курсов, занятий, консультативных сессий для подростков и их родителей в ситуации возникновения, профилактики или коррекции нарушений детско-родительских отношений в разных типах семей.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы - всего 89 источников, выводов по главам, заключения и 3 приложений. Полный объем составляет 84 страницы.
Ошибка многих родителей в этот период пытаться «осадить» чадо, ругать, пытаться воспитывать. 90% подростков на это выдают довольно предсказуемую реакцию, они пытаются сделать назло и совершенно обратное тому, о чем просят и говорят родители. В случае, если в семье реализуются отношения, деструктивным образом влияющие на формирование психологического климата, развиваются отрицательные личностные том числе, среди которых важное место занимает заниженная, завышенная, неадекватная и неустойчивая самооценка.
Неосознание перехода от детства и зависимости от взрослых к самостоятельности и ответственности не всегда положительно сказывается на психике подростка. Это период подвешенного состояния между детством и взрослой жизнью. Единственные, кто может понять подростка в тот момент, это его сверстники. Подростку в переходном возрасте жизненно необходимо общение с тем, кто сможет его выслушать и понять. Даже если ранее отношения с родителями были идеальные, то с приходом переходного возраста все может кардинально поменяться. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
Причинами нарушений поведения подростка могут служить его внутренние и внешние конфликты со сверстниками и даже с самим собой, какие-то личные причины. Первопричиной данных конфликтов и проблем обычно кроются в семейно-бытовом укладе и степенью взаимоотношений с семьей.
Проблемой детско-родительских отношений занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые - Н.Н. Авдеева [1], А.Л. Базалева [6], Бурменская Г.В. [11], Варга А.Я. [13], Кузьмина К.Е. [32], Овчарова Р.В. [34], Прохорова О.Г.[39], Рыбакова А.И. [41], Сизикова В.В.[45], Смирнова, Е.О. [49], Спиваковская А.С. [52], Столин В.В.[55], Харламова Т.М.[62], Abraham М., Kerns К. [68], Easterbrooks, М. А, Chaudhuri J.H., Gestdottir S. [70], Grusec I E., Davidov M. [72], Laible D., Carlo G., Torquati J., Ontai L. [73] и др.
Цель исследования – изучить особенности восприятия стиля воспитания подростков в полных и неполных семьях.
Объект исследования: стили воспитания подростков родителями в семье.
Предмет исследования: особенности восприятия родителями стиля воспитания подростков в полных и неполных семьях
Гипотезы исследования:
1. Тип детско-родительских отношений семьи влияет на воспитание подростка родителями.
2. Сформированность сознательного родительства, является условием в определении полноценных детско-родительских отношений.
3. Уменьшение признаком неуважения, конфликтов и оценки неудовлетворенности в неполной семье.
Задачи исследования
Провести сравнительный анализ психологической литературы по особенностям восприятия родителями стиля семейных отношений.
1. Рассмотреть и описать причины и признаки возникновения нарушений в детско-родительских отношениях родителей и подростков в семье.
2. Охарактеризовать методы профилактики нарушений детско-родительских отношений родителей с подростками.
3. Показать специфику организации и проведения консультативной работы с родителями, подростками и педагогами при нарушении детско-родительских отношений.
4. Подобрать методы и методики для эмпирического исследования проблем детско-родительских отношений.
5. Провести эмпирическое исследование проблемы детско-родительских отношений.
6. Провести количественно-качественный и статистический анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Составить рекомендации для работы с подростками, родителями и педагогами с целью стабилизации и решения вопросов детско-родительских отношений в семье.
База исследования: подростки, учащиеся средней общеобразовательной школы № 171 г. Кызылорда.
Характеристика выборки. В исследовании принимали участие учащиеся 7 классов, в количестве 70 подростков, 35 подростков из полных семей, среди них 18 мальчиков и 17 девочек (в возрасте 12-13 лет) и 35 подростков из неполных семей, в которых отсутствовал отец, среди них 18 мальчиков и 17 девочек (в возрасте 13-14 лет).
Также участвовали мамы подростков, в количестве 70 человек, среди них 35 мам из полных семей и 35 мам из неполных семей. Всего в исследовании участвовало 140 человек.
