ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ 8
1.1 Методы и подходы к управлению деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании 8
1.2 Принципы построения и функциональность систем управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании 13
1.3 Обзор и анализ страховых CRM-систем 14
1.3.1 CRM-система «Siebel Insurance» 15
1.3.2 Программный продукт «Электронный полис: Портал для клиентов (Б2С)» 21
1.3.3 Microsoft Dymanics CRM 22
1.3.4 Программный продукт Битрикс CRM для страховой компании 23
Выводы к первой главе 25
Глава 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ 26
2.1 Модели стратегий управления взаимоотношениями с клиентами 27
2.1.1 Модель IDIC 28
2.1.2 Модель QCI 29
2.1.3 Модель пяти сил Пейна 31
2.1.4 Цепочка ценности CRM (CRM value chain) 32
2.2 Модель страховой CRM-системы 34
2.3 Модели систем управления эффективностью деятельности компании на
основе CRM-систем 37
Выводы ко второй главе 39
Глава 3 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ 41
3.1 Модели и алгоритмы системы управления деятельностью
информационно-аналитической службы страховой компании 41
3.2 Модель системы управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании 48
3.3 Реализация элементов системы управления деятельностью
информационно-аналитической службы страховой компании 54
3.3.1 Реализация CRM-системы 54
3.3.2 Реализация системы поддержки принятия решения 59
3.4 Оценка эффективности системы управления деятельностью
информационно-аналитической службы страховой компании 61
3.4.1 Методы оценки эффективности систем управления деятельностью на
основе CRM-систем 61
3.4.2 Расчет показателя эффективности системы управления деятельностью
информационно-аналитической службы страховой компании 62
3.5 Тестирование системы управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании 64
Выводы к третьей главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Основной задачей информационно-аналитической службы страховой компании является сбор и накопление собственных информационных ресурсов, обеспечение возможности быстрого получения и обработки необходимых данных с целью своевременного предоставления менеджменту страховой компании требуемой информации и результатов аналитических, прогнозных и иных исследований, в том числе для принятия управленческих решений по противодействию страховому мошенничеству [3].
Наличие в структуре страховой компании такого подразделения является одним из условий обеспечения эффективной работы и финансовой безопасности последней.
Вместе с тем, в условиях глубокого экономического кризиса информационно-аналитическая служба страховой компании должна также работать эффективно и качественно.
Для решения данной задачи необходимо разработать и внедрить систему управления, в основу которой должна быть положена модель, реализующая принятую в страховой компании концепцию управления деятельностью ее информационно-аналитической службы.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки модели системы управления, обеспечивающей практическую реализацию современной концепции управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании.
Объектом настоящего исследования является система управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании.
Предметом исследования является моделирование системы управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании.
Целью работы является разработка модели системы управления, обеспечивающей высокую эффективность деятельности информационно-аналитической службы страховой компании.
Для достижения цели и проверки сформулированной гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Произвести обзор и анализ существующих моделей систем управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании.
2. Проанализировать методологические подходы к моделированию систем управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании.
3. Разработать модель системы управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании.
4. Оценить эффективность системы управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании, реализованной на основе предлагаемой модели.
Гипотеза исследования: применение разработанной в рамках диссертационного исследования модели системы управления страховой компании обеспечит повышение эффективности деятельности информационно-аналитической службы (ИАС) последней.
Методы исследования. В процессе исследования использованы следующие подходы и методы: концепция управления деятельностью ИАС страховой компании, объектно-ориентированный подход к моделированию информационных систем, методы моделирования CRM-систем.
Новизна исследования заключается в новой модели системы управления деятельностью ИАС страховой компании.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения предлагаемой модели для построения системы управления деятельностью ИАС страховой компании.
Теоретической основой диссертационного исследования являются научные труды российских и зарубежных ученых, занимающихся проблемами моделирования информационных систем управленческого учета.
Основные этапы исследования: исследование проводилось с 2017 по 2019 года в несколько этапов:
На первом этапе (констатирующем этапе) - формулировалась тема исследования, выполнялся сбор информации по теме исследования из различных источников, проводилась формулировка гипотезы, определялись постановка цели, задач, предмета исследования, объекта исследования и выполнялось определение проблематики данного исследования.
Второй этап (поисковый этап) - в ходе проведения данного этапа осуществлялся анализ методологий моделирования систем управления ИАС страховых компаний, была разработана модель системы управления ИАС страховой компании, проводилось написание и публикация научных статей по теме исследования в сборниках научных статей.
Третий этап (оценка эффективности) - на данном этапе осуществлялась оценка эффективности и проверка адекватности предлагаемой модели системы управления ИАС страховой компании, были сформулированы выводы о полученных результатах по проведенному исследованию.
