Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных силах (Воронежский Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 22 девушки: 11 девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе, и 11 девушек, обучающихся в военном ВУЗе (возраст от 18 до 32 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СТРЕМЛЕНИЯ ДЕВУШЕК К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ 6
1.1. Специфика службы в вооруженных силах 6
1.2. Психологические особенности готовности к службе в вооруженных силах 11
1.3. Психологические факторы стремления девушек в службе в вооруженных силах 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ ДЕВУШЕК К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 23
2.1. Характеристика этапов, методов, методик и выборки исследования 23
2.2. Результаты проведения исследования 27
РЕКОМЕНДАЦИИ 32
ВЫВОДЫ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Выборка: 22 девушки: 11 девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе, и 11 девушек, обучающихся в военном ВУЗе (возраст от 18 до 32 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СТРЕМЛЕНИЯ ДЕВУШЕК К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ 6
1.1. Специфика службы в вооруженных силах 6
1.2. Психологические особенности готовности к службе в вооруженных силах 11
1.3. Психологические факторы стремления девушек в службе в вооруженных силах 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ ДЕВУШЕК К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 23
2.1. Характеристика этапов, методов, методик и выборки исследования 23
2.2. Результаты проведения исследования 27
РЕКОМЕНДАЦИИ 32
ВЫВОДЫ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
На рубеже второго и третьего тысячелетий произошли серьезные изменения в профессиональной самореализации женщин. Профессии, ранее считающиеся традиционными мужскими (юриспруденция, менеджмент, политическая и издательская деятельность, маркетинг, организация психологического консультированияи др.) стали активно насыщаться «женским ферментом». К профессиям, бастионы которых были успешно взяты женщинами, относится и военная служба. Как показывает анализ динамики комплектования вооруженных сил ведущих стран мира, женское представительство в них усиливается, армии феминизируются.
Численность военнослужащих-женщин в вооруженных силах Израиля на начало 2001 года составляет 20% от общего состава, в США - 14%, во Франции - 9,1%, в Великобритании - 5,6% в вооруженных силах и 15% в английской полиции.
Продолжают феминизироваться и вооруженные силы России. Если до 1985 года численность военнослужащих-женщин в нашей стране не превышала 5%, то за последующие 10 лет она увеличилась в 10 раз и составила в 1996 году 350 тыс. человек. С учетом проведенного сокращения на начало 2001 года во всех российских силовых ведомствах сегодня - более 500 тыс. женщин в погонах, что равно населению таких российских городов как Мурманск, Иванове или Курск. Тенденция выраженного представительства женщин усиливается и в других силовых ведомствах России.
В сложившейся военно-политической обстановке значение психологической службы в Вооруженных Силах Российской Федерации значительно возрастает. За время своего существования психологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации сложилась не только в отдельные структурные элементы, единство, но и в целостную «вертикаль», восстановленную профессиональными психологами, обогащенную в методическом и материально-техническом отношении. В то же время нехватка квалифицированных профессиональных военных кадров с психологическим образованием (выпускников военных вузов) привела к восполнению кадрового дефицита, в первую очередь, военнослужащими командно-технического состава без соответствующей подготовки, после проходящих курсы повышения квалификации и, во-вторых, женщинами с психологическим образованием, призванными на военную службу. Последний способ закрепления кадров психологической службы за специалистами становится все более доминирующей тенденцией. Сегодня в некоторых военных округах женщины-военнослужащие составляют каждую третью психолога.
Объект исследования – стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Предмет исследования – социально-психологические факторы стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Гипотеза исследования – существуют различия в психологических особенностях у девушек, обучающихся в военном ВУЗе и у девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе, а именно: у девушек, обучающихся в военном ВУЗе, чаще выражен высокий уровень самооценки и волевой самообладания, чем у девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе.
Цель: исследование социально-психологических факторов стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Задачи исследования:
1) Исследовать теоретические подходы к проблеме психологических особенностей стремления девушек к службе в вооруженных силах.
2) Охарактеризовать выборку и этапы исследования, методы и методики исследования.
3) Провести психодиагностику самооценки у девушек, обучающихся в ВУЗе военном и гражданском.
4) Провести психодиагностику стремления к власти у девушек, обучающихся в ВУЗе военном и гражданском.