Исследование проводилось в 2021 году.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Тестирование.
Методики исследования:
- методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)» П.В. Трояновской, О.А. Карабановой;
- методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви;
- опросник «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной;
- методика «Измерение родительских установок и реакций» PARI (Parental Attitude Research Instrument) Е.С. Шефера, P.K. Белла; адаптация Т.В. Нещерет.
3. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), U-критерий Манна – Уитни корреляционный анализ по Спирмену.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности психологов-консультантов при работе с подростками. Также практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования полученных теоретических и экспериментальных результатов при разработке рекомендаций и курсов, занятий, консультативных сессий для подростков и их родителей в ситуации возникновения, профилактики или коррекции нарушений детско-родительских отношений в разных типах семей.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы - всего 89 источников, выводов по главам, заключения и 3 приложений. Полный объем составляет 84 страницы.
Одной из наиболее специфических характеристик личности человека является его система отношений к окружающему миру и непосредственно к себе. Указанные отношения, по своему смыслу, являются формой отражения человеком окружающей его действительности. Родительское отношение связывает личность человека с миром, выступает основой для выполнения им роли родителя и реализует его деятельность по воспитанию ребенка. Полноценное развитие ребенка зависит от благоприятных условий в семье, которые напрямую зависят от сформировавшихся детско-родительских отношений.
В воспитании и развитии детей мы все чаще сталкиваемся с понятием «неполная семья». Привычное, стереотипное отношение к неполной семье, как к недостаточной, неполноценной, брошенной является большой проблемой взаимодействия с ней. О недостаточности изучения этой проблемы также свидетельствуют трудности выявления особенностей развития детей в таких семьях.
Анализ литературы по проблеме неполных семей выявил ряд особенностей воспитания детей в данной категории семей, обуславливающих необходимости социально-педагогической помощи:
- недостаточное влияние на ребенка внутри семьи;
- односторонность воспитательного воздействия;
- проявление неуравновешенности родительских чувств;
- возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.
На фоне увеличение уровня социальных рисков возрастает роль социальных организаций, в которых существующая система мер социальной поддержки способна уравновесить шаткое положение неполных семей в современном российском обществе. Семья сама по себе, как таковая не может справиться с решением проблем. В своей деятельности в неполной семье социальный работник должен, прежде всего, создать такие условия, при которых бы наилучшим образом создался благоприятный психологический климат в семье, естественным образом поддерживался, продолжал бы развиваться в положительном направлении. Основным механизмом этого решения является социальная работа, реализуемая учреждениям и социальной защиты населения.
Социально-педагогическая деятельность определяется как разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Формы такой деятельности в образовательных учреждениях выделяются по объектам воздействия: с педагогами, родителями, детьми.
Социально-педагогическая деятельность в неполных семьях заключается во взаимодействии с ними, цель которых – оптимизировать семейные отношения между одинокими родителями и их детьми, разработать рекомендации для родителей.
В структуру социально-педагогической деятельности также входит: диагностирование проблем, социально-педагогическая защита семьи и личности ребенка, психолого-педагогическое просвещение родителей, распространение опыта семейного воспитания; проведение индивидуальных консультаций для родителей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; специализированная помощь одиноким родителям.
Проблема семьи, а особенно неполной, во все времена волновала общество и, в частности, образовательные институты. Чрезвычайно актуализировалась эта проблема сегодня, в период социально-экономических и политических изменений в государстве, негативно влияющих как на материальное положение, так и на психологический и духовный климат в семье. Растет и количество разводов в молодых семьях. Все эти негативные факторы влияют на становление семьи, развитие и воспитание детей, психологический климат, взаимопонимание и уважение членов семьи.