На защиту выносятся:
1. Модель системы управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании.
2. Результаты оценки эффективности системы управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании.
По теме исследования опубликована 2 статьи [9, 10].
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается современное состояние проблемы управления ИАС страховой компании. Описаны методы и подходы к управлению ИАС. Рассмотрены модели систем управления ИАС на основе CRM-систем.
Во второй главе описаны методологические подходы к моделированию систем управления деятельностью ИАС страховой компании. Рассмотрены модели стратегий управления взаимоотношениями с клиентами, модели страховых CRM-систем и систем управления деятельностью ИАС.
Третья глава посвящена разработке модели системы управления деятельностью ИАС страховой компании и оценке ее эффективности.
В заключении приводятся результаты исследования.
Работа изложена на 72 страницах и включает 31 рисунок, 4 таблицы, 39 источников.
Целью работы является разработка модели системы управления, обеспечивающей высокую эффективность деятельности информационно-аналитической службы страховой компании.
Выполненные в работе научные исследования представлены следующими основными результатами:
1. Произведен анализ источников по предмету исследования, который подтвердил недостаточность работ, посвященных проблеме моделирования систем управления эффективностью деятельности ИАС, что подтвердило актуальность темы исследования.
2. Произведен анализ методологических подходов к моделированию систем управления деятельностью ИАС страховой компании, который подтвердил обоснованность выбора решения, основанного на применении страховой CRM-системы в качестве ядра системы управления ИАС.
3. Разработана и реализована модель системы управления ИАС страховой компании. В процессе разработки модели использован объектно-ориентированный подход и современная концепция управления взаимоотношениями с клиентами страховой компании. Для реализации системы управления ИАС рекомендовано использовать промышленное ИТ- решение страховой CRM-системы на платформе Битрикс24 и BI-систему АТК QlikView для страхования.
4. Для проверки адекватности разработанной модели выполнена оценка эффективности системы управления, построенной на ее основе. Предложена программа тестирования страховой CRM-системы, выполняющей функции ядра модели системы управления ИАС страховой компании.
Как показал расчет, функциональная эффективность системы управления ИАС превышает 0.5, что соответствует требованиям, предъявляемым к системам управления страховой деятельностью и подтверждает адекватность модели, положенной в основу данной системы.
Таким образом, в работе решена актуальная научно-практическая проблема моделирования системы управления деятельностью ИАС страховой компании.
Гипотеза исследования подтверждена.
Значение диссертационной работы определяется тем, что в ее рамках исследованы возможности повышения эффективности деятельности ИАС страховой компании, что в итоге позволит повысить эффективность управления последней.
1. ГОСТ 24.103-84. Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Основные положения.
2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015¬1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
3. Концепция организации взаимодействия страховых компаний по борьбе с мошенничеством и иными правонарушениями в автостраховании. - М.: РСА, 2003 г.
Научная и методическая литература
4. Бурков В.Н. Механизмы страхования в социально-экономических системах / В.Н. Бурков, А.Ю. Заложнев, О.С. Кулик, Д.А Новиков. - М.: ИПУ РАН, 2001. - 109 с.
5. Вдовин В.М. Предметно-ориентированные экономические
информационные системы: Учебное пособие / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова, А. А. Шурупов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 388 с.
6. Мкртычев С.В. Классификация специализированных компонентов корпоративной информационной системы страховой компании / С.В. Мкртычев // Автоматизация и современные технологии. - 2012. - №9. -С 28-31.
7. Мкртычев С.В. Объектно-структурное моделирование страховых информационных систем/ С.В. Мкртычев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №1(23). -С. 59-63.
8. Обзор ключевых показателей страховщиков: информационно
аналитические материалы. -М.: ЦБ РФ, 2016. №.3.
9. Петкина Л.А. CRM-система для управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании // Материалы научно-практической конференции (школы-семинара) молодых ученых «Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук». - Тольятти: ТГУ. -2019. -С. 592-593.
10. Петкина Л.А. Модель системы управления деятельностью информационно-аналитической службы страховой компании // Материалы научно-практической конференции (школы-семинара) молодых ученых «Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук». - Тольятти: ТГУ. -2020 (принята к публикации).
11. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management / Е.Ю. Духонин, Д.В. Исаев, Е.Л. Мостовой и др.; Под ред. Г.В. Генса. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -269 с.
Электронные ресурсы
12. Аналитические возможности CRM [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.intuit.ru/studies/courses/1154/151/lecture/4214?page=3 (дата обращения: 10.10.2019).