5) Выполнить сравнительный анализ между выраженностью самооценки и стремления к власти у девушек, обучающихся в ВУЗе военном и гражданском при помощи математически-статистического метода (t-критерий Стьюдента).
Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математически-статистический метод обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Методики исследования:
1. Вербальная диагностика самооценки личности Фетискина Н. П., Козлова В. В., Мануйлова Г. М.;
2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.
Теоретико-методологическая основа: в работе были использованы труды таких учёных как: В.А. Бодров, Дж. Гринберг, М. В. Ефимов, Д. Я. Райгородский, Г. В. Турецкая.
Методологические принципы: научности, объективности.
Выборка: 22 девушки: 11 девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе, и 11 девушек, обучающихся в военном ВУЗе, в возрасте от 18 до 32 лет.
Практическая значимость исследования заключается в: формировании представлений у девушек о службе в вооруженных силах, а так же в формировании рекомендаций для психологической подготовки к службе в вооруженных силах.
Численность военнослужащих-женщин в вооруженных силах Израиля на начало 2001 года составляет 20% от общего состава, в США - 14%, во Франции - 9,1%, в Великобритании - 5,6% в вооруженных силах и 15% в английской полиции.
Продолжают феминизироваться и вооруженные силы России. Если до 1985 года численность военнослужащих-женщин в нашей стране не превышала 5%, то за последующие 10 лет она увеличилась в 10 раз и составила в 1996 году 350 тыс. человек. С учетом проведенного сокращения на начало 2001 года во всех российских силовых ведомствах сегодня - более 500 тыс. женщин в погонах, что равно населению таких российских городов как Мурманск, Иванове или Курск. Тенденция выраженного представительства женщин усиливается и в других силовых ведомствах России.
В сложившейся военно-политической обстановке значение психологической службы в Вооруженных Силах Российской Федерации значительно возрастает. За время своего существования психологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации сложилась не только в отдельные структурные элементы, единство, но и в целостную «вертикаль», восстановленную профессиональными психологами, обогащенную в методическом и материально-техническом отношении. В то же время нехватка квалифицированных профессиональных военных кадров с психологическим образованием (выпускников военных вузов) привела к восполнению кадрового дефицита, в первую очередь, военнослужащими командно-технического состава без соответствующей подготовки, после проходящих курсы повышения квалификации и, во-вторых, женщинами с психологическим образованием, призванными на военную службу. Последний способ закрепления кадров психологической службы за специалистами становится все более доминирующей тенденцией. Сегодня в некоторых военных округах женщины-военнослужащие составляют каждую третью психолога.
Объект исследования – стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Предмет исследования – социально-психологические факторы стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Гипотеза исследования – существуют различия в психологических особенностях у девушек, обучающихся в военном ВУЗе и у девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе, а именно: у девушек, обучающихся в военном ВУЗе, чаще выражен высокий уровень самооценки и волевой самообладания, чем у девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе.
Цель: исследование социально-психологических факторов стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Задачи исследования:
1) Исследовать теоретические подходы к проблеме психологических особенностей стремления девушек к службе в вооруженных силах.
2) Охарактеризовать выборку и этапы исследования, методы и методики исследования.
3) Провести психодиагностику самооценки у девушек, обучающихся в ВУЗе военном и гражданском.
4) Провести психодиагностику стремления к власти у девушек, обучающихся в ВУЗе военном и гражданском.
5) Выполнить сравнительный анализ между выраженностью самооценки и стремления к власти у девушек, обучающихся в ВУЗе военном и гражданском при помощи математически-статистического метода (t-критерий Стьюдента).
Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математически-статистический метод обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Методики исследования:
1. Вербальная диагностика самооценки личности Фетискина Н. П., Козлова В. В., Мануйлова Г. М.;
2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.
Теоретико-методологическая основа: в работе были использованы труды таких учёных как: В.А. Бодров, Дж. Гринберг, М. В. Ефимов, Д. Я. Райгородский, Г. В. Турецкая.
Методологические принципы: научности, объективности.
Выборка: 22 девушки: 11 девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе, и 11 девушек, обучающихся в военном ВУЗе, в возрасте от 18 до 32 лет.