Характер взаимоотношений с семьей у подростков с неполной и полной семьи отличается за счет проявления тревожности в типичных жизненных ситуациях. Это указывает на проявления высокого уровня тревожности в детей из неполных семей, что подтверждено статистическими расчетами. Среди родителей из неполных семей преобладающим типом взаимоотношений выступает авторитарная гиперсоциализация, что проявляется в родительском отношении в виде требований безоговорочного послушания и дисциплины, навязывании ребенку своей воли, кроме того, за проявления произвола ребенок может быть строго наказан. В неполных семьях также существует пренебрежение к ребенку, что проявляется в восприятии своего ребенка как плохого, неприспособленного, неуспешного, у родителей проявляется негативное отношение к ребенку, чувство злости, досады, раздражение, обиды. Родительское отношение к ребенку отличается в неполных и полных семьях за счет поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние в неполной семье на детско- родительские отношения и воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цели и задачи данной работы выполнены.
В воспитании и развитии детей мы все чаще сталкиваемся с понятием «неполная семья». Привычное, стереотипное отношение к неполной семье, как к недостаточной, неполноценной, брошенной является большой проблемой взаимодействия с ней. О недостаточности изучения этой проблемы также свидетельствуют трудности выявления особенностей развития детей в таких семьях.
Анализ литературы по проблеме неполных семей выявил ряд особенностей воспитания детей в данной категории семей, обуславливающих необходимости социально-педагогической помощи:
- недостаточное влияние на ребенка внутри семьи;
- односторонность воспитательного воздействия;
- проявление неуравновешенности родительских чувств;
- возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.
На фоне увеличение уровня социальных рисков возрастает роль социальных организаций, в которых существующая система мер социальной поддержки способна уравновесить шаткое положение неполных семей в современном российском обществе. Семья сама по себе, как таковая не может справиться с решением проблем. В своей деятельности в неполной семье социальный работник должен, прежде всего, создать такие условия, при которых бы наилучшим образом создался благоприятный психологический климат в семье, естественным образом поддерживался, продолжал бы развиваться в положительном направлении. Основным механизмом этого решения является социальная работа, реализуемая учреждениям и социальной защиты населения.
Социально-педагогическая деятельность определяется как разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Формы такой деятельности в образовательных учреждениях выделяются по объектам воздействия: с педагогами, родителями, детьми.
Социально-педагогическая деятельность в неполных семьях заключается во взаимодействии с ними, цель которых – оптимизировать семейные отношения между одинокими родителями и их детьми, разработать рекомендации для родителей.
В структуру социально-педагогической деятельности также входит: диагностирование проблем, социально-педагогическая защита семьи и личности ребенка, психолого-педагогическое просвещение родителей, распространение опыта семейного воспитания; проведение индивидуальных консультаций для родителей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; специализированная помощь одиноким родителям.
Проблема семьи, а особенно неполной, во все времена волновала общество и, в частности, образовательные институты. Чрезвычайно актуализировалась эта проблема сегодня, в период социально-экономических и политических изменений в государстве, негативно влияющих как на материальное положение, так и на психологический и духовный климат в семье. Растет и количество разводов в молодых семьях. Все эти негативные факторы влияют на становление семьи, развитие и воспитание детей, психологический климат, взаимопонимание и уважение членов семьи.
Характер взаимоотношений с семьей у подростков с неполной и полной семьи отличается за счет проявления тревожности в типичных жизненных ситуациях. Это указывает на проявления высокого уровня тревожности в детей из неполных семей, что подтверждено статистическими расчетами. Среди родителей из неполных семей преобладающим типом взаимоотношений выступает авторитарная гиперсоциализация, что проявляется в родительском отношении в виде требований безоговорочного послушания и дисциплины, навязывании ребенку своей воли, кроме того, за проявления произвола ребенок может быть строго наказан. В неполных семьях также существует пренебрежение к ребенку, что проявляется в восприятии своего ребенка как плохого, неприспособленного, неуспешного, у родителей проявляется негативное отношение к ребенку, чувство злости, досады, раздражение, обиды. Родительское отношение к ребенку отличается в неполных и полных семьях за счет поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние в неполной семье на детско- родительские отношения и воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цели и задачи данной работы выполнены.
Подобные работы
- САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Психоэмоциональное благополучие в связи с особенностями психологической сепарации от родителей в ранней взрослости
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое консультирование в диаде «подросток - родитель» как средство оптимизации отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь отношений с отцом и собственного родительского опыта у мужчин
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа социализации лиц зрелого возраста средствами арт-терапии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019