13. ATK QlikView для страхования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http: //www.atkcg.ru/news/atk-qlikview-dlya- strahovaniya-ito gi-seminara/(дата обращения: 10.10.2019).
14. Битрикс24 CRM-решение для страховой компании [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://bit-24.ru/otraslevaja-jekspertiza/strahovanie/(дата обращения: 10.10.2019).
15. Бушуева Л.И. Система показателей информационно -
аналитического обеспечения управленческих решений организации
[Электронный ресурс] / Л.И. Бушуева. — Режим доступа: https://www.sworld.com.ua/konfer29/806.pdf (дата обращения: 10.10.2019).
16. Кокорин А. Как противостоять страховому мошенничеству. - Режим доступа:http://www.cnews.ru/reviews/free/banks2009/articles/ifms.shtml(дата обращения: 10.10.2019).
17. Максимов П.А. Информационно-аналитическое обеспечение
маркетинговой деятельности организаций: теория и методология
статистического исследования [Электронный ресурс] / П.А. Максимов. — Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=16 (дата
обращения: 10.10.2019).
18. Самуйлов С. В. Объектно-ориентированное моделирование на
основе UML : учебное пособие / С. В. Самуйлов. - Саратов : Вузовское образование, 2016. - 37 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/47277.html(дата обращения:
10.10.2019) .
19. Страхование под CRM-контролем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fbconsult.ru/strakhovanie-pod-crm-kontrolem(дата обращения:
10.10.2019) .
20. Чехонин А. Особенности CRM в страховых компаниях
[Электронный ресурс] / А. Чехонин, О. Пильщикова. — Режим доступа:
https://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/insurance.htm (дата обращения:
10.10.2019) .
21. Электронный полис: Портал для клиентов (B2C) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://ads-soft.ru/products/product/elektronnyy-polis-portal-dlya-klientov/(дата обращения: 10.10.2019).
22. Insurance Data Warehouse Model &Technical Architecture
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://insuranceanalytics.graymatter.co.in/insurance-data-warehouse-model (дата обращения: 10.10.2019).
23. Customer Relationship Management in Insurance Domain [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.tadigital.com/blog/crm-in-insurance-domain/ (дата обращения: 10.10.2019).
24. CRM как точка опоры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/ru/post/286674/ (дата обращения: 10.10.2019).
25. CRM Models (Customer Relationship Management Model) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://ninjaoutreach.com/crm-models/(дата обращения: 10.10.2019).
26. CRM Testing : Goals, What and How to Test? [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.testbytes.net/blog/crm-testing/ (дата обращения:
10.10.2019) .
27. Investopedia [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.investopedia.com/terms/i/insurancescore.asp (дата обращения:
10.10.2019) .
28. Gartner consulting [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gartner.com (дата обращения 10.10.2019).
29. Microsoft_Dynamics_CRM [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Dynamics_CRM (дата обращения
10.10.2019) .
30. Oracle Siebel CRM [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.siebel8.ru/insurance_claims.html (дата обращения 10.10.2019).
31. The Customer Data Mother Lode: How to Conduct CRM Data Analysis
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://openviewpartners.com/blog/how-to-conduct-crm-data-analysis/#.XZl4elUzbIU(дата обращения 10.10.2019).
32. The performance assessment process [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www. iseg.ulisboa. pt/aquila/getF ile.do?fileId= 17412&method=getF ile (дата
обращения 10.10.2019).
33. Using CRM data: Modeling and measuring the effect of sales force
knowledge on customer decision making [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://gssi.world/wp-content/uploads/2018/11/2011 -conference-023_Using-CRM-data-Modeling-and-measuring-the-effect-of-sales.pdf (дата обращения
10.10.2019) .
Литература на иностранном языке
34. AlHarbi A., Heavin C. and Carton F. Improving customer oriented decision making through the customer interaction approach, Journal of Decision Systems, vol. 25(1), 50-63 (2016).
35. Bukhbinder G., Krumenaker M., Philips A. Insurance Industry Decision Support: Data Marts, OLAP and Predictive Analytics, Casualty Actuarial Society Forum, pp. 171-197 (2005).
36. Ismail N., Jemain A.A. Construction of an Insurance Scoring System Using Regression Models, Sains Malaysiana 37(4), 412-419 (2008).
37. Matis C., Illes •• L. Customer relationship management in the insurance industry, Procedia Economics and Finance 15, 1138 - 1145, ( 2014 ).
38. Mkrtychev S., Enik O. Automated Underwriting Control in a Regional Insurance Company. Advances in Economics, Business and Management Research, 66, 258-260 (2019).
39. Vijayakumar A. Indian Insurance Sector in 21st Century: An Outlook, Singhal Print Media, 2009.