Практическая значимость исследования заключается в: формировании представлений у девушек о службе в вооруженных силах, а так же в формировании рекомендаций для психологической подготовки к службе в вооруженных силах.
Военная служба, по определению и по своей природе это вид государственной службы, включающая специфические признаки, с помощью которых она отличается от военизированной государственной и гражданской службы. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Важным моментом психологической готовности к военной службе является то, что она носит социально обусловленный характер и определяется степенью включенности самих призывников в деятельность, объективно приводящую к формированию необходимых воинских качеств.
Под психологической готовностью к прохождению военной службы понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития, достигаемый юношами к 18-летнему возрасту. Основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в процессе прохождения военной службы.
В основе эффективности профессиональной деятельности военного психолога женщины лежат ее личностные качества, связанные с высокими социально-перцептивными, эмпативными способностями, высокой коммуникативной притягательностью, составляющие иерархически взаимосвязанные факторы. Это позволяет ей более эффективно решать профессиональные задачи, связанные с оказанием психологической помощи военнослужащим и членам их семей. Вместе с тем имеет место дефицит качеств, позволяющих на должном уровне решать задачи психологического обеспечения различных видов воинской деятельности
Была сформирована и охарактеризована выборка, состоявшая из 22 человек.
Были подобраны и проведены 2 методики:
1. Вербальная диагностика самооценки личности Фетискина Н. П., Козлова В. В., Мануйлова Г. М.;
2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.
На основании результатов, полученных в ходе проведения подобранных методик, установили, что средний уровень саморегуляции у респондентов в большинстве случаев составляет 45%, уровень настойчивости в 54% случаев у респондентов на высоком уровне, уровень самообладания в 63% случаев у респондентов на высоком уровне; для 18% респондентов характерен высокий уровень самооценки, для 72% респондентов характерен средний уровень самооценки, для 9% характерен низкий уровень самооценки.
Был проведен эмпирический анализ самообладания и самооценки, было выявлено, что существуют различия в выраженности признака на уровне p<=0,01 при t – критическое (2,85) < t – эмпирическое (4,2) между уровнем самообладания у девушек, обучающихся в военном и гражданском ВУЗах; различия в выраженности признака p<=0,05 при t – критическое (2,09) < t – эмпирическое (2,1) между уровнем самооценки у девушек, обучающихся в военном и гражданском ВУЗах.
Под психологической готовностью к прохождению военной службы понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития, достигаемый юношами к 18-летнему возрасту. Основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в процессе прохождения военной службы.
В основе эффективности профессиональной деятельности военного психолога женщины лежат ее личностные качества, связанные с высокими социально-перцептивными, эмпативными способностями, высокой коммуникативной притягательностью, составляющие иерархически взаимосвязанные факторы. Это позволяет ей более эффективно решать профессиональные задачи, связанные с оказанием психологической помощи военнослужащим и членам их семей. Вместе с тем имеет место дефицит качеств, позволяющих на должном уровне решать задачи психологического обеспечения различных видов воинской деятельности
Была сформирована и охарактеризована выборка, состоявшая из 22 человек.
Были подобраны и проведены 2 методики:
1. Вербальная диагностика самооценки личности Фетискина Н. П., Козлова В. В., Мануйлова Г. М.;
2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.
На основании результатов, полученных в ходе проведения подобранных методик, установили, что средний уровень саморегуляции у респондентов в большинстве случаев составляет 45%, уровень настойчивости в 54% случаев у респондентов на высоком уровне, уровень самообладания в 63% случаев у респондентов на высоком уровне; для 18% респондентов характерен высокий уровень самооценки, для 72% респондентов характерен средний уровень самооценки, для 9% характерен низкий уровень самооценки.
Был проведен эмпирический анализ самообладания и самооценки, было выявлено, что существуют различия в выраженности признака на уровне p<=0,01 при t – критическое (2,85) < t – эмпирическое (4,2) между уровнем самообладания у девушек, обучающихся в военном и гражданском ВУЗах; различия в выраженности признака p<=0,05 при t – критическое (2,09) < t – эмпирическое (2,1) между уровнем самооценки у девушек, обучающихся в военном и гражданском ВУЗах.